|
ЖИЗНЕОПИСАНИЕ СВЯТОГО САВВЫXI О пресвитерстве святого Саввы и о переносе мощей преподобного Симеона в Сербию молением сына его кир Стефана И когда приспело время богоносному Савве, и пришел он в чин того ряда, послал ему Бог милость свою и истину свою и просвещение свое, и возведен был в сан дьякона и попа одним богоразумным святителем Николаем, епископом Эрисоса. Когда провел он многие годы на Святой Горе, после некоторого времени собрались опять три епископа: Николай Эрисский, Михаил Кассандрийский и Димитрий Адремарейский, отслужили они святую литургию в Солунской митрополии, в Святой Софии, со своим митрополитом Костадием, а с ними и блаженный кир Савва, и благословили его, и сотворили его архимандритом, и дали ему набедренники и нарукавники. Все сделали по усмотрению Божьему и по греческому закону, да будет он архиерей. Пока пребывал он в доме Пресвятой Богородицы Хиландарской и святым подвигом совершенствовался к небесам и управлял чадами своими на превеликую благодать, написал любезно, мольбенно и слезно богоносному кир Савве любимый брат его, великий [113] жупан Стефан 1, царствовавший на престоле отца своего святого Симеона. “О, любезный души моей, о преподобный отче наш кир Савва, выслушай моление мое и не презри глас, который посылаю тебе из глубины сердца моего. Сделай милость, поспеши, принеси благоуханные мощи святого и преподобного отца нашего и сам приди, о богоносный, да наше отечество просветится приносом его святых мощей и твоим прибытием. Когда вы ушли от нас, осквернилась земля наша беззакониями нашими, и убила ее кровь, и пали мы в плен иноплеменников, и враги наши надругались над нами (Пс 44 (43), 15). Да умилосердится Владыка наш Христос и пречистая его Мать молитвами Святого и твоими, о преподобный, и отведут от нас тех, кто не знает бога, и иноплеменников, и посетят наши немощи и болезни, и избавят нас от противных, защищая нас от всякого неугодного дела”. Преподобный не презрел любезного моления, но вселюбезно поспешил, собрал мощи Святого и взял с собой христолюбивых, преподобных из преподобных, избранных чернецов Святой Горы на похвалу и благодарение Святого, и отправился со Святым в свое отечество. Вперед послал письмо любимому брату своему: “Принял я с любовью послание твое и не презрел слезные мольбы, и несу я мощи твоего святого господина, которые ты желал, и сам еду с ними и с чесными чернецами Святой Горы, где изволил жить твой святой господин, который, с любовью хорошо послужив Господу своему и пречистой его Матери, нашел место в небесной обители и обогатил Господом переданное ему стадо божественными дарами пребогатого Отца небесного, желая сохранить его и после смерти. По твоей доброй вере и теплой любви к нему вот идет он к тебе с победами небесных сил, желая победить силой Христовой и крестным оружием всех твоих врагов и ратных противников Богом данной ему благодатью. Готовься, любимый брат, к его сретанию”.[114] Богоносец иеромонах Савва всегда прозревал Духом святым превеликую благодать, которая засияет от мощей преподобного его родителя. Выбрал он избранных мужей Святой Горы и повел с собой, да будут и там самовидцы больших чудес Преподобного, да вместе собравшиеся народы западные и восточные прославят Бога, творящего дивные и неизъяснимые дела, которые прославляют и святых его, как сказал Давид: “Эта слава всем преподобным его” (Источник цитаты не установлен). Ибо эти небесные жители, отбросив невечную материю на земле, еще будучи в телесном обличии, были созданы равными ангелам, единомысленно послужили евангелию Христову, род единый, единые души в двух телах, несущие единую волю дабы исполнить желание Отца и Сына и святого Духа, передать ему чад своего отечества, расцветшие разными цветами, доброй верой и чистотой боголюбия, и подготовить ему совершенный народ, вооруженный истинным покаянием. Оба они и после смерти непрестанно неразлучные шли с востока на