Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Строительство Днепровской верфи в XVIII в.

На том месте, где теперь высится Днепрогэс, в давние времена был перевоз, через который переправлялись «херсониты из Руси и печенег в Херсонес». Это место называли «крарийской переправой» вплоть до XVI в., когда закрепляется новое название — то Кочкос, Кучкас, то наконец Кичкас.

Эта местность была дикий полем почти до конца XVIII века. Академик Зуев, путешествовавший из Петербурга до Херсона, свидетельствует, что в то время (1780 г.) в Кичкасе стояла единственная хата, в которой проживал запорожец 1. И только в конце XVIII в. эта местность заселяется немцами, вызванными Екатериной II из Данцига и Эльбинга и основавшими в 1789 г. свою колонию Айнлаге-Кичкас.

В хозяйственных и политических расчетах крепостнической империи освоение степной части Украины, так называемого «Новороссийского края», имело первостепенное значение. Водные пути, соединявшие главным образом производительные центры с морскими портами, уже тогда стали притягивать к себе общее внимание.

Многоводный Днепр, соединяющий основные земледельческие районы Украины, но имеющий огромные препятствия для передвижения судов в виде больших и малых порогов, со второй половины XVIII в. начинает занимать большое место.

Мысль о расчистке порожистой части Днепра с целью «истребления... неудобства в рассуждении плавания» впервые принадлежала Петру I, который вскоре однако «начатое чищение оставил», считаясь с тем, что «по тогдашнему времени еще нельзя России надеяться той пользы, какой бы от толикого труда ожидать надлежало» 2.

Екатерина II через своего новороссийского наместника гр. Потемкина приказывает французскому инженеру Деволану и елисаветградскому купцу Фалееву принять все меры к обеспечению свободного и беспрепятственного передвижения через Днепровские пороги. В 80-х годах XVIII в. Фалеев приступил к постройке каналов на первых четырех порогах, в том числе и на самом крупном из них — Ненасытницком.

Остатки этих каналов являются ярким памятником безнадежной борьбы со стихией Днепра, свидетельствуя об убожестве техники того времени. Упомянутый выше академик Зуев, лично наблюдавший строительство каналов, говорит, что Фалеев «по всем опасным порогам срывает верхи торчащих под водою каменьев, просверливая оные и заряжая порохом посредством нарочно сделанных из жести длинных трубок. Труднейшая работа есть бурить камни под водою, и потому не без ужаса смотреть должно, как солдаты и работники, по два человека на плотине, зацепясь за камень, посреди столь сильной быстрины и шуму Держатся, сидят как чайки и долбят в оной. Продолбивши на известную глубину, становят жестяную с порохом трубку, к коей приложа фитиль отплывают. По прошествии некоторого времени разрывает камень под водою и оные обломки работники после подбирая должны вывозить на берег... [160]

Все принадлежащий к сей работе орудия заказывает он делать в Туле, откуда выписывает и мастеровых людей. Работников, по разным порогам распределенных, всех числом бывает от полутораста до трех сот человек, смотря по времени и нужде. Мне сказали, что все издержки по порогам на жалованье, за работу, инструменты и прочие надобности становятся Фалееву в рабочий месяц по десяти тысяч рублей...» 3.

Но напрасны были хлопоты, человеческие жертвы, огромные денежные расходы. Фалеевские каналы никому не принесли никакой пользы.

Однако необходимость расчистки рек Дона, Донца и главным образом Днепра с порядка обсуждения не снимается и в первой половине XIX в., несмотря на безуспешные попытки в XVIII веке. Так, в 1826 г. еще настойчивее говорится об осуществлении фалеевских затей в более широких размерах, из 1833 году разрешается, наконец, строить обходные каналы почти на всех десяти порогах.

Один из современников с восторгом писал, что «всем бедствиям на Днепровских порогах суждено прекратиться... Благодетельные следствия от расчистки порогов будут простираться не только на Новоросеийский край, но и на всю западную Россию. Бедный литвин тогда почувствует всю цену своих дремучих лесов, которые теперь отнимают у него даже насущный хлеб. Благодатный Днепр принесет ему всю роскошь Востока, все удовольствия западной Европы. В Новороссийских степях возникнут новые города и села, явятся фабрики и заводы, все одушевится торговлею и промышленностью. Малороссиянин будет увлечен промышленным потоком. Наши сметливые немцы 4, получивши легчайший способ сбывать свои прекрасные произведения, почувствуют новую ревность к сельскому хозяйству, и вполне раскроют свои торговые способности. Промышленный еврей, из коих многие и теперь в Днепре находят золотое дно, тогда откроет для себя новые, никому неведомые источники богатства, — словом, Днепр для всех будет разливать изобилие и богатство и приблизится к своей великой сестре Волге» 5.

Но и на этот раз днепровские работы сколько-нибудь ощутительных результатов не имели. Постройка каналов, стоившая свыше 2-х миллионов рублей, опять оказалась бесплодной затеей; по этим каналам при маловодье и короткое время ходили только плоты, руководимые лоцманами. В 1853 г. корреспондент «Кронштадтского вестника» утверждал, что «для судов эти каналы оказались негодными по трем причинам: во-первых, по незначительности глубины: для судоходства нужно иметь по крайней мере шесть футов, но для этого нужно было местами углублять сплошной гранит, лежащий на дне реки; во-вторых, вследствие того, что самое пространство между порогами загромождено множеством камней; в-третьих, по причине необыкновенной силы воды в весеннее время, которая не дает возможности направлять суда в каналы, устроенные сбоку, а не по самой середине реки... В настоящее время, — заключал корреспондент, — суда идут через Кодак 6 только сверху вниз и тем же первобытным способом, как то было во времена древних руссов».

Дальнейшие мероприятия по расчистке фарватера Днепра во,второй половине XIX в. не выходили по существу за пределы нескольких планов и теоретических пожеланий.

* * *

Мало известная в литературе Кичкасская верфь строилась по инициативе новороссийского наместника Платона Зубова.

Освоение захваченных земель и обеспечение дальнейших завоеваний на юге России понуждали царскую Россию к открытию такого рода промышленных [161] заведений, которые могли бы удовлетворить в первую очередь нужды армии, находясь вблизи театра военных действий.

Уже со второй половины XVIII в. усиленно строятся новые верфи: в 1775 году гавань и верфь на Днепровском лимане, в Глубокой пристани, в 1778 г. на Азовском море 7 и др. Старые верфи, не отвечающие уже торговым и стратегическим целям, например у Мошнах на Киевщине, либо совсем закрылись, либо переводились на новые места — на Днестр, Ингул, Николаев и Херсон 8. С этой целью производились нужные исследования, выписывались из-за границы квалифицированные мастера.

К этому времени относится и проект Зубова о постройке верфей на Днестре, на Дону, на Тамане, в Тавриде и в первую очередь в Кичкасе на Днепре 9.

«Малоимение судов как морских, так и речных в полуденной империи делает великое стеснение торговли, — писал Зубов Екатерине II, — и кроме того, — добавлял он, — вся почти коммерция заморская производится на судах, иностранцам принадлежащих». Вот то основное, чем мотивировалось учреждение Кичкасской верфи. Проект Зубова со стороны Екатерины II не встретил никаких возражений.

Строительство верфи, начатое в апреле — мае 1796 г. и находившееся в ведении черноморского адмиралтейства, поручено было Дерибасу. Рабочие, которых в декабре 1796 г. насчитывалось 361 чел. 10, состояли из вольнонаемных мастеров, служащих адмиралтейства и крепостных солдат, отбывавших долголетнюю повинность. Вольнонаемных мастеровых (до 150 чел.) по контракту обязывался, между прочим, «поставить» кременчугский купец Ребров 11.

В документах имеются смутные упоминания и о борьбе рабочих верфи против насилий и издевательств начальника ее Макрюкова и «смотрителя колонистов» фон Бракеля. В одном случае рабочие верфи поломали руку сопротивляющемуся часовому, в другом — толпа рабочих верфи и рабочих, строивших немецкую кирху, намеревались отрубить голову Бракелю 12.

