|
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВЯТОГО САВВЫIV О том, как оставил Стефан Неманя свои державы, принял ангельский образ, и был наречен Сименом монахом, и об отбытии его на Святую Гору Он, боголюбец святой, стрела Христова на изготове, заостренная для того с молодости, многолетние писания сложил во едино ради своего любимого чада и, насладившись в них вечными богатствами и Духом святым, прозрев будущие богатства и бесконечную жизнь, увидел отечество свое и воздал славу Богу, творящему великие и дивные чудеса по словам святого певца Давида: “Это - от Господа, и есть дивно в очах наших, из уст младенцев и грудных детей Ты устроил хвалу” (Пс 118 (117), 23, 9 (8), 2). Господь, старейшина славных, с высот посетивший наш род, послал Духа святого и Сына своего единородного и вселился в нас верой истин Божьих, и вошел в нас Дух святой своей благодатью; будучи молоды телами, понадеявшись на Бога и прибегнув к нему, [81] окрепли они умом доброй веры и стали нам достойными проповедниками ризниц сокровищ и даров Божьих, местом веселия, светлых венцов, сладких духовных песен и вечного богатства, о котором знает только тот единственный, кто приготовил его в своих обителях для тех, кто его любит, сам Христос, даритель добра, Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл то младенцам (Мф 11, 25). В великом умилении пролил он слезы и сказал: “Я, грешный, недостоин таких сокровищ, но уповаю на его великое милосердие, да мне Бог даст немного от того вечного богатства, и чрез него буду жить в веках”. Укрепившись надеждой на вечные блага, презрев земную славу и земное царство, выбрал своего благоверного сына кир Стефана 1, назначил его великим жупаном, самодержавным господином всему отечеству, посадил его на престол свой и передал ему все свое умное стадо; власть свою над ним передал сыну своему, дабы заботился о нем и судил его, ведомый Богом. Собрал он всех властителей царства своего, вельмож великих и малых, десятников, пятьдесятников, сотников и тысячников 2 и одарил их веселием и многими дарами, освободил всех рабов, убогим и немощным, слепым и хромым, прокаженным, всем дал довольствие; благословил господина возлюбленного сына своего великого жупана кир Стефана и всех слуг своих и оставил их Божьей воле 3. Разжигаясь Духом святым, принял он умиление в свою святую душу и принизился, уподобившись владыке своему Христу, который принизился до креста и смерти; встал он со своего царского престола, склонил шею сердца и тела и с любовью принял Христово ярмо из рук епископа своего Калинника; удостоен был ангельского образа и был назван Симеон монах. Супруга его, боголюбивая Анна, уподобившись святым великим царицам, которые оставили царство земное, пошли за Христом и унаследовали царство небесное, также желала уподобиться [82] сыну своему, который пошел за Христом и показал пример своим родителям. Не отстала она от господина своего единомышленника, приняла ангельский образ от того святителя, говоря: “Удостоил бы меня человеколюбивый Бог, да буду вместе с любимым чадом своим в царстве небесном”. А святой Симеон, воистину принявший крест Христа, наставлял сыновей, дабы презрели они телесное, ибо то быстро исчезает, но уподобились делу божественному, бессмертному; сам пред ними показывал великое смирение, воистину Божьей волей с молодых лет своих готовый умом и сердцем, непорочной жизнью, чистым сердцем и душой праведной, исполненный благодатью Христовой и теплой любовью святого Духа, нес он великий плод умиления в душевной утробе, воистину, а не ложно присоединился к ученикам Христа. Что изрек он при святом обете пред святым алтарем, то и совершил, не глядел назад, но в радости пошел за заповедями Господа своего, ища жизни святых и следуя им с любовью, что и нашел и стал той же чести с ними. Пребывал он немного