|
К родословной гетмана Даниила Апостола.Апостолы принадлежат к одной из старейших малорусских фамилий, ныне угасшей, начало которой восходит к половине XVII века. Уже в реестрах 1649 года (изд. Бодянского, стр. 261) мы видим в Андреевской сотне Миргородскаго полка реестрового козака Апостола; против имени его стоит пропуск, но можно почти безошибочно сказать, что этот Апостол был одним лицом с Павлом Апостолом, занимавшим в 1659 году уряд гадяцкого полковничества. Впоследствии Павел Апостол, по-видимому, возвращался на свою [141] родину в Молдавию; этим только и можно объяснить, по мнению А. М. Лазаревского, то обстоятельство, что в переписных книгах 1666 года (изд. Лазаревского, стр. 72) в местечке Хомутце показаны «два сада изменника Павла Апостола, а в нем яблоки да вишни; а теми садами не владеет никто, стоят пусты». В 1670 году он, однако, снова был в Малороссии, как о том свидетельствует акт этого года, по которому «Славетний товариш войсковий» Павел Апостол продает свою усадьбу в Гадяче» (А. Лазаревский, Украинск. историч. мелочи, I, стр. 29). Переселившись в Миргородщину, Павел Апостол вывел там в люди сына своего Даниила. Печатаемый документ относится к 1708 году, когда Даниил Апостол занимал уряд миргородского полковничества; в это время он вместе с Григорием Зарудным, сперва есаулом (1690 г.), а затем миргородским судьею (1695, 1700, 1708 гг.) дарит Сорочинскому монастырю некоторые «добра», оставшиеся после смерти своего «родича» п. Матвея Годлевскаго, его жены Пелагеи Григорьевны Зарудной и их детей, с обязательством, чтобы монахи «за преставшие милие дети их при оферах безкровних, при панихидах и инних правилах церковних щоденне Господа Бога молствовали и благодарения чинили довечно». Кто такой был пан Годлевский и каким образом он приходился «родичем» Апостолу, — неизвестно. Термин «родич» в актовом языке того времени был равнозначущим слову родитель, отец; поэтому уместна догадка, не был ли Годлевский «родичем» Апостолу в смысле отчима, или, быть может, тестя? Упоминаемый в документе Моисей Зарудный был сотником миргородским еще и в 1723 году; он был сыном полкового судьи Григория. «За призволеннем его царского пресветлого величества войска запорозкого его милости п: п: Даниила Апостола, полковника миргородского, яко теж и ми, Григорий Зарудний, судия полку миргор(одского), позосталие добра преставшихся од временныя сея дочасная(?) милих детей наших, як его мил(ости) славное памяти пана Матфея Gодлевского, зятя нашего, а родича его мил(ости) добродея нашего пана полковника миргородского, так и милой дщери нашей Пелагии Зарудновни, малжонки его, и детей их: Василия, Феодора, Марии и Елены, а внуков наших, до которих то позосталих добр будучими сукцесорами и жадаючи родителско, аби за наши змершие дети било довечное за души их по Богу молствование, як и з [142] ласки и уваги добродейской, так теж и з нашей, надаемо у вечность на монастир Сорочинский храма святаго архистратига Христова Михаила: напрод млин, в котором куль три (две мучних, а третое ступное), стоячих на Псле, (на) гребле Портянской, а до того еще луг в острове, межи млинами стоячий; плец, где хата била и нива, которое близко села Портянок, лежачое от Баранувки; а пребиваючие монахи в том монастиру, як теперешнего времени отец Арсений строитель з братиею, так теж и по них насту-пуючим, належатие доходи ис тих gрунтов отбираючы, повинны будут за преставшие милие дети наши пре оферах безкровних, при панихидах и инних правилах церковних щоденне Господа Бога молствовати и благодарения чинить довечно; на що для лепшого успокоения в держаню помененних gpyнтoв предреченим монахом и сей запис до рук их подаем, с подписом рук и имен наших и под печатю нашею, которая есть до сего запису притисненна. Року 1708, месяця генвара 13 дня. Григорий Зарудний рукою. Моисей Зарудний, сотник миргородский, рукою и печать приложил. М. П. М. П.». (С подлинника). Сообщ. В. Модзалевский. Текст воспроизведен по изданию: К родословной гетмана Даниила Апостола // Киевская старина, № 12. 1904
|