|
ВВЕДЕНИЕ В 1954 г. весь советский народ отмечает славную дату в истории нашей Родины — трехсотлетие воссоединения Украины с Россией в едином Российском государстве. На Переяславской раде украинский народ выразил свои вековые чаяния и надежды на длительный и прочный союз, “чтоб есми вовеки вси едино были”. Переяславская рада явилась завершением всей предшествовавшей борьбы украинского народа с иноземными захватчиками за союз с русским народом. Она открыла собою новую эпоху в жизни украинского народа — эпоху совместного труда и борьбы двух братских народов в составе единого государства. В процессе этой борьбы росли и укреплялись давние исторические связи украинского и русского народов, “столь близких и по языку, и по месту жительства, и по характеру, и по истории” (В. И. Ленин, Соч., т. 25, стр. 74.). Русский, украинский и белорусский народы ведут свое происхождение из единого корня — древнерусской народности, создавшей древнерусское государство — Киевскую Русь. В процессе углубления феодальной раздробленности, а также в результате нападения татаро-монгольских захватчиков единая древнерусская народность раздробилась на несколько частей, из которых в XIV—XV вв. образовались русская, украинская и белорусская народности. Из этих трех народностей наиболее развитой оказалась русская, сумевшая уже в конце XV — начале XVI в. создать крепкое централизованное государство. В то же время украинские земли, оторванные от Северо-Восточной Руси, стали добычей литовских, польских и венгерских феодалов, султанской Турции и ее вассала — Крымского ханства. Положение Украины в составе шляхетской Польши было крайне тяжелым. Польские феодалы установили бесчеловечный крепостнический гнет. За малейшие провинности крестьяне жестоко наказывались. Они были вынуждены 4-5 дней в неделю работать на барщине. Их принуждали платить [6] тяжелые налоги, лишали всех прав и свобод, в том числе и свободы совести. Польские феодалы обременяли крестьян и городское население Украины повинностями, препятствовали развитию торговли (Докум. № 5, 22, 26, 52.). Правительство панской Польши призвало иезуитов и униатов, которые насильственно вводили католицизм (Докум. № 6, 10, 19, 23, 34.), предавали поруганию украинский язык и культуру украинского народа. Польские феодалы жестоко пресекали малейшую попытку крестьян бороться против нестерпимого экономического, социального и религиозного гнета (Докум. № 12, 24, 27, 28, 30, 37.), они называли украинцев “быдлом” (скотом), наносили им тяжкие побои и увечья, грубо попирали их человеческое Достоинство (Докум. № 47.). Феодальная анархия, царившая в Польше, еще более способствовала разнузданному произволу магнатов и шляхты, грабивших и разорявших украинскую землю. Находясь под угрозой уничтожения, украинский народ вел ожесточенную борьбу против ига иноземных поработителей за свою свободу и независимость. Военной силой, противостоящей в XVI—XVII вв. турецко-татарским набегам, а позже и захватническим планам польско-литовских феодалов, было казачество, центром которого в XVI в. стала Запорожская Сечь. Запорожские казаки самоотверженно защищали свою родную украинскую землю от набегов татар (Докум. № 4, 9.). Показательно, что с самого начала борьбы украинского казачества против султанской Турции на помощь ему пришли русские (донские) казаки, которые и позже активно участвовали в совместных походах против Крымского ханства и Турции (Докум. № 11, 14, 46, 49.). В общей борьбе с иноземными захватчиками росли и крепли дружеские связи русского и украинского народов. Эти связи еще более расширились и укрепились в борьбе двух народов против иноземного ига и феодального гнета. Крестьянская война под руководством И. И. Болотникова (1606—1607 гг.), захватившая и часть Украины, явилась вдохновляющим примером для трудящихся Украины и Белоруссии. В конце XVI — начале XVII вв. по Украине прокатилась волна крестьянско-казачьих восстаний против польско-литовских феодалов и местных эксплуататоров (восстание 1591 — 1593гг. под руководством К. Косинского, восстание 1594—1596 гг., руководимое С. Наливайко, восстание 1630 г., возглавляемое Т. Федоровичем (Докум. № 20.), восстания под руководством: И. Сулимы [7] 1635 г., П. Бута 1637 г. (Докум. № 31.), Я. Острянина (Докум. № 32, 44.), К. Скидана (Докум. № 29.) и Д. Гуни 1638 г. и др.). В этих восстаниях наряду с украинцами участвовали также русские и белорусские крестьяне. Русское правительство помогало