Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Материалы для истории Киевской Духовной Академии

(1798 г.).

Между рукописями, хранящимися в библиотеке Киево-Софийского собора, находятся два репорта правления Киевской духовной Академии. Первый из них 17 марта 1798 г. подан на имя Киевскаго митрополита Иерофея Малицкого, а второй 31 августа [7] 1800 г. на имя Киевского митрополита Гавриила Банулеско. Репорты эти, по содержанию своему, имеют большой интерес для желающих познакомиться с Киевскою академиею в самом конце XVIII и начале XIX столетия, а потому я долгом своим считаю напечатать их на страницах Киевской Старины. Помещаю пока первый.

В нем сообщаются митрополиту Иерофею следующия сведения о Киевской Академии:


«Академический училищный каменный дом состоит в нижнем городе Kиeво-Подоле, при бывшем братском монастыре, который именным блаженныя памяти Государыни Императрицы Екатерины вторыя 1787 года марта 15 дня состоявшимся указом велено для Академии оставить о двух этажах, при коем для Префекта и учителей имеются каменныя и деревянныя, выгодныя для жития келии, и каменная библиотека, а для учеников, живущих на казенном содержании, немного подале на берегу реки Днепра, имеется каменный же о 13 жилых камерах особый дом с каменною поварнею и пекарнею, из которых 13 камер две занимаются больницею; и по тесноте местоположения, в силу вышеписаннаго высочайшаго указа, хотя следовало давно выстроить особую больницу, но за неотведением от города особаго на оную места, остается то высочайшее повеление без исполнения. Места, занимаемыя как Академиею и келиями учительскими, так и домом для казенных учеников, весьма выгодныя; а посему, кроме распространения последняго, в другое место переносить Академию надобности никакой нет.

II.

К отправлению нужных служб ежегодно нанимаются 1) для топления и чищения школ и покоев учительских четыре человека; 2) для обережения церкви и всего в Академии строения сторожа два; 3) для присмотру конюшеннаго двора и учительских лошадей два конюха; 4) в доме сиротском, где ученики жительствуют, как оный отстоит от школ и учительских покоев в особом несколько далеком месте, четыре сторожа, два повара, два хлебника и два истопника; 5) для покупки ученикам съестных припасов и содержания оных комиссар; 6) для письменных дел один [8] приказный и два писца. Как же в студенческом сиротском доме, по причине множества живущих в оном, бывает немалое число больных, для врачевания которых сыскивался со стороны лекарь с крайнею неудобностию, для того и нужно навсегда определить при Академии лекаря на годовом жалованье.

III.

В сей Академии учение ныне продолжается следующим порядком:

Обучают чистописанию, правописанию, катехизису сокращенному и пространному, изъяснениям евангелий праздничных, букварю латинскому, правилам для учащихся, книге о должностях, всеобщей истории и географии, российской и латинской грамматике, чистой и смешенной математике, арифметике, российской и латинской риторике и поэзии, философии на латинском языке, а физике на российском, богословии на латинском и российском языках, языкам же греческому, еврейскому, немецкому, польскому и рисовальному искусству.

Часов в седмице: Богословию 12 часов, философии 12, риторике латинской 6, риторике российской 6, поэзии латинской 6, поэзии российской 6, высшаго класса граматики 12, средняго класса грамматики 12, нижняго класса грамматики 12, Математике чистой 6, математике смешенной 3, географии и истории 6, греческому языку 6, немецкому 6, еврейскому 3, польскому 3, рисованию 3.

Вышеописанныя науки преподаются по нижеследующему.

В понедельник: поутру в 8 и 9 часу математика чистая; в 10 и 12 ч. грамматика латинская и российская, поэзия российская, риторика латинская, философия и богословия латинская и российская. Пополудни в 2 и 3 ч. арифметика, а в 4 и 5 час. история и география.

Во вторник: поутру в 8 и 9 ч. греческий язык; в 10 и 11 грамматика латинская и российская, риторика российская, поэзия латинская, философия и богословия латинская и российская. Пополудни в 2 ч. смешенная математика и рисование, в 3 и 4 час. немецкий язык, а в 5 ч. еврейский и польский языки.

В среду: поутру в 8 и 9 ч. чистая математика; в 10 и 11 часу грамматика, поэзия, риторика и проч. так, как в [9] понедельник. Пополудни в 2 и 3 ч. арифметика; в 4 и 5 час. история и география.

В четверток: поутру в 8 и 9 часу греческий язык; в 10 и 11 часу грамматика, поэзия, риторика и проч., как вторник. Пополудни в 2 ч. смешенная математика и рисование; в 3 и 4 немецкий язык; в 5 польский и еврейский язык.