Кичкасская верфь, которая, по определению Зубова, должна была «освободить торговлю от вредного для нее стеснения», просуществовала фактически один год, сделав всего лишь два транспорта.

Павел I, не входя ни в какие подробности дела, 20 июля 1797 г. приказал «Кичкасскую верфь, равно и состоящую при верфи контору, упразднить», поскольку она «по расположению своему не весьма удобна, а в рассуждении тамошнего края есть излишняя» 13.

Публикуемые документы хранятся в Архиве армии и флота в Ленинграде (фонд «канцелярии Черноморского адмиралтейского правления», д. № 579, лл. 116 — 155) и дублируются в копиях в Днепропетровском историческом архиве (фонд «Екатеринославского наместничества», д. № 8035, лл. 711 — 763).

П. М. [162]


Донесение Новороссийского наместника графа П. А. Зубова Екатерине II, 22 июля 1796 г.

Всемилостивейшая государыня!

Входя в рассматривание всех надобностей, относящихся до торговли всемилостивейше вверенным мне губерниям, нахожу я между прочим, что распространению оной важнейшее затруднение делает то, что доныне нет в том краю никаких заведений для пособия в постройке судов частным людям, производящим торг по Черному морю. Сие обстоятельство, а равно и недостаток в судах, нужных для перевозки соли из Таврических портов в учреждаемые в полуденных губерниях запасные соляные магазейны, понудило меня поручить вице-адмиралу Дерибасу 14, по известности ему всех тамошних местоположений, отыскать удобное к учреждению верфи место. Он, обозрев лично берега реки Днепра, нашел способным к тому селение Кичкас, лежащее ниже последних порогов на правом берегу реки Днепра и отстоящее от губернского города Екатеринослава не далее 80 верст. Сие местечко, населенное менонистами, имеет все те выгоды, кои потребны для устроения столь важного заведения. Здравость воздуха и вод, как в самом Днепре, так и в протекающих через сие приятное местоположение ручьях, которые, пробегая с великим стремлением через имеющиеся тут каменистые утесы, очищаются и делаются для употребления легкими и здоровыми, делает оное место по единому естественному его положению перед другими преимущественным. Берег, на котором находится местечко Кичкасы, столько возвышен, что в самое большое разлитие вод не бывает наводняемо и потому, как самое селение, так и предполагаемая верфь со всеми принадлежащими к оной магазейнами и запасами строевых лесов, кои имеют быть тамо заведены, не подвергнется никогда вышеупомянутому приключению, а в то же самое время высотою своего местоположения будет предохранено от вредных паров, причиняемых в низких местах остающеюся от разлития рек водою. Глубина реки Днепра при том месте, где учреждена верфь, не бывает никогда, даже во время самых низких вод, менее как от 9 до 10 фут, так что можно тамо производить строение всякого рода судов, кои при спуске не более берут в глубину как 6? футов. Сия глубина есть та самая, которая находится во время мелководья при устье Днепра, ниже Херсона, неподалеку от Глубокой пристани; всякое же судно, которое по конструкции своей долженствует в полном грузе итти в глубину на 11 футов, не принимает никогда при спуске на воду более 6 футов. Впрочем при провождении судов, строющихся при Кичкасах и самых тех, кои строятся при Херсонской верфи через устье днепровское, можно избежать затруднений, причиняемых от мелей, тут находящихся, самыми простыми и неубыточными способами, не употребляя немелей, коих построение стоит толиких сумм. Можно помянутые суда привести в ровную киль и проводить во время полноводия весною или осенью без малейшей опасности; причем должны быть байдаки, на которых отправляется обыкновенно для сих судов разная провизия, артиллерия, якори, канаты и все, что для полного их вооружения бывает нужно.

К вышесказанным выгодам новоучреждаемой при Кичкасах верфа присовокупляется следующее: [163]

1) Дешевизна строевых лесов, как дубовых, так и сосновых, уверенность в удобном всегда получении оных.

2) Пригоняемые леса с верху Днепра и со впадающих в его реки Припети и Березиной ныне обыкновенно складывают в Каменке выше последнего порога за 70 верст от Кичкас, и как провождение их далее в отдаленные места бывает единственно весною, потому что никто не отваживается осенью предпринимать дальнего пути, то случается часто, что оные остаются тут иногда по году и по два, через что причиняется для производимых в Херсоне и других местах построений судов существенный вред. Напротив того новоустраяемая верфь не подвержена неудобности; находясь в том близком расстоянии от Каменки, оная всегда может легко оттуда получить потребные для построений своих леса; поелику без затруднений и без больших издержек можно препровождать их сюда как весною, так и осенью, а сверх того, если бы какие-либо леса не успели быть туда доставлены водою, то, дабы не остановить производящихся на верфи строений но близкому оной от места складки лесов расстоянию, не составит больших расходов, перевести те леса и сухопутно зимою; а дабы не перевозить с нужными ненадобных лесов, карабельной мастер может приехать в Каменку с мастеровыми и там выбрать и обделать потребные ему штуки, чрез что, во-первых, избавиться можно перевозки ненужных лесов и чрез то излишних расходов, а во-вторых, обделанные штуки, быв гораздо легче, удобнее могут быть зимою перевозимы.

3) Местное положение Кичкас представляет еще другие выгоды. Сие место, находясь от Екатеринослава не больше, как на 80 верст расстояния, может с особливою удобностию получать потребныя оному пособия от тамошного губернского начальства, а при том многие надобные для верфи вещи находятся в сем городе, чрез что торгующие в оном обрящут прибытки свои, торговля и ремесла получат приращение и самое поселение умножится. Мастеровые всякого рода находятся в сих местах в великом изобилии, предпочитая производить тут работы свои третьею частию дешевле, нежели в Херсоне, Николаеве или в Одессе, поелику не в отдаленности находятся от своих домов; и что с'естные припасы тамо несравненно дешевле противу цен, кои в упомянутых местах существуют. Менонистское селение прийдет без сомнения в цветущее состояние, имея свое положение подле самой верфи; сии трудолюбивые люди будут в состоянии продавать выгодным образом свои произведения, и находящиеся между ими хорошие столяры и кузнецы найдут тамо себе прибыточное упражнение; потребный же для кузниц верфи уголь можно получать из лесов, при р. Самаре растущих, с удобностию и несравненно выгоднейшими противу Херсона ценами.

4) Кроме того, место Кичкасы имеет еще ту выгоду, что имеется при оном из давних времен установленный перевоз через реку Днепр; сим путем из всех почти полуденных губерний проезжают в Таганрог, отстоящий от Кичкас не более как на 300 верст; способом такового беспрерывного с сим городом сообщения можно оттуда легко и недорого Доставлять сухопутно в способное время сибирское железо и другие вещи, привозимые извнутри государства в помянутый город рекою Доном, куда из Волги оные перевозятся на небольшом расстоянии сухим путем; множество промышленников, идущих в Тавриду для получения соли из озер, близ Арабата и Ениколи лежащих, проезжают обыкновенно Днепр через перевоз, при Кичкасах учрежденный, и таковое стечение народа с фурами и волами может быть для верфи много полезным. От Александровской крепости, где бывают ярмонки, богатые множеством пригоняемого туда на продажу рогатого скота, [164] селение Кичкасы отстоит на 8 верст, а от места, где вновь открыт в Павлоградском уезде земляной уголь, на 200 верст с небольшим, каковое близкое расстояние оного места от Кичкас весьма полезно не токмо собственно для сего селения, но и для Херсона и Одессы и для общего повсюду употребления, ибо гораздо легче и способнее получать уголь через сие место Днепром, нежели из Таганрога морем.