украинским казакам в их борьбе за свою национальную независимость. Очень часто восставшие после поражения переселялись большими партиями в пределы Российского государства и переходили в русское подданство (Докум. № 16, 21, 35.). Украинские крестьяне стремились в Россию, спасаясь от жестокого угнетения со стороны польской шляхты. Русское правительство оказывало большую помощь украинцам, принимало их на службу, наделяло землей, ссужало их хлебом и денежным жалованьем (Докум. № 44.). Подавив вооруженные восстания 30-х годов XVII в., польско-литовские феодалы еще более усилили экономическое и политическое угнетение украинского народа (Докум. № 18.). В 40-х годах XVII в. борьба украинского народа поднимается на новую ступень. Главной и решающей силой этой борьбы становится крестьянство, боровшееся против социального гнета польских и украинских феодалов-крепостников и иноземного порабощения. Вместе с крестьянством в освободительной войне выступали широкие массы казачества и городского населения, а также и казацкая старшина. Во главе восставших становится выдающийся государственный деятель Украины и полководец Богдан Хмельницкий. Восстание началось в Запорожье в декабре 1647 г. (Докум. № 60.). Тщательно готовил Хмельницкий битву с польско-шляхетскими войсками, так как хорошо понимал значение первой победы для всего хода освободительной войны. В мае 1648 г. восставшие встретились с польско-шляхетским войском под командой Стефана Потоцкого (сына гетмана Николая Потоцкого). Реестровые казаки, находившиеся на службе у польского правительства, перешли к Хмельницкому. В битве под Желтыми Водами (6—8 мая 1648 г.) (Все даты даются по старому стилю. Для перевода на новый стиль необходимо к дате XVII в. прибавить 10 [разница между старым (Юлианским) и новым (Грегорианским) стилями в XVII в. была в 10 дней], в XVIII — 11, в XIX — 12, в XX — 13 дней.), а затем под Корсунем (16— 18 мая 1648 г.) польско-шляхетские войска были разгромлены (Докум. № 54.), а гетманы Николай Потоцкий и Калиновский взяты в плен. Победа была достигнута благодаря мужеству и героизму казаков и крестьян, а также полководческому таланту [8] Б. Хмельницкого и его ближайших сподвижников, особенно М. Кривоноса. Вместе с украинскими казаками под руководством Б. Хмельницкого в борьбе против шляхты и магнатов участвовали русские и белорусские крестьяне и донские казаки. После победы под Корсунем старшинская рада вновь обратилась к русскому правительству с просьбой о помощи и о принятии Запорожского Войска в подданство. Письмом от 8 июня 1648 г. (Докум. № 53.) было положено начало дипломатической переписке между Б. Хмельницким и русским правительством. Украинские казаки и раньше неоднократно обращались к русскому правительству с просьбой о помощи и о принятии их в русское подданство. Еще в 1620 г. гетман П. Сагайдачный посылал с этой целью в Москву посольство (Докум. № 1-3.). О желании запорожских казаков, крестьян и православного духовенства перейти в русское подданство говорит большое количество писем и воеводских отписок того времени (Докум. № 7, 59, 66 и др.). Будучи ослабленным после польско-шведской интервенции начала XVII в., Русское государство не могло согласиться в то время на воссоединение с Украиной, так как это означало бы новую войну с Польшей. Но русское правительство всемерно развивало и поощряло торговлю с Украиной без ограничения ее таможенными пошлинами (Докум. № 25, 36, 38, 50, 58, 63, 64, 76, 77.), строило гостиные дворы (Докум. № 33.), разрешало переселившимся в Россию украинцам заниматься различными промыслами (Докум. № 41.). Важно отметить, что русское правительство защищало украинцев-переселенцев от притеснений, наносимых им польскими феодалами (Докум. № 39, 40, 51.), помогало в строительстве укреплений (Докум. № 45.). Вместе с тем русское правительство строго следило за тем, чтобы русские крепостные крестьяне не бежали от своих хозяев к украинским казакам (Докум. № 43.), так как оно боялось влияния революционно настроенного украинского казачества на русских крепостных Велика была помощь России украинскому народу и в области культуры. Русское правительство помогало, в частности, православным монастырям (Докум. № 13, 15, 42, 70, 81, 88.), которые были в то время культурно-образовательными центрами на Украине, ратовали за союз с русским народом. В свою очередь, лучшие представители украинской культуры того времени — Епифаний Славинецкий, Дамаскин