Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Новейшие известия о Сиаме и Кохинхине

(Оконч. статьи начатой в № 6)

Кохинхина, получившая нынешнее Государственное устройство свое только в первые годы XIX столетия, заключает в себе всю Кохинхину собственно, весь Тон-кинг, большую часть [12] Камбоджии и небольшое владение Тсиамна. Она простирается от южного берега Камбоджии до Северных границ Тон-кинга (находящихся в нескольких милях от Тропика Рака) и 105° до 109 Восточной долготы. Границы ее с Востока составляют Китайские провинции: Кантон, Кианг си и Юн-нан; с Запада Королевства: Лао и Сиам; с других сторон заливы: Сиамский, Гонконгский и Китайское море.

Хотя в плодородии и разнообразии почвы земли, равно как и в богатстве произведений, Кохинхина и уступает Королевству Сиамскому, но она имеете большие выгоды для торговли как по своему центральному положению, по своим судоходным рекам, так и по множеству превосходных гаваней.

Во всем Королевстве не менее пяти значительных и судоходных рек, именно: Канг-као, Камбоджия, Сангун Тон-кинг и Гюе.

Первая из сих рек впадает в залив Сиамский; на берегах ее находится Атиен и Понтиамас: сия река, соединяющаяся с великою рекою Камбоджиею и текущая через Паномпин, столицу Королевства, в начале XVIII с столетия была очень часто посещаема торгующими Европейцами. Г-н Кравфорд, в переговорах с Кохинхинским Двором, употреблял все старание для получения свободного доступа к сему месту, ибо это [13] единственная значительная Кохинхинская гавань в Сиамском заливе: Канг-као доставляет способ прямо проникнуть во внутренность Камбоджии.

Собственно Кохинхина не имеет значительных судоходных рек. Течение реки Гюе весьма невелико, и хотя она широка, но не глубока, и потому не приносит большой пользы как для внутреннего, так и для внешнего судоходства. Впрочем, устье ее образует прекрасную гавань, в которую корабли, поднимающие двести тонн, могут входить с величайшею безопасностию во время юго-западного муссона; во время-же северо-восточного муссона она почти неприступна 1.

В Тон-кинге есть река, бывшая прежде очень известною Европейским мореплавателям; кажется, что тогда, не взирая на порог в ее устье, могли входить в нее корабли от 500 до 600 тонн. По достовернейшим известиям, устье ее теперь очень много заграждают песчаные мели, и потому по ней могут ходить только корабли, поднимающие сто тонн. Кахао, столица Тон-кинга, лежишь в 200 милях от моря на берегу сей реки, которая удобряет большую часть [14] сей земли, и составляет главную причину ее плодородия. Выходя из Юн-нана, в Китае, и протекая весь Тон-кинг, она могла бы почесться весьма удобною к выгодному и обширному судоходству.

Кохинхина в рассуждении своих гаваней, в особенности облагодетельствована Природою. Между мысом Св. Иакова и Туронским заливом, на пространстве шести с половиною градусов широты считается пять прекраснейших гаваней, доступных во время всяких ветров; корабли с совершенною безопасностию могут приближаться и стоять внутри сих гаваней.

Между произведениями Кохинхины, важнейшими для иностранной торговли, сахар занимает первое место; он преимущественно собирается во внутренних провинциях собственной Кохинхины. Природные жители разводят сахарный тростник и умеют добывать из него сок, не предоставляя, подобно Сиамцам, сего занятия Китайцам. Хотя сей сахар и зернист, но в белизне уступает Сиамскому. Вывозимое количество простирается до 30 000 пекулей, по большой части в Китай.

За сахаром следует шелк-сырец. В Камбоджии его нет; разведением шелковых червей более занимаются в Кохинхине, а особливо в Тон-кинге. Количество сырца, ежегодно вывозимое [15] из всего Государства, простирается до одного лака и двадцати тысяч фунтов. Сырец сей, будучи короток, негодится для Англинских машин. Пук сего сырца, внимательно рассмотренный Калькутскими купцами, оценен был в одиннадцать рупий; решили, что он стоит немного дороже Бенгальского шелка, вышедшего не с прядильных фабрик Компании. Французские корабли, недавно посещавшие Кохинхину, вывезли значительное количество оного. Кажется, что сырец, грубейшей доброты, очень хорошо сбывали в торговых местах Франции.

