|
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ [ГОСУДАРСТВА] ВЬЕТ«ЮЭ ШИ ЛЮЭ» («ВЬЕТ ШИ ЛЫОК») ЦЗЮАНЬ III Шэнь-цзун [Шэнь-цзун], по табуированному имени Ян-хуань, был внуком Шэн-цзуна 1, сыном князя Чун-сяня. Матерью [его] была уроженка Ду. Когда [ему] было от роду три года, Шэн-цзун стал воспитывать [его] во дворце и поставил наследным принцем. В 12-ю луну 1-го года Тянь-фу-цин-шоу (15/I—12/II 1127 г.) [он] взошел на престол перед гробом [умершего короля]. Гроб с телом Жэнь-цзуна был установлен во дворце Кунь-тянь-дянь, а в [день] гуй-вэй (5 февраля) траур закончился. В [день] и-ю (7 февраля) король прибыл во дворец Тянь-ань-дянь присутствовать на аудиенции. В тот же день был снят траур, и поэтому [король] прибыл в Наань наблюдать за сожжением на алтаре дворцовых женщин, которых погребли вместе с Жэнь-цзуном. [Год] у-шэнь, 1-й год Да-шунь (3/II 1128— 21/I 1129 г.). В [день] синь-мао (13 февраля) был издан королевский указ о том, что ввиду горя в государстве запрещается в стране ездить верхом на лошадях. В [день] гэн-цзы (22 февраля) король впервые поехал на пир с чтением и пересказом классических текстов (цзин-янь). [Король] назначил командующего военной охраной (у-вэй) Ли Бо-юя тай-вэем, ней-жэнь-хо-тоу Лю По, Ян-эр 2 — тай-фу, чжун-чэна Моу Ду-юя цзянь-и да-фу 3. В [день] гуй-мао (25 февраля) [король] послал Сунам письмо, извещая о смерти Жэнь-цзуна и сообщая о времени [его], короля, вступления на престол. Сунский Гао-цзун (1127—1187 гг.) в это время, спасаясь [216] бегством от чжурчжэней, уже переправился через [Чан]цзян. Столицей [Сун] стал Линьань 4. Чжэньла совершило грабительский набег на округ Ианьчжоу. В [день] и-чоу (19 марта) король получил почетный титул: Шунь-тянь гуан-юнь цинь-мин жэнь-сяо хуанди. В [день] гэн-у (24 марта) король поехал во дворец Тянь-ань-дянь. [Он] принял клятву [верности] от людей государства на Площадке дракона. В 6-ю луну (11/VII—9/VIII) день рождения короля был назван Жуй-тянь-цзе (Праздник Неба, [дарящего] счастье). [Король] поставил трех королев, почтительно назвал приемную мать Чэнь-фэй тай-хоу (королевой-матерью). Во 2-ю луну (15/III—13/IV) Чжэньла совершило грабительский набег на округ Ианьчжоу. [Король] повелел тай-фу Юань Пин-гуну 5 покарать ее, [он] схватил их воеводу и возвратился. [Год] цзи-ю, 2-й год Да-шунь (22/I 1129—9/II 1130). Весной, в 1-ю луну (22/I—32/II) [король] устроил прием в палате Тянь-фу-гэ для празднования завершения строительства пагоды «84 драгоценности». В [день] цзя-у (5 февраля) [король] с почтением сделал [своего] отца князя Чун-сяня Тай-шан-ваном, а мать, урожденную Ду-ши, — тай-хоу (королевой-матерью) и поселил [их] во дворце Дун-жэнь-гун. Осенью, в 7-ю луну (18/VII—16/VIII) светильник на месте души [короля] (лин-вэй) Жэнь-цзуна вспыхнул двумя языками пламени. Зеленая бамбуковая змея свернулась на драгоценной ширме (бао-и). [Год] гэн-сюй, 3-й год Да-шунь (10/II 1130— 30/I 1131 г.). Летом, в 5-ю луну был преподнесен [королю] белый воробей. Тай-шан-ван скончался. Посмертным именем [его] было Гун-ван. В 6-ю луну (7/VII—5/VIII) была засуха, [король] молился, и пошел дождь. Чжаньчэн прислало дань. Проводились соревнования по гребле. [Король] направил посла к Сунам 6. [Год] Синь-хай, 4-й год Да-шунь (31/I 1131— 19/I 1132 г.). Весной, в 3-ю луну (31/III—28/IV) был [217] издан королевский указ запретить домашним рабам жениться на девушках из простого народа (бай-син). [Император династии] Сун Гао-цзун пожаловал королю [титул] цзюнь-вана 7. [Год] жэнь-цзы, 5-й год Да-шунь (20/I 1132— 5/II 1133 .