Птицкий, Арсений Сатановский — многое [9] сделали для развития русской культуры (Докум. № 17, 65, 89.); из Украины на Русь шли книги и учебные пособия (“Грамматика” Мелетия Смотрицкого), украинские ученые монахи работали учителями в Москве. Необычайно показательны отклики на помощь русского правительства украинским казакам. В то время как польские воеводы протестовали против защиты украинских крестьян (Докум. № 57.), украинское население было глубоко благодарно русскому правительству и русскому народу за братскую помощь (Докум. № 80.), Б. Хмельницкий строго наказывал местных украинских феодалов, притеснявших русское население (Докум. № 98.), да и сами украинцы выступали в защиту русских против польской администрации (Докум. № 79.). Вслед за первыми победами восставший украинский народ нанес сокрушительное поражение польско-шляхетским войскам под Пилявцами (11-13 сентября 1648 г.). Польское командование позорно бежало с поля боя. Восставшие осадили Львов, двинулись в глубь Польши. Польское правительство, видя свое бессилие и желая выиграть время, начало с Хмельницким переговоры, кончившиеся в феврале 1649 г. временным перемирием (Докум. № 61.). Летом 1649 г военные действия возобновились (Докум. № 72, 73.). Под Збаражем и Зборовом (5-6 августа 1649 г.) польские войска во главе с королем Яном-Казимиром были разбиты. От полного уничтожения их спасло лишь предательство крымского хана, получившего от польского короля большой выкуп и изменившего украинским казакам: крымский хан потребовал прекращения боя и заключения перемирия (Докум. № 69.). Заключение Зборовского договора не ослабило напряженности положения, так как крестьянство, которое было главной движущей силой восстания, никакого облегчения не получило: договор улучшал положение только части казачества и казацкой старшины. Казацкая старшина, заключившая с Яном-Казимиром Зборовский договор, вовсе не выражала интересов рядового украинского казачества и крестьянства, которые боролись за облегчение своего экономического положения, стремились уничтожить религиозный и экономический гнет. Казацкая же старшина стремилась обеспечить себе право продолжать эксплуатировать закрепощенное крестьянство Украины, но уже в составе Русского государства Объединение различных общественных сил произошло на почве стремления к общей цели — освободиться от польско-шляхетского гнета и воссоединиться с Россией. Богдан [10] Хмельницкий,— и в этом его историческая заслуга,— выражая вековые стремления и надежды украинского народа к тесному союзу с русским народом и возглавляя процесс складывания украинской государственности, избрал единственно правильный путь — воссоединение с русским народом в едином Российском государстве, которое одно могло спасти украинский народ от поглощения его шляхетской Польшей или султанской Турцией. Понимая, что Зборовский договор непрочен, Б. Хмельницкий вновь развивает большую дипломатическую деятельность, направленную на то, чтобы добиться воссоединения с Россией (Докум. № 62, 67, 68, 72, 74, 75, 78, 82.). Это стало особенно необходимым, когда в феврале 1651 г. польско-шляхетское правительство нарушило Зборовский договор и начало вторжение на Украину (Волынь и Подолию). Белорусский народ также принял участие в борьбе за свое освобождение в тесной связи с украинским народом (Докум. № 83.). Летом 1651 г. польские войска встретились с восставшими под Берестечком. Начало боя было успешным для украинского войска, но в решающий момент битвы татары обратились в бегство, они не только сами ушли с поля боя, но и насильно увели с собой Хмельницкого, оставив украинское войско без руководства (Докум. № 86.), что и явилось одной из причин поражения восставших (Докум. № 84.). Одновременно польско-литовские феодалы во главе с Радзивиллом захватили Киев (Докум. № 85.). Под Белой Церковью 18 сентября 1651 г. был подписан Белоцерковский договор, по которому положение украинского народа еще более ухудшалось (Докум. № 87.). Началось массовое переселение украинских крестьян и казаков в Россию (Докум. № 84, 90, 91.). Русское правительство решило действовать более энергично. Усиливаются дипломатические сношения Украины с Россией (Докум. № 92-95, 97.). Царское правительство в интересах укрепления государства поддерживало стремление украинского народа к воссоединению с Россией. Принимая во внимание опасность, угрожавшую существованию единокровного украинского народа со стороны польских, литовских и