|
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВЯТОГО САВВЫМесяца января 14 дня Жизнь и подвиги преподобного отца нашего и богоносного наставника всей сербской земли и приморья, архиепископа Саввы Благослови, отче! I Когда царствовал Господь наш Иисус Христос, когда обман был побежден и вымысел идольский истреблен, когда кончилось гонение христиан, и добрая вера засветила на всем свете, когда всюду славный единственный Господь Иисус Христос с Отцом и святым Духом, святой и единосушной Троицей нераздельно от небесных и земных и преисподних, создавший из небытия все творения видимые и невидимые, и царствующий непрестанно в бесконечных веках, аминь; когда благоверный и благочестивый Богом избранный и Богом поднятый самодержавный господин Стефан, великославный и великородный превеликий жупан Неманя самодержавно царствовал в своей сербской и приморской земле 1, и в Диоклитии, Далмации, Травунии 2 с Богом дарованной ему супругой, богочестивой Анной, живя в царстве своем по закону господнему и родив сыновей и дочерей. Наполнив чистотой старость свою, обратились они за богомысленным советом, молились Господу Богу вседержателю, говоря: “Господи, дай нам родить чадо по воле твоего милосердия и по твоему божественному усмотрению, дабы неисчислимой силой твоей наполнил отечество свое, боголюбивым твоим доброверием, которому мы, слуги твои, по заповеди твоего божества и твоих святых апостолов положили начало, надеясь принять твою божественную награду 3. Если сотворишь милость со слугами твоими, более не будем приближаться в соединении телесной любви, но останемся хранить святыню в страхе твоем все дни жизни нашей”. И предобрый Бог, который слышит тех, кто его любит, и исполняет волю тех, кто его боится, услышал Авраама и Сару и дал им на старость Исаака, и услышал Захарию и Елисавету и дал им Иоанна Крестителя, богосветлый луч, проповедовавший истину солнца святого, [56] Христа Бога нашего. Услышал Иоакима и Анну, которые родили хранительницу жизни нашей, пречистую матерь Христа Бога нашего; по словам апостола: “Иисус Христос вчера и сегодня и во веки Тот же” (Евр 13, 8) в конце лет услышал чистую молитву и этих праведников и одарил их, как и других праведников, о которых мы рассказали. Зачала боголюбивая Анна в своей утробе и родила по Божьей воле сына, добрую ветвь от доброго корня, в нем родители приняли богосветлую радость, благодарили добродетеля своего, который не отвернулся от их молитв. И от зачатия более не встречались на ложе своем, как то обещали Богу, и так остались до конца жизни своей. Богом дарованного сына крестили во имя Отца и Сына и святого Духа и нарекли его именем Растко. Воистину взрастет он божественными добрыми делами; и не только он сам, но и отечество свое приведет к великой набожности и довершит недовершенное своими родителями, которые через рождение его воистину приняли весть от святого Духа, и был он им дарован Богом как дар Божий. Всегда находя в нем радость свою, и всегда вознося Господу благодарственные молитвы, вскормили его в доброй вере и чистоте, видя в нем Божьего вестника. Приготовили ему палаты, где пребывал великий свет Божий, рос он и светился Божьей благодатью, которой просветит отечество свое. Родители его, много его любившие, часто приходили к нему, исполняясь великим восхищением, но и многими мыслями и печалями о нем: “Что это будет за чадо, посланное нам Богом?” Передали его Божьей воле и научили святым книгам. 4 Когда приходили они к нему, немыслимая радость наполняла их души, благодать Божья, лежащая на нем, тайно святым Духом будила веселье, наперед обещая им бесконечное веселье в Господе Боге, и нашли они бесконечную радость в молитвах рожденного от них. [57] Когда воспитали его в великой любви, доброй вере и чистоте, когда выучили боголюбию и доброму нраву, дали ему один край царства своего для владения, а слугам его на веселье. 5 Не думая о немыслимой тайне Божьей, но надеясь, что он будет царствовать на престоле отца своего, не известили никого о тайне Божьей, которую видели на нем в те дни, но приняли его в свои сердца, сказав: “Что сотворит с ним пророк и провидец тайн?” А он, истинное семя Божье, с молодых лет своих не предался ни одной славе земной, но только молитвами и постом с измала приклонился Господу, как сказал пророк: “Блажен муж, боящийся Господа и крепко любящий заповеди Его” (Пс 112 (111), 1), и кого возьмет Господь с молодых лет для всеобщей пользы. Пребывал он в доме отцовском до семнадцати лет 6, разжигаясь Духом святым, и уверовал в речи господни: “Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня” (Мф 