|
№ 110 Донесение Ф. Мальтица К. В. Нессельроде о требовании голландских торговцев повысить пошлины на вывозимые иностранными судами товары из голландских колоний в Ост-Индии 24 декабря 1843 г. (5 января 1844 г.) Гаага № 113 Г-н вице-канцлер! Прискорбное положение торгового флота Нидерландов, еще ухудшившееся ввиду грозной иностранной конкуренции, недавно побудило судовладельцев и коммерсантов Роттердама обратиться к министру колоний с прошением, составленным в самых настоятельных выражениях. В нем они указывают, что грузы Амстердамского торгового общества, которое обладает своего рода монополией на торговлю с Индией, недостаточны для использования большого числа кораблей, построенных в Голландии. Попытки некоторых судовладельцев отправить за свой собственный счет корабли в Индию окончились громадными убытками. По их мнению, это следует приписать тому, что правительство снисходительно разрешило иностранным судам ввозить товары из голландских владений в порты метрополии; такой привилегии ни одна другая страна не предоставляет иностранцам. Для исправления этого положения просители требуют, чтобы был совершенно изменен тариф на Яве и чтобы были установлены пропорционально более высокие вывозные пошлины на любой груз, отправляемый из нидерландских колоний в Европу на борту иностранного корабля, и в особенности на партии риса, табака и рисовой водки. Каким бы полезным на первый взгляд ни казалось это предложение, следует, однако, отметить, что, затруднив получение колониальных товаров на Яве для американских, французских, английских и прочих кораблей, возможно, не удастся вынудить их отправляться за этими товарами в Голландию, а скорее это побудит их брать груз в других странах, где уже теперь производство этих культур делает угрожающие для процветания нидерландских владений успехи. Впрочем, правительство, призванное заботиться не только об интересах национальной торговли, но и об интересах своей дальнейшей политики, не сможет легко решиться восстановить против себя Англию и Францию, отняв у их подданных льготы, которыми они пользовались до настоящего времени и которые тем более для них ценны, что они могут постоянно получать выгодные грузы для рейса в Индию, в то время как нидерландские корабли ничего не могут вывозить из метрополии и вынуждены обычно идти пустыми, получая от этих рейсов только ту выгоду, которую им дают обратные грузы. Имею честь, господин вице-канцлер, оставаться с глубочайшим уважением в. пр-ва покорнейший слуга Барон фон Мальтиц. [186] АВПР, ф. Канц., 1844 г., д. 96, лл. 2-4. Подлинник на франц. яз. |
|