Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ГЕТМАНША СКОРОПАДСКАЯ,

Урожденная Анастасия Марковна Маркович (1667 — 1729).


Письмо-завещание гетманши Скоропадской на имя архиепископа киевского и галицкого.

Ясне в Богу преосвященный архипастыру киевский и галицкий и малия России мне в Дусе св. милостивейший отче и добродею!

Благословением и благопоспешеством Бога вся премудро устрояющего, покойной муж мой гетман Скоропадский и я его сожительница во время жизни нашея усмотрели за благо в честь и в вящшее прославление Имени Его Божественного основати и устроити обитель общежительную именуемую Харлампиева пустыня. И такое наше намерение еще за живота покойного мужа моего по большой части, Его Божиим Всемогущим Промыслом, произошло в дело, за благословением архипастырским блаженной памяти ясне в Богу преосвященного архиепископа митрополита киевского Иоасафа Кроковского, вашей архипастирской святыни антецессора, оная обитель основана и устроена и многими маетностми, тако и купленными грунтами (которые первей универсалом покойного мужа моего надани были, а потом и высокомонаршего блаженния и вечнодостойния памяти его императорского величества грамотами к той же обители стали конфермовати) снабдена бысть; и в такой силе состоящую даже до ныне, я яко ктиторка фундаторка, по смерти мужа моего содержала с таким намерением, дабы мне совершивши окончевающееся оной строение, за благополучным вашей архипастырской милости так и моих свойственных советов, применить девическую оную обитель на общежителство иноческое, чтоб в оной обители примером других, в малой России имеющихся совершенних монастырей, монастырский начальник игумен и другое благочиние было устроено для предбудущей впредь твердости, и вечной в последние роки памяти; ибо инокиням весьма судих за неприличие и неудобство, такое место в подобевающем себе удержати зело совершенстве, достоверных вин ради. Но понеже ныне Господь Бог, положивый в своих руках пределы жизни человеческой, за пресечением, якоже по бессилию моему догадуюся, жизни моей временной следуючим, сего реченного намерения моего, и такое, якоже мне угодно казалось время, исполнити не соизволил. Сего ради то, жития сокращение пред очима моима видя, нине тому моему намерению последной и первой, постоянной и непременной, воле моей сей предел поставляю. Оную обитель Харлампиевопустынскую яко мужа моего и моим коштом собственным основанную созданную вашей архипастирской святыне и по вас сукцессорам вашим, в архипастырскую протекцию и соблюдете вручаю, и с крайним моим упокорением прошу [549] соблаговоли ваша архипастирская милость той обители в лишении моем быти милостивейшим отцом, протектором и блюстителем: и во исполнение непременного вышеупомянутого намерения моего, тамо живущих инокинь пересели в другие девические обители, якоже вашей архипасторской святыне и где угодно явится старейших же честнейших законниц, которые во обители Харлампиевопустынской в иноческий чин пострижены стали за некоторым своим внесением, перевести в мутинскую пустинку, где по ныне законники обретаются, а ту мутинскую пустинку обители Харлампиевской подчинити в такой силе, дабы оная пустинка о той обители приходов в пище, в питии, одеяниях и в протчиих потребах получала ординарно во всякое лето свое снабдение безнужно, а на место их в обитель Харлампиевопустынскую вселить иноков, игумена устроить и прочее, якоже в совершенных монастырях, в Мало-России водится. Все учредить благочиние, дабы во вечные роки хвала Божая там не уставала, а игумен и прочие оного монастыря имущие быти братия должны будут, так о жалованних маетностях, яко о собственных, многих числом купленних грунтов и других разных угодиях обстаивать и оние в надлежащем содержании радети, тако дабы с оной обители Харлампиевопустинской, так со всяких приходов монастырских, яко теж и с различных всяких церковных украшений нечего ни куда не было взимаемо, но все тое в радении и владении того ж монастыра всегда была неотъемлемо. А что ваше преосвященство, сие мое по Бозе, яко же мню, намерение по званию своем архиерейском постараетеся совершити, не сумневаюся: понеже дело мне памятно есть оное вашей архипастирской милости уверение в прошлом 1728 листовне ко мне восписанное, в котором не только моление, но и сильно запрещение архипастырское, дабы мне оной обители Харлампиевопустинской ни к которой посторонной обители другой не подчинять и не повергать кроме вашей архипастирской святыни киевской епархии, к сему одолжило мене всячески повиновению. А по кончине моей последнею моею волю, во место себе показую за патронов и ктиторей. Оной обители Харлампиево пустинной брата моего родного его милость пана Андрея Марковича, генерального малороссийского подскарбия и племянников моих же панов Михаила Скоропадского и Иакова Марковича, которые имеют крепости на маетности и прочие всякие грунта до оной обители надлежащие, вручить тоя обители имущему быть игумену и всей братии. Когда уже и совершенство оное мое произойдет намерение и о сем ему брату моему особливо оставляю мое завещание с приложением копии сего моего к вашей архипастирской милости составленного писания. Причем последное вашей архипастирской милости яко отцу настиреви и присному моему молитвеннику отдавши целование, во [550] знамение благодарены сего высокого ищу благодительства вашего, дабы о душах мужа моего и моей неуставаючие молитвы к Господу Богу приносимы были.

Вашего преосвященства моего милостивого в Дусе святом отца присного молитвенника и добродея обоих благ всежелательная дщерь и всенижайшая служебница Анастасия Марковна, вдовствующая гетмановая Скоропадская.

М. М. Марина.

Року 1729 декабря 19. Из Глухова.

Текст воспроизведен по изданию:  Гетманша Скоропадская, урожденная Анастия Марковна Маркович (1667-1729) // Исторический вестник, № 8. 1911

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.