В Кохинхине растет настоящая корица: ее вывозится около 2 000 пекулей или двух лаков и шестидесяти шести тысяч фунтов. Она растет только в горах центральной Кохинхины; оттуда отправляется в Камбоджию и Тон-кинг, а в особенности в Китай, где ее предпочитают всем другим сортам сего произведения. Хотя она очень приятного вкуса и очень душиста, но негодится ни для Индии, ни для Европы. Дабы сделать ее годною для нашего употребления Кохинхинцы должны-бы научиться сдирать с сей коры перепонку, и сверх того, укладывать и приготовлять ее по примеру жителей острова Цейлана, чему очень легко-бы научить их через Китайцов. [16]

Другое произведение, исключительно принадлежащее центральной части Королевства, есть чай, разведение коего очень обширно, и коим снабжают отсюда и другие провинции. Он низкой доброты и весьма дешев: цена его редко бывает выше одного или двух пенсов за фунт (10 или 20 сантимов). Не худо-бы рассмотреть, не должно-ли отправлять сей чай в Англию для потребления неимущих жителей.

Произведения наносных земель сей страны и смежных лесов, почти теже, как и в Королевстве Сиамском, и потому нужно исчислить только главнейшие из оных, а именно, в Камбоджии; кардамон, орлиное дерево, арека, слоновая кость, гумми-лак, кожи, рога, кости, сушеная рыба, красильные деревья, строевой и корабельный лес; Тон-кинг доставляет: сандарак, гумми-лак, красильные деревья и корни.

Хороший строевой лес находится только в Камбоджии. Количество дерева тека, растущего в лесах сего Государства, весьма незначительно. Для постройки кораблей, для пушечных лафетов и вообще для городских строений, употребляется дерево сао. Не видавши дерева, дающего сей лес, Англичане, бывшие при посольстве, не могли определить его. Дерево cиe крепко, прочно и в великом количестве доставляется в столицу. Все [17] общественные здания, виденные Англичанами, также и все превосходные лафеты, которым они удивлялись в Королевском Арсенале, сделаны из сего дерева. Для столярной работы в большом употреблении ко, черное, крепкое дерево: так как оно состоит в толстых брусьях и принимает прекрасный глянец, то, кажется, весьма прилично для сего употребления. Хорошо-бы присылать его и в Европу. В Камбоджии есть и розовое дерево; Китайцы вывозят его, также как и Сиамское.

Из произведений растительных, доставляемых Тон-кингом, довольно упомянуть о корне нao, называемом в Кантоне Шеу-ли-онг: он составляет балласт всех Китайских кораблей, отплывающих из Тон-кинга. Он очень дешев, и во всем Тон-кинге и в Кохинхине, равно как и в Китае употребляется для крашения в красный цвет; для такой-же цели можно-бы его употреблять и на наших мануфактурах.

Изо всех провинций королевства Кохинхины, только в одном Тон-кинге находятся металлы в числе коих есть железо, золото и серебро. Toн-кингским железом, находящимся там в таком-же изобилии, как и в Cиаме, снабжают всю Кохинхину, выключая провинцию Сангун, получающую оное из Сиама. [18]

Кохинхинцы, на выше упомянутые товары, выменивают изделия Китайских фабрик, разные вещи из Азиятского Архипелага и Индии и некоторые товары Европейских фабрик.

Из Китая получают они: шелковые материи, фарфор, лекарственные вещи, большое количество бумаги, назначаемое в особенности для церковного употребления, и лучший чай; из Азиятского Архипелага: перец, гвоздику, мускатные орехи, сандал и олово; из Индии: опиум и селитру; что-же касается до Европейских товаров, то в Кохинхину привозят только сукно, некоторые бумажные материи, огнестрельные оружия и чугун.