В пяток: поутру в 8 и 9 часу чистая математика; в 10 и 11 грамматика, поэзия, риторика и проч., как в понедельник и среду.

В субботу: Поутру в 8 и 9 часу греческий язык; в 10 и 11 грамматика, поэзия, риторика и проч., как во вторник и четверток. Пополудни в 2 часу смешенная математика и рисование; в 3 и 4 немецкий язык, в 5 польский и еврейский язык.

В классах же обучают: в нижнем грамматическом классе 1) Сокращенному катехизису; 2) чистописанию; 3) правописанию; 4) правилам для учащихся; 5) российской грамматике; 6) букварю латинскому или первообразным латинским словам; 7) латинской грамматике I и II части.

В среднем грамматическом классе: 1) Сокращенному катехизису; 2) правописанию; 3) грамматике российской; 4) священной истории; 5) школьным разговорам; 6) латинской грамматике I, II и III части.

В высшем грамматическом классе: 1) пространному катехизису; 2) школьным разговорам; 3) Гибнеровой истории на латинском языке; 4) латинской грамматике всей с примечаниями; 5) правописанию и 6) российской грамматике.

В поэзии: 1) пространному катехизису; 2) книге о должностях человека и гражданина; 3) поэзии латинской и российской: 4) чтению и переводу авторов латинских и российских.

В риторике: 1) риторике российской и латинской; 2) изъяснениям евангелий; 3) чтению и переводу российских и латинских авторов.

В философии: 1) изъяснениям евангелий, что и под дни воскресные имеет быть продолжаемо; 2) философии латинской Бавмейстеровой; 3) физике на российском языке.

В богословии: 1) Богословие на латинском языке; 2) богословие на российском языке преосвященнаго Платона. [10]

Котораго порядка учения в разсуждении, что ученики довольные всегда оказывают успехи — переменить не следует, кроме что для смешанной математики вместо 3 часов в неделю положить 6, которому и обучать во время арифметическаго класса, яко в оный студенты философии и богословия, обучавшиеся сей науки, в арифметический класс не ходят.

IV.

Из наук, сверх показанных в указе св. синода в 2, 3, 4 и 5 пунктах, прибавлено рисовальное искусство. Остается к тому прибавить опытную физику и возстановить французский язык, ежели на то св. синода благоволение будет.

V.

Кто именно из Академии учители, чему и где обучались и чему ныне обучают и сколько получают жалованья ниже сего явствует.

Иеромонах Ириней. Обучался в Киевской Академии, начав с 1772 г. от нижних классов на латинском языке грамматике и поэзии, а с 1775 года продолжал учение в чужих краях, где находясь чрез 8 лет обучался впервые в Венгерском городе Токае, потом в Презбурге от нижних классов до риторики, также истории, географии, арифметике, немецкому и венгерскому языкам, потом в городе Песте — философии, экономии, истории, алгебре, геометрии, механике, архитектуре, гражданской и экспериментальной физике; а возвратяся в Россию 1783 года обучался богословию и греческому языку. Обучает богословие на латинском и российском языках и смешенной математике. За богословие 280 рублей, а за смешенную математику 50 рублей. Итого 330 руб. Жалованье за смешенную математику митрополит Иерофей увеличил ему на 20 руб.

Академии префект иеромонах Иннокентий. Обучался в Киевской Академии с 1775 г. от низших классов на латинском языке грамматике, поэзии, риторике, философии и богословии и притом греческому и немецкому языкам, также арифметике, истории и географии. Обучает на латинском языке философии и на российском теоретической физике. 250 рублей. Митрополит Иерофей увеличил эту сумму на 50 рублей. [11]

Иеромонах Иакинф. Обучался в Киевской Академии с 1779 года от нижних классов на латинском языке грамматике, поэзии, риторике, философии и богословии, притом французскому и греческому языкам, истории, географии, арифметике, геометрии, тригонометрии, механике, архитектуре гражданской и оптике. Обучает латинской риторике и содержит библиотеку. За риторику 120 рублей, а за содержание библиотеки 50 рублей. Итого 170 руб. Митрополит Иерофей увеличил это жалованье на 30 рублей.

Иepeй Михаил. Обучался в киевской академии, начав с 1782 года от нижних классов на латинском языке грамматике, поэзии, риторике, философии и Богословии, также арифметике, истории, географии, геометрии, алгебре, французскому, немецкому и греческому языкам. Обучает латинской поэзии. 120 рублей. Сумму эту митрополит увеличил на 10 рублей.

