Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ДОКУМЕНТЫ О НАГРАЖДЕНИИ МЕДАЛЯМИ КУПЦОВ ЮЖНОЙ УКРАИНЫ (КОНЕЦ XVIII в.)

Для купечества Российской империи конца XVIII века – это период определения своего места в социальной структуре общества. В это время купечество уже почувствовало силу возможностей, которые давали деньги, но одновременно оно понимало всю мизерность капитала, не защищенного силой дворянской традиции. Из-за прихоти титулованного вельможи в одно мгновение промышленник мог потерять всё свое достояние. Крупный торговец, оборот капитала которого равнялся нескольким сотням тысяч рублей, должен терпеть обиды от разоренного никчемного потомка провинциального дворянского рода только на том основании, что тот принадлежал к определенному слою.

О сословных отличиях уже много говорилось в исторической литературе, а поэтому нет необходимости на этом останавливаться [1]. Что важно, так это попытка, как государства, так и купечества уменьшить расстояние между этими слоями. Но процесс уменьшения понимался каждым по-своему. Если государство предполагало уменьшить такие отличия путем предоставления отдельных, в большей степени формально-внешних привилегий, которые выделяли купечество от общественности – введение бархатной книги для именитого купечества, разрешение ездить в карете, избавление от телесных наказаний именных купцов и т.п. – то купечество ставило целью перебрать более существенные признаки дворянства. Естественно, что самым главным для купечества признаком оставалось право владения землей и крестьянами. Оно становилось краеугольным камнем всех соревнований. В этом, естественно, был свой смысл.

Превращение купечества в землевладельцев за установлениями дворянского государства решало все другие проблемы: телесные наказания, предоставления права носить шпагу и ездить в карете четверкой коней и тому подобное. Однако в таких соревнованиях стороны были в неравных условиях. Сила была на стороне дворянского государства, а потому купечество очень быстро превращалось в обычного просителя, который скулит за подачкой. О том, чтобы требовать, не могло быть и речи. Несмелые голоса в виде « Ключа купечества » [2], « Заметки о внутренней торговле » и « О коммерции российской » [2],

« О вольности французского дворянства и пользы третьего чина [3], переводы Куай, Юсти и Ляссе [4] и распространенные в конце XVIII века ”Разговоры, между четырьмя лицами о государственном хозяйстве” [5] после французских событий 1789 года вообще стали опасными и притеснялись. С этого времени конформизм становится главной чертой купечества. Самое большое, на что оно осмеливалось, так это приблизиться к дворянству через внешние признаки. Подобные награды не давали прямых материальных выгод владельцам, но они усиливали статус лица в той среде, где осуществлялась ее материальная деятельность.

Для Южной Украины последней четверти XVIII века подобная ситуация становится закономерным шагом последующей трансформации торгового слоя населения. Если в момент активнейшей раздачи земель под заселение купечество пыталось получить дворянство путем заселение земельных участков или через государственную службу за откупами и подрядами, то на грани веков такие возможности хотя и оставались, но осуществить их было достаточно трудно. Правобережная Украина – основное место вывода переселенцев к южному краю – уже была включена в состав Русской империи. Купечество первой гильдии, которое начинало маркитантами в первую русско-турецкую войну, уже давно приобрело себе, или своим детям дворянство. Им было за что его приобрести. Новые волны купечества уже не имели таких возможностей. С изменением государственной политики относительно южного края (прекращение финансирования фантастических строительных проектов, замедление темпов перестройки городов, переориентация, на помещиков в вопросах поставки провианта и фуража для военных нужд) капиталистическое купечество становилось редкостью в регионе. Поэтому все, кто не успел в свое время получить дворянство, желали приобрести внешние отличия для того, чтобы в новых условиях облегчить себе общественную жизнь. А она для купечества становилось все тяжелее. Титулованные вельможи в регионе все дальше отдалялись от ”третьего чина”. Это понятно: с изменением государственной политики уже не было насущной необходимости в купечестве. В степных имениях вырастало новое поколение дворянства, которое не чувствовало особенных потребностей в более тесном общении с купечеством, чем это было нужно для реализации хозяйственных проектов. [216] Мещанство, не ограниченное так, как купечество, регламентацией форм и направлений деятельности, удачно вытесняло купцов из сферы мелкооптовой торговли в городах и поселках. В таких условиях получение внешних отличий становилось существенным фактором.

Именитое купечество бросилось хлопотать перед губернаторами о « высочайшем » награждении медалями. Оно перечисляет все свои заслуги. Но подобные просьбы довольно часто оставались без ответов, и тогда купечество начинало все с начала. Для Южной Украины конец XVIII века был не совсем удобным периодом для того, чтобы начинать все сначала. Постоянные смены наместников и губернаторов, изменения в административном укладе и приход новых людей, вынуждали купцов каждый раз доказывать новым людям свою верность и пользу. Конечно, с ознакомлением высшей местной власти со своей особой, купечество получало себе определенную выгоду. Впрочем, купечество южного края вынуждено было повторять процесс ознакомления довольно часто.