здесь 4, в доме Святой Богородицы Студеницкой, в рукотворном своем монастыре 5, со святой братией. Уподобился он их правилам и при том превосходил всех их добрыми делами, показывая всем пример; после некоторого времени, взял он довольствие свого царства, вооружился духом святым, по речам Господа, оставил свет и все, что есть на нем, оставил земное земле, ища высшего, и последовал Христу. Многие великие вельможи царства его, увидели превеликое смирение господина своего, возлюбили Бога и все оставили, последовав к Богу с господином своим. Прибыл он на Святую Гору к Святой Богородице Ватопедской 6, ведя с собой 300 избранных слуг, кроме других. И нашел своего любимого агнца, Христом отмеченного, и когда увидел святой юноша своего преподобного отца, святого Симеона, удивился чудесам тайны Божьей и преисполнился радостью, прозрев святым Духом, говоря: [83] “Милость и истина встретились, правда и мир поцеловались” Любезно обнявшись, поцеловались богоносные сверстники, сверстные светлоносным ангелам, и вместе сотворили благодарную молитву к Христу, который исполняет волю тех, кто убоялся его, и преисполнились великим веселием и духовной радостью. Те, кто был здесь, видел великую славу Божью и прославил Бога, который творит такие дела. Дивно было небу и земле, похвально Богу и чудно людям: оба, простреленные стрелой Христовой любви, ради любви Владыки оставили такие высоты, пришли в чужую землю, чуждаясь всего земного и все оставили по заповеди Господней и, усердно следуя ему, пришли к великому смирению, как некоторые древние святые отцы, которым они стали соседями по Божьей воле. Во всей земле греческого царства считали их святыми, многие цари и вельможи, малые и великие, услышав, что прославили они Бога великим смирением, стали набожны, уподобившись им. Все святые, преподобные праведные, малые и великие, чернецы Святой Горы, из малых и больших монастырей, из гор, пустынь, пещер и земных пропастей, с богоносным отцом своим протом пришли, дабы увидеться со святыми и быть благословленными ими. Собрался со святыми великий собор святых отцов, любезно беседовали они о пользе душевной и сотворили душевный и телесный праздник, утешившись душевно и телесно; отец наш, святой Симеон, был благословлен Богом и всеми святыми, дал им всякое довольствие золота и одеяний, склонил сердца всех святых чернецов, дабы молили они Христа за его спасение, и по всем церквям на Святой Горе оставил память о себе, хранимую и по сей день. В доме Святой Богородицы Ватопедской, братству своему, приложил золото и серебро, бесчисленное платье, коней и повозок, без счета всем наполнил дом святой Богородицы. И не только то, но и душу свою приложил пресвятой Богородице, оба боголюбца отослали все свое имение вперед себя и нашли его в царстве небесном. Святой Симоен распорядился отдать ему келью близь святого алтаря великой церкви Святой Богородицы с окном [84] на святой алтарь, дабы всегда смотреть на молящихся, служащих в святой церкви. А он, Святой, свершая свой канон, в молчании пребывал в святых молитвах денно и нощно, не ослабевая, прилежно искал Христа, которого найдет ведомый Богом, и святого сына своего, богоносного кир Савву. Святой юноша рос, смотря, где в нем вершатся заповеди Божьи, и слал благодарение Господу, который помогал ему во всех его делах за его добрый подвиг душевный и телесный, телом без сна во всех земных делах, а умом и душой пребывал он в небесной обители, во всех делах видя пред собой самого Христа, как сказал Богоотец: “Всегда видел я пред собою Господа, ибо Он одесную меня; не поколеблюсь” (Пс 16 (15), 8). И вопиил в сердечном веселии: “Что воздам Господу за все благодеяния Его ко мне (Пс 115, 3), исполняет он все мои просьбы, обещает мне будущие блага и бесконечную жизнь, верю, что будет дано мне это в день свой великий, и