В средней провинции Кохинхины растет хороший перец, но он дорог, и количество оного недостаточно для вывоза Китайцов. И потому ввоз перца и олова в Китай может принесть значительную пользу торгующим. Потребление опиума во всем Королевстве ежегодно простирается до ста пятидесяти ящиков, из коих две трети употребляется для Тон-кинга, а одна для Кохинхины и Камбоджии. Ящик опиума в оптовой покупке стоит 3 500 пиастров. До основания Сингапорского заведения, запас опиума получался из Кантона; часть оного с Явы и большое количество сухим [19] путем: Кохинхинцы получали его из вторых рук.

Кажется, что сукно с давнего времени употребляется в Кохинхине: армия, состоящая ныне почти из 4 000 человек, обмундирована вся толстым и плотным Англинским сукном, преимущественно красного цвета, небольшею частию желтого и зеленого такой-же доброты; частию платья шьют из capжи и камлота. Привозят и тонкие сукна для зимней одежды людей высших классов.

Недавно привозили из Кантона и Сингапора небольшое количество бумажных материй, которые в большом употреблении между зажиточными людьми. Ситцы и другие цветные бумажные материи, которых столь много требуется в Cиаме, в Кохинхине совсем не употребляются. Выключая платков, наши толстые Индейские бумажные материи не годятся для Кохинхины, ибо по образцам, привезенным посольством, видно, что наши ткани не могут сравняться с теми, которые делают в сей стране.

Не взирая на искуство свое в делании пушек и других военных снарядов, Кохинхинцы не в состоянии снабжать себя огнестрельным оружием: Европейцы всегда доставляли им оное. Один Французский корабль, прибывший в Кохинхину в 1819 году, снабдил Короля [20] десятью тысячами ружей, но он тpeбует еще. Хотя железо Сиамское и Кохинхинское кажется дешевым, но при всем том привозят его и из Европы, и меньший угар при ковке заставляет предпочитать Европейское во всех отношениях железу той страны.

Внешняя торговля Кохинхины почти исключительно производится с Китайцами; торговля с Сиамом очень не значительна, а еще менее того с Европейцами. Кохинхинцам запрещено, также как и Сиамцам, и может быть по тем-же самым причинам, выезжать в иностранные Государства: вся иностранная торговля производится жителями тех Государств, с которым сии народы имеют сношения. Кохинхинцы из Государства своего могут выезжать только по особенному позволению; таким образом немногие из них ездят в Китай, а с некоторого времени многие из торговцов их посещают Европейские гавани Малаккского пролива, и в особенности Сингапор Здесь можно заметить, что если-бы Кохинхинцы имели право выезжать свободно, то они были-бы лучшими мореходами из всех народов Восточной Азии, потому что они сильны, деятельны, послушны и понятливы. Они и теперь производят морем обширную торговлю между разными частями своего Государства: от сих путешествий и [21] привоза податей в столицу, прибретают они великую опытность в мореплавании.

Торговые сношения с Китаем производятся по большой части через гавани: Кахао в Тон-Кинге, Сан-гун в Камбоджии, Фаи-фо и Гюе в Кохинхине; некоторые отправления бывают через Пунг-тae, Ятранг, Фуиэн, Сам-чао, Куэн-нион и Куанг-йи.

Вся торговля с Китаем простирается до 20 000 тонн, считая по шестнадцати пекулей в тонне, что составляет немного более половины торговли Банкока с сим же Государством; из сего видно, сколь значительна прибыль сей последней гавани, доставляемая множеством свободных отправлений от живущих там Китайцов. Правление Кохинхинское столь-же деспотическое как и Сиамское; но вообще если оно и не умереннее, по крайней мере сильнее и свободнее. Кохинхинцы в образе правления, равно как и в других учреждениях, подражают Китайцам; но они отстают от сего народа в исполнении законов, равно как в промышленности и в деятельности. У них отличия сопряжены с должностями; они разделены на два главные класса, гражданский и военный, что составляет род двойного управления в провинциях. [22]

Образ правления исправный; дела производятся скоро и методически.

