|
Описание Сербского народа (Продолжение.) 5. Жизнь домашняя Сербов. Только на южных пределах (и то более в тех местах, откуда Сербы вышли за границу с Патриархом Чарноевичем и с Иоанновичем) живут по деревням Албанцы Магометанского исповедания; но сюда ближе Турки обыкновенно имеют свое [57] пребывание в крепостях, городах и местечках, а Сербы одни живут в селениях. В Сербии многолюднейные селения состоят не более как изо ста домов; в некоторых нет и двадцати; в большей части из них считается от сорока до шестидесяти; таким образом примерно можно бы полагать до пятидесяти домов на каждую деревню. На местах ровных, преимущественно в Пожаревачкой наии и в Мачве (Название волости (кнежины) в Шабачкой наии близь рек Савы и Дрины. Перев.) домы по деревням находятся довольно в близком расстоянии один от другого; но по горам они так разбросаны, что иное селение о сорока домах лежит на бoльшем пространстве нежели Вена. Короче сказать, домы жителей рассеяны по всей земле, принадлежащей к деревне, и случается, что хозяин дома ближайшим соседом своим имеет селянина из другой нежели из своей деревни. По местам ровным, особливо же безлесным, хижины бывают большею частию весьма плохи, покрыты негодным сеном или лубьем; но по гористым местам они строятся хорошо и прочно: многие подложены камнем и покрыты гонтом. [58] В редком доме есть особой покой теплой; обыкновенно же в зимнюю пору греются, перед огоньком; но двух покоев при одной избе нигде не бывает. Сербы живут по большей части семьями вместе: в иных домах бываешь по четыре и по пяти мущин женатых; одиноких мало. Сколько в доме находится женатых людей, столько бывает вокруг избы клетей: в избе только едят все вместе, а спят в ней старые люди обоего пола; все прочие с женами и детьми уходят ночевать в свои клети. Где не держат огня ни летом, ни зимою. Некоторые домы богатых людей стоят окружены клетями и другими зданиями - амбарами, вышками. чуланами, и походят на особую деревеньку. В каждом доме есть старейшина, всем владеющий и управляющий: он дает приказания взрослым и малолетным, кто куда идти должен и что делать; он ходит к Туркам, присутствует на сельских и наииских сходках и совещаниях; с ведома прочих домашних продает, что надобно, и покупает; хранит мешок с деньгами и заботится о взносе арача, пореза и прочих налогов; начинает и оканчивает общую молитву; при гостях, без [59] которых в большом доме почти ни одного дня не бывает, он беседует с ними, обедает и ужинает (в больших домах, где много челяди, прежде всего подают кушанье на один стол для старейшины с гостями, потом на другой для взрослых и детей, работающих в поле; наконец уже едят женщины с ребятами). Старейшина не всегда бывает самый старший возрастом в доме; изнемогший отец передает власть свою сыну (или брату, племяннику), более других смышленому, хотя бы он был всех моложе. Если б случилось, что старейшина плохо управляет домом; в таком случае семейство избирает себе другого в начальники. В доме, состоящем из многих семей, всякая женщина прядет, тчет, шьет рубашки для себя, для мужа и детей своих; но кушанье готовит понедельно каждая в свою очередь. Очередная называется редара, или редута. Но станарица, которой дело смотреть за скотиною, назначается на целое лето, и ею почти всегда бывает жена старейшины. Народ Сербский состоит весь из сельских жителей. Немногие Сербы, живущие по городам, именно торговцы (почти вообще [60] лавочники), рамесленники (большою частию скорняки, портные, хлебники, ружейные и золотых дел мастера) называются горожанами. Они одеваются потурецки, живут потурецки, в смутное время или запираются в крепостях вместе с Турками, или убегают с деньгами в Немецкую землю; от того народ Сербский не только не считает их между своими, но даже презирает. Сербы, как сельские жители, имеют пропитание свое от землепашества и скотоводства. Правда, и между ними есть промышленники, которые скупают свиней, прочую скотину и зверя, воск, мед, разные припасы; но они живут домами, подобно другим поселянам. Из сих же людей бывают кузнецы (которые делают и острят секиры, заступы, плуги; но сколачивают котлы и другие некоторые вещи куют по городам Турецкие Цыгане), ружейники, скорняки и портные, бочары, колесники, плотники, веревочники, а в некоторых местах и горшечники. Всякий плотник есть вместе и каменьщик, равно как скорняк он же и портной мастер. Портной, бочар, плотник отправляют ремесло свое не у себя, а в доме того, для кого работают. В крепостях, в городах, обыкновенно [61] сельские жители строят домы и другие здания. Упомянутые деревянные работы знает каждой Сербин; только не каждой имеет у себя потребные орудия, чтобы сделать, на пример, новое колесо, новую бочку; но редкой ищет мастера, чтобы набить обруч, починить колесо или поправить что нибудь на водяной мельнице. Обыкновенно Сербы сами рубят лес, сами же, особливо бедные, строят себе хижины и прочие, здания; каждой Сербин приготовляет для себя обувь. Ложки, миски, корыта обыкновенно делаются Каравлашскими (То же, что и Волошскими) цыганами, которые бродят по селениям, и продают или выменивают на муку свои изделия. - Сербские женщины сеют, приготовляют лен, прядут его и красят (индигом, червцем, мятою, ракитником, и проч.), прядут шерсть, ткут холсты и сукна, вяжут, плетут чулки и рукавицы. Кроме сих женских дел, они отправляют и полевые работы с мущинами: жнут, копают, сбирают сено и сливу, снимают