архиепископа
Рафаила, сохранившееся в числе многих других
старинных документов XVII—XVIII вв. в Архиве б.
холмогорскаго архиерейскаго дома.
При этом считаю нужным пояснить, что в
первой половине XVIII в., при Петре I-м и его
ближайших преемниках, в числе архангельских
(холмогорских) архиереев было несколько человек
уроженцев Малороссии. Как уроженцы юга, они по
чувству землячества принимали близкое участие в
судьбе своих земляков-малороссов, попадавших в
ссылку на далекий север, и, насколько возможно
было, облегчали тяжелое их положение. К числу
таких лиц принадлежали, и упомянутый выше
архиерей Рафаил, по фамилии Краснопольский, уроженец
Каменца-Подольскаго и воспитанник
Киево-Могилянской Коллегии, родившийся в 1668 году.
Вот что он писал архимандриту и старшей братии
Соловецкаго монастыря по поводу отправления к
ним бывшаго луцкаго епископа:
«О Святем Дусе сыну и сослужителю
нашему, епархии нашея Соловецкаго Монастыря
архимандриту Фирсу, келарю старцу Илариону,
казначею иеромонаху Дорофею з братиею, наше
архиерейское благословение буди преподаемое
ныне и всегда.
В нынешнем 711 году, по указу великаго
государя, послан с Москвы к вам, в Соловецкий
Монастырь, преосвященный Дионисий Жабокрицкий,
человек знатный. И егда он к вам в Соловецкий
Монастырь будет, да повелит ваше преподобие ему,
преосвященному Дионисию, для житья отвесть келью
в удобность и дать к нему в келью искуснаго и
грамотнаго старца ради послужения и прочтения
келейнаго его архиерейскаго правила, котораго
сам за старость свою и за немощь отправити не
изможет. И будете к нему, получения ради милости
Божиея, милосерды и любительны, якоже и Отец наш
небесный до нас милосерд есть: яже бо меньшим
Христовым сотворите, самому Христу сотворите, а
милость Божия и Пречистыя Богородицы и
преподобных отцев Зосимы и Савватия Соловецких
чюдотворцев и всех святых, молитвы и наше
архиерейское благословение с вами есть и буди
ныне и всегда.
Писася в походе нашем, во град
Архангельск, в дому Всемилостивого Спаса и в
нашем архиерейском, лета Господня 1711, июля 15 дня (По описи стараго Холмогорскаго Соборн.
Архива № 919)». [3]
Весьма замечателен тон этого
ходатайственнаго письма. Без сомнения,
архиепископу Рафаилу был известен факт перехода
Жабокрицкого в унию, но он знал, что не за это его
подвергли ссылке, и потому в письме он титулует
его «преосвященным» и просит оказать ему
подобающее уважение, как человеку «знатному» и
притом удрученному годами и несчастьем. Весьма
вероятно, что благодаря этому гуманному
посредничеству и протекции Рафаила, жизнь
Жабокрицкаго в Соловках не была собственно
заточением, и не в этом ли кроется причина, почему
в изследованиях г.г. Ефименка и Колчина о
ссыльных, содержавшихся в Соловецком монастыре в
XVIII в., о Жабокрицком не упоминается. Судя по
некоторым выражениям письма архиерея Рафаила,
Жабокрицкий послан был в Соловецкий монастырь не
в ссылку в строгом смысле этого слова, а на покой,
почему в монастырском архиве в делах о ссыльных и
нет о нем упоминания.
Г. К.
Текст воспроизведен по
изданию: К истории ссылки Луцкого епископа
Дионисия Жабокрицкого // Киевская старина, № 4. 1904