турецко-татарских захватчиков, 1 (11) октября 1653 г. Земский собор в Москве единодушно высказался за воссоединение Украины с Россией (Докум. № 96, 99, 100, 107.). В конце декабря 1653 г. на Украину прибыло большое посольство из Москвы во главе с боярином Бутурлиным (Докум. № 102-106.). [11] Торжественно встретил украинский народ полномочных представителей Русского государства (Докум. № 102.). Воссоединение Украины с Россией было всенародно провозглашено 8 (18) января 1654 г. на Раде в г. Переяславе. После принятия присяги Бутурлин передал Хмельницкому от имени царя знамя, булаву и подарки. После Рады представители посольства объехали все главнейшие города Украины и приняли присягу от народа. Условия, на которых Украина была принята в состав Русского государства, изложены в так называемых “Статьях Богдана Хмельницкого”, подписанных в Москве в марте 1654 г. и в жалованных грамотах (Докум. № 107-112.). Из документов того времени видно, что таких прав и привилегий Украина никогда не имела, находясь под игом польской шляхты. Украина вошла в состав Русского централизованного государства, которое в экономическом и культурном отношении было государством более прогрессивным, чем панская Польша. Это благотворно сказалось на всей жизни украинского народа, начавшего углублять и укреплять свои экономические связи с отдельными районами Руси в условиях складывания и дальнейшего расширения всероссийского рынка. Более свободно стала развиваться и украинская культура. Ускорился процесс превращения украинской народности в нацию. В лице русского народа украинский народ нашел верного друга и надежного защитника в борьбе за свою национальную независимость. Воссоединение Украины с Россией нанесло удар агрессивным устремлениям султанской Турции и шляхетской Польши. Польша не хотела уступать Украину Русскому государству. Поэтому война с Польшей началась уже в 1654 г. Первое время она шла успешно для России, но в 1657 г. умер Б. Хмельницкий, и после его смерти между отдельными группировками внутри казацкой старшины началась борьба за власть. Большая часть гетманов, правивших после Хмельницкого, проводила политику польско-шляхетских магнатов и пыталась разорвать союз украинского и русского народов. Однако рядовое казачество и трудовые крестьяне не поддержали сторонников Польши и продолжали вместе с русскими войсками бороться за свою национальную независимость. Война длилась с перерывами 13 лет, до 1667 г.; она истощила оба воевавших государства. 30 января 1667 г. в Андрусове был подписан договор о перемирии на 13 с половиной лет. По этому договору Украина оказалась разделенной на две части: Левобережная и Киев с небольшой прилегающей к нему территорией остались за Русским государством, Правобережная вновь отошла к Польше. Запорожье не подчинялось Польше, но и не было в русском подданстве. Андрусовское [12] перемирие было временной передышкой для России. Война с Польшей 1654-1667 гг. окончательно определила господствующее положение Русского государства в Восточной Европе и вместе с тем положила начало политическому упадку Речи Посполитой. Дружеские связи русского и украинского народов продолжали укрепляться в общей борьбе против иноземного порабощения. В 1709 г. русские и украинские войска в исторической битве под Полтавой разгромили шведских захватчиков. В 1812 г. народы нашей страны, в том числе и украинский народ, во главе с русским народом, ликвидировали вражеское нашествие наполеоновской армии. Воссоединение Украины с Россией укрепило единство двух великих народов в их совместной борьбе против социального гнета русских и украинских крепостников. Каждый новый этап в развитии революционного движения в России поднимал на новую ступень дружбу двух великих народов. Широкий отклик получили на Украине крестьянские войны под руководством Степана Разина и Емельяна Пугачева. Откликом на восстание декабристов явилось восстание Черниговского полка. Революционная борьба великих русских демократов — Белинского, Добролюбова, Чернышевского и др. — была тесно связана с деятельностью таких украинских общественных деятелей, как Т. Г. Шевченко, Котляревский, М. Вовчек и др. Творчество украинских писателей, композиторов, художников развивалось под непосредственным влиянием русской культуры, которая, в свою очередь, обращалась к творчеству украинского народа как к источнику новых тем, сюжетов, образов. Достаточно назвать “Наливайко” и “Богдана Хмельницкого” — поэта-декабриста