Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

«Ищу помощи у Вас»

Письма сербского митрополита Михаила И. С. Аксакову и графине А. Д. Блудовой

В декабре 1877 г., когда русско-турецкая война близилась к победоносному для России завершению, княжество Сербия выступило против Турции. Подписание Адрианопольского перемирия 19 января 1878 г. застало сербские войска на Косовом поле. Сербский митрополит Михаил (Милое Йованович) (1826-1898) ввиду предстоящих территориальных изменений на Балканах обращается к председателю Славянского благотворительного общества, вице-председателю Московского славянского комитета И. С. Аксакову и известной своими симпатиями к сербам графине А. Д. Блудовой с письмами, в которых обосновывает право Сербии на освобожденные ею территории. Обращение, очевидно, имело цель не только узнать настроение правящих кругов России по интересующему сербов вопросу, но и оказать воздействие на эти круги и общественное мнение дружественной державы. Во время войны с Турцией митрополит Михаил был, без преувеличения, «самым главным государственным лицом в Сербии» 1, и его письма Аксакову и Блудовой выражали официальную точку зрения сербского руководства, а не были просто пожеланиями церковного авторитета.

Сан-Стефанский мирный договор 19 февраля 1878 г. не оправдал всех ожиданий сербов, что вынудило их вступить в переговоры с Австро-Венгрией, благодаря поддержке которой Сербия, в соответствии с Берлинским трактатом 1(13) июля 1878 г., присоединила четыре округа (Нишский, Пиротский, Вранский и Топлицкий).

Десять писем митрополита Михаила настоятелю русской посольской церкви в Вене М. Ф. Раевскому уже опубликованы 2.

Публикация Владимира Бухерта [33]


№ 1

Многоуважаемый Иван Сергеевич!

Нас пугают сплетни дипломатии теперь, когда помощью России Господь благословил наше оружие и мы заняли почти половину земли Старой Сербии, а заняли бы ее всю, если бы не настало перемирие, а потом мир. Теперь от России зависит навсегда обеспечить судьбу сербского народа и утвердить его к себе, руководить его в будущих делах для прочности общих славянских начал.

Решение было бы справедливо и просто, когда бы вся Старая Сербия и Босния присоединена была к княжеству Сербии, Герцеговина и Албания — Черногории, а Болгария по себе отдельно так, чтобы общая политика и верховное повелительство войск было в руках России, а местное правление вело дела внутренние. Но если бы Европа сего испугалась, могли бы пока об этом только тайно заключить с правителями, пока все не станем на свои ноги крепче, а тогда и не опасно объявить, как думаем.

Не дай Бог, чтобы победительница Россия обманулась. Если Боснию и Герцеговину нельзя присоединить к Сербии и Черногории, пусть останется отдельно, как автономная провинция, как и Болгария. Ведь несправедливо было бы забыть первое восстание герцеговинцев и босняков, а еще вопиющею на небо неправдою будет отдавать сии провинции Австро-Венгрии на съедение. Зачем переменять иго рабства с физического на духовное и физическое, и притом без надежды на освобождение? Тогда вскоре в Боснии и православие и славянство пропадет и <в>место дружбы мы там будем встречать вражду и врагов наших. Вам известны все происки и сплетни иезуитов и ксёндзов папских. Вы знаете, что Австрия или ее правительство желала выписать поляков из Галиции для чиновников в Боснию, — эта язва отравила бы всю жизнь бедному народу. С другой стороны, относительно Видина, мы слышим, что его требуют румыны. Вы, верно, знаете сербскую пословицу «Ни уткви суда, ни у влаху друга». Посему, Бога ради, и не давайте им переходить Дунай. Они тогда вздумают и с нами ссориться из-за нескольких тысяч влахов в Краинском округе. Зачем усиливать элемент, который враждебно относится к славянам — к вам и к нам? Нужно их славянить, а не давать им влахить народ, как это случилось в Банате, где сербов уничтожили.

Мне кажется, Иван Сергеевич, что Вам нужно теперь подвинуть славянское дело вперед, так быстро, как русское войско быстро переходило Балканы и шло вперед на злость врагам и удивление недоброжелателей. О, если бы вы заняли и затем навсегда удержали Константинополь, пусть тогда и Англия и Венгрия лопнут с злости и досады. А право, пора бы этим злодеям или злодейкам потерпеть наказание от вечной правды за свои вопиющие неправды, деланые и делаемые человечеству.