Купец И. Маслеников подал просьбу о награждении его медалью еще при П.Зубове, а получил медаль в 1804 году уже при руководстве южным краем генералом Беклешовым. Но стоит заметить, что между правлением этих лиц в разные времена руководили краем генералы Бердяев, Каховский, Михельсон. И с каждым новым правителем края купцу приходилось по-новому подавать просьбу и проходить все инстанции. Ведь для того, чтобы военный губернатор направил просьбу на височайшее имя, следовало заручиться поддержкой губернского правления для того, чтобы ходатайство купца с визой губернатора поступило в канцелярию военного губернатора.

Соответственно, нужно было проследить, чтобы в канцелярии военного губернатора подобное ходатайство не задерживалось, а, получив визу главного правителя края, отправилось к собственной канцелярии монарха. Но с каждым новым назначением главного командира южного края купцу нужно было все начинать сначала. Сколько сил, энергии и денег тратилось для того, чтобы получить монаршее отличие! Но на то время такое отличие для купца южного края уже дорого стоило, и купец знал, что делал.

В данном сообщении публикуем три документа, которые касаются ходатайства купечества о награждении их медалями. Первый – это представление наместника Платона Зубова императрице Екатерине II о награждении золотыми медалями купцов И. Масленникова, П. Фендрикова, В. Пенчукова и Д. Горяинова. Два других – это ходатайство о награждении золотой медалью купца Турченинова. Притом, что документы имеют разный путь в фонды, все они связаны между собой. Это единство заключается не только в том, которое касается одних и тех же событий. Оно отражает процесс становления новых черт у представителей ”третьего чина” на юге Украины. Впрочем, и персонификация этого процесса имеет незаурядное значение. Так, Екатеринославский губернатор И. Селецкий начинает своё сопроводительное письмо к Новороссийскому военному губернатору В.Каховскому с сообщения о том, что по его представлению военному губернатору Бердяеву в 1799 году купец Горяинов был награжден медалью. Согласно первому документу, который печатается, эпопею с награждением Горяинова медалью начал Екатеринославский губернатор И.Хорват еще в 1796 году. Благополучно она закончилась уже с подачи Екатеринославского губернатора И. Селецкого новому военному губернатору В.Каховскому. В феврале 1800 года И. Селецкий начинает хлопотать перед В.Каховским за купца Турченинова. Однако уже 17 апреля 1800 года В.Каховского на его посту сменил И.Михельсон. Следовательно купцу, если он не оставил своего желания получить медаль, нужно было начинать все заново.

Документы публикуются популярным методом. Собственные имена, которые в документах написаны с малой буквы, подаются с большой буквы. Слова под титлом раскрыты и написаны в строку, а соответствующие буквы поданы в квадратных скобках. Буквы ”и” и ”b” соответственно заменены на ”и” и ”е”. Твердый знак на конце слов снят. Слова, которые в документе написаны вместе, в тексте подаются отдельно.


ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА

1. Фирсов Н.Н. Правительство и общество в их отношении к внешней торговле в царствование Екатерины II. - Казань, 1902.; Клокман Ю.Р. Социально-экономическая история русского города. Вторая половина XVIII в. - М.,1967; Буганов В.И., Преображенский А.А., Тихонов Ю.А. Эволюция феодализма в России. Социально-экономические проблемы. - М., 1980.; Очерки русской культуры XVIII века. / Под ред. Б.А.Рыбакова.- М., 1990. - Ч.4

2. Ключ купечества. - СПб.,1768.

3. РВ РПБ им.М. Е.Салтыкова-Щедріна. ОСРК. КП.55.; ОСРК. F. II.134.

4. Д.Фонвизин. Сокращение о вольности французского дворянства и о пользе третьего чина // Д.И.Фонвизин. Собрание сочинениий. Том второй. -М.-Л., 1959.

5. Торгующее дворянство противуположное дворянству военному, или два рассуждения о том, служит ли то к благополучию государства, чтобы дворянство вступало в купечество? С прибавлением особливого о том же рассуждения г.Юстия // Д.И.Фонвизин. Собрание сочинениий. Том второй. - М.-Л., 1959.

6. РВ РПБ им.М. Е. Салтыкова-Щедрина. ОСРК. Q. II. 6.


№ 1.

1796, июня 19. – Царское Село.- Извлечение из доклада П.А. Зубова императрице Екатерине II о награждении купцов золотыми медалями.