5) От Кичкас до самого устья Днепра плавание но сей реке не затрудняется ни порогами, коих тамо вовсе нет, ниже другими каковыми-либо препятствиями, а хотя и находятся начиная от острова Хортицы до устья небольшой речки Бугая 14 милей или подводных камней, но глубина на самых тех местах, где сии подводные камни скрываются, бывает всегда более футом противу отмелей, менаду Херсоном и Глубокою находящихся; следственно, все сии отмели не могут быть ни малым помешательством для проходу судов при Кичкасской верфи построенных.

6) И как по описанным выше выгодам сего места можно производить на учрежденной при оной верфи постройку не только партикулярных судов, но для гребного флота Черноморского фрегатов, батарей, канонирских и прочих транспортных судов тем с большею удобностью, что можно оные беспрепятственно проводить для вооружения на Глубокую, не подвергаясь тем помешательствам, которые случились с судами, построенными в Белоруссии на Соже, кои по причине в прошлом лете малой в Днепре воды, принуждены были зимовать в Киева и дожидаться настоящей весны, чтобы пройти пороги.

7) Есть ли при сем месте устроен будет лесной депо или запасныя, нужных для судостроения лесов, магазейны, к чему подают великую удобность впадающия в Днепр большия реки, при которых растущий лес по снятии с корня без труда может быть сплавляем и доставляем в показанное место, то уверительно полагать могу, что цены всякого роду лесов не токмо при верфи, но и во всех местах, где производится построение судов, прийдут в умеренность, ибо как долг верфи есть установлять всем лесным материалам цены, то оная, зделав разчисление, во сколько ой обойдутся собственно леса, может с накладкою некоторых процентов не только продавать оныя для строения судов частным людям, но и поставлять для казенных надобностей в Херсон, Николаев и Одессу, и когда будет определена цена за провоз оных лесов, тогда можно привести в точную известность цену лесов во всех оных местах, что послужит к великой для казны выгоде, ибо по сие время леса для построения кораблей и других судов, в тех местах строющихся, получаются прямо из лесов и часто весьма отдаленных; покупка, приуготовление и перевоз оных стоит чрезвычайных сумм и часто из одного места платятся совсем разные цены, так что никогда цена двум кораблям одного ранга не была одинаковая. Сверх того, часто к надлежащему времени леса не поспевали, отчего происходила в нужнейших строениях остановка: из ведомостей же черноморского адмиралтейского правления не видно, чтобы лесных запасов тамо находилось большое количество. Следственно с устроением при Кичкасах запасного лесного магазейна не токмо будут приведены в понижение цены лесам, но и каждое из вышеупомянутых мест возможет получать для своих строений благовременно леса, просохшие и приуготовленные, лишь бы в надлежащий времена производили о том свои требования. Моим же старанием будет то единое, чтобы по соображению надобностей в судопостроении по всему тамошнему краю приуготовлено было такое количество разного сорта лесов, какое для полуторогодовой пропорции на самые большие построения судов, как казенных, так и частных, надобно будет, не воспрещая впрочем частным [165] людям покупать леса для строения при сей верфи судов, где они сходнее для себя найдут.

8) Все мною сказанное о лесах относится также необходимо на канаты и на паруса; сии важныя в сооружении судов части долженствуют быть приведены в такую же известность, как и заготовление лесов. Удобность доставления пеньки из Белоруссии, изобилующей сим произрастанием, подает верный способ к заведению при Кичкасах канатных и ревендучных фабрик; устроение тут таковых фабрик по многим отношениям признается полезным: во-первых, всяк строющий тамо суда в то же время может получать для вооружения оных готовые канаты и паруса или заготовлять оные нарочно, с тем что естьли пожелает, то не воспретится ему иметь и присмотр, дабы сие лучшим образом было зделано; также для преподания всевозможной выгоды заключающим с верфиею договоры о построении каковых-либо судов дозволено будет заготовлять потребные для тех судов канаты и паруса из собственных их материалов с умеренною заплатою в пользу фабрик; во-вторых, когда вышесказанный фабрики будут заведены, то легко можно будет установить цену сим вещам для всех тех мест, где судопостроение производится, подсобно тому, как в предыдущей статье о лесах сказано.

9) Хотя Кичкасы от новоустрояемого литейного завода 15 отстоит на 250 верст, однако сие разстояние несравненно есть ближайшее тех мест, из которых ныне в места строения судов получаются железные вещи; следовательно, и сие обстоятельство, с прочими другими взяв в уважение, надлежит ожидать, что по устроении при Кичкасах верфи, при порядочном присмотре и управлении сим делом, вскоре сие заведение приидет в цветущее состояние, ибо вышеизчисленные выгоды не токмо привлекут всякого строить суда преимущественно в сем месте, а не в другом, но при том многий, увидев, коль полезно есть иметь собственные свои суда, кои и удобно и недорого можно иметь без всякого сумнения, будут на сен верфи оные строить и судопостроение со временем получит весьма знатное приращение.

10) Малоимение судов как морских, так и речных в полуденном крае империи вашего императорского величества делает великие стеснения торговли, а особливо, что вся почти коммерция заморская, производится на судах, иностранцам принадлежащих, которых однакоже не великое количество тамо находится, так что при надобности во многом числе судов ни за какую цену отыскать оных не можно, сколько нужно, что случилось прошлого лета при перевозке соли из Тавриды в одесския запасные соляные магазейны. Г. вице-адмирал Дерибас, на которого возложена сия перевозка, при всем своем старании не мог достать потребного числа вольнонаемных судов и вышесказанныя магазейны не могли быть наполнены по сей причине всем количеством соли в прошедшем году, как сие предполагаемо было. Но когда сделано будет предполагаемое заведение верфи, то суда время от времени размножаясь, платимая ныне чрезмерная цена за наем иностранных судов унизится без всякого сомнения, и торговля освободится от вредного для нея стеснения, а тем самым и дешевизна во всех вещах установлена будет. Со временем же, когда страховой банк для обеспечения морской торговли учрежден будет собственно у нас, то торговля еще вящее одобрение и распространение получит, о чем не оставлю я всеподданнейше представить вашему императорскому величеству плана, по коему сие полезное для коммерции учреждение к величайшей выгоде всего полуденного края может быть произведено в действо. [166]

Все вышеизложенные выгоды и преимущества местечка Кичкас подают надежду несомненную, что устроение при сем месте верфи принесет в скором времени как для судопостроения особенно, так и для торговли и вообще для тамошнего края величайшие пользы. А потому, приняв все сие во всемилостивейшее уважение, не благоугодно ли будет вашему императорскому величеству из'явить на учреждение при местечке Кичкас верфи со всеми к ней принадлежащими заведениями высочайшую вашу волю, дозволив употребить на устроение всего оного сумму из доходов вверенных мне губерний; а сверх того, как для сей верфи, по изображенному выше сего предположению, нужно будет запасти довольное количество материалов, которые, обращаясь в постройку судов казенных и частных, будут приносить положенной доход верфи, назначить в капитал ея до 100 000 рублей единовременно из тех же доходов с тем, что сия сумма равно и употребленная на содержание ея по прилагаемому при сем штату должны по приведению в действо работ, и когда уже оная верфь будет получать свои доходы, непременно по частям в течение нескольких лет из остатков будет возвращаться в общие доходы оных губерний, до того же времени, покуда верфь сия надлежащим образом не устроится и не будет получать от строения судов прибыли столько, чтобы могла содержать жалованьем полагаемых при ней чинов, отпускать первоначально в сию штатную сумму из помянутых же губернских доходов ежегодно. На каком основании оной верфи быть должно, прилагаю при сем на ваше императорское величество утверждение статьи, составленныя мною, применяясь к тем, которые в помянутом данном сенату 1874 (это опечатка-прим. распознавателя) года февраля 21 дня указе для здешней санктпетербургской городской верфи изображены, с присовокуплением к тому и примерного штата той Кичкасской верфи, где означено, сколько на годовое ее содержание потребно суммы, так же образцов договора, какие могут быть заключены между верфию и частными людьми о постройке судов. А дабы распространить подобные сему заведению и в других местах вверенных мне губерний, полагаю я учредить на сем же основании верфь на Днестре, на Дону, на Тамане и в Тавриде, где отыщутся удобные к тому местоположения с тем, однако, что сии верфи зависеть будут от Кичкасской, где назначается главная кантора, но к устроению оных не прежде приступлю, как по приведении в надлежащее действо верфи Кичкасской, и тогда, когда бы необходимая того востребовала надобность, на что предварительно испрашиваю высочайшего вашего величества разрешения.