запад, блистая подобно двум молниям на востоке и неся божественную и немыслимую сладость своему западному отечеству, шли с востока на запад, подобно двум Данницам разумного солнца, Христа истинного Бога нашего, и как два светила и звезды сияли божественным светом, желая просветить свое отечество разными чудесами, один желал оросить их благоуханным миром, другой пресветлыми чудесами светительского чудотворения. Оба они обогатились у пребогатого на востоке и на Святой Горе просветились чудной благодатью Христа, идя опять на запад, хотели показать детям отечества своего превеликую благодать. Оба они – птицы райские, которые несмолкаемым щебетанием песен на Святой Горе , перешли путь этой жизни и в Боге перешли стену обманчивой жизни и разрушили неприятельское сердце города, истинные поборники Христовы. Оба – жители пустыни, которые все горы и пещеры оросили своими теплыми слезами, и опять оросят [115] свое отечество благовониями набожности и благовониями чудесными. Оба они подобны двум рекам евангельского учения, проистекающим из восточного рая, желают напоить свое отечество разными чудесами и преславными учениями. Оба они – духовный инструмент и богогласные свирели, знаменованные Духом святым, которые явились Владыке своему как прекрасные гитары ради несмолкаемого благословения и ради своей чистой жизни и ради превеликого смирения, один другого превосходя, истинные пастыри, которые и после смерти заботятся о своем стаде; тот – небесной помощью, а этот божественным и сладким учением духовным направляют всех в царство небесное, показывая собой пример, разделенные телами и соединенные Духом еще при жизни оба они уподобились мудрому купцу, нашедшему драгоценный жемчуг, продав своем имение, купил жемчуг и украсился тем небесным жемчугом, Христом, удостоившись славы небесной и желая просветить свое отечество и обогатить божественным обилием и украсить славой небесной. Оба они – земли доброплодные, которые с верой приняли семя небесное и вместили его в себя с божественным умилением, напоили слезами и желали расплодить свое отечество в сто раз, советники и сверстники апостолов и со-стольники мучеников, равные патриархам, вместе разговаривали с ангелами и любимые архангелами и прославленные Богом, путешествовали с востока на запад, уподобившись небесным жителям, святым апостолам, желая исповедать славу Божью детям своего отечества. Когда частной иеромонах кир Савва прибыл с мощами Святого в свое отечество, еще на краю страны своей встретил его любезный сын, великий жупан кир Стефан с частным клиром царства своего 2. Сотворив всенощную молитву на том месте с псалмами и песнями, поя за упокой Святого, с теплыми слезами, любезный сын его с детьми отечества своего [116] сладкими устами целовал и горькими слезами окроплял святые мощи своего доброго учителя и господаря, и увидели они, как печаль сменилась на великую радость и преисполнились чада Святого немыслимой радостью великого веселия и в тот день сотворили богосаборный праздник, в двойне веселясь духовно и телесно. Боголюбивые дети его со славой и честью проводили Святого, по подобию на первого Израиля; и вот второй Израиль был перенесен не из Египта, но со Святой Горы. Проводили его сыновья с духовными песнями и с благоуханными кадилами к подготовленному гробу у пресвятой Богородицы, в Студеницкой лавре, который сам себе подготовил. Положили его во гроб, славя Отца и сына и святого Духа, ныне и во веки веков. Этот боголюбец, иеромонах кир Савва всегда непрестанно молитвенным гласом вопиил к дарителю милости, да опять пошлет обильную благодать тому, кто растопил тело постом и святыми молитвами, честному угоднику Христову Симеону, и да развеселит чад своих духовной радостью и Богом дарованной ему благодатью, и оросит их благоуханным миром. Пока он без сна подвязался и просил милости от Бога и от Святого, да пошлют милосердие на наследство свое и да молитвами Преподобного