Правитель Екатеринославского наместничества генерал-майор Хорват представляет мне о добропорядочном поведении и отличных подвигах, принесших обществу пользу в вверенных мне губерний купцов: Вознесенской Ивана Масленникова, Петра Фендрикова, -Екатеринославской Василья Пенчукова и Дмитрия Горяинова.

Первый Масленников с 1754-го года, заведя в городе Елисаветграде торговлю и другие купеческие промыслы, видимою от сего пользою привлек туда множество купечества из иных городов, которые большею частью водворившись в сем месте, не только // распространили оную при тогдашнем Елисаветграда близком к соседственным границам положении весьма нужную, но умножили общество свое так, что из онаго по времени учредился магистрат. Вся справедливость действия сего упадает на него Масленникова, что он первый был, который в сем месте открыл торговлю, — привлек оною купечество и преподавал добрые советы на распространение ее. Сверх сего собственным своим коштом устроил в Кременчуге сахарный завод сколько ради собственной пользы столько и для пользы общей и частной во время состояния Елисаветграда в ведомстве Екатеринославской губернии // по вступлении уже онаго Правителя Наместничества в управление ею, он Масленников споспешествуя желанию начальства вызвал в сию губернию из Молдавии и Валахии множество семей старообрядцев, в чем и теперь еще озабочивается с уверением, что оных еще более вызовет.

Второй: Фендриков с самого учреждения в Херсоне купеческого магистрата преходил во оном служение, а ныне в сем же самом городе справляет должность градского головы с таковой исправностью усердием, каковых больше желать нельзя. Чрез него приведено скоровременно в исполнение // установление в Херсоне полиции по образу Устава управ благочиния на собственном содержании общества.

Третий Пенчуков до открытия Екатеринославского наместничества справлял в Кременчугском городском магистрате должность Президента, а по открыти онаго Наместничества был заседателем в Екатеринославском приказе общественного призрения в Кременчугской градской думе гласным. Ныне же во оной исправляет должность градского главы - во многих случаях от него Пенчукова расторопность и исправность обратила к нему доверенность начальства о внушении благоразумных советов // Кременчугскому градскому обществу, чтобы оно сколько для скорейшего истребления воровства и других неприятностей, столько и для собственного своего спокойства и тишины возстановило тамошнюю полицию по образу Устава управы благочиния на собственном содержании своем, и таковая к нему доверенность имела желаемый успех.

Четвертой: Горяинов оказал отличную расторопность с начала устроения губернского города Екатеринослава, как в приглашении им иногородных купечествующих к произведению в сем новом месте своей торговли, так и в преподании со стороны // его нововодворяющимся собраниям его просимых пособий; Правитель наместничества дознал и лично с каким усердием и рачением отправлял оной Горяинов там чрез прошедшие три года должность Градского главы, да и ныне будучи заседателем в Губернском магистрате справляет звание свое с должною деятельностью.

...Ея Императорскаго величества в дозволение сих подвигов пожаловать им золотые медали на ленте святаго князя Владимира.

В Царском Селе.
19 июня 1796. [218]
князь Платон Зубов

РГАДА, ф. 16., д. 699, часть. 2, оп. 1, часть. 2, лл. 429-431.

№ 2

1800, февраля 10.-Новоросийск-Представление Новороссийского губернатора І. Селецкого Новороссийскому военному губернатору В. Каховскому о награждении медалью купца Турчанинова.

Милостивый Государь!

По представлению моему к предместнику вашего высокопревосходительства и по его всеподданейшему докладу, в июне м[еся]це минувшаго 1799-го года, благоугодно было его императорскому величеству, в награждение усердия новороссийского Градского Главы купца Горянинова, оказавшаго на пользу общую услуги, и в знак монаршаго к нему засие благоволение, всемилостивейше пожаловать золотою медалью. Поскольку же и николаевской Градской глава купец Турчанинов, проходя должности на него возлагаемые, равномерно довольные для пользы общей услуги и в присланном на имя мое прошений просит моего где следует представительства, дабы за оные удостоин был и он знаком высокомонаршаго благоволения, то я поднося при сем означенное его градского главы Турчанинова прошение и основываясь на представленных от него одобрениях, долгом поставляю засвидетельствовать вашему высокопревосходительству о истине всего показываемого в оном, и притом доложить, что помянутой Турчанинов с начала открытия // в городе Николаеве ратуши, находясь в настоящей должности, установил во всем что до благоустройства города относилось надлежащий порядок, и ревностным отправлением ея отъличил себя столько, что я отдавая ему в том должную справедливость, осмеливаюсь таковую прозбу его предать в благоразсмотрение вашего высокопревосходительства. Имея честь быть с отличным высокопочтением и преданностью

милостивый государь вашего превосходительства всеподданейший слуга Иван Селецкий

февраля 10 дня
1800го года
Новороссийск

ГАХО, ф. 14, оп. 1, д. 455, лл. 2-2об.