Рылеева, “Черевички” и “Мазепу” — Чайковского, “Ночь под Рождество” — Римского-Корсакова, “Сорочинскую ярмарку” — Мусоргского,— с одной стороны, и деятельность писателей Гоголя и Короленко, художников Куинджи и Ярошенко, ученых Потебни и Гамалея,— с другой, чтобы понять, какими тесными и глубокими были культурные связи двух великих народов. Памятник великим русским патриотам Минину и Пожарскому на Красной площади в Москве создал украинец Мартос, а памятник великому украинскому полководцу Богдану Хмельницкому в Киеве создал русский скульптор академик Микешин. Особенно укрепились дружеские связи между двумя великими народами в конце XIX — начале XX в., когда развернулось рабочее движение. Эта дружба находила себе серьезную поддержку у вождей революционного движения — В. И. Ленина и И. В. Сталина, разоблачавших буржуазный национализм. Слова В. И. Ленина “При едином действии пролетариев великорусских и украинских свободная Украина [13] возможна, без такого единства о ней не может быть и речи” (В. И. Ленин, Соч., т. 20, стр. 14.) стали заповедью трудящихся Украины в их борьбе за социальное и национальное освобождение. В июне 1917 г., накануне Великой Октябрьской социалистической революции, В. И. Ленин в статье “Украина” выступил в защиту прав украинского народа: “Да здравствует свободный союз вольных крестьян и рабочих вольной Украины с рабочими и крестьянами революционной России!” (Там же, т. 25, стр. 74.). После победы Октябрьской социалистической революции трудящиеся Советской Украины выступили одними из первых инициаторов создания единого союзного государства. В условиях советской власти дружба украинского и русского народов поднялась на новую, более высокую ступень, превратилась в мощную действенную силу, обеспечивающую непрерывный подъем и рост их экономики и культуры. Украина за годы советской власти превратилась в могучую колхозно-индустриальную державу, “Запорожсталь”, Харьковский тракторный завод, краса и гордость Украины — Днепрогэс — являются крупнейшими предприятиями Советского Союза. В республике — 7 университетов, 144 вуза, 591 техникум, десятки тысяч школ. Мудрая политика Коммунистической партии и Советского правительства дала возможность осуществить вековые чаяния украинского народа о воссоединении всех украинских земель в единой Советской Украине, которая является теперь одним из крупнейших государств Европы с населением более 40 млн. человек. Дружба двух великих народов еще более окрепла и закалилась в годы Великой Отечественной войны Советского Союза против фашистских захватчиков, когда оба народа совместно защищали свою Родину от иноземных поработителей. Советская Украина понесла неисчислимые жертвы в этой войне. Без помощи народов СССР восстановление разрушенного хозяйства Украины заняло бы десятилетия. Вся страна помогала Украине. Развиваясь в братской семье социалистических наций, Советская Украина превратилась в могучую социалистическую державу. Основываясь на богатом историческом опыте, украинский народ развивает дружбу со всеми народами нашей страны; вместе с ними активно борется за выполнение исторических решений XIX съезда КПСС, V сессии Верховного Совета СССР, постановлений сентябрьского и февральско-мартовского пленумов ЦК КПСС. Под знаменем Маркса — Энгельса — Ленина — Сталина, под испытанным руководством Коммунистической партии украинский народ твердо и уверенно идет к коммунизму. [14]
* * * Вопрос о воссоединении Украины с Россией изучается в курсе истории СССР в VIII классе средней школы. Основной материал по этому вопросу рассматривается в теме “Борьба украинского и белорусского народов против феодально-крепостнического гнета польской шляхты. Воссоединение Украины с Россией”. Но исторические предпосылки объединения русского и украинского народов раскрываются в ряде предыдущих тем данного курса. Так, при изучении материала об образовании и развитии Киевского государства учащимся освещаются вопросы о происхождении и исторической близости трех славянских народов — русского, украинского и белорусского, обусловленной единством происхождения от одной древнерусской народности. Показывается, что в Киевской Руси, исторической колыбели русского, украинского и белорусского народов, зародилось сознание единства Русской земли, которое братские народы пронесли через все века своей истории. Освещая историю происхождения и общий период в развитии трех братских народов в едином древнерусском