г.). Весной, в 3-ю луну (19/III—17/IV) был замечен желтый дракон во дворце Ли-гуань-гун. Осенью, в 8-ю луну (11/IХ—10/Х) Чжэньла, Чжаньчэн совершили грабительский набег на [округ] Ианьчжоу. Был издан королевский указ тай-вэю Ян Ин-эр8 покарать и победить их. [Король] направил Юань Жэнь-эня к Сунам в качестве посла 9. [Год] гуй-чоу, 1-й год Тянь-чжан-бао-сы (7/II 1133— 26/I 1134 г.). Весной, в 1-ю луну (7/II—8/III) [король] переменил название годов правления. Во вторую луну (9/III—6/IV) во дворце Да-мин-дянь светильник Янь-мин-дэн вспыхнул цветком и драгоценные флажки начали колыхаться. У лошади отросла шпора. Летом, в 6-ю луну (4/VII—2/VIII) был замечен желтый дракон в зале Юн-гуан-дянь. Зимой, в 10-ю луну (30/Х—28/ХI) был построен даоский монастырь Янь-шэн-у-юэ-гуань. [Год] цзя-инь, 2-й год Тянь-чжан-бао-сы (27/I 1134— 15/I 1135 г.). Весной, во 2-ю луну (26/II—27/III) Чжэньла и Чжаньчэн прислали дань. С весны до лета не было дождя. Зимой, в 12-ю луну (17/ХII—15/I 1135 г.) засохшие деревья в Гуфатане зацвели. [Год] и-мао, 3-й год Тянь-чжан-бао-сы (16/I 1135— 3/II 1136 г.). Весной в 1-ю луну (16/I—14/II) был обнаружен древний медный колокол. Была замечена диковинная черепаха, на брюшке было четыре иероглифа: «и тянь юй шэн» («все Небо вечно мудро»). [Год] бин-чэнь, 4-й год Тянь-чжан-бао-сы (4/II 1136— 22/I 1137 г.). Весной, во 2-ю луну (6/III—2/IV) в округе Ианьчжоу произошло землетрясение. Вода в реке выглядела как кровь. В 9-ю луну (28/IХ—26/Х) был издан королевский указ о том, что [каждые] три семьи в столице и вне [ее] составляют одно бао 10. [218] Воевода Чжэньла Су По-лэн 11 совершил разбойничий набег на Ианьчжоу. [Король] повелел тай-фу Юань Гун-пину ударить и разгромить его. [Год] дин-сы, 5-й год Тянь-чжан-бао-сы (23/I 1137— 11/II 1138 г.). Летом, в 5-ю луну (22/V—19/VI) придворный У Янь преподнес [королю] золотой самородок весом 66 лянов. Осенью, в 9-ю луну (17/IХ—16/Х) король занемог и преставился в зале Юн-гуан-дянь, прожив 21 год и пробыв на престоле 10 лет. [Его] храмовое имя Шэнь-цзун; два раза менял название годов травления; похоронен в Тяньдэфу. Комментарии1. Нян-тонг умер бездетным, назначив наследником своего племянника. Выше указывалось, что в 6-ю луну (12/VII—9/VIII) 1116 г. «буддийский монах Дао Нань перевоплотился. Родился Шэнь-цзун» (с. 211). Этими словами передается необыкновенное появление будущего монарха. В 11-ю луну (26/ХI—24/ХII) 1117 г. «сын князя Сунг-хиена Зыонг Хоан был поставлен наследным принцем» (с. 212). 2. Чан Куок Выонг ставит между этими именами запятую, указывая, что в «Тоан тхы» имя последнего Зыонг Ань Ни (Вьет ши лыок, с. 133 и прим. 1 на этой же странице). Однако, вероятно, что-то в тексте пропущено, поскольку и до этого и после указывается прошлая должность чиновника и назначение его на новую, а здесь названа прошлая деятельность Лыу Ва и не сказано, на какую должность его назначили, а Зыонг Ни назначили на должность тай-фу, но не указано, какое он занимал до этого времени место. 3. Палладий этот термин переводит как «главный цензор при дворе» (т. II, с. 289). Вьетнамские источники этого времени не приводят никаких данных, которые бы позволили охарактеризовать функции этой должности при дайвьетском дворе. Согласно китайским источникам, это крупные чиновники, которых было 4 левых и 4 правых (Синь Тан Шу, цз. 47, с. 15734, 1б, 15736, 4б). Р. Де Ротур переводит этот термин как «императорский советник-цензор» (R. Des Rotours. Traite des fonctionnaires..., с. 143—147). О функциях этих чиновников см. «Синь Тан шу», гл. 47, с. 15734, 1б—15735, 2а, а также перевод этой главы: R. Des Rotours. Traite des fonctionnaires..., с. 143—147. 