не только мне одному, но и всем, кто любит его и творит его волю”. Церковь св. Симеона в месте званом Просфора 7 пребывала в запустении из-за безбожных пиратов, и обновил он ее с корня и поднял поникшую, не мог видеть он пристанище Божье разоренным, но всегда желая и говоря Духом святым, готовился принести себя в жертву любимому своему Христу. И то принес на служение Господу своему, украсив церковь всем потребным, дабы достойно приносилась служба Богу за спасение господина его отца и его самого. Вокруг святой церкви построил крепкий город с большой башней посреди на охранение святых мужей, что живут там и служат дому святого Симеона, и то приложил святой Богородице Ватопедской. Приложил золото в монастырь, в дом Святой Богородицы, и то до пятидесяти куп, вина пятьдесят куп на каждый день и для ежедневной трапезы еду; дабы те, кто входят и выходят или нищенствуют, или кто заботится с ним о том святом месте, да все всякое довольствие имели от трудов тех святых; да монастырь не пострадает от того, что многие приходят без числа из дальних земель, [85] ибо не идут они только на поклонение святой церкви, но дабы увидеть великое смирение святых; и уходят все утешенные: что кто требовал, то получал и уходил с молитвами святых. Ибо оба они служили прямому пути денно и нощно. Богомудрый кир Савва монах, совершенствуясь в делах своих, недремным подвигом своим свершал беспримерные дела в том монастыре. Создал высокие палаты, одни назвав во имя отца своего, а другие – во имя свое, и стоят они по сей день в том монастыре. Посадил виноградники и обновил все в том монастыре; приложил пустые метохи, испросив их у царя, привел людей из своей земли и поселил их там; своим великим подвигом наполнил все всяким довольствием, все соседи дивились, видя его подвиг и теплую его веру в Пречистую Богородицу. В монастырских делах с работными людьми, которые едят купленный хлеб, днем был в трудах, в святых молитвах денно и нощно не ослабевал, неся в теле своем жизнь бестелесных слуг. Ни бесы его не искушали; ибо в молодости своей никогда не насыщал сном очи свои, не давал покоя коленам своим, желая душу свою освободить от страсти, уподобившись жизни первых святых мужей, которые прожили эту жизнь в скорби и печали, а другие кровью своей купили вечную жизнь и поселились в небесной обители, показав пример тем, кто желает искать вечную жизнь – таким стал этот святой сообщником, вступив на их путь. После некоторого времени святой Симеон пожелал обойти всю Святую Гору и поклониться святым церквям. Оба богоносца созвали богоумный совет и сказали боголюбивому отцу своему, игумену Теостирихту, что святой старец Симеон хочет исполнить свое желание и поклониться всем церквям. Благословил их игумен и пошли они поклониться святым местам и посетить святых мужей. [86] Придя на средину Святой Горы, в место званое Карие 8, поклонились они Святой Богородице, матери всем святогорским церквям. Тут сотворили прилежную молитву пресвятой и пречистой чудотворице Богородице, которая творила великие чудеса и исцелила царя Михаила, построившего святую церковь, - ее они оросили теплым слезами, приняв образ великого Божьего смирения 9. Принесли святой Богородице различные дары: святые сосуды серебряные и золотые, кадила серебряные и золотые, покровы святых сосудов с жемчугом и камнями, эпитрахили, трапезофоры, и дали царскую паларию золота. Вписали их в поминальник той церкви до скончания века; с первым ктитором царем Михаилом были упомянуты и вторые ктиторы 10, которых и сегодня вспоминают вместе с первым ктитором. Проту отдельно оказали особую честь, отдельно церковным служителям, отдельно монашеской общине, с первых до последних, все равночастно украсили по заповеди Божьей, воистину оба они по сердцу Божьему и его силой сотворили волю Божью. Так пришли они в Лавру