государстве, учитель подводит учащихся к сознательному усвоению последующего развития, тесного единства и дружбы между этими народами. Общий период в истории трех братских народов обусловил их неразрывную близость, которая помогла им с большим упорством и самоотверженностью бороться против иноземных захватчиков за воссоединение. При изучении темы “Феодальные княжества в XII-XIII вв.” учащимся следует разъяснить о расчленении древнерусского феодального государства на отдельные, слабо связанные между собой княжества и подчеркнуть, что это привело к разъединению древнерусской народности на отдельные части. В XIV-XV вв. на основе древнерусской народности происходит процесс формирования трех братских народностей: русской, украинской и белорусской. За каждой из трех родственных восточнославянских народностей закрепляются названия: Великая Русь, Украина (Малая Русь), Белая Русь. Здесь важно отметить, что древнее название “Русь” навсегда сохранилось для всех трех народностей. При изучении темы “Великое княжество Литовское”, наряду с другими вопросами, учащимся показывается усиление литовского княжества в XIV в. и захват земель Западной Руси Литвой и Польшей. При этом учитель подчеркивает, что это привело к подчинению украинской народности литовскими, а затем польскими феодалами. Однако, несмотря на угнетенное положение, украинская и белорусская народности сохранили свои важнейшие признаки, одним из которых являлся язык. [15] Украинский язык возник и развивался на основе древнерусского языка и перегруппировки местных наречий населения, жившего в среднем Приднепровье и на западноукраинских землях. Общность происхождения двух братских народов и языковое родство определяли на протяжении всей истории теснейшую близость культуры и сознание единства русского и украинского народов. Учитель разъясняет учащимся, что среди трех братских народностей наиболее сильной была русская, процесс формирования которой шел более ускоренно, чем двух остальных. При изучении темы “Образование русского централизованного государства” учащимся объясняется, что в то время как украинский и белорусский народы еще находились под иноземным гнетом польско-литовских феодалов, что сильно тормозило их развитие, русский народ, несмотря на всю тяжесть татарского ига, нашел в себе силы свергнуть власть поработителей и создать мощное централизованное государство. При этом надо отметить, что, находясь под иноземным гнетом, будучи разобщен экономически и политически, украинский народ не имел возможности в ту пору создать свое государство. Однако основой развития украинской народности являлись все более укреплявшиеся связи между отдельными частями украинских земель, хотя развитие их и тормозилось жестоким угнетением со стороны польских и литовских феодалов. Положительную роль в развитии украинского народа играли экономические и культурные связи украинских земель с Русским государством. У русского народа украинский народ искал всегда и находил поддержку и помощь в борьбе против польско-литовских панов и турецких агрессоров. Публикуемые в настоящем сборнике документы относятся к первой половине XVII в. (с 1620 по 1654 г.) и могут быть использованы при изучении темы “Борьба украинского и белорусского народов против гнета панской Польши. Воссоединение Украины с Россией”. Документы могут быть использованы при подготовке учителя к урокам, с помощью которых он сможет более полно и убедительно осветить важнейшие вопросы изучаемой темы; при изложении материала на уроке как путем пересказа документов, так и путем чтения отдельных, особенно ярких отрывков, в виде иллюстраций к рассказу учителя. Документы могут быть использованы также и во внеклассной работе учителя по истории. Сборник, кроме того, призван помочь преподавателям истории расширить и углубить свои знания путем ознакомления с документальным материалом по вопросу о борьбе украинского народа за свою независимость и воссоединение с братским русским народом. [16] При составлении сборника особое внимание было обращено на подбор документов, которые помогут учителю в освещении положения Украины под игом панской Польши накануне освободительной войны 1648-1654 гг., экономических, политических и культурных связей Украины с Россией в первой половине XVII в., стремлений украинского народа к воссоединению с Россией. В сборник включен ряд документов, характеризующих тяжелое экономическое положение Украины накануне освободительной войны, свидетельствующих