Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

№ 131

Отношение Н. П. Румянцева главнонокомандующему Молдавской армией Н. М. Каменскому с кструкция по ведению переговоров с Портой о заключении мирного договора

7 февраля 1810 г.

Его императорское величество всемилостивейше назначив ваше сиятельство армиями своими на Дунае и оставаясь в несомненной надежде что благоразумными с Вашей стороны мерами и храбростию войск турецкое правительство в непродолжительном времени принуждено будет искренним и нелицемерным образом искать примирения с нами, на Вас изволит возлагать и мирную с Портою негоциацию. Вследствие того по повелению его величества Препровождаю при сем: 1-е. Высочайшую полную мочь, коею ваше сиятельство наименованы для трактования о мире верховным полномочным, и 2-е. Проект мирного с Портою трактата.

Что принадлежит до обрядов относительно мирной негоциации ваше сиятельство найдете все по предмету сему нужные сведения и примеры в бумагах Вашего предместника. Касательно же проекта мирного трактата я буду иметь честь войтить здесь в некоторые с вашим сиятельством объяснения.

Его императорское величество отдавая полную справедливость особливым Вашим достоинствам и усердию к отечеству, предоставляет Вам, милостивый государь мой, право по прибытии к месту назначения Вашего и по довольном рассмотрении сего проекта представлять чрез мое посредство его императорскому величеству, ежели бы Вы нашли нужным и полезным, прибавить к тому еще какие-либо статьи или сделать какие-либо отмены в тех, которые к Вам препровождаются. Немедленно по получении таковых от вашего сиятельства примечаний я буду представлять их на усмотрение его величества и без упущения времени сообщать Вам высочайшее его на то решение.

Статьи IV и VI, коими определяются границы по Дунаю и со стороны Грузии, сообщены уже были покойным фельдмаршалом турецкому министерству, и в оных его величество не полагает уже отнюдь никаких перемен.

Касательно VII статьи относительно Сербии точная и непременная его величества воля есть та, чтобы при заключении мира с Портою доставить земле сей все наивозможные выгоды. Хотя никакие точные обязательства с Сербиею не возлагают на Вас о том долга и хотя нельзя сказать и того, чтобы поведение управляющих в Сербии властей в отношении к России заслуживало во всех случаях наше одобрение 1, но его величество, особенно уважая сербскую нацию вообще, желает потому на прочном основании утвердить ее благоденствие. Вследствие сего постановление наиболее его величеству угодное было бы то, чтобы Сербия осталась совсем от Порты независимой и основала бы политическое свое существование и образ внутреннего у себя управления единственно под покровительством России. Но как упорное и непременное того требование представило бы, может [148] быть, большие препятствия к скорому достижению мира, а притом же, как ваше сиятельство найдете то по бумагам предместников Ваших, и сами сербы соглашалися оставаться данниками Порты, лишь бы затем держава сия не мешалась отнюдь ни во что во внутреннее у них управление, то на случай непреоборимых затруднений в одержании первого постановления его величество уполномочивает Вас ограничиться тогда сим последним, предоставя в пользу Порты дань с Сербии, но сколь можно умереннейшую, и (Далее зачеркнуто: которая бы служила означением только, что земля сия состоит в ее подданстве) в сем последнем предположении составлена и статья, которая препровождается к вашему сиятельству 2.

Статьею IХ определяется заплата нам от Порты 20 миллионов пиастров. Воля государя императора, дабы одержать сию статью, есть непременная. Но его величество предоставляет попечению Вашему увеличить (Далее зачеркнуто: или смягчить) сумму сию, соображаясь с обстоятельствами, в следующем: ежели достигнем мы мира не одною только негоциациею, но ежели оный будет последствием знаменитых побед за Дунаем над армиею верховного везиря, то сумневаться почти не должно, чтобы Порта тогда, угрожаемая увидеть войска наши посреди свой столицы, не согласилась беспрекословно ценою сего окупа положить скоропостижный конец войне, для нее толико бедственной, тем более, что по известным правилам турецкого правительства полагать можно, что дань таковая падет не на казну Порты, но на богатейших из пашей и жителей Царяграда; и в таком случае сумму 20 миллионов можно даже назначить гишпанскими пиастрами, из коих в каждую входит от 3 до 4 пиастров турецких. Но когда бы таковое требование представило большие затруднения, то его величество улолномочивает Вас ограничиться 20 миллионами турецких пиастров, особливо ежели бы таковая уступка ускорила заключение мирного трактата. Когда бы мирная негоциация началась прежде открытия кампании, тогда требование помянутой суммы может быть представлено возмездием — за понесенные нами убытки в прошедшую кампанию, начатую против нашего желания, и в уважение того, что мы и теперь все протчие статьи оставляем без всякого прибавления и так, как они до того были предложены Порте. На благоусмотрение вашего сиятельства оставляется статью сию поместить в самом ли трактате или сепаратно, а равным образом, и назначение залогов в обеспечение заплаты означенной суммы, которые должны определиться по соображению обстоятельств.