4. Сведения об этом посольстве в «Сун ши» отсутствуют. Из этого абзаца видно, что Гао-цзуну было не до приема посольства. Гао-цзун, вступив на престол в 1127 г., сделал столицей южносунского государства Наньцзинь (Интяньфу — Шанцю, пров. Хэнань). Однако уже через несколько месяцев он бежал (в ноябре того же 1127 г.) в Янчжоу. Узнав об этом, цзиньские войска предприняли новое наступление, но, встретив сопротивление со стороны китайских войск, вынуждены были отступить, В 1129 г. цзиньцы отправляются в новый поход. Император из Янчжоу, переправившись через Янцзы, бежал в Ханчжоу, однако перед наступавшей армией он сначала бежал в Юэчжоу, затем в Минчжоу, а позднее вынужден был спасаться бегством в море. Отправленная цзиньцами погоня не сумела его настичь, цзиньские войска, разграбив обширные территории, вынуждены были в начале 1130 г. отойти на север под натиском поднявшегося китайского населения. Только после ухода цзиньской армии Гао-цзун вернулся и провозгласил столицей город Линьань (Ханчжоу). Таким образом, Линьань стала столицей династии Южной Сун с 1130 г., а не в 1128 г., как сообщает «Вьет ши лыок». 5. Несколькими строками выше говорилось, что на должность тай-фу был назначен Ян-эр. 6. «Сун ши» фиксирует прибытие посольства из Дайвьета 1130 г. «В [императорском] указе отказывались от чрезмерно роскошных товаров, пожаловали императорский приказ, щедро [одарили] за их доклад, чтобы добрым отношением привлечь их на свою сторону» (Сун ши, цз. 488, с. 24126, 16б). 7. Прибытие этого посольства «Сун ши» не фиксирует. «Тоан тхы» сообщает иное имя посланника — Ли Фунг Ань (см.: Чан Куок Выонг. Вьет ши лыок, с. 134, прим. 2). Пассаж в «Сун ши», датированный 1132 г., вновь обнаруживает малую осведомленность о Дайвьете при южносунском дворе императора Гао-цзуна. Сообщается, что в этот год умер Ли Кан Дык, которому посмертно пожаловали титул Нань-юэ-вана, а его сыну Ян-хуаню (Зыонг Хоаню), который ему наследовал, был пожалован весь набор титулов, жалуемых при вступлении нового короля на престол, а также титул Цзяочжи-цзюнь-вана (Сун ши, цз. 488, с, 24126, 16б). Однако известно, что Ли Кан Дык умер пятью годами раньше, а наследовал ему его племянник, поскольку король умер бездетным. Следует отметить, что, в свою очередь, «Вьет ши лыок» датирует пожалование титула цзюнь-вана 1131 г., что на год предвосхищает событие, указанное в «Сун ши». 8. В указах, датированных 1128 г., Зыонг Ань Ни (см. выше, прим. 2) был назначен тай-фу, а здесь сказано, что он был тай-вэем. 9. Как и в предыдущем случае, в «Сун ши» нет сведений об этом посольстве. 10. Согласно проекту Ван Ань-ши, в бао входило пять дворов. Этому объединению государство давало ссуду. В исследовании З. Г. Лапиной говорится: «Во главе каждого бао местные власти ставили специальное ответственное лицо — цзя-тоу, назначая его из числа самых зажиточных, относящихся к первым трем имущественным категориям деревенского населения. На нем лежала ответственность за уплату долга государству всеми членами бао... В случае побега, разорения, смерти одного из членов пятидворки его долги раскладывались на остальных» (З. Г. Лапина Политическая борьба в средневековом Китае. М., 1970, с. 221). Эта система уходит своими корнями в глубокую древность, она базировалась на учении легистов, и в частности Шан Яна (см.: Л. С. Переломов. Введение. Комментарий,— Книга правителя области Шан (Шан цзюнь-шу), пер. с кит. М, 1968). Трудно определить характер этого нововведения во вьетском обществе, поскольку нет никаких данных, трактующих этот отрывок; одно можно сказать, что вводился принцип круговой поруки. 11. Этот набег, по-видимому, относится к серии вторжений, предпринятых королем Ангкора Сурьяварманом II (1113—1150 гг.).— См.: Дж. Холл. История Юго-Восточной Азии, с. 97. Текст воспроизведен по изданию: Китай и Вьетнам (III-XIII вв.). M. Глав. ред. вост. лит. 1978 |
|