№ 3

1799, декабря 15. – Прошение николаевского городского главы Турчанинова у Новороссийскому губернатору И.Селецкому о награждении его медалью.

пол. 23 Генваря 1800

Его Превосходительству
Господину тайному Советнику, новороссийскому
губернатору и кавалеру Ивану Яковлевичу Селецкому
Города Николаева градскаго главы, 2-й гильдии купца Турченинова

Прошение

Имев я происхожденіе от знатных турецкаго города Бендер сограждан, взят оттоль в 770 году во время моего малолетства при штурме сего города российскою армиею, и доставлен в российский город Воронеж, где навик християнским обычаям, воспринял от усердия моего православную християнскую веру; а между тем входя в дальнейшее оной познание, изучился российской грамоты, и таким образом учинясь, верноподданым всероссийской империи, поводом прнроды моей напутствующей к добронравию и трудолюбию, упражнялся при коммерческих делах, перенося в сей моей низкой степени всякие встречающиеся трудности, и преобретая иждивение торговлею, достиг на последок быть гражданином; в следствие чего в прошлом 1782 году причислясь по имеющемуся у меня капиталу в таганрогское 2-й гильдии купечество, и распространяя позволенную сей гильдии торговлю в разных местах не был обходим всеми теми возможностями, которые по [219] силе высочайшаго о городах положения исправлять долженствовало, причем по требованию моему более в портовом городе Херсоне, выбран был тамошним градским обществом в 790-м году в ратманы. В сей должности выслужив // трехълетие, переписался по способности производимой мною коммерции ис Таганрога в город Николаев, где по новости того города делал между гражданами устройство, удостоен от тамошнего общества в 797 году быть градским старшиною, и сию возможность требующую попечения взащищении граждан от обид, в приращении городских доходов, в порядочном производстве торговли с разбирательством встречающихся по оной споров и в других по городу хозяйственных распоряжениях исправляя с усердием, приобрел от общества особливое внимание, и полную привязанность, что при открытии николаевской ратуши оное общество вверило себя моему руководству, которым я под командою г[ос]п[о]д[и]на полицмейстера коллежскаго ассесора Вороновскаго предводительствуя, по выбору членов, привел все предписанное высочайшими учреждениями о управлении губерний и городовым положением в действие, а тем самым отличась от прочих граждан удостоен по выбору тех же граждан быть градским главою. При исправлении каковой должности преподавая гражданам в общежитии полезнейшие средства успел соблюсть весь порядок мир и тишину в себе заключающий, а при том стараясь предохранить город от всяких нещастных случаев, употреблял мои сили на отвращение появившихся было втечение 798-го года в том городе зажигательствах, в чем отдает мне справедливость николаевский комендант, господин генерал-майор князь Вяземский своим похвальным свидетельством. -Прописанную мою судьбу, отличное // и исправное произведение по коммерции подрядов уверяют подносимые при сем документы . 1-й атестат о исправном мною казенном подряде данный ис канторы таганрогскаго порта. 2-й атестат о таковом же подряде, от господина бригадира флота капитана и кавалера Овцина. 3-й атестат ис таганрогскаго греческаго магистрата о добропорядочном моем поведении. 4-й атестат о том же ис херсонскаго городового магистрата. 5-й похвальный лист от херсонскаго общества. 6-й выбор николаевским обществом учиненной в градские меня старшины. и 7-е свидетельство от николаевскаго коменданта князя Вяземскаго сверх которых и еще не оставит николаевское общество за нынешнее мое гродским главою служение по истечении трех лет, снабдить меня похвальным листом, а также и черноморская главная кантора дачею мне в производимом мною на немалую сумму подряда аттестата. Но все сие чести и достоинства моего признание, не может возбуждать настоящих чувств в вознаграждение заслуг и отличностей без особливаго высокомонаршаго его императорскаго величества благоволение и знака наружно особу украшавшаго и отличавшаго. - И поелику воздаяние сего зависит от милости и ходатайства вашего превосходительства, для того осмеливаюсь всепокорнейше просить вашего превосходительства, приняв во уважение заслуги мои, и исправление беспорочно нынешней моей должности, в вознаграждение оных и в сравнение противу прочих высокомонаршею милостию воспользовавшихся, возымеет представительство вашего превосходительства в удостоение и меня знаком высокомонаршего благоволения

Николаевский гродской глава
Турченинов

декабря 15. дня
1799 года

ГАХО, ф. 14, оп. 1, д. 455, лл.3об.-4об.

Текст воспроизведен по изданию: Документи про нагородження медалями купців Південної України (кінець ХVІІІ ст.) // Часопис "Південна Україна", № 5. 2000

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.