дадут победу против всяких неприятелей и ратных противников, пришел день преставления Святого. Собрались чада его и многие из его паствы на праздник преставления Святого и сотворили всенощное стояние и утреннее славословие, и все было совершено по чину. Богоносец кир Савва иеромонах, который с самого начала больше всех старался о старости Преподобного, и был ему посредником к царству небесному, а с приходом своим на Святую Гору немыслимый и ужасный пример дал ему для его спасения, чудесное Божье смотрение и немыслимую радость в последние дни; но тот, кто дает неожиданную радость и из немощи силу, провидел чрез него его родителя, [117] да будет он совершенным отцом отечества своего, да Богом и молитвами святого кир Саввы превзойдет отцов своих. Ради того и он, неся высшую смелость к пребогатому, Божьей благодатью богоизбранному богоносцу Симеону, больше других не давал сна очам своим и веждам своим – дремания, (Пс 132 (131), 4) пока не увидел благодать, явленную Богом и посланную на родителя своего. Подвизаясь в святых молитвах, вопия сердечным воплем и слезным рыданием Господу своему, говорил: “Вечный царь херувимов и творец ангелов, Бог пророков и апостолов, праведный хранитель, неизмеримая милость грешникам и спаситель всех, кто склоняется к тебе, источник милости, даритель всякого добра, служитель тех, кто призывает истинной, всем даешь прошенное богатыми дарами твоей милости, с самого начала ты был с нашими отцами, чрез них показал страшные чудеса неисчислимой своей милостью и неизмеримой силой твоей, Господи Иисусе Христе, источивший воду из твердого камня жаждущему народу в пустыне, тем страшным именем твоим и неизмеримой милостью прикажи да придет пресвятой твой Дух и обновит сухие кости тому, кто страдал ради тебя, да источит благоуханное миро нам, любящим твоем пресвятое имя. Ибо он, Господи, страдал ради тебя и последовал твоим святым речам, показал пример твоего смирения, тем, кто хочет жить по заповеди евангелия твоего. Твоим неизъяснимым промыслом, прикажи да явится сила единосушной Троицы. Господи, живущий в веках, и ныне ты есть. Господи Иисусе Христе, воздвигни силу твою (Пс 80 (79), 3) и приложи сердца народа твоего к своему угождению. Чудесный Боже, яви свою чудесную благодать, Боже преподобный, прославляющийся в свете святых, пошли пребогатую милость свою с престола славы царства твоего и прославь его, тобою избранного, [118] да поверит и этот твой народ и пойдет за твоими святыми заповедями 3”. Пока он так молился, премилостивый Бог, который не предвидит моления молящих, вопиющих к нему денно и нощно, не предвидел ни этого, но услышал его в милосердии. В тот день, когда служил он святую литургию, источила рака Святого благоуханное миро, и чудесно исцелялись все больные от разных страданий, и изгонялись болезни бесноватых, не единожды, но все часы кипело чудесное миро своему отечеству. Чада его, видевшие прославление Святого, прославили Бога в Троице, который творит дивные и неизъяснимые чудеса своим преподобным, и многие умилились в душах своих, поверили Господу в чудесах Преподобного и последовали Святому, ревнуя его жизни. Прославлением своим собрал многих и привел их Господу своему. Сеявшие со слезами будут пожинать с радостью. С плачем несущий семена возвратится с радостью, неся снопы свои (Пс 126 (125) 5-6)”. Комментарии1. Стефан Первовенчанный написал о несчастьях, происходящих в Сербии из-за вражды Стефана и Вукана (1202 – 1204). 2. Савва прибыл в Сербию в 1206 г. или 1207 г. и встретился со Стефаном в Хвосне. Кроме приводимых здесь обстоятельств, на решение Саввы вернуться вместе с телом отца в Сербию повлияла неспокойная обстановка на Святой Горе, связанная с падением Царьграда (1204) и образованием Латинской империи. 3. Т.е. сербы поверят в чудотворство Немани. Источник: Доментијан. Живот Светога Саве и Живот Светога Симеона. Просвета. Српска књижевна задруга. Београд. 1988 |
|