кукурузу (пшеничку), виноград и проч. В целой Сербии большею частию едят хлеб приготовляемый из кукурузы. Справедливо, что везде может родиться [62] пшеница, ячмень, рожь; но вообще хлеб етот не сеется в большом количестве ни где, кроме Мачвы (жители сего края ежедневно едят хлеб пшеничный), а если где он и сеется, то более для продажи, нежели для собственного употребления. Из огородных овощей наиболее сеют бобы, капусту, лук и чеснок; второе место занимают редька, репа и свекла; всего менее употребительны горох и чечевица; морковь, шпинат мало кому известны даже по имени, хрен растет сам собою в поле, и его употребляют вместо лекарства. Кроме хлеба из кукурузы, обычною пищею для Сербов служат: в пост бобы и лук; а в скоромные дни зимою кислая капуста и солонина, летом - молоко, творог, яйца. Вино пьют всегда почти на пиршествах, и то у людей богатых; за обедом же по большой части употребляют водку из сливы, к счастию очень слабую и потому ни мало не вредную для здоровья. Лучшими блюдами считаются из скоромных, летом печеной барашек, зимою поросенок; к тому присоединяется медовая водка, хлебенное, пирог; по пятницам рыба (т. е. тогда позволено есть ее, ибо в посты обыкновенно все воздерживаются от рыбного) и бобы с [63] маслом. В целой Сербии, за исключением ровной и болотистой Мачвы, может родиться вино столько же хорошо, как и в Венгрии; теперь однакож редко кто разводит лозы, чтобы продавать вино, а единственно добывают его для домашнего обихода. Запущенные виноградники, старых времен и новых, служат доказательством, что прежде ревностнее ходили за лозами; надобно думать, что военные беспокойства прекратили сии занятия. Сербия производит довольное количество прекрасных яблок, груш, вишень, персиков; но всего более разводят сливу, из которой делается там крепкой напиток. Орехи растут сами собою, равно как в некоторых местах каштаны и рябина. Правда что от вина, от водки, равно как и от других произведений земли, иные получают малую прибыль; но она ничто перед тем, что доставляют рогатой скот и свиньи. В каждую весну жители Боснии и Герцеговины гоняют быков и коров к морю; коз и овец покупают Турки; свиней беспрестанно отправляют в Немецкую землю, и сии животные составляют главное богатство народа, во первых потому что при множестве лесов их удобно ловить и [64] содержать, а во вторых, что вo всякое время можно продать их. Одежда женская почти в каждой наии отлична, и потому об ней на сей раз ничего сказать не можем; но мужская одежда в Сербии почти везде одинакова. Обыкновенно Сербы носят чулки пестрые (в Мачве онучи), почти до колена, и по ним кожаную обувь (Опанке - род башмаков); сверх чулков посредственно широкое исподнее платье из холстины; сверх исподнего платья до колен рубашку с вышитыми воротничком и рукавами; по рубашке шерстяной пояс, большею частию красного цвета; за поясом нож; мешок с табаком, трубку, а некоторые и свирелку, потом короткой зипун (зубун) белой суконной; сверх всего гунь (род плаща) из сукна черного, длиною ниже колена; на голове красную скуфейку, в некоторых местах черную из толстого сукна шапку, а в других из черной овчины. Праздничная одежда большею частию состоит из синего суконного исподнего платья и такого же верхнего, из новой шапки, нарядной сорочки и обуви. За поясом два пистолета, или по крайней мере один, и при нем не менее двух пантронташей, с огнивом, со стклянкою для масла и рог или тыква с порохом; на левом плече ружье: все ето принадлежит более к одежде, нежели к вооружению для обороны. Игры юношеские состоят даже и теперь из бросанья камнями, из плясок, из борьбы и стрелянья в цель. Национальная музыка Сербская имеет принадлежностями своими волынку, на которой играют, и гудок (гусле), под которой поют молодецкие песни: в каждом селении есть свой мастер играть на волынке, а гудок найти можно почти во всяком доме, особливо по местам гористым к стороне Боснии и Герцеговины. Кроме того, Сербы охотники петь даже за работою: пастухи поют на горах и в дубравах, пахари в поле, женщины дома, путешественники дорогою. В Сербии, особливо в некотором отдалении от Савы и Дуная, равно как в Боснии и Герцеговине, корчем нет нигде, кроме больших дорог через места безлюдные. Путник обыкновенно останавливается ночевать в селе, где застанут его сумерьки; подошед к самому большому дому, он спрашивает, можно ли отдохнуть; [66] хозяин или кто-либо другой в избе отвечает: "можно, брат! добро пожаловать!" Или же говорит не льзя, ежели нет сена и тому подобного, и тотчас показывает, где можно переночевать в другом месте. Если проезжих много, они расходятся по разным хижинам. Всякой хозяин охотно дает ночлег страннику, угощает его, как знакомого и приятеля; если нет дома водки, или чего-либо другого, он идет к своему соседу, или даже в другое село, чтобы взять нужное и потчивать гостя. В некоторых домах богатых почти всякой день бывают гости: сегодня, на пример, священник, завтра монах, после завтра Турок, потом какой нибудь неимущий и т. д. С ночлега на другой день не отпустят путешественника без обеда, а к ужину он опять поспеет в какое нибудь селение. Случится ли страннику завернуть в избу, чтобы напиться воды, или раскурить трубку, - женщины тотчас спрашивают его, не голоден ли, приглашают отдохнуть и покушать. (Окончание в следующ. книжке.) Текст воспроизведен по изданию: Описание сербского народа // Вестник Европы, Часть 156. № 17. 1827 |
|