В подносимых статьях изволите ваше императорское величество усмотреть, что вместо того, что здешняя санктпетербургская городская верфь, подчинена городовому магистрату, полагаю я Кичкасскую верфь поручить особо определенному начальнику верфи. Отмена сия делается потому, что здешняя верфь, яко в пользу сего города собственно заведенная, зависит от магистрата, ибо и вся потребная для оной сумма заимствуется из городских доходов, а Кичкасская верфь, учреждаясь не для одного какого-либо города частно, а для пользы целого тамошняго края, где предполагается строить суда не только всяких частных людей без из'ятия, но главнейше для казны, не может примерно тому быть по сведениям купеческого общества. По обширности дел, которые она в предмете своем будет иметь, имея в своем управлении и все прочия верфи, которые со временем предполагается учредить в полуденном крае, из'емлю я оную верфь и от начальства екатеринославского губернатора, который, быв обязан многими другими должностями, не в силах будет иметь за оною такой присмотр и надзирание, какого требует сия важная и по времени могущая быть весьма пространная [167] часть; а полагая, токмо, чтоб губернатор, яко хозяин губернии во всем, что до пользы сей верфи касаться может, подавал пособие и помощь по отношениям к нему помянутого начальника верфи. Сей же должен быть из чиновников, не только нужные сведения в строении как мореходных, так и прочих больших и малых судов имеющий, но и знающий совершенно науку мореплавания, также сведущий о положении тамошных морей, рек и о свойстве растущих тамо лесов, и откуда оные могут удобнее быть доставляемы, а что всего более разумел бы обращение с тамошними народами и был испытанной честности и безкорыстия человек, какового и не примину я, избрав, об определении его к помянутой должности вашему императорскому величеству представить.

Князь Платон Зубов 16.

Статьи для учреждаемой при Днепре в селении Кичкасах верфи 17.

1

Число и звание людей назначается при верфи в примерном стате. Верфь сия заводится для пользы и распространения плавания на Черном море и по рекам, в оное впадающим, посредством коих торгующие делают транспорты товаров в разные места полуденной страны. В каком числе людей и какого звания учреждается оная верфь означено в примерном ее стате, при сем под буквою А прилагаемом, в котором уважены главнейшие ее надобности; и по которому положенными при верфи людьми можно производить постройку десяти судов в одно время. В случае же, когда потребуется большое число мастеров, предоставляется нанимать их добровольно.

2

Верфь сия долженствует состоять в ведении особого от ее императорского величества определенного главного начальника под непосредственным управлением екатеринославского генерал-губернатора и зависеть от хозяйственного распоряжения оного главного начальника, который обязан прилагать попечение о содержании в добром порядке и исправности сего заведения и всех принадлежащих к нему строений и вещей, и, смотря по надобности, о распространении оного, с ведома и дозволения генерал-губернатора.

3

Прочих для верфи сей потребных людей главный начальник избирает из желающих определиться на добровольных условиях, а поелику некоторые из них должны иметь сведения, званию их свойственные, для того главному начальнику принимать их неинако, как по испытании их в искусстве, заключая с ними договор на время по взаимному соглашению.

4

Буде из определившихся к верфи сыщутся такие, кои окажутся в должности их нерадивы или же учинят какое-либо упущение, злоупотребление, похищение или иное уголовное преступление, таковых главный начальник от должности отрешает, а смотря по вине, и к суду отсылает, донося о всем этом генерал-губернатору. [168]

5

Как преступления и упущения без взыскания и наказание так и особливое прилежание и искусство без воздания оставляемы не долженствуют, почему и может главный начальник, с дозволения генерал-губернатора, отличившимся радением и искусством делать некоторое денежное награждение, соразмерно пользе, от того происходящей.

6

Поелику случиться может, что многие из служителей при верфи наняты будут за меншую плату, и от того в сумме статской положенной учинится остаток: то посему дозволяется главному начальнику остатки употреблять или на принятие сверх стата для верфи потребных людей, буде в том окажется нужда или польза, или на прибавку окладного жалования отличившимся трудолюбием и знанием или на единовременное таковых награждение, смотря только, чтобы вообще издержки не превосходили суммы, положенной на содержание верфи.

7

Во всех сих расходах главный начальник обязан дать отчет генерал-губернатору, книги же приходные и расходные да отошлются в казенную палату для надлежащего свидетельства.

8

Главный начальник имеет пещися о собрании чертежей мореходным и речным большим и малым судам с принадлежащею к ним оснасткою и пропорциею парусов, как все то в России, или у инных народов употребляется. Собрание сие необходимо нужно, во-первых, для желающих строить на верфи, дабы каждый мог удобнее выбрать род и величину судна, и строение оного, сходственным для себя образом расположить, отменяя, прибавляя или убавляя что-либо по совету корабельного мастера, при верфи находящегося; второе, для учащихся при верфи корабельному и оснасночному искусству коим мастера на чертежах могут удобно толковать выгоды и недостатки, всякому роду судов свойственные.

9

Черноморскому адмиралтейскому правлению снабдить тотчас оную верфь всеми чертежами, принадлежащими до строения кораблей с инных морских и речных больших и малых судов по отношению главного начальника верфи, а и впредь, буде какие новые по сей части открытия или изобретения учинены будут, доставлять для той верфи чертежи с подробными и ясными описаниями, да и вообще упомянутому правлению делать всякое зависящее пособие сей верфи, как полезному для государства заведению.

10

Буде для флотов черноморских потребно будет построить какого-либо роду суда военные или транспортные, то черноморское адмиральтейское правление, не приступая к таковому построению, посылает к главному начальнику Кичкасской верфи чертежи тех судов и требует во что оные могут обойтится постройкою при сей верфи; главный начальник должен немедленно послать черноморскому [169] адмиральтейскому правлению исчисление, в какую сумму обойдутся потребные для оного суда с присовокуплением 10% в пользу верфи, и к которому времени совершенною отделкою окончены быть могут; и естьли правление найдет, что построение надобных ему судов может быть в Кичкасах произведено наивыгоднейшим для казны образом и оные к надлежащему времени поспеть не могут, то препоручается сие построение главному начальнику над верфью, который, по получении третьей части, следующей на все построение суммы, немедленно к тому самым делом приступает, досталные же деньги правление обязано доставлять в контору Кичкасской верфи по отделке каждого судна без всякого удержании.

11

На сем основании и прочия казенные места, имеющие надобности в перевозных судах для перевозки разных казенных кладей, должны производить построения оных на сей верфи с платежами той цены, в какую те суда для верфи обойдутся и с прибавлением 10% в пользу верфи, как выше о том сказано.

12

Дозволяется впрочем всякому частному строить суда мореходные и речные большие и малые, их оснащивать и починять, где кто пожелает, и в том никому никакого препятствия или принуждения не чинить.

13

А буде кто из частных лиц пожелает строить суда на сей верфи, то дабы в том никакое недоразумение, обман или иное злоупотребление не происходили, строение сие желающими не инако производимо быть, долженствует, как по заключаемым частным договорам, которым образцы при сем приложены под буквами Б и В.

14

Договоры, заключаемые между верфию и желающими на оной строить суда, долженствуют прежде утверждения их взнесены быть на рассмотрение главного начальника, который обязан рассматривать их прилежно, и буде найдет что-либо ко вреду или невыгоде верфи клонящееся или противное установленному порядку, или неясность, могущую причинить спор, сомнение или замешательство, то стараться исправить и дело привесть в ясность с согласия того, кто предприемлет строение; когда же все приведено будет в надлежащий порядок, тогда дает позволение верфи заключать договор.

