|
№120 Донесение Ф. Мальтица К. В. Нессельроде о конфликте между голландской колониальной администрацией и католической церковью на Яве 2 (14) апреля 1846 г. Гаага № 28 Ваше сиятельство! Абсолютная власть, которую король в силу основного закона осуществляет в колониях, всегда давала оппозиции повод для жалоб и упреков, невзирая на чрезвычайную умеренность, с которой правительство пользуется этой властью. 5 месяцев тому назад временно исполняющий должность генерал-губернатора оказался вынужденным выслать в Европу известного дурным поведением некоего ван дер Флита, который по случаю временного приостановления платежей Яванским банком 124 открыто выступил против колониальных властей. Тем не менее так называемая либеральная печать представила его высылку народу как акт произвола и тирании. Изгнание епископа Канеи дало сегодня публичным листкам еще более благовидные мотивы для того, чтобы потребовать реформы правительственной системы, установленной в заморских владениях королевства. [201] В этом злосчастном деле правительству е. в-ва не в чем себя упрекнуть, а следующие факты, почерпнутые из официальных документов, ясно доказывают, что г-н Рохуссен действовал с поспешностью, мало отвечающей данным ему указаниям и еще менее целям его государя короля. 4 священника, которых он недавно изгнал с острова Ява, явились в колонию отнюдь не тайком. Назначенные в свиту папского викария и получившие паспорта от министра колоний, они представились по прибытии в Батавию временному генерал-губернатору и получили временное разрешение исполнять священническую должность. Впоследствии папский викарий назначил двух из этих священников в качестве капелланов без жалованья к приходским священникам Сурабайи и Самаранга, а двух других использовал в том же качестве в приходе Батавия. Узнав об этих мерах из доклада временного генерал-губернатора, министр колоний получил от короля постановление от 12 декабря, узаконивающее назначения, произведенные папским викарием и обеспечивающее 4 священникам жалованье согласно существующим положениям. Приехав в Голландскую Индию в октябре месяце, г-н Рохуссен получил от папского викария сообщение о том, что дурное поведение и неподчинение 3 приходских священников вынудили его отрешить их от должностей и доверить духовное руководство священникам, которые были их помощниками, не требуя для этих последних прав и жалованья, полагающихся священникам, утвержденным правительством. Согласно правилам, установленным для подобных случаев в Голландии и распространяющимся на остров Ява по соглашению, заключенному в 1841 г. в период пребывания его преосвященства Каппачини в Голландии между папой и королевским правительством, гражданское назначение и распределение церковных должностей между священниками производится только по рекомендации их духовного начальства. Отрешение священника от должности лишает его ipso facto (Тем самым (лат.).) сана служителя культа и жалованья. Однако г-н Рохуссен после нескольких бесплодных попыток получить у его преосвященства Гроофа доказательства законности и справедливости его приговора приказал отстраненным священникам продолжать попечение о духовных интересах их общин. Двое из этих священников приняли это поручение, а третий заявил, что может взять его на себя только в случае крайней необходимости по указанию церкви. Не дожидаясь ответа министра колоний на доклад временного генерал-губернатора, г-н Рохуссен отослал в Батавию обоих новых священников, прикрепленных папским викарием к приходам в Сурабайе и Самаранге, и запретил им исполнение пастырских обязанностей. Так как это положение вещей представляет серьезные неудобства и даже породило скандальный раскол в общине Самаранг, г-н Рохуссен снова предложил епископу отменить или по крайней мере изменить свой приговор по поводу этих священников. Епископ ему ответил в выражениях, исполненных глубокого уважения, что он всегда готов повиноваться приказаниям правительства, но что голос совести и обязанности викария запрещают ему восстановить на должностях священников, которые доказали себя недостойными их занимать. После этого ответа г-н Рохуссен приказал выслать епископа и 4 священников, сопровождавших его в Индию. Исполнение этого приказа должно было иметь место 1 февраля, а 2 неделями позже генерал-губернатор должен был получить постановление от 12 декабря и указания, которые ему предписывали оставаться в границах наибольшей умеренности. Король и большинство министров сильно огорчены этим актом произвола, который ставит правительство е. в-ва в весьма затруднительное положение. Одинаково трудно как выразить неодобрение генерал-губернатору, так и одобрить его суровый приговор. Комитет, состоящий из министра колоний, министра по делам протестантской и католической религий, в настоящее время договаривается по приказанию короля о способах покончить это дело в духе осмотрительности и справедливости. Как и следовало ожидать, католические газеты во всеуслышание жалуются на действия г-на Рохуссена и настаивают на необходимости дать публичное удовлетворение его преосвященству Гроофу. Не заходя так далеко и не желая защищать епископа, протестантские газеты, однако, порицают поведение генерал-губернатора и выражают опасение, что духовные лица других вероисповеданий также могут ожидать подобных действий с его стороны. Имею честь, в. с-во, оставаться с глубочайшим уважением в. пр-ва покорнейший слуга Барон фон Мальтиц. [202] АВПР, ф. Канц., 1846 г., д. 88, лл. 166—170. Подлинник на франц. яз. Комментарии124. В 1846 г. генерал-губернатор Рохуссен приостановил платежи Яванского банка (учрежден в 1827 г.) в звонкой монете, чтобы приступить к выпуску бумажных денег. Недовольство либеральной партии, как и в истории с высылкой Гроофа, было вызвано тем, что генерал-губернатор без ведома парламента распоряжался в колонии. |
|