Мы все совокупно от мала до велика просим Вас и всех друзей наших не оставить нас в мели, или, как сербы говорят, на ледини. Подумайте, каково будет народу, который уже с нами в Нише, Пироте, Вране, Куманове, Куршумлии и еще некоторых местах? Нам нужна Старая Сербия как насущный хлеб, без нее мы жить не можем более, нам душно. Австро-Венгрия просто задушит нас, связала нас по рукам и ногам, дайте нам окошко на Адриатическое море и на Дунай через Видин, присоединив его <к> Сербии 3. И тогда скоро увидите, какое благосостояние разовьется у нас, на радость вам всем.

Покорнейше прошу не обидеть нас, ибо это мы не заслужили своею кровию, своими жертвами, своею любовию к вам.

С чувством глубокого почтения и совершенной преданностью, имею честь быть Вашим пок<орным> слуг<ою> богомолец

м<итрополит>

Михаил

В Белграде
24 января
1878 <года.>

РГАДА. Ф. 1274 «Панины и Блудовы». Оп. 1. Д. 2599. Л. 1-2. Автограф. [34]

№ 2

Милостивая графиня Антонина Дмитриевна!

Желал бы от души поздравить Вас с миром, но едва ли можем Вас обрадовать сим желанием. Видно, Англия и Австрия усиливаются иметь выгоды наравне с Россиею, потратившею столько и людей, и денег.

При таком положении и нас не расположит мир, чтобы радоваться, но обнимает сердце скорбь и печаль. Наше племя довольно выстрадало и боролось всегда, и что ж? С одной стороны, сербов отдают болгарам, а с другой — Боснию и Герцеговину — австрийцам. И до сих пор сербы, несчастные, разделен<ные> на мелкие клочки, пропадали и страдали, а отселе еще больше будут пропадать Сербское и Черногорское княжества; Старая Сербия частию отдана болгарам, частию туркам на съедение, частию отдана венграм, частию — хорватам, а Далмация — Австрии. Мы хотели соединяться, а тут вот еще больше разделяют. Такое положение очень неприятно отзывается и горькое расположение производит в сердцах преданного России народа.

Нас заперли так, что только через Австрию можно проходить. Она нам продает почем хочет, покупает от нас наши продукты какою угодно ей ценою. Нам нет выхода на море, Боснию и Герцеговину не дают, наш заветный Призрен, наш Ипек оставляют туркам, а Прилеп — место кралевича Марко 4, Вране, Скопле, Пирот отдают болгарам. Но это сильно волнует умы. Наши радуются освобождению болгар, но их обижает, что после стольких жертв сербские земли, сербский народ вносят в Болгарию. Зачем, по крайней мере, не дали Пирот и Вране сербам, освобожденные кровию сербов и от искони принадлежащие сербам? Болгария не потеряла бы от этого, а сербы остались бы признательными России. Говорят, что Австрия противится увеличению Сербии и Черногории. Пусть бы это и было, но тогда бы симпатии народа остались бы за Россиею и пало бы всем в глаза, что Россия как родная мать справедлива, а теперь? Оцените сами опасные последствия.

Смотря на все положение, я горько рыдаю, ищу помощи у Вас. Пособите горю, покорнейше прошу Вас. Нужно, чтобы Пирот, Вране и Скопле отдать сербам. Тогда, по крайней мере, не будут сербы считаться обиженными относительно Болгарии. Если уж Косово поле, Призрен и Ипек остаются у турок, дайте возможность народу жить по-человечески; Боснию же и Герцеговину сохранить от Австрии, а когда народ встанет на свои ноги, тогда увидите, куда он примкнет.

Извините за долгое письмо, которым Вас беспокою.

С глубоким почтением, преданностию и благословением, пребываю

Вашего сиятельства богомолец

м<итрополит>

Михаил

Белград
16 марта
1878 года.

РГАДА. Ф. 1274. Оп. 1. Д. 2180. Л. 73-74. Автограф.


Комментарии

1. Титов Ф. И. Михаил, митрополит Сербский (1826-1898), Киев, 1898. С. 18.

2. Зарубежные славяне и Россия. М. 1975. С. 297-303.

3. По условиям соглашения с Турцией о прекращении военных действий румынские войска получили право временно занять г. Видин. В 1885 г., во время войны с Болгарией, сербы захватили принадлежавший ей Видин, но, потерпев поражение, вынуждены были возвратить его.

4. Марко Кралевич — правитель Македонии в 1371-1395 гг., являлся вассалом турецкого султана, погиб в войне против валашского господаря Мирчи Старого и стал героем сербохорватского песенного эпоса.

Текст воспроизведен по изданию: «Ищу помощи у Вас». Письма сербского митрополита Михаила И. С. Аксакову и графине А. Д. Блудовой // Источник. Документы русской истории, № 4 (40). 1999

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.