15

Должность главного начальника будет установлять при верфи цены: 1) платежа за строения судов, находящимся при верфи материалам и служителям, которую обращать на пользу и содержание верфи, ибо те мастера и служители имеют положенное им жалования кроме корабельного мастера, которому с каждого тонна строимого им судна полагается ниже сего особое награждение; 2) за наем галленгов, сараев, амбаров для складки припасов, такелажей, блоковой, кузницы, чертежной для разбивания планов, паров для изгибания досок, кий-рихтера, крапа для постановления мачт, словом, всех строений, к верфи принадлежащих; 3) назначенным для продажи вещам. [170]

16

При назначении цен главный начальник наблюдает, что показанное в первых двух отделениях может надолго остаться непременным, а означенное в третьем отделении долженствует распоряжаемо быть, смотря по временам и соразмерно настоящим ценам, что для верфи полезно, чтобы все сии цены умеренны были, дабы тем более приохотить частных людей предпочтительно на сей верфи строить их суда и, наконец, что тут не долженствует происходить ни для кого ни малейшее притеснение или принуждение.

17

В случае спора и неудовольствий строящих на верфи свои суда, о доброте вещей или о прочности строения, главный начальник, как хозяин верфи, в разборе оных не вступает, но для решения да изберут с обеих сторон по два человека российских или иностранных купцов, свои собственные суда имеющих, кои пригласят себе в помощь их находящихся в ближнем порте шкиперов двух человек; и ежели посредники согласны, то приговор их будет исполнен беспрекословно; а буде посредники будут мнениями несогласны, то главный начальник требует разрешения от генерал-губернатора, который дело сие, яко времени не терпящее, приводит к концу без малейшего медления. Сие разумеется о судах частных людей; что же касается до построенных для флотов черноморских и для других казенных мест судов, кои бы паче чаяния оказались не добротными, то по надлежащем освидетельствовании, главной начальник подвергнется тяжкому взысканию, и новое судно на его щет имеет быть построено.

18

Для внутренняго управления сего верфею учреждается при оной особая кантора; и буде в других местах в полуденном краю учредятся по надобности верфи, оные должны зависеть от сей канторы и особенно состоять под управлением главного над Кичкасскою верфию начальника. В канторе Кичкасской верфи присудствовать надзирателю верфи и корабельному мастеру, коему быть и начальником при верфи в звании интенданта с потребным числом служителей.

19

Канторе верфи дела свои отправлять на купеческом основании кратко и ясно, не затрудняя их канцелярским пространным порядком, который тут не свойствен и только в остановку дела обращать может.

20

Кантора верфи обязана иметь над верфию точное смотрение, чего ради мастера, подмастерья, ученики, работники и все служители ей подчинены быть и ее приказания исполнять долженствуют. Она обязана вести порядочные записки в даваемых ей от главного начальника книгах прихода и расхода денег и вещей, в продажу назначенных, и оные по прошествии года подавать к главному начальнику, который по поверке и свидетельстве в исправном и законном употреблении дает расписку; то в противном же случае утраченное или недостающее число денег или вещей взыскивает с тех, от кого похищение, утрата или злоупотребление произошло; а с виновными поступает [171] по законам; впрочем, главный начальник может во всякое время, когда ему рассудится, делать свидетельство денежной казне и материалам, наблюдая, чтоб все хранилось в целости.

21

Кантора Кичкасской верфи должна иметь сведение о всех мореходных судах, принадлежащих купцам или мещанам и всякого звания людям, в портах черноморских живущим из российских подданных, где бы те суда строены не были. В следствии сего хозяева при отправлении их в море обязаны уведомлять кантору сей верфи, куда они и с какими товарами назначены и на каких условиях так называемые сертепартии 18 их заключены; а при том по получаемым известиям, где они находится будут, дабы в случае нужды всякое место могло от канторы сей верфи получить о том сведение и сообразно оному зделать свои распоряжения.

22

Для удобнейшего получения таковых сведений и во облегчение торгующих в сих сношениях канторе верфи иметь одного сведущего маклера, которому поручить собрание сих уведомлений.

23

Канторе верфи поручается сверх того свидетельства чрез корабельного мастера при верфи определенного, мореходных судов, к оному месту извнутри земли по Днепру без надлежащих одобрений приходящих и назначенных к отправлению в море. А как таковое свидетельство пологается для утверждения доверия к российским судам, то кантора верфи обязана самым прилежным и точным образом наблюдать за верностью даваемых корабельным мастером одобрений, а как скоро увидит тому противное, участвующих в оном представить главному начальнику для отсылки в суд к осуждению и наказанию по законам; во взятие же пошлин, при таковом свидетельстве положеных, поступать по силе 163 статьи 1 части устава о водоходстве.

24

Поелику недостаток в российских корабельщиках или судовщиках принуждает часто хозяев для управления кораблями или судами их нанимать чужестранцев, коих ни поведение, ни искусство им неизвестны, отчего многие российские мореходные суда могут подвержены быть крушению, — то, для предохранения хозяев российских кораблей или судов от несчастий и убытков, контора верфи, в коей, как выше сказано, заседать будут люди, знающие мореплавание, долженствует стараться о доставлении хозяевам российских кораблей или судов надежной помощи, свидетельствуя чужестранных корабельщиков или судовщиков в знании во всех частях мореплавания, буде нанимающие их того пожелают.

25

Свидетельства, даваемые: 1) судам строенным на сей верфи, и тем, кои знатную починку при оной имели, как-то: киеванье, или перетимберованье; 2) приходящим из внутренности земли без надлежащих [172] одобрений; 3) корабельщикам или судовщикам, также и представляемым для экзамена от частных людей, — должны записаны быть в канторе в особо зделанную на то книгу с показанием о судне, какого оно роду, яко то: бригантин 19, фрегат, или галист 20 и прочее, во сколько тонной или ластов длинны его по килю 21 и через штевены 22 его, широты его, глубины интрюма, из какого лесу построено, когда, кто был при оном корабельной мастер, и кому оное принадлежит; о корабельщике, какого он звания, имеет ли на то потребные сведения, сколько лет служит, и о прочих подробностях до сего относящихся.

26

Для удобнейшего по сему исполнения корабли, назначенные для иностранного торгу, должны записаны быть в особую книгу от тех, которые употребляются на реках для перевозу.

27

По зделании такого различия, каждой род судов должен разделен быть на 3 статьи, смотря по доброте и по состоянию их починке, как например: все суда крепкие и новые и коих снасти и такелаж совершенно хороши и прочны, поместить в первую статью. Суда, построенные из соснового лесу и служившие от 4 до 7 лет, так же и те, кои были в большой починке, или перетимберованы должны считаться во второй статье. Сосновые суда, служившие от 7 до 9 лет, которые не были в большой починке, или перетимберовании, поставлять в третьей статье. Сосновые суда, служившие свыше 9 лет, которые не были в большой починке и не перетимберованы, могут почесться не благонадежными для дальнего мореплавания. При таковом расположении по статьям рассматривать должно, в каких местах оные плавали, не подвержены ли были червоточению, с надлежащим ли рачением были сохраняемы и не оказывается ли какая гнилость или повреждение в досках или тимберсах.