10, 37). Понял он, что эта жизнь проходяща, мятежна, пуста и быстро исчезает, прозрев очами души бесконечную жизнь и неиссякаемые блага, приготовленные праведникам, которые любят Бога. Видя ничтожность земной славы, оставил он царство земное и с радостью сказал: “Первым делом исполню слова Господни, ибо Господь сказал: “наипаче ищите Царствия Божия, и это всё приложится вам” (Лк 12, 31). Вооружившись Духом святым и опоясав бедра свои богоразумием, чистым девством и великим воздержанием, сам себя готовил чистой молитвой и духовной любовью, как свет, горящий для Христа. Ради чистой его веры в Христа, жил в его сердце любитель любви, как сказал божественный апостол: “в Котором сокрыты все сокровища премудрости и ведения” (Кол 2,3), это скрывище, что сокрыто в глубине сердца; ибо ради этого сам Бог сказал: “Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят” (Мф 5,8) [58] ибо он сам был сокрыт в сердце того, кто его любит, и верит в него. Ради этого продал он все земное царство и купил многоценное сокровище этой земли, которым обогатился сам и обогатил родителей своих и еще свое отечество, горя Духом святым и всегда молясь Господу, дабы указал ему путь, идя по которому, спасешься. Явил ему Господь некого чернеца, знававшего Святую Гору. Смиренный юноша принял того с великим усердием, расспросил о Святой Горе и тот богоумно поведал о жизни святых Святой Горы. И долго слушая его, полюбил Богом посланный ему совет и понял Богом посланный ему глас Святой Горы и пресвятой Богородицы, которую чтил как предстательницу и поверенную своей жизни 7. Многие прилежные молитвы сотворил пречистой первейшей посреднице спасения рода людского, сказав: “О, пречистая мать всех живых, дарящая невиданное милосердие, умоли Сына своего и Бога моего творца, да пошлет мне свет и истину; да ведут они меня и приведут на святую гору Твою и в обители Твои (Пс 43 (42), 3) к Божьему алтарю и к Богу, который веселит мою молодость, и принесу ему жертву благодарности, и дам обеты Господу, и стану примером отечеству своему и всем, кто его любит”. Совершив молитву, и укрепившись надеждой на Пречистую, взял он с собой богобоязненных людей, что пошли с ним за Христом, оставил свой край и пришел к отцу своему. Родители приняли его с великой радостью, и было великое веселье по прибытии многолюбезного сына, прошло с того немного времени, и обратился он к своим родителям: “Господари мои, отпустите меня в те края, - и назвал им имя, - сказали мне охотники, что в горах тамошних видели много дичи”. И родители отпустили его. Давно поймал его Христос и прострелили стрелой любви, ранив его любовью, [59] вооружившись Духом святым, сотворил животворящий крест в сердце своем и сказал Господу: “Наставь ноги мои на мирный путь, да буду идти я по истине твоей все дни моей жизни, ныне, присно и во веки веков, аминь”. Комментарии1. Сербская и приморская земля – официальное название сербского государства в эпоху Неманичей, во времена Душана государство стало называться Сербская и греческая земля. 2. Диоклития, Далмация, Травуния – Доментиан одну и ту же территорию именует названием, принятым у славян - Приморская земля, и названиями Римского периода: Диоклития – по римскому городу Doclea в южной части приморья Адриатики; Далмация – по римской провинции Верхняя Далмация; Травуния – территория между Дубровником и Котором. 3. Родители молят Бога о ребенке, который в сербской земле укрепит правую веру, - что считается основной характеристикой трудов Саввы. 4. Хотя это утверждение и могло быть только агиографическим шаблоном, можно с уверенностью сказать, что Доментиан пишет правду. Двор Неманей отличался просвещенностью. Сам Неманя был высокообразованным человеком (см. Первую Хиландарскую хартию), как и его брат Мирослав (для него было написано Мирославово евангелие), сын Стефан был писателем (написал биографию Неманей), содействовал развитию грамотности (для него было написано так называемое Вуканово евангелие). 5. Еще совсем юному Растко Неманя дал в управление часть Хума. 6. Согласно церковному порядку принять монашество может только тот, кому исполнилось 17 лет. Поэтому Доментиан приводит возраст Саввы, хотя далее по тексту хронология отсутствует. 7. Святая Гора – гора Афон находится на восточный полуострове Халкидики, из-за своей неприступности и хорошего климата служила убежищем аскетов с начала IX в. Богородица – защитница Святой Горы, ей посвящено большинство монастырей. Источник: Доментијан. Живот Светога Саве и Живот Светога Симеона. Просвета. Српска књижевна задруга. Београд. 1988 |
|