Никита Соколовский. Обучался в Киевской Академии, начав с 1782 года от нижних классов на латинском языке грамматике, поэзии, риторике, философии и Богословии, и притом французскому языку, также арифметике, истории и географии; с 1792 года, по избранию академии и резолюции покойнаго преосвященнаго митрополита Киевскаго Самуила, отправлен был в Московский императорский университет для надлежащаго приготовления к учительской должности, где, принят будучи студентом, обучался греческому и немецкому языкам, российскому и латинскому красноречию с критикою, опытной физике, энциклопедии, всеобщей истории, римскому и российскому законоискусству. Обучает поэзии и риторике российской, також истории и географии. Из бельцев. За риторику 120 р., за поэзию 120 р., за историю и географию 100 р. Итого 340 р. За преподавание риторики митрополит добавил ему 10 рублей.

Осип Козачковский. Обучался в Киевской Академии, начав с 1784 года от нижних классов, на латинском языке грамматике, поэзии, риторике, философии и богословии и притом французскому и греческому языкам, арифметике, истории и географии. Обучает высшему классу грамматике. Из бельцев. 150 рублей; к этой сумме митрополит добавил ему 20 рублей.

Григорий Шехновский. Обучался в Киевской Академии, начав с 1776 г. от низших классов, на латинском языке грамматике, поэзии, риторике, философии и богословии, притом немецкому, греческому и еврейскому языкам, арифметике, истории и географии. [12] Обучает среднему классу грамматике и нижнему немецкаго языка. Из бельцев. За средний грамматический класс 120 р. за нижний немецкий 100 р. Итого 220.

Димитрий Иванишев. Обучался в Киевской Академии, начав с 1784 г. от нижних классов, на латинском языке грамматике, поэзии, риторике, философии и богословии, притом арифметике, истории, географии, греческому и еврейскому языкам. Обучает нижнему классу грамматике и еврейскому языку. Из бельцев. За грамматический класс 100 рублей, за еврейский язык 70 р. Ему добавлено за еврейский язык 30 р.

Степан Семяновский. Обучался в Киевской Академии, начав с 1786 года от нижних классов, на латинском языке грамматике, поэзии, риторике, философии и богословии, между тем истории, арифметике, географии, чистой и смешенной математике, греческому и польскому языкам. Обучает греческому языку. Из бельцев. 120 рублей. К этой сумме митрополит ему добавил 10 р.

Иepeй Савва Стрелецкий. Обучался в Винницкой Академии, начав с 1778 года от нижних классов, на латинском языке грамматике, поэзии, риторике и философии, между тем польскому языку и арифметике; с 1791 г. в Радомысльской семинарии чрез год обучался богословии. Обучает польскому языку. 50 рублей; к этой сумме митрополит добавил ему с 1 января 1798 года еще 50 рублей.

Тимофей Максимовский. Обучался с 1788 года в Киевской Академии от нижних классов на латинском языке грамматике, поэзии, риторике, философии и богословии, притом немецкому языку, рисовальному искусству, чистой и смешенной математике, истории и географии. Обучает рисованию и чистой математике. Из бельцев. За рисование 60 рублей, за чистую математику 100 р. Митрополит за рисование добавил ему 10 рублей.

Самуил Хранпанов. Обучался с 1790 г. в Прешовской гимназии от нижних классов на латинском языке грамматике, поэзии, риторике и философии, притом всеобщей истории и географии, также чистой и смешенной математике всем частям; с 1793 г. в Пресбурге обучался богословии, между тем при природном венгерском языке обучался также славянскому, латинскому, немецкому и французскому языкам. Обучает высшему классу немецкаго языка. [13] Из бельцев. 50 рублей. К этой сумме митрополит добавил ему с 1 января 1798 г. еще 50 рублей.

Игнат Гловацкий. Обучался с 1786 года в Овручской семинарии от низших классов на латинском и польском языках по риторике, а с 1793 года в Московской семинарии продолжал по философии, где обучался арифметике, алгебре, чистой и смешенной математике, истории и географии, немецкому языку, экспериментальной физике, а с 1795 года прибыл в Киевскую Академию, где продолжал философию и богословию. Обучает арифметике. Из бельцев. Вместо 50 рублей митрополит назначил ему 100 рублей.

VI.

Имеемым быть присылаемым студентам для образования из прикосновенных к Академии семинарий на пищу положить можно в месяц каждому по 3 рубля.

VII.

Что ж касается до жалованья учителям, то не благоугодно ли будет вашему высокопреосвященству сделать им прибавку из той суммы, которая отпускаема была на Переяславскую семинарию.

Академии ректор, киево-михайловский архимандрит Феофилакт. Киево-выдубицкий игумен и Академии вице-ректор Афанасий. Академии префект иеромонах Иннокентий.

1798 года, марта 17 дня.

Протоиерей Петр Орловский.

Текст воспроизведен по изданию: Материалы для истории Киевской духовной академии (1798 г.) // Киевская старина, № 4. 1904

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.