28

Для вящего поощрения частных людей к строению на верфи всякого рода судов и для поспешества работе иметь при верфи запас некоторых материалов, коих иногда достаточного числа в том месте найти трудно. Сии материалы продавать строителям судов по установленным ценам с приложением к настоящей 10% в пользу верфи и на содержание амбаров и людей, к смотрению за ними определенных. Они состоять должны в железе сортовом, в гвоздях разных мер, в якорях, в свинце, готовых блоках, бакауте, дубе разных сортов, сухих сосновых досках, всяком сосновом лесе и других тлению и скорой гнилости не подверженных вещах, а равномерно при заведении канатных и ревендучных фабрик, можно и из сих вещей за употреблением в дело оставлять в запасы достаточное количество для продажи на вышеиз'ясненном основании, стараясь только, чтобы не было запасено сих вещей несоразмерное противу расхода количество, дабы оные от непродажи не могли в убыток верфи обратиться. [173]

29

Когда таковой запас для продажи при верфи заведен будет, тогда канторе той верфи наблюдать: 1) чтоб продажа сия вещам произведена была по ценам, установленным на основании ст. 13 с прибавлением не более 10%, а ежели заготовление и закупка таких вещей будут деланы в удобное время оптом и на наличные деньги, то и самая сия накладка будет еще гораздо дешевле против вольной покупки; 2) вырученные за вещи деньги употреблять на благовременную закупку новых на место проданных, наблюдая потребную хозяйственную бережность, и чтоб сии вещи были превосходных доброт; 3) продавать сии вещи только тем, кои будут строить или килевать, или тембировать при верфи свои суда соразмерно надобности на сие строение, кроме якорей; ибо верфь обязана сими последними снабжать не только российские мореходные суда, но и чужестранные, кои за недостатком их иногда терпят в отправлении в море великую остановку, сберегая же; однако некоторое количество онных для собственного употребления; 4) продажа вещей при верфи не должна служить поводом к запрещению частным людям покупать те вещи и по вольным ценам, где кому дешевле и выгоднее покажется.

30

Поелику для строения судов многие вещи употребляются только на малое время, а потом для частных строителей судов делаются ненадобными, как-то домкраты для помощи движения при корабельном спуске, гинблоки с их канатами для валянья при киевании, стелы, при таковом же случае употребляемые, заливные трубы при обжигании судов и другие: то для пособия строителям судов и для сокращения их издержек, а при том и для собственной пользы верфи нужно есть, чтобы она имела в запасе сии вещи для отдачи их в наем за установленную плату с условием, на случай повреждения вещей поставить в верфь новые и прочныя, оставляя испорченныя в пользу тех, кто новые поставит.

31

Все вещи для верфи потребные, в продажу и в наем назначенныя, содержать в пристаных местах с должною бережливостью под присмотром определенного к тому верфоваго анбарного надзирателя, которою для записки прихода, расхода и найма вещей с означением времени употребления надлежащими книгами снабдить от канторы верфи.

32

Буде не все анбары при верфи заняты будут припасами, к той верфи принадлежащими, в таком случае остающиеся праздными отдавать в наем частным людям с платежом помесячно цены, главным начальником положенной, на основании 13 ст., но токмо на то время, докуда строение, килевание, или перетимберование судов продолжается; по прошествии сего приказывать им оные очищать, дабы всяк, желающий строить или починять судно, мог иметь при готовом геллинге и магазейне для складки своих припасов.

33

Желающие строить на верфи мореходные и другие суда, частные люди должны подавать в канторы верфи требование, прописав в оном какой длины по килю и через штевены широты судно строить хотят, [174] из какого лесу, приложа при оному план и назнача время, к которому судно готовым иметь желают. Сии требования кантора верфи рассматривает подробно, и буде найдет их выгодными, представляет на рассмотрение главного начальника, как выше изображено. Но естьли предлагаемые условия будут для верфи не выгодны, или неудобоисполнительными или состоять будут в выражениях темных, либо двоесмысленных, тогда контора верфи призывает к себе желающих строить, встретившиеся обстоятельства им об'ясняет, а потом и в требовании их отказывает. Но естьли бы отзывом канторы верфи строитель судна был не доволен и зделал бы свои возражения, тогда оная обязана, прописав все обстоятельства, представить главному начальнику, от которого и требовать должна разрешения, принять ли предлагаемые условия, или, следуя прежнему своему мнению, отказать в оных.

34

Условия, заключаемые между канторой верфи и строящими на оной суда частными людьми, могут быть двояки: 1) будет строитель судна нанимать для сего на верфи геллинг с приналежащими к тому сараями, анбарами и другим потребным строениям, доставляя для сего собственные свои материалы и производя работу вольнонаемными плотниками, кузнецами, конопатчиками и другими мастеровыми, однако ж под надзиранием корабельного мастера, при верфи определенного, коему строитель судна, на каких бы условиях договор его сделан не был, обязан по окончании строения и по благополучном спуске на воду дать в награждение с каждого тонна по 25 коп.; 2) буде строитель судна пожелает оное отдать на подряд верфи, и сделает с оною условие с согласия, как выше сего сказано, главного начальника, не запрещается ему однако быть при строении, или назначить к таковому надзиранию корабельщика, которому он намерен препоручить судно в управление или другого от себя поверенного человека.

35

Буде при сем последнем случае сам хозяин, или корабельщик, или судовщик, или поверенный усмотрит, что при строении употребляется лес худой, гнилой и не совершенно высушенной, или железные вещи будут деланы из хрупкого и не доверенного железа, а особливо рулевыя петли и вантпутенсы 23, то может, остановя употребление оных, просить кантору верфи о переменении непрочного, которая долженствует тотчас осмотреть, на что жалоба приносима будет; и буде найдется, что требование хозяина, или корабельщика, или судовщика, или поверенного было основательно, приказать подчиненным своим оное исправить.

36

Кантора верфи должна постановляемого договора между ею и хозяином судна по образцам, при сем под буквами Б и В прилагаемым, зделать за подписанием обеих сторон, из которых один оставить у себя, а другой отдать предприемлющему строение, и не прежде оные уничтожить, как по совершенном исполнении в нем написанного.

37

Для разобрания споров между канторой верфи и судостроителем, могущих быть при определении числа тоннов в построенном вновь [175] судне предлагается следующее правило: буде купеческое судно, строенное на верфи, иметь длины от форштевена 24 по нижней палубе 112 футов, шириною в середине корабля 32 фута, глубины интрюма 16 футов, то должно длины корабля 112 футов вычесть 5 ширины, что составит 20 футов; за тем, остающееся число 29 умножить шириною корабля 32, и произведение умножить глубиною корабля 16; потом вышедшее разделить на 94, частное же число 510.10/34 почесться может вместительностью груза в тоннах.

38

При всяком строении судов, производимом на верфи, верфовой начальник и мастера по частям, их званию соответствующим, наипрележнейше смотреть должны, чтоб употребляемые в строении материалы были превосходных доброт, равномерно и работа была бы прочная и соразмерная предлагаемым расширениям, ибо сей есть единственный способ к утверждению несомненного доверия частных людей к судам, на сей верфи построенным, от которого и умножение дохода, зависеть будет.

39

Когда судно плотничною и кузнечною работами окончено будет, тогда корабельной мастер, прежде нежели дно мазать обыкновенным составом, обязан о том дать письменное известие канторе верфи, почему все присутствующие в оной, нимало не мешкая, имеют осматривать как доброту, так прочность строения и качество материалов и, найдя оные в надлежащем порядке, позволяют корабельному мастеру дно вымазать и приготовить к спуску, а при том размеряют все расширения судна, и определяют по предписанному правилу число тоннов, в оном содержащихся, по которому деньги при разщете от хозяина судна получаются.

40

Заседающие в канторе верфи должны непременно находиться при спуске судна и быть тому свидетелями, оставляя впрочем распоряжение корабельному мастеру, ибо он один при сем случае за весь причинившийся вред ответствовать обязан.

41

Когда судно благополучно спущено будет на воду, то хозяин повинен по зделанному им с канторой верфи договору, тотчас взнести в оную достальные деньги; и коль скоро сие исполнено будет, то кантора верфи надписывает на договоре, находящемся у хозяина судна, что все должные деньги за наем или за подряд и материалы получила сполна и никаких более требований не имеет; напротив чего и хозяин надписывает на договоре, в канторе верфи хранящемся, что он свое судно на воде получил в исправном состоянии и более никаких требований делать не будет.

