|
Старинные публикации о
беглых монахах.
Пока монастырская жизнь в Малороссии не подверглась строгой регламентации со стороны синодальной власти, малороссийские монахи представляли собою настоящий бродячий элемент, любивший переходить из одного монастыря в другой, или же просто «волочиться» по городам, селам и шинкам, на позор иноческому чину. В сборнике виршей известнаго малорусскаго стихотворца Климентия, современника Мазепы, имеется особая вирша, изображающая это ненормальное явление: «О волочащихся чернцах и черницах по мистах (городах), по школах и по корчемних дворах». Побуждения к такому бродяжеству Климентий, сам — монах, достаточно «волочившийся» на своем веку, объясняет просто: «Не хотят в монастырех послушаний мити Со времени издания Духовнаго Регламента и строгих предписаний Петровских относительно бродяжничества монахов, плохо пришлось и малороссийским «волочащимся чернцам»: светския и духовныя команды стали требовать от них паспортов, и при том не монастырских, которые, очевидно, легко добывались, а выданных епархиальным начальством, а кто таких паспортов не имел, тех брали под арест и предавали в руки консисторских властей, [39] расправлявшихся с ними по всей строгости тогдашних законов. Но воспитанная веками «свояволя» не могла мириться с новыми порядками, и вместо прежних свободно «волочащихся» чернцов, в Малороссии народился и размножился новый тип — беглых монахов. Кроме прежней привычки к шатанию, возникли и новыя побуждения к побегам: деспотизм монастырских властей, при новых порядках почувствовавших в своих руках могущественную силу и крайне жестоко расправлявшихся с монахами за всякое нарушение дисциплины; большая, сравнительно с прежней, строгость монастырской жизни, и т. под. Наряду с добровольными иноками, теперь появился в монастырях и довольно значительный контингент невольных отшельников — членов белаго, приходского духовенства, ссылаемых сюда в качестве «епитемщиков» за пьянство, нарушение канонов, а всего чаще — за опущение молебнов в дни рождений и тезоименитств кого-либо из членов царствующаго дома. Надо правду сказать, что с бедными «епитемщиками» тогдашния монастырския власти обращались еще хуже, чем с монахами; на них возлагались самыя тяжелыя работы и с них взыскивали, как с простых чернорабочих. Не диво, что бедный приходский иерей, попавший волею судеб в положение подневольнаго батрака, не находил силы терпеливо переносить свою горькую участь — и тоже предавался бегству. Беглых, конечно, ловили, а предварительно повсюду разсылали о них публикации. Вот несколько образцов таких публикаций, разсылавшихся духовенству от имени консистории. 1) Указ Е. И. В. из духовной преосвященнаго Никодима, епископа Переяславскаго и Бориспольскаго консистории протопопу Басанскому Григорию Туманскому. Настоящего 1756 года, окт. 10 дня, его преосвященству катедри Переяславской эконом иеромонах Иустин доношением объявил, что прошедшаго августа средних чисел бывший на послушании при остерских мельницах монах Иона, спродав господских з дворца монастирских пожитков, також з мелниц разного розмеру, да бывший на городничестве в Сошникови иеромонах Герман, тако ж спродав господских немалое число пожитков, прошедшого сентября против 29 числа, ноччу, бежали; а приметами они такови: Иона ? росту низкого, ходу скорого, волосов на голове и бороде чорних и седини мало является, очей чорних, лица смугловатого, продолговатого, мови шепелявои; иеромонах [40] Герман ? росту средняго, на голове и бороде волоси темнорижие, очей серих, лица таранковатого з рябинами, криглого, мови скорой, дроботливой, и при нем невеликий мальчик, син его. И вам, за получением сего указа, в ведомствах своих показанних беглецов во изображенних их приметах накрепко смотрети, и буди явятся, забив в кандали, при нарочних в дух. консисторию прислать. Окт. 21 дня, 1746 года». 2)Указ той же консистории протопопу
переяславскому Павлу Скрыпчинскому. «Присланною
в здешнюю консисторию з духовной митрополии
киевския консистории промемориею объявлено:
прошлого де 750 г. дек. 19 Киево-Кириловского
монастиря наместник иеромонах Софроний
доношением представил, что протопопии
Сорочинской, села Зубаниов, иерей Андрей Иванов,
по имеючомуся об нем в дух. консистории
противному закону Божию делу лишенний
священнического чина и присланний в труди
монастирские в Киево-Кирилский монастир без
сообщения тайн святих по смерть его, того ж
декабря 14 дня с Киево-Кирилского монастира
безвестно бежал, кой-де приметами таков: росту
низкого, корпуса сухощавого, волосов на голове
простих, недолгих, на бороде скудних, русявих,
лица жолтоватого с морщинами, смотрит смешно,
мови трусливой, ходы 3)Указ той же консистории 1756 г. протопопу Басанскому. «Священник протопопии Переяславской села Помокель Прохор Мойсеев и прежде во многих чрез пянство, в нечувствии своего званиа, безчиниях и противностях находился, от чего так должние церковние, яко и указние отправи упущению не однажди следовать могли, за что хотя многажди разнообразно штрафован и публично наказиван был, но и нине минувшого 1755 г., сентября 2 дня, запившись в шинку, в високоторжественний день надлежащую церковную церемонею без отправки оставил, за что его, попа, разсуждая его старость лет, велено в заточение на время в Красногорский Золотоноский манастир послать с тем обовязательством: ежели оттудова избежит, лишить его вовся священства. Но он, поп Прохор, преслушая помянутое его преосвященства определение, з оной силки [41] бежал». Приказ — искать его, арестовать, отобрать от него ставленническую грамоту и объявить ему о лишении его священническаго сана. Приметы беглеца почему-то не указаны. Собщ. О. Л. Текст воспроизведен по изданию: Старинные публикации о беглых монахах // Киевская старина, № 4. 1905
|