|
Статистические известия о Черногорской области. В пустой книжке: Il monte nero. Cantitre, di Nicolao Jvellio находим очень любопытные географические и статистические известия о Черногорцах. [145] Нам не нужны Италиянские стихи, где между прочим написано: Supplici andate И проч. и проч. Гораздо приятнее и полезнее читать известия о Черногорцах. Г. Ивеллио есть уроженец из Спалатры, следственно близкой сосед народа, о котором пишет. Помещаем верное извлечение из его описания. Длинная цепь утесистых гор, на которых угодно было природе напечатлеть знаки своей щедрости, составляет между Каттаро, Босниею и Турецкою Албаниею ту малую область, которая в Европе известна под именем Monte Nero, и которую сами жители называют Черною Горою. Она разделяется на четыре округа, с древних времен различающихся названиями: Катениска Ная, Черница Ная, Реска Ная, Лесенска Ная. Горы простирающиеся над рекою Синицею, бывшие прежде во владении Турков, при нынешнем Владыке Петре Петровиче завоеваны Черногорцами. [146] Область сия имеет около 20,000 человек (по другим известиям 12,000) войска. Печальной вид обнаженных вершин горных некоторым образом заменяется веселыми холмами, обширными долинами и равнинами, пересекаемыми Великою рекою (Velica Rica), которая, равно как Синица, впадает в озере Скутари (Lago di Scutari). Пошва земли плодоносна. Жители упражняются в рыбной и звериной ловле, в скотоводстве и землепашестве; однакож своего хлеба едва достает им на три или на четыре месяца. Наиболее прибытка получают они от овец и сыра. Черногорцы с чрезвычайною грубостию соединяют в себе чувство народной гордости, которое придает им наружность некоторой твердости в характере. Они понятливы, рассудительны и даже хитры. В науках и художествах вовсе не упражняются, так что весьма немногие умеют читать и писать на природном своем языке. Имена их мало сходствуют с прочими Далматскими; упомянем некоторые: Барисса, Новак, Станко, Груйо, Мерген, Манойло, Ракита, Бистра, и проч. Главным украшением почитают оружие, и каждой старается превзойти оным своих товарищей. Черногорцы, имея пылкое воображение, до сих еще пор остается верными несправедливому понятию своему о [147] геройстве, процветавшем в средние веки. Мщение у них есть страсть наследственная, и оскорбление заглаждается только кровию оскорбителя или его родственника. Народ управляется Епископом, которого называют Владыкою. Он и законодатель и правитель и военачальник и блюститель святыни. Черногорцы слепо ему повинуются, потому что он умеет править их умами по своему произволу. Они верят колдовству и привидениям; беседуют с тенями умерших родственников, видят их носящихся на облаках, и во время нощной тишины слышат голоса, требующие отмщения за нанесенное оскорбление. Простодушные люди сии говорят к мертвым, и дают им разные препоручения, которые должно исполнить в другом свете. Стихотворство их содержит в себе описания страшных явлений небесных, гром водопадов, шум бури, и проч. Простота жизни и строгое целомудрие делают женщин здоровыми и сильными. Женской пол носит на себе все признаки твердого мужества. Прекрасные черные глаза пленяют мущин слабых; но над Черногорцами не имеют они власти: ибо у них жены во всем повинуются мужьям. - Нынешний Епископ отличается строгою честностию, дарованиями и сведениями в делах [148] политических. По всему видно, что сей первосвященник мог бы истребить в народе своем невежество, суеверие и мстительность; но кажется еще не время за это приниматься. Следующие известия почерпнуты из других источников. Епископ Петр Петрович родился от бедных людей в Негусси, Черногорской деревне, лежащей на границах Каттаро. В 1777 году он получил сан Епископа в Карловиче; оттуда отправился через Вену, где облагодетельствован был щедростию Императора Иосифа II, в С. Петербург. Здесь познакомился с Рагузанским Аббатом Долчи, которого принял к себе в должность секретаря домашнего, и отправился с ним в отечество. Черногорцы тогда управлялись избранными двумя светскими Губернаторами или Сардарами; но Епископ не замедлил взять вожди правления в свои руки, оставив Губернаторов только при одном титле. Он сделал многие хорошие распоряжения, и ввел в употребление картофель. В 1788 году он явил России готовность свою вспомоществовать ей в войне против Турков. В 1795 отнял у Турков Верхние горы (Monti superiori); от Венециан получал деньги и военные припасы. Павел I. пожаловал ему орден Св. Александра [149] Невского. В 1804 году Епископ сей, подпавши подозрению в тайном согласии с Французами, сложил всю вину на Долчи, которой и умер в заключении. В то же время Черногорцы в присутствии Статского Советника Санковского присягнули в верности Российскому Государству. О новейших происшествиях писано в ведомостях. Текст воспроизведен по изданию: Статистические известия о Черногорской области // Вестник Европы, Часть 36. № 22. 1807 |
|