42

Буде же в договоре между канторой верфи и хозяином судна, сверх отстройки оного, положено будет его и оснастить, тогда таковое взаимное надписание на договорах делать по освидельствовании чрез ботсманов, при верфи определенных. [176]

43

По взаимном подписании договоров, как выше сего сказано, кантора верфи во уверение о доброте построенного судна, при отдаче его во владение хозяину, дает ему свидетельство, «что купеческое судно, бригантин, или фрегат, или галиот именуемой... мачтах (прописать все подробности измерений), имеющий... листов (ластов?-прим. распознавателя), построен... году, на Кичкасской верфи из дубового, лиственничного или соснового дерева, чистою, прочною и крепкою работою, что железные вещи скованы из хорошего и неломкого железа, и судно связано крепко книсами 25, стандерсами 26, выконопачено выше и ниже водяной черты, и способно для перевозу товаров через открытые моря». Но буде судно сверх сего при верфи оснащено, то прописать «что такелаж 27, и парусы положены наилучшей доброты и при том мачты, реи 28, марсы 29 и стенги уделаны из хорошего дерева в надлежащую соразмерность». Что же касается до крепости на новопостроенное судно, то поступать в сходственность 163 статьи 1 части устава о водоходстве.

Указ Екатерины II новороссийскому наместнику графу П. А. Зубову, 30 июля 1796 г.

Приемля за благо представление ваше о учреждении в Екатеринославской губернии при Днепре верфи для производства строения судов как в пользу частных людей, так и для наших флотов черноморских, и для других по службе нашей надобности, наипачеже для распространения в полуденной стране империи нашей вообще мореплавания и торговли, повелеваем учреждение предполагаемой верфи исполнить самым делом, устроив оную со всеми принадлежащими к ней заведениями при местечке Кичкасах, для чего, утвердив поднесенныя от вас штат сей верфи, статьи, на которых она долженствует иметь свое существование, и образцы договоров, какие могут быть заключены между верфью и частными людьми о постройке судов, и оные при сем препровождая, повелеваем потребную сумму как на построение для верфи надобных зданий, так равно и на содержание положенных при оной чинов, заимствовать из доходов вверенных управлению нашему губерний, стараясь, чтобы по проведению на верфи в действо работ могла она содержать себя современем из собственных своих доходов. Произвождение в чины за отличную службу и труды до примиер-майоров зависеть имеет от вас; о поступающих же в высшие степени представлять к нам, почитая старшинством их на ровне с служащими в наших черноморских флотах. Ради составления нужных сей верфи запасов как в лесах, так и в такелаже, позволяем отделить в капитал ее из тех же доходов 100 000 рублей, который по умножении присыльных от имеющихся производиться тамо работ и других оборотов сумм должны по лучшему распоряжению вашему паки в губернския доходы возвращены быть. И, наконец, для распространения подобных сему заведений и в других местах вверенных вам губерний, предоставляем вам по вашему благоусмотрению учредить на сем же основании верфи на Днестре, на Дону, на Тамане и в Тавриде, где отыщутся способные к тому места, подчинив оные, для лучшего их управления начальству Кичкасской верфи.

Екатерина. [177]

Штат учреждаемой на Днепре в Кичкаcах верфи 30

  Число людей Им в год жалованья
Одному Всем
Руб. Коп. Руб. Коп.
Главный начальник верфи, определенный от ея императорского величества 1 1800 — 1800 —
Ему на стол 1200 — 1200 —
Карабельный и судовой мастер
Оному быть при верфи и в звании интенданта и присутствовать в конторе
1 1000 — 1000 —
Корабельных и судовых подмастерьев 2 250 — 500 —
--------"--------"--------- 2 150 — 300 —
Из которых первым двум быть при строении мореходных судов, последним же двум при строении малых яхт, буеров, ботов и других малых ботов
Мастеров:
Ластовых 2 350 — 700 —
Буерных, яхтенных и шлюбочных 2 300 — 600 —
Корабельных учеников 1 класса 6 80 — 480 —
-------"-------"-------- 2 --"--- 6 50 — 300 —
Камендоров 4 60 — 240 —
Плотников:
Корабельных и ластовых 52 40 — 2080 —
Шлюбочных, буерных и яхтенных 36 40 — 1440 —
Пильщиков 24 40 — 960 —
Мачтовых мастеров 2 200 — 400 —
Учеников 1 класса 2 60 — 120 —
----"---- 2 ---"--- 2 30 — 60 —
Плотников 12 40 — 480 —
Парусных мастеров 2 200 — 400 —
Учеников 1 класса 2 60 — 120 —
----"---- 2 ---"--- 2 30 — 60 —
Матросов, знающих парусное дело 12 40 — 480 —
Кузнечных мастеров 2 150 — 300 —
-----"----- подмастерьев 2 80 — 160 —
-----"-----"-----"----- 2 60 — 120 —
Работников 20 40 — 800 —
Блоковых мастеров 2 150 — 300 —
-----"----- плотников 8 40 — 320 —
-----"----- токарей 4 40 — 160 —
Разного дела подмастерьев 2 60 — 120 —
Резчиков 8 60 — 480 —
Весельного дела учеников 1 класса 2 60 — 120 —
-----"-----"----- плотников 4 40 — 160 —
Конопатного дела подмастерьев 2 70 — 140 —
Конопатчиков 24 40 — 960 —
Молярного дела учеников 2 40 — 80 —
Моляров или работников 8 30 — 240 —
Столярного дела подмастерьев 2 60 — 120 —
Столярей 8 60 — 480 —
Верьфовой надзиратель 1 400 — 400 —
Верьфовых сержантов из морских нижних чинов 2 80 — 160 —
Шкипер 1 250 — 250 —
Ботсманов 10 40 — 400 —
Квартирмейстеров 10 40 — 400 —
Матросов знающих 30 20 — 600 —
Для сбору с отпускаемых верфских судов денег из старослужащих и доброго поведения офицеров 2 100 — 200 —
В помощь к ним унтер-офицеров 3 30 — 90 —
При магазейнах:
Анбарной надзиратель 1 150 — 150 —
При нем писарь 1 40 — 40 —
Работников 4 30 — 120 —
Для стражи и содержания верфи в чистоте инвалидов 24 30 — 720
Итого 22 310 —
В конторе верфи:
Секретарь 1 400 — 400 —
Бухгалтер 1 250 — 250 —
Канцеляристов 4 — — — —
Копеистов 8 на всех 1000
Писцов 8 — — — —
На канцелярской расход — — 200
Итого 1850
На починку строения и на прочие мелочные расходы 500
А всего 387 24 660 —

Князь Платон Зубов.

В Царском селе
Июля 22 дня 1796 года

Из предписания новороссийского наместника графа П. А. Зубова главному начальнику Екатеринославской Днепровской Кичкасской верфи контр-адмиралу Воиновичу, 7 сентября 1796 г.

... Потребную же на сие сумму на наем, отправление подвод 3 000 и на путевое продовольствие 1 000 руб., так как и 5 000 р. на покупку нужных для верфи инструментов получите вы здесь из моей канцелярии. Равным образом по неимению в Кичкасах домов для жительства вашего и чинов, к верфи принадлежащих, согласен я на покупку и сплавку Днепром домов из Кременчуга, на что и приказал я к вам отпустить до 15 000 руб., надеясь, что вы купите домы прочные и выгодным для казны образом, о всех же оных деньгах предоставить имеете ко мне подробный отчет. Прочими же людьми, в записке вашей не назначенными и в штате положенными, снабдит вас по требованию [179] вашему черноморское адмиральтейское правление, о чем ему от меня и дано предписание. Относительно же аглинского пильного дела мастера, находя весьма полезным иметь оного при новоустрояемой верфи поручаю вам войти с ним в договор, и отобрав от него, на каких кондициях пожелает он тамо служить, представить ко мне на утверждение.