Несправедливое мнение, распространенное новейшими писателями о Тон-кинге и Кохинхине, кажется, получило перевес перед прочими в Европе; именно, что вход в сие Королевство по большой части запрещен Европейцам на тех-же правилах, как в Японии и во всех гаванях Китайской Империи. Сие мнение не имеет никакого основания; ибо ни в одно из Государств Азиатских Европейцы не допускаются с такого свободою и с меньшим принуждением, как в Кохинхину. До 1818 года Европейские корабли действительно платили пошлины более нежели Азиатские; но в сем году Король учредил новый тариф для иностранной торговли, которым все иностранные торговцы уравниваются.

По сему установлению все корабли платят положенную умеренную пошлину с веса; они избавлены от осмотра груза и от всех пошлин на ввозимые товары; они платят только небольшие подати за некоторые вывозимые товары. Корабли, останавливающиеся в гаванях Кохинхинских по причине дурной погоды, или входящие только для того, чтобы узнать, выгодно-ли им будете продать груз свой, не платят никаких пошлин. Четыре гавани Кохинхинского [23] Государства открыты для Европейской торговли.

Трудно найти лучшие постановления для иностранной торговли, тем более, что ни Государь, ни чиновники его не производят торговли; в Кохинхине нет ни Королевской монополии, ни пошлин с перекупки, которые гораздо вреднее для торговли нежели отяготительнейшие пошлины.

До сего времени одни только Французы воспользовались новыми постановлениями Кохинхинского правительства в пользу Европейской торговли. Со времени введения сего нового порядка, прибыли в Кохинхину четыре большие Французcкиe корабли. Они привезли огнестрельные оружия, железо, медь, шерстяные изделия и несколько редкостей для Двора, а оттуда вывезли сахар и значительное количество сырцу. Один из значительных торговых домов из Бордо, оставил двух Французов в Туроне для приготовления груза кораблям, которые должны придти.

Англичане по всему могут теперь надеяться, что торговля с Сиамом и c Кохинхиною откроет также им, для употребления их капиталов, непосредственный канал, гораздо обширнейший и выгоднейший, нежели торговля с сими Государствами, именно торговлю с Китаем. Сказанное нами более относится [24] к Кохинхине, нежели к Сиаму, потому что первое из сих Государств находится прямо на торговом пути, и что Китайцы, посещающие его гавани более имеют надобности брать в нем груз на возвратном пути, нежели ездящие в Сиам; впрочем, все сие можно приложить к обоим государствам, коих соединенная торговля простирается до 60 000 тонн.

Сим-то каналом непосредственные, но удобные отношения могут быть поддерживаемы со всеми Китайскими гаванями от Ган-нана до Желтого моря, и сим средством можно будет отправлять из Китайских гаваней все товары Азиятского Архипелага и Индии, свойственные Китайским торговым местам; тем-же путем мы непосредственно из главных торговых мест Государства можем получать чай, шелки сырые и обработанные. Торговля сия может существовать независимо от своенравия Китайского правительства, и может возвыситься по мере свободы, которою будет наслаждаться. Китайские торговцы в Кохинхине, с которыми переговаривал г. Кравфорд, всегда обращали внимание его на сию отрасль торговли и оказывали сильное желание заниматься ею.

Кроме выгод, которые Англичане могут получить от торговых сношений Кохинхины с Китайскими гаванями, торговля между Тон-кингом и Китайскими [25] провинциями, граничащими с Севера и Востока, производящаяся по большой реке Тон-кинга, может доставить другое средство к распространению произведений нашей промышленности в тех частях Китая, которые не имеют непосредственного или удобного сношения с единственною гаванью, в которую нам позволено входить. С этой стороны мы получили-бы драгоценные и полезные металлы, находящиеся или в Тон-кинге или в Юн-нане, с которым он смежен.

Оффициальным известием, напечатанным в Калькутской газете, объявляется, что правительство Кохинхинское открыло Англичанам гавани: Сан-Гун, Ган, Фаи-фо и Гюе на условиях, изъясненных в постановлении, присоединенном к тому же известию.


Комментарии

1. Муссонами называются ветры на Индийском море, в известное время и по известному направлению дующие.

Текст воспроизведен по изданию: Новейшие известия о Сиаме и Кохинхине // Московский телеграф, Часть 9, № 9. 1826

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.