Наконец, последнее замечание остается мне сделать вашему сиятельству по сепаратной статье относительно претензии архангелогородского купца Юдина за захваченное у него в 1786 году алжирцами судно. Его величество судить изволит, что сию статью нужно нам одержать для того, дабы самым действием утвердить предоставленное нам столь важное преимущество Ясским трактатом, а при том, чтобы сим примером удостоверить верных своих подданных о непременном намерении права и благоденствия каждого из них во всяком случае охранять своею защитою. Сумма 663.587 рублей, составляющая претензию Юдина, соединяет вместе первоначальный капитал и возросшие на оный проценты. Ежели бы по соглашении Порты на все прочие статьи представилось затруднение в удовлетворении сей претензии, то государь император уполномочивает ваше сиятельство удовольствоваться и тем, чтобы Порта, не платя Юдину процентов, возвратила ему одну только капитальную сумму его потери, которая состояла в 296.450 гульденах, составляющих по курсу того времени [149] 148.225 рублей. Впрочем же, когда бы настояли затруднения и в том, тогда для скорейшего достижения мира от вашего сиятельства зависит о претензии сей не делать уже домогательств и в мирном трактате о ней не упоминать.

Все другие статьи мирного трактата, не заключающие никаких особливых постановлений и большею частиею составленные по примеру прежних трактатов, не могут быть поводом никаких прений при мирной негоциации.

В заключение сего остается мне присовокупить искреннее мое желание и ожидание, разделяемое всеми верными сынами отечества, что сие новое служение доверенностию монаршею на Вас, милостивый государь мой, возлагаемое, доставит вновь славный и полезный мир России.

Пребываю...

Резолюция Александра I: Быть по сему. Санкт-Петербург, февраля б-го дня 1810 г.

Помета: Подписана и вручена графу Каменскому 7 февраля 1810 года.

АВПР, ф. Канцелярия, 1810 г., д. 1938, л. 16—26. Отпуск. Опубл.: ВПР, т. V, с. 361— 363 (но подлиннику).


Комментарии

1 Имеются в виду сношения сербов с Австрией и Францией.

2 Статья VII «Проекта мирного трактата с Портою», приложенная к инструкции Н. М. Каменскому, гласила: «Блистательная Оттоманская Порта по уважению к тому участию, каковое его императорское величество самодержец всероссийский по единоверию с сербами приемлет в жребии их и благоденствии, соглашается дозволить им учредить внутреннее у себя правление по собственному сего народа желанию и не зависимое ни от какой сторонней власти; позволяет также им оставаться во владении всех земель и крепостей, которыми владели они до начатия настоящей войны (до начатия настоящей войны вписано карандашом вместо зачеркнутого поныне), не принуждая никого из жителей, ныне земли те и крепости населяющих, какой бы нации они ни были в под каким бы то предлогом ни было, переменить место их пребывания, но оставя всякого в настоящем его жилище спокойно. Сербия же, с своей стороны, в признательность за все ей доставляемые выгоды Блистательною Портою, имеет платить ей ежегодно дань, единожды навсегда положенную и определенную без всякой перемены. Дань таковую для внесения в казну Блистательной Порты Сербия будет доставлять в Константинополь с своими депутатами и потому для взыскания оной не будут уже никогда посылаться в Сербию ни сборщики, ни же какие-либо другие военные или гражданские турецкие чиновники. В вящее же доказательство искренней дружбы своей к его императорскому величеству самодержцу всероссийскому Блистательная Порта Оттоманская принимает его императорского величества ручательство в верном и точном исполнении с обеих сторон всего, сею статьею относительно Сербии поставленного» (ВПР, т. V, с. 365).

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.