о жестоком польско-шляхетском феодально-крепостническом гнете. В документах № 5, 6, 10, 19, 22, 23, 34, 37, 47, 52 и других говорится о притеснении крепостного крестьянства и городской бедноты польскими панами, о жестокой эксплуатации и суровой расправе их с украинским населением. Рассказывая о захвате польскими помещиками украинских и белорусских земель и угнетении ими населения, учитель использует указанные документы при подготовке к изложению нового материала, и на уроке, включая в свой рассказ отдельные, наиболее яркие, места из документов. Так, например, документ № 22 “Позов мещан г. Выжвы на коронного гетмана С. Конецпольского за избиение и вооруженный захват их пахотных земель” рассказывает о вооруженном захвате земель мещан г. Выжвы, о том, как жестоко их избивали и наказывали слуги польского короля. В документе приводятся фамилии горожан и описывается, какие тяжелые побои были им нанесены. Из документа явствует, что некоторым горожанам были перебиты руки и ноги, вырваны бороды, разбиты головы, других мучили до полусмерти. Однако документ написан трудным языком, в нем содержится много польских слов и по этой причине малоэффективен для иллюстрации на уроке. Учитель может использовать перевод, данный к этому документу, как при подготовке к уроку, так и для иллюстрации отдельных мест в классе. Документ № 24, относящийся к 1635 г., свидетельствует об увеличении барщины и других повинностей, выполняемых крестьянами в пользу польских феодалов. Это указ польского короля Владислава IV крестьянам каменецкого староства с требованием выполнять повинности и барщину черкасскому и каменецкому старосте К. Вишневецкому. В указе (мандате) говорится, что по полученным сведениям крестьяне не хотят выполнять панщину и повинности и тем приносят ущерб старосте и уменьшают доход польской казны. Король строго приказывал крестьянам прекратить бунты и заговоры, аккуратно отбывать панщину и всякие повинности, а тех, которые противоречат королевским указаниям, велел местным властям жестоко наказывать. [17] Об увеличении барщины свидетельствует также документ № 26 — жалоба крестьян села Брюховичи на урядников Львовского магистрата за принуждение их к четырехдневной барщине в неделю и к уплате повышенных податей. В жалобе называются фамилии крестьян, которые были посажены в тюрьму, где их морили голодом, били, изучили и не выпускали до тех пор, пока не дадут согласия выполнять четырехдневную барщину, платить оброк и выполнять другие повинности, которых никогда не было в арендном контракте. Приводится ряд документов, которые учитель может использовать в рассказе о национальном и религиозном гнете и о поддержке русским правительством украинского православного духовенства, церквей и монастырей. Так, например, документ № 6 — “Письмо перемышльского епископа И. Копинского патриарху Филарету о преследовании православной религии на Украине и о посылке им в Москву монаха Лубенского Мгарского монастыря Гедеона” содержит интересный материал о преследовании православной церкви на Украине. Епископ Исайя Копинский, обращаясь к митрополиту Московскому Филарету, пишет, что на Украине ослабела православная вера, духовенство преследуется, бедствует; что украинское духовенство не имеет ни от кого защиты и надеется только на бога и московского царя. О притеснении духовенства говорится также в документе № 48 — “Челобитная монахов Густынского монастыря о присылке книг и оказании денежной помощи, ввиду бедственного положения монастыря и притеснений со стороны поляков”. В челобитной говорится о преследовании польскими панами православной веры, ограблении и разорении монастырей. Сообщается, в частности, что князь Еремей Вишневецкий отобрал у Густынского монастыря деревни и мельницы, землю, семена и т. д. В этом же документе отмечается, что на Украине введены нестерпимые налоги и притеснения, что только в текущем 1642 г. установлено на польском сейме 7 податей. Обращаясь к русскому царю, просители указывают, что только от него они ждут помощи и поддержки. Таким образом, с помощью документов, учитель более полно и убедительно покажет учащимся, что польские паны, при поддержке Ватикана, насаждали на Украине католицизм, вводили церковную унию, проводили политику насильственного ополячивания украинцев. Говоря о притеснении польскими панами православного духовенства на Украине, учитель должен обратить внимание учащихся на то, что русское правительство оказывало помