|
Исторические сведения о сношениях России с Черногориею. Ввиду тех событий, которые ныне происходят в Черногории, Герцеговине и Боснии, нижеследующие бумаги, извлеченные из подлинных дел, должны обратить на себя внимание просвещенных любителей исторического чтения. Наши отношения к черногорцам, со времен Петра I до Екатерины II-й, были для последних настолько благоприятны, что знаменитая Черная Гора желала даже русского подданства. Правительство наше нашло это неудобным по отдаленности земли черногорской. Екатерина II отнеслась к народу черногорскому менее благосклонно потому, что черногорцы приняли у себя и оказывали приверженность одному злонамеренному проходимцу, действовавшему под именем Петра Третьего. Государыня так прогневалась, что не приняла ни прошений черногорского народа, ни самих черногорских посланцев, приезжавших нарочно в Петербург. Они обратились к ходатайству князя Потемкина и впоследствии, благодаря влиянию князя Потемкина и других лиц, сочувствовавших черногорцам и вообще славянским единоверным племенам, сношения наши с Черногориею и православными племенами, страдающими под турецким игом, значительно улучшились. И в настоящее время, в вековой борьбе христиан с магометанами, Россия более всех европейских держав принимает нравственного участия. Григорий Александров. 29 марта 1876 г. I. Просьба черногорцев к императрице Екатерине II. Августейшая монархиня, всемилостивейшая государыня. Черногорский народ, чрез отправленных к высочайшему в. и. в. двору начальника и губернатора своего Ивана Радонича, сердаря Ивана Петровича и архимандрита Петра Петровича, в лице всего народа, падает к стопам в. и. в-а, яко препрославленной в свете великой государыне, правосудной монархине, и всеподданнейше просит в. и. в. матернего милосердия и высокомонаршего покровительства, и о невинности своей, как ниже следует, доносит. Дед в. и. в., блаженныя и вечнодостойныя памяти государь император Петр Великий, в 1711 году, удостоил наш народ высокомонаршими своими грамотами, приглашая оными, по случаю бывшей тогда с турками войны, взять оружие и обще действовать против общего врага веры христианской и Российской империи; и отцы наши, по [258] единоверию, и язычию, и усердию к российскому благочестивому престолу, таковые грамоты от толь великого во дарех государя с неописанною радостию приняли и оружием своим против того неприятеля воевали. По заключении же мира под Прутом, в 1712 году, Отоманская Порта отправила тогда против нашего отечества сильное войско, для конечного разорения и истребления оного, в чем ей вероломным образом и удалось святые церкви, монастыри и домы наши пожечь, разорить и множество народа порубить и в плен увесть. Турки ж, потом, и в прошлых 1714, 1715, 1716, 1727, 1731, 1739 и 1768 годах, хотя и неоднократно со многочисленными войсками приходили и старались всякими способами лишить нас вольности и привесть в подданство; однако, помощию Божиею, всегда разбиты на голову и со стыдом от наших границ прогнаны были. О чем свидетельствует великий монарх жалованною нам, в 1715 году, грамотою. Из вышеизложенного довольно явствует, что наш народ от толь давних времен и поныне претерпевает толикие бедствия и гонения единственно за нашу преданность и непоколебимую к российскому в. и. в. престолу верность не от одних турок, но и от прочих ненавистников и недоброжелателей России. Напоследок, когда Отоманская Порта, в 1768 году, неправедную войну в-му и-му в-ву объявила, и в то время уведомились мы, что в-го и-го в-ва уполномоченный генерал граф Орлов в Венецию прибыл и оттуда в Тоскану, откуда нарочного прислал к нам капитана Пламенца со вторым известием о сем важном случае. Мы же, по всегдашнему усердию и верности к в-му и-му в-ву, вышеозначенного графа Орлова не умедлили, чрез того же капитана Пламенца, о нашем истинном усердии, ревности, состоянии и возможности подробно обо всем письменно уведомить, что с нашей стороны, при помощи императорской, учинена быть может такая диверсия, которою войска Бошняцкое, Герцеговатское и Албанское удержатся, чтоб против главной в-го и-го в-ва армии не могли действовать. И по сему представлению, в 1769 году, августа месяца, прибыл к нам с грамотою в-го и-го в-ва генерал-майор князь Долгоруков, который принят от нас с неописанною радостию и возможною честию. И по прочтении грамоты, в то ж время весь народ в верности в-му и-му в-ву с великою радостию торжественно присягнул и означенному князю Долгорукову, яко особе от в-го и-го в-ства присланной, главную команду поручил, с такою надеждою, что под покровительством благополучного царствования в-го и-го в-ва избавимся от всегдашних турецких нападениев; и что от оного варвара наши земли и города, неправедно похищенные, паки отберутся и во владение нам возвратятся. Но уповаемая наша радость и надежда вдруг исчезла и обратилась в неожидаемую нашу печаль: ибо, по прошествии более двух месяцев в Черной Горе князя Долгорукова пребывания, неведомо для какой причины таким образом, к немалому нашему удивлению и прискорбию, от нас ретировался; и по приезде его в Пизу, уведомились мы, что оной князь Долгоруков у генерала графа Орлова нас оклеветал, якобы черногорцы изменили и что хотели его туркам выдать, — в нашем отечестве неслыханный поступок, варварам одним только приличный, а не христианам, чего мы никак не надеялись, чтоб он, князь, за все оказанные ему от народа возможные почести и благоприятства так мог нас обесславить и ложно обнесть. О чем хотя от нас и [259] неоднократно к его сиятельству графу Орлову нарочные с. нашим оправданием посыланы были, что мы в таком вероломном князя Долгорукова выдуманном деле ни малейшего участия не имеем; токмо безо всякого удовольствия, с одними обещаниями, остались. И еще, к вящшему же несчастию нашему, не приняли мы предложенного нам тогда от турок весьма для нас авантажного мира, полагаясь на обещаниях и уверениях часто упоминаемого графа Орлова, яко особы уполномоченной от в-го и-го в-ва, с тем, что и об нас статьи, при заключении с Портою мира, с большими выгодами, в мирной трактат внесутся. Почему и начали на неприятельские турецкие области нападать и военною рукою действовать, и сделали такую диверсию, что по большой части все войска Бошняцкие, Герцеговатские и Албанские удержали и против себя обратили, несмотря на то, что от Порты к ним, для походу и соединения верховного визиря с главною армиею, многие ферманы посыланы были. Однако они против главной армии в-го и-го в-ва не пошли, отговариваясь тем, что-де у нас неприятель при дверях стоит, чем и доказывается, что мы не такие вероломцы и изменники, как нас в-му и-му в-ву описали, о чем всей Европе небезызвестно и что сам князь Долгоруков и прочие бывшие с ним могут засвидетельствовать. Того ради к стопам вашего императорского величества, яко правосудной монархине и всемилостивейшей матери, припадаем и раболепно просим, за службу и верность нашу и предков наших, не оставить нас на жертву и поругание врагам нашим, и сие наше приложенное, по секрету, рабское, всенижайшее изъяснение принять и по оному на нас бедных и вашего императорского величества верных рабов высокомонаршие щедроты и милость излияти. Вашего императорского величества, всеподданнейшие рабы Подлинное прошение подписали: Иван Родонич, черногорский губернатор; Иван Петрович, черногорский сердарь, Петр Петрович, архимандрит черногорский. Июля 28 II. Изъяснение, на высочайшую ее императорского величества апробацию, от отправленных от черногорского народа начальника губернатора Ивана Родонича, сердаря Ивана Петровича и архимандрита Петра Петровича. 1-е) Живущий ныне под владением цесарским, турецким и венецианским славеносербский народ суть точные потомки вышедшего из Севера государя Всевлада, со многочисленным войском, под предводительством трех его сыновей: Тотия, Бруса и Остроила. По завоевании древнего Илирика, в 495 году по Рождестве Христове, основал царство Славено-Сербское, стоящее 876 лет. И по завоевании турками Греческой империи и по смерти славного в истории Георгия Скендерберга, по несчастию, пришло под иго турецкое, цесарское и венецианское, кроме Черной Горы, которая 317 лет как от турок, так и от прочих неприятелей вольность свою и поныне храбро защищает. 2-е) Народ славеносербский, живущий под владением цесарским и венецианским, прикрывающий границы их от турок, состоит по [260] большей части из регулярного войска, коего более 200.000 наберется, ежели только по одному человеку с каждого двора взять, которой, на прежде бывших у цесаря с турками и прочими европейскими державами войнах, своею храбростию, верностию и отменными заслугами довольно прославился, о чем всей Европе известно. 3-е) Будучи наш народ, находящийся под разными державами, немало огорчен их поступками, весьма нужно для российского интереса, иметь в наших странах сильную партию, которая бы во всякое время (могла) делать знатную диверсию и как турецкие, так и других недоброжелательных и завистливых дворов противные российскому интересу замыслы и предприятия опровергнуть могла. 4-е) Но как все вышепомянутые народы с Черною Горою сухим путем и Адриатическим морем коммуникацию иметь могут, то безо всякого сумнения, в случае войны с турками, обще с черногорцами, коих более 60.000 человек, для своего избавления согласились оружие восприять и против неприятелей России действовать не отреклись, которые из давних лет желают из-под ига турецкого избавиться и прежнюю свою вольность и предков своих похищенные земли получить, что и в последнюю войну видимо было. 5-е) Но сего великого дела, как для российского интереса весьма нужного, так и для избавления толикого множества единоверного христианского народа из-под ига варварского, готового во всякое время из усердия и ревности для в-го и-го в-ва и всероссийского престола кровь свою проливать, без помощи Великия Екатерины, также и для утверждения их вольности в ином месте, начать и в действо способнее произвесть не можно, кроме Черной Горы, яко для сего предприятия места весьма способного и безопасного, которая от натуры укреплена и с вышепомянутыми народами водою и сухим путем может иметь коммуникацию, как выше помянуто, о чем небезызвестно. 6-е) Уже 317 лет минуло, как славеносербской и греческой народы, по разрушении их государств, туркам и папежцам в тяжкую неволю и рабство пришли, от которых несносные разорения, гонения и притеснения, в отправлении по нашему закону службы Божией препятствия и иные несказанные озлобления и поныне претерпевает; от чего народ, духовенство и все знатные племена в крайнее невежество и сожаления достойное убожество пришли. И по прошествии столь многих лет, ниже кто помышлял о избавлении сего народа даже до времен блаженныя и вечно достойныя памяти государя императора Петра Великого, который довольно предвидел, какая важность и польза России от того впредь быть может, когда славяносербскому народу прежняя вольность и похищенные их наследственные земли от турков отберутся. 7-е) Для сего важного предмета выбрана была от сего великого монарха Черная Гора, яко место для исполнения его намерения весьма способное, в чем ему блаженныя и вечно достойныя памяти государыня императрица Елисавета Петровна последовала и высочайше указать соизволила, в 1757 году, учредить комиссию и способных людей послать в Черную Гору, для учреждения там правительства, разных нужных училищ и регулярных полков, также типографии, литейного и монетного дворов. На содержание там людям учителей и на прочие надобности определена была ежегодно сумма, состоящая в 150.000 рублей, впредь до рассмотрения. Но по воли Божией и великому всего нашего народа несчастию, сие важное и Богу угодное дело в действие произвесть смерть ей воспрепятствовала. [261] 8-е) Напоследок, всемогущий и милосердный Бог, призря на наше бедственное состояние, вознес на императорский всероссийский престол великую в свете монархиню и предоставил вашему императорскому величеству могущею десницею из челюстей варварских неправедно похищенное и растерзанное турками и папежцами царство Сербское исторгнуть и толикое множество единоверного и единоязычного народа христианского из-под ига вероломных агарян освободить и оному наследственные предков их земли и вольность возвратить. И таким образом, когда вашего императорского величества высочайшее благоволение будет, как в вышеописанных пунктах гласит, блаженныя и вечно достойныя памяти государя императора Петра Великого и государыни императрицы Елисаветы Петровны намерение их в действие произвесть, тогда-то, под высочайшим вашего императорского величества покровительством, падшее Сербское царство вновь утвердится, и Россия, и без того довольно прославленная, врагов своих в должном респекте содержать будет. За что мы и потомки наши, верные и всеподданнейшие рабы, с благодарением всевышнему Творцу о дражайшем вашего императорского величества многолетнем здравии и императорской фамилии, со слезами и сокрушенным сердцем, наполненным радости и веселия, теплые молитвы приносить будем, прославляюще и возвещающе всем народам блаженство и избавление наше в нынешние и впред будущие веки веков. III. Общественный приговор Черногорского народа. Во славу Святой и нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь. Мы, общество черногорское, собранные на обычном месте Цетине, сердари, воеводы и князья и прочие поглаварии, рассуждающе наше состояние и утеснения, призываем в помощь всесильного Бога и избираем и определяем из первейших фамилий, господина нашего губернатора Иоанна Радонича, да господина сердаря Ивана Петровича, а из духовных господина архимандрита Петра Петровича; и даем им полномочие, чтобы предстали высочайшему всероссийскому двору; и что вышепомянутые господа представят, то мы, все общество, представляем; на какие кондиции они подпишутся, и мы подписуемся, и на каковое утверждение они заключат, так и мы, общество, заключаем; каковое их прошение будет, тако и мы, общество, просим, по заклятве на кресте и святом Евангелии; в чем и обычный наш герб черногорского общества прилагаем. Дано в Черной Горе, в Цетине, в лето 1778 года марта 13 числа. Подписал: Смиренный митрополит Савва Петрович. (Место двух сургучных печатей, на коих изображения от времени изгладились). IV. Краткая выписка о черногорском народе. В 1711-го году, по случаю бывшей у России с турками войны, грамотами его величества государя императора Петра Великого, призыван [262] был к принятию против турок оружия монтенегринской или черногорской народ, который по тому и действительно неприятельские действия противу оных производил. А в 1715-м году, приезжавший в С.Петербург черногорский митрополит Даниил представлял, что турки великие черногорскому народу приключили разорение и грабительства за вышеупомянутую учиненную им российскому двору, во время войны, диверсию и просил о денежном сему народу за то награждении и о пожаловании на возобновление, турками ж разграбленных, православных церквей. Вследствие чего и посланы с ним отсюда были церковные сосуды, книги и архиерейские и священнические одежды, для тамошних неимущих церквей и монастырей, при чем и на возобновление оных немалое число денег отправлено, да на раздачу тамошним начальникам и народу, также и оному митрополиту с его свитою, знатная сумма пожалована, простирающаяся всего деньгами слишком до 20.000 рублев, о чем в подробности означено в приложенной при сем росписи о учиненных отсюда в разные времена черногорцам дачах. При отъезде оного митрополита отсюда вручена ему была к черногорскому народу грамота его императорского величества, в которой изъяснена была здешняя благодарность за их помощь с выхвалением при том оного народа и с обнадеживанием о вящшем впред награждении за ту их верную службу. В 1743-м году, прибывший сюда черногорский же митрополит Савва представлял о недостатках и бедности народа Черногорского, объявляя о вышепомянутых посланных в Черную Гору с митрополитом Даниилом деньгах, что не токмо оные, но и немалое число собственных своих денег, они употребить принуждены были на необходимые общенародные нужды и на возобновление церквей, также и на искупление от турок некоторых их знатнейших людей, для исправления чего всего они по необходимости заняли еще 6000 червонных. Посему оный митрополит просил, чтоб для заплаты того долгу и на возобновление еще некоторых оскудевших церквей и монастырей, учинено было отсюда какое либо денежное вспоможение и при том пожалованы архиерейские и священнические одежды и книги, в чем во всем оный митрополит был удовольствован, и тогдашняя здешняя дача простиралась слишком до 5000 р. Через десять лет потом, в 1753-м году, был в Москве третий черногорский архиерей Василий, которого представления состояли в том, чтоб отсюда им вспомоществовано было завесть у них славянские школы, их обществу пожаловано милостивое награждение, они черногорцы были от турок защищены и рекомендованы римско-императорскому двору и республике Венецианской, чтоб они доброхотство к черногорскому народу при случаях оказывали и чрез свои области свободный пропуск оному дозволяли; также если угодно здесь окажется, то он митрополит представляется с своими вельможами советывать о выезде их с фамилиями в Россию, заключа все то прошением о снабдении церквей их книгами и о выдаче определенной в их Цетинской монастырь милостыни, да о пожаловании материи на одеяние церковное и на платье митрополиту Савве, да архиерейской мантии и посоха; а ему, архиерею Василию, полного архиерейского облачения; да священнику и дьякону риз и стихаря. Почему в 1754-м году, в награждение обществу черногорскому и на возобновление церквей, также и ему архиерею с свитою, пожаловано всего деньгами 8000 рублев и требуемое им платье и книги, да из особливой ея императорского величества милости ему [263] архиерею панагия. С ним же отправлено ея императорского величества грамота к черногорскому обществу, в которой об оном пожаловании изъяснено, и они обнадежены дальнейшею высочайшею милостию, с пристойным увещанием о продолжении и впред их усердия и преданности в здешней империи. А на представлении оного архиерея в резолюцию ему объявлено: что прошение его о заведении школ оставляется до того, пока от них же самих объяснения получены будут, сколько на такое заведение потребно иждивения, где именно и каким образом они там содержаны быть могли б; что в пользу черногорского народа при Порте Отоманской, чтоб от оной противу оного неприятельских действ чинимо не было, не оставится при надежном случае сделать заступлении; что обещанная им архиереем готовность советывать с начальниками своими о выезде их с фамилиями в Россию, здесь заблагоприемлется, и поручается то его старанию. В той же записке ему архиерею еще знать дано, что ея императорское величество соизволяет народу черногорскому такое обнадеживание подавать, что когда оказана будет впред от сего народа здешней империи в воинских действах какая заслуга, тогда они и погодною пенсиею награждены будут, а выезжающие сюда снабдены высочайшею милостию. На представление же его архиерея, дабы черногорской народ, при определении оному повсегодно на воинское содержание какой либо суммы денег, снабден был грамотою в такой силе, что оный черногорской принципат никому не подвластен, как токмо российскому двору и чтоб сей принципат в титуле ея императорского величества включен был, в резолюцию сообщено ему было, что обождено здесь будет формальное сего народа прошение, на каком основании он подвластным быть хочет. Самый сей архиерей Василий, в 1758-м году, в другой раз сюда приезжал с тамошним губернатором Радоничем, кой здесь и умер и с тремя его начальниками, которые всеобще разные представления учинили, из которых главнейшие (не упоминая уже о других, ничего не заслуживающих), были следующие: 1-е) чтоб черногорской народ принят был в здешнее подданство, 2-е) чтоб из вышедших черногорцев учрежден был здесь полк и назван Черногорским и 3-е) чтоб для учреждения в черногорском народе доброго порядка, определен был ежегодный пенсион до 15000 рублев; также чтоб для пребывания в их резиденции кто-либо отсюда отправлен был. На сие им в резолюцию объявлено было, прочтением записки в доме вице-канцлерском, 15-го июня оного 1758 года. На 1-е), что усердие народа их вступить в здешнее подданство заслуживает оному всегдашнее ея императорского величества благоволение и милость, но по близости окружающих их неприятелей и по отдалении империи здешней, оставляется то до лучших времен. На 2-е), что когда довольное число черногорцев выйдет, тогда полк составится и Черногорским назван будет. На 3-е), что требуемый пенсион определен и отправлен будет с нарочною особою, а кого-либо туда для пребывания послать нынешние обстоятельства совсем не дозволяют. В прочих же их требованиях они также удовольствованы были и именно определением вывезенных ими сюда из Черных Гор малолетних дворянских детей в кадетский корпус, выдачею определенной в Цетинской монастырь милостыни и дачею ризницы с архиерейским убранством и книгами церковными. За все вышепомянутое хотя изъявляли они свою благодарность, но при [264] том не оставили однако ж отозваться еще, да и со слезами, что как главною приезда их сюда причиною было, дабы испросить потребное снабдение к содержанию в их отечестве до трех полков из тамошних народов, для защиты от нападения турецкого совсем необходимых: то они теперь принуждены объявить, что инако их черногорский народ конечно со временем пропадет и сделается подданным турецким, а при том и от христианства отступит; на содержание же тех полков, по их объявлению, потребно в каждый год по крайней мере до 100,000 р. При отъезде оных архиерея и трех начальников, из высочайшей милости, пожалованы как для общества черногорского и в Цетинской монастырь, так и им с свитою портретами и деньгами всего например тысяч до 7-ми рублев. А обещанный пенсион 15000 руб. отправлен на один только год, с советником Пучковым, при грамоте, за подписанием вице-канцлерским, и предписано было ему Пучкову, по приезде в Черную Гору, тамошних начальников словесно обнадежить, что если усмотрится, что черногорский народ старания приложит, учреждением между собою порядка и согласия, а паче снабдением себя воинскими орудиями, введением регулярства и доброй дисциплины, удостоиться сей ея императорского величества милости, то показанный пенсион и впред им ежегодно производим будет. Архиерей Василий просил о утверждении того пенсиона ежегодно привилегиею и о определении еще особливо пенсии, по 1000 рублев ему, архиерею Василию с другим архиереем же черногорским Саввою; на что объявлено ему было, что на представление его архиерея об определении пенсиона черногорскому обществу ея императорское величество снисходя, повелела по вышепомянутому на первый случай отправить туда с советником Пучковым, при императорской своей грамоте, 15000 рублев; и чтоб он архиерей, побуждая тамошнее общество к ревности к здешней империи, отнюдь не разглашал о сей милости. О сем из Коллегии Сенату сообщено было со мнением, что требуемая оным архиереем о пенсионе привилегия не может быть полезна для интересов здешних, потому что оною здешний двор навсегда б себя обязал тот пенсион производить и в такое время, когда бы в черногорцах никакой нужды для государства здешнего не усмотрелось, в чем с Коллегиею Сенат согласился. Вышепомянутые же пенсионные деньги и грамоту советнику Пучкову повелено было, по приезде в Черную Гору, вручить первенствующему там митрополиту Савве, в присутствии некоторых из светских начальников черногорских, а при том разведать о прямом состоянии тамошнего народа, о его к России усердии и может ли оный полезным быть для здешней империи, также доходилось к тому народу отправляемое отсюда с их архиереями жалованье. Оный Пучков, в 1760-м году, по возвращении уже своем оттуда в Россию, привез от архиереев и общества черногорского благодарительные за оказанную к ним милость письма, в коих усугубленно они просили о пожаловании ризницы и на возобновление разоренной в Цетине церкви, также и о учреждении им двум архиереям ежегодной по 1000 р. пенсии и о утверждений оной грамотою. О тамошних же обстоятельствах он, Пучков, следующее в Коллегию рапортом представил: что черногорцы находятся в крайнем беспорядке, не имеют никаких между [265] собою добрых учреждений, законов и обычаев, живут в междоусобии и вражде, к властям своим не имеют послушания; а власти не пекутся о их пользе, но только о собственной их корысти, как то особливо архиерей Василий старался, и в тогдашний приезд его Пучкова, присланные деньги чрез всевозможно употребленные им хитрости и обманы в свои руки от него выманить, и для показания своего мнимого кредита в Черной Горе он, архиерей, по прибытии своем туда, помянутому Пучкову приводя представлял одну токмо подлость, называя лживо иного князем, иного боярином, а иного боярским сыном. О усердии к России нашел он, Пучков, что начальники черногорские мало что или ничего о России не толковали; посыланные же отсюда награждения по малым рукам между родственниками их расходились; да и последние приехавшие тогда из России начальники их то ж учинили, разделя между роднею своею пожалованные 1000 жетонов; а преосвященному Савве одну только грамоту отдали, о которой народ нимало не слыхал. Правосудия и прав в Черной Горе нималейше не знают, ибо каждый между ими дому и фамилии своей высший судья и властелин, и в случающихся ссорах управляются собою поединками и друг друга режут или застреливают, а потом убегают в другие провинции; сильные же фамилии утесняют немощных; почему, если убийца своею фамилиею человек людной, то и во своясях живет спокойно; а потом помощию денег мирятся. Мировщики же между ими бывают их архиереи с прочими, которые и сами при таких случаях пользоваться не оставляют, а иногда между воюющими и огонь раздувать не откажутся. Впрочем черногорцы генерально весьма непостоянны, к грабежам склонны и самовольством наполнены, даже до того, что и по выезде их из своего отечества, в чужом государстве, они при первом случае возмущение сделать готовы; в явное доказательство чему припомнить токмо можно учиненные в Москве, в 1758-м году, непорядки и озорничества от находившихся там черногорских выходцев, назначенных к распределению по разным здешним полкам. Между прочим сии черногорцы, прибежав ко двору дворянина Демидова, били из собравшегося народа многих саблями и некоторых поранили, а в доме его Демидова в окнах стекла перебили; до резолюции же бывшего тогда их здесь архиерея Василия, не хотели брать мундира, амуниции и лошадей, также и присяги без воли его архиерея не чинили; да и жалованья, за обыкновенным вычетом на мундир, не брали; а просили о выдаче им полного, объявляя, что ежели чрез трое суток удовольствованы жалованьем не будут, то съестные припасы без денег брать станут и пойдут все из Москвы, куда вздумают. От сих наглостей и своевольств они с нуждою воздержаны были и не инако, как разосланием оных по малому числу в разные места. Да и для увещевания их к возвращению к их должности, отсюда нарочно из Сената посылан был бывший тогда здесь их архиерей Василий. Начальники же черногорские склонны к сребролюбию и на оном утверждают свои поступки, так что всегда преклоняются и ищут протекции у той державы, от которой больше денег получить надеются. В догматах веры сей народ нимало не сведущ, но оную исповедует в едином крестообразном поклонении и содержании постов. Со всем тем однако ж он, Пучков, замечает, что оный народ, правда, хотя и дикий, но добрым предводительством и нравоучительным наставлением можно из него со временем (хотя и с трудом), нечто доброе сделать, к чему никто более способствовать не может, как их [266] два архиерея, так называемые черногорские повелители, с тою токмо кондициею, чтоб архиерей Василий, от естества человек неспокойный, невместно честолюбивый, сребролюбивый и возмутительный клеветник, между ими не был, который не только своевольного черногорца своего, но и всякого постороннего человека, лицемерством своим и для своей собственной пользы и мамоны, на свой нрав обратить хочет. Архиерей Савва сам и их архидьякон, между многими о его архиерея Василия пакостях разговорами, ему Пучкову сказывали, что когда-де он, в 1757-м году, возмутя черногорцев своими манифестами против турок, в Россию ушел, то все так спокойно было, яко бы посреди самого благочестия: миром, тишиною и согласием пользовались. Сей же архиерей Савва с старшиною у венецианских в соседстве командующих генералов в почтении находится. По сказкам сего архиерея Саввы, и то наугад, в Черногорской области церквей будет 600-т и монастырей 60-т; вооруженного же народа, считая сколько каждая нахия или провинция дать может, по мнению его, Пучкова, черногорцы не более поставить в состоянии, как около 7500 человек. Сверх того он, Пучков, с подлинностию разведал, что все черногорские провинции турецкие подданные и ежегодную подать платят, о чем архиерей Василий, под проклятием, народу запретил не сказывать ему Пучкову. О сем и резидент Обресков, от 8-го апреля 1760 года, представлял сюда, что черногорцы без всякой надежды и притеснения согласились туркам подать платить, принятием на себя обязательства оплачивать 600 подушных билетов 1800 левками; а чрез то, по турецкому мнению, и сделались они черногорцы подданными Порты, препровождая он Обресков то своим мнением, что, для избежания быть могущих по сему делу от нее Порты хлопот и претензий, не соблаговолено ли будет в сношениях с черногорцами лучшую впред осторожность иметь. В 1762-м году, приехал сюда из Черной Горы, подполковник Николай и майор Иван Петровичи, подали за руками архиереев своих Саввы и Василия Петровичев же, разные представления, состоящие в следующих пунктах: 1-е) о позволении архиерею Василию приехать сюда, 2-е) об освобождении черногорского общества от турецкого ига, и 3-е) о требовании отсюда указа, каким образом поступать им с рагузианами, их черногорскими неприятелями, за приносимые Порте клеветы. По поводу сего приезда поднесен был, в том же 1762-м году, ея императорскому величеству от Коллегии иностранных дел экстракт, с прописанием состояния черногорского народа. И как по примечанию советника Пучкова (которое подтверждалося и другими известиями) оказалось, что доколе общество черногорское на добром основании и в порядок постановлено не будет, которого по состоянию их и установить трудно, в оном народе никакой пользы для здешнего государства ожидать не можно, кроме излишних хлопот и холодности с турецким двором и Венецианскою республикою: то Коллегия, находя невозможность в помянутых прошениях, как в весьма неосновательных и со многими неудобностями сопряженных, удовольствовать, рассудила обратно их, подполковника и майора, в Черную Гору отправить с письмом от канцлера к черногорским архиереям, которое от ея императорского величества всевысочайше апробовано было. В оном [267] письме, между прочим, упоминается, что ея императорскому величеству весьма б приятно было, чтоб черногорский народ пребыл в тишине и покое и никому б подданным турецким и другим соседям своим не подавал повода к вражде и ссорам, а старался бы о совершенном всего того пресечении. Как же здесь весьма желательно было, чтоб архиерей Василий сюда не приезжал, то и советовано ему было тем письмом дома остаться под претекстом нужного его в своем отечестве пребывания; а что в случае нужды до здешнего двора, они присылать сюда могут доверенных персон из своего черногорского народа. При том письме посланы были к ним, архиереям Савве и Василию, две золотые медали коронации ея императорского величества и сто золотых жетонов. Помянутым же подполковнику и майору, в бытность их здесь, по обыкновению, из казны кормовые деньги производимы были. В 1765-м году, приезжал сюда черногорский митрополит Василий Петрович в третий раз, с поздравлением от сотоварища его митрополита Саввы Петровича и от всего черногорского общества, с счастливым на всероссийский престол ея императорского величества восшествием, а потом с прошением на возобновление тамошних их церквей и на их общество какого-либо от щедрот ея величества пожалования и о снабдении его, архиерея, ризницею и шапкою с священническим и дьяконским облачением, а черногорского народа новою ея императорского величества грамотою. И как все потребное к обратному оного митрополита Василия отсюда отправлению изготовляемо было, то он между тем, в 10 день марта 1766 года, умре, а оставшаяся после его свита, состоящая в одном иеромонахе и одном дьяконе, отправлена отсюда обратно в Черную Гору, в препровождении одного обер-офицера. С ними отправлена грамота ея императорского величества ко всему черногорскому обществу, которою уведомлены они о смерти оного их архиерея и что, в знак высочайшего ея императорского величества благоволения, послано при том митрополиту Савве назначенная покойному митрополиту Василию архиерейская одежда и шапка, которая по нем, Савве, вкладом положена быть имеет в тамошнюю митрополитанскую церковь, да определенной милостыни на три года 500 р., при чем обнадежены о непременной всегда к тому пароду высочайшей ея императорского величества милости и благоволении, и чтоб главные начальники прилежное попечение прилагали всегда жить, как между собою, так и со всеми их окружающими соседями, в мире, тишине и совершенном согласии и от всяких раздоров и ссор, сколько можно, уклонялись. V. Роспись о учиненных в разные времена бывшим здесь черногорским архиереям и начальникам денежных дачах и о разных посыланных в Черную Гору отсюда денежных и прочих награждениях.
В последнюю бытность здесь черногорского архиерея Василия, в 1765-м году, давано ему на содержание по 2 руб. в сутки, да квартира нанята была для него по 30 руб. на месяц. А по смерти его, оставшимся одному иеромонаху и одному иеродиакону, в рассуждении их бедности, давано кормовых денег по 50 рубл. на месяц. При отправлении ж их отсюда выдано им на проезд по 100 руб. каждому. VI. Записка для объявления черногорскому губернатору Ивану Радоничу, сердарю Ивану Петровичу и архимандриту Петру Петровичу. Сколько с одной стороны ея императорскому величеству угодны подаваемые ныне от черногорского общества чрез господ депутатов всенижайшие уверения о его привязанности и усердии к здешней империи, столько напротиву того не может быть приятно воспоминовение о том поведении, коим сие общество помрачило в последнее время чистоту и ясность оных уверений. Не правда ли, что общество черногорское, или по крайней мере самая большая часть его, при случае войны нашей с Портою Отоманскою, когда ему к освобождению своему из-под ига неверных представляем был надежной и лучший способ, не только не соответствовало здешнему о пользе его попечению, но паче в буйстве и невежестве своем, применясь к некоему презрительному самозванцу и бродяге, всячески учинило себя недостойным высочайшего покровительства государыни императрицы? Познание самих себя и естественного положения землицы их, в углу турецких владений, долженствует непрестанно открывать черногорцам, что состояние их всячески от них взыскивает сообразоваться во всякое время делам и обстоятельствам здешнего двора; а отнюдь не мечтать, чтоб российские интересы могли располагаемы быть по их прихотям и временным пользам. [270] По сим справедливым и неоспоримым рассуждениям увольняются теперь восвояси господа и депутаты, с тем для целого общества их благонамеренным советом, чтоб оное для собственного своего блага впредь больше и лучше сообразовалось делам и интересам империи Всероссийской, чем и может оное вновь заслужить и присвоить себе высочайшую милость и покровительство единой всего восточного православия хранительницы и поборницы, которые, между тем, ныне по высочайшему ея императорского величества повелению, представляются и обращаются частно всем тем из черногорского народа, кои, удаляясь от утеснения, невежества и неустройства, захотят с семьями своими прибегнуть и переселиться в пределы счастливой России, где каждой благосклонно принимаем и по званию своему пристрояем будет. На возвратной свой путь получат господа депутаты из щедрот ея императорского величества “ , рублей. (Из дел князя Потемкина оп. 194, св. 208, №21). Сообщено Г. Н. Александровым. Текст воспроизведен по изданию: Исторические сведения о сношениях России с Черногориею // Русский архив, Книга 2. 1876 |
|