святой Богородицы Иверской, званую Портаитиса 11, поклонились здесь Пречистой и наполнили святую церковь дарами. Дали много золота, и были вписаны как вторые ктиторы до конца века, и сейчас поминают их равно с ктиторами. Всю братию одарили золотом, с первых и до последних, и здесь стали братией и ктиторами. Пришли во внутреннюю пустыню, в великую Лавру святого Афанасия Афонского, в дом пресвятой Богородицы, которая сама назвалась иконой 12 той святой церкви, исперва и по сей день даря милости, не одаривает только телесные потребности, но и души наполняет всяким веселием, - той Пречистой принесли благодарную молитву и святыми слезами оросили святую землю, по которой святыми стопами шла сама Пречистая по своему изволению, и этих избранников Божьих удостоила она, дабы увидели они ее дом. Ведомые Духом святым, отец с сыном, избранные воители Христовы, вооруженные святым духом [87] и непорочной верой Христовой, преисполнились духовной радостью и превеликими дарами украсили святую церковь пресвятой Богородицы, поклонились гробу святого, принесли ему дары и послали в церковь много золота, так что стали они вторыми ктиторами, и по сей день поминают их как ктиторов, равно с благоверными царями. Одарили всю братию того монастыря, одних – золотом, других – одеянием, всех ублажили преподобием и Божьим довольством. Остались тут ради отдыха некоторое время, а святая братия окружила их любовью, и вся святые мужи из внутренних пустынь 13 пришли, дабы увидеть Преподобного, который издавна кормил длинной божьей рукою с сыном своим богоносным кир-Саввой монахом. С ними долго беседовал о спасении души, тут приняли пользу от них, дали им всякое довольствие, утешились духовно и телесно с братией и, взяв мир и благословение, целовали святую церковь, возвратись в свой монастырь Ватопед, проходя по святым местам и домам пресвятой Богородицы. Небесные люди, земные ангелы, пришедшие к пределам тихого смирения, пришли к истине, дабы бороться за спасение души своей, по словам Господним, не волнует их земное; но что ищут они, не принадлежащие этому миру? - ищут же прежде Царства Божия и правды Его (Мф 6, 33) и находят его. Оба они с молодых лет и до края трудились для Господа, по словам Господним: “Претерпевший же до конца спасется” (Мф 10, 22). Комментарии1. Стефана Первовенчанного, своего второго сына (1196 – 1227). 2. Командиры отрядов в 10, 50, 100 и 1000 человек. 3. Собор проходил в Расе, столице Неманей, 25 марта 1196 г. 4. Неманя отправился из Студеницы 8 октября 1197 г. 5. В монастыре Студеница - своей задушбине и основном монастыре Сербии. 6. Неманя прибыл на Святую Гору 2 ноября. 7. Просфора – Башня этого монастыря, посвященного св. Симеону Богоприимцу, существует и по сей день. Неманя принял монашеское имя по Симеону Богоприимцу. 8. Карие или Карея (Ораховица) – центр Святой горы, здесь располагается протат. Карея окружена орешником. В Карее находится церковь Богородицы Protaton (Х в. ?). 9. В Протатоне находится чудотворная икона Богородицы. О Чудесах Богородицы повествуют в разных средневековых текстах, например в Афонском Патерике и др.. Царем Михаилом, излеченным Богородицей, может быть византийский царь Михаил IV Пафлагонец (1034 -1041), страдавший эпилепсией. 10. Ктитор – основатель, строитель, второй ктитор, возможно, великий даритель монастыря. 11. Иверский грегорианский монастырь основан около 980 г. Это - третий по значению монастырь на Святой Горе. В нем хранится известная чудотворная икона Богоматери Вратарницы (Портаитиса). 12. В Лавре находится икона Богоматери “Икономиса” домоуправительницы, по легенде, Богородица явилась основателю Лавры – св. Афанасию, и сообщила, что она будет заботиться о монастыре. Источник: Доментијан. Живот Светога Саве и Живот Светога Симеона. Просвета. Српска књижевна задруга. Београд. 1988 |
|