2) Отправясь потом отсюда немедленно сами, имеет вы вместе с корабельным мастером, взяв и других интендантского ведомства людей по вашему разсмотрению, предпринять путь ваш через Минскую и Волынскую губернии и осмотреть наиприлежнейшим образом растущие тамо леса, особливо при больших реках и в оныя впадающих, способные к судостроению, и зделав обстоятельные замечания, какого сии леса качества, в каком числе, какого ведомства и на какое количество строения достаточны быть могут, из каких именно мест, каким путем и какими способами легче и удобнее оные к екатеринославской днепровской верфи можно доставлять и не можно ли к выгоде казенной иметь в перевозке оных, хотя в некоторыя расстояния, земских тамошних начальств пособия, и во что может путь обойтиться, представить все сие ко мне подробно и ясно; и как уже по высшему ея императорского величества повелению в 1795 году посланы были для осмотру лесов в означенные губернии от черноморского адмиральтейского правления офицеры и отчасти сделали оные описания, то и для соображения вашего как мои по сему делу к вице-адмиралу Мордвинову и... Тутолмину отношения так и их на оные ответы в точных копиях, уведомляя вас при том, что о преподавании вам от тамошних земских начальников при исполнении ныне вам препорученного осмотра лесов должных пособий к означенному генералу и кавалеру от меня ныне писано. Равным образом препровождаю при сем донесение... Беклешова и о лесах Акулицкой волости, состоящей в Орловской губернии, желая, чтобы вы на все сии сведения сообразили и представили ко мне, из которых мест предпочтительнее и как для верфи, так и для казны полезнее быть может получать для надобностей оной потребные леса.

3) По прибытии вашем к екатеринославской днепровской верфи и по обозрении тамо места приступить к расположению устроения всех до верфи принадлежащих зданий и заведений, для чего, сообразив местное положение ее о способами, как оная может иметь от прочих окрестных мест и посредством Днепра, учинить всем строениям планы и сметы и оные ко мне представить, имея в предмете, чтобы учреждаемые заведения служа к приведению верфи в цветущее состояние, не были бы обременительны и для казны; для чего и должны располагать так, чтобы по приведении тех заведений в действие, казна могла употребленные на них издержки возвратить с прибытком, что от хозяйственных ваших распоряжений и ваших о пользах казенных попечений будет зависеть.

4) Открытие канторы для внутреннего управления верфи представляется вам учинить тогда, когда чины, в оной присутствовать долженствующие, определены будут, которым жалование требовать из Екатеринославской казенной палаты, коей надлежащее предписание от меня Дано, а тогда же, по донесению вашему, назначена от меня будет и определенная в капитал верфи сумма: ибо кантора сия будет иметь то место, где сии суммы храниться и на основании установления употребляться долженствуют, впрочем какая вам в продолжении служения вашего в сем звании предлежать будет должность, о том ясно изображено в высочайше утвержденных для оной верфи статьях, по коим вы и поступать обязаны во всей точности. [180]

Чтож принадлежит до представленных от вас пунктов, то в разрешение на оные даю вам знать.

5) Устроение гофшпиталя для пользования больных при оной верфи зависеть будет от вашего распоряжения, для чего и представьте ко мне, какая будет потребна сумма как на заведение сего гофшпиталя, так и на содержание оного и надобных при нем медицинских чинов, стараясь, естьли можно, все сие завести из могущей оставаться экономической суммы.

6) Для стражи при сей верфи не нужно назначать особой команды, а расположится в Кичкасах двуротная мушкетерского полка команда, которая и будет содержать тамо караулы при всех постах, о командировании и расположении той канторы вскоре последует надлежащее распоряжение, о чем и вы тогда извещены будете.

7) А устроение при Каменке анбара для выгрузки подверженных порче вещей до наступления перевозу в Кичкасы зимнего пути и определения тут 10 человек служителей при одном уряднике и при одном писаре зависеть будет от вас же, употребив на сие людей к вышеозначенной команды, а о сумме на построение анбара представив вообще с прочими.

8) Построение в Кичкасах канатного завода и парусной фабрики признаю я весьма полезным, а для того вы, быв на месте, не оставите об оном, сообразясь со всеми обстоятельствами, до сего относящимися, зделать ко мне представление.

9) Построения машины для выбивания гвоздей нет надобности; ибо гвозди выбивать и лить будут на новом заводе, в Екатеринославской губернии учреждаемом, откуда как оными, так и прочими железными вещами верфь снабжать себя достаточно может.

10) Что принадлежит до заведения на противулежащей стороне Кичкас и реки Днепра кожевни, селения мяс для войск и прочего, то мысль сию, по многим отношениям весьма полезную, относя к особенной вашей чести, прошу о всем оном, войдя с подробностию по прибытии вашем на место и по соображении всех обстоятельств до сего касаться могущих учинить по тому общее представление, по которому я не премину зделать надлежащего рассмотрения, впрочем, что касается до пособий, которые вам могут быть нужны при устроении верфи от земского начальства Екатеринославской губ. и прочих, управлению моему вверенных, предписана от меня гражданскому губернатору Хорвату, оные вам подавать без всякого медления и во всех случаях быть вам споспешником. Наконец, о успехе дел, на нас возложенных, имеете как можно чаще мне доносить, дабы я, видя течение оных, мог преподать в случае надобности зависящие от меня пособия.

Князь Платон Зубов.


Комментарии

1. В. Зуев, Путешественные записки, СПБ, 1787, стр. 26

2. Там же, стр. 256.

3. В. Зуев, Путешественные записки, стр. 236 — 258.

4. Имеются в виду немцы-колонисты б. Новороссийского края (Екатеринославская и Херсонская губернии).

5. Г. Титов, Письма из Екатеринослава, Одесса, 1849 г., стр. 99 — 100.

6. Название первого порога.

7. ПСЗ. Т. XX, № 14408, 14764.

8. Скальковский. Хронологическое обозревание, Одесса. 1830, ч. 1, стр. 2.

9. Упоминает о существовании Кичкасской верфи: Скальковский, цит. соч., ч. I, стр. 246; ч. II, стр. 11 и др.; Новицкий, С берегов Днепра, сборник статей Екатер. научн. о-ва. 1905, стр. 171, 196; Каргопольцев, Путеводитель по Днепру и его притокам, 1888 г., стр. 129.

10. Ленинградский архив армии и флота, д. № 579, л. 166.

11. Днепропетр. историч. архив, фонд нам-ва, д. № 8459, лл. 1—4.

12. Там же д. 8459 лл. 1 — 4; д. № 8463, лл. 1 — 5.

13. ПСЗ, т. XX.

14. Неаполитанский «волонтьер», находившийся на службе у русского царизма с 1780 г. в черноморском флоте. В дальнейшем с 1794 по 1800 г. отличается в качестве строителя крепости «города Одессы» и составителя проекта укреплений Кронштадта.

15. Имеется в виду строившийся в Луганске с 1795 г. литейный пушечный завод, выделывавший и различные железные строительные материалы.

16. Новороссийский наместник после Потемкина. Один из фаворитов Екатерины.

17. Заголовок подлинника.

18. Письменный договор между хозяином корабля и кладчиком.

19. Небольшое двухмачтовое судно.

20. Трехмачтовое военное судно.

21. Четырехгранный брус из нескольких штук по длине судна, служащий его основой.

22. Толстые деревянные брусья, служащие основанием кормы или носа корабля.

23. Железные цепи, идущие от блоков к борту корабля.

24. Кривообразное дерево, основа передней части корабля.

25. Железное колено для сцепления корабельных частей.

26. Приборы для сцеплений по борту корабля.

27. Веревочные приспособления на корабле.

28. Веревки на мачте, к которым прикрепляются паруса.

29. Деревянная площадка у вершины мачты.

30. В оригинале помета: «На подлинном подписано собственною рукою: «Быть по сему». В Царском селе, июля 30 дня 1796 года»

Текст воспроизведен по изданию: Строительство Днепровской верфи в XVIII в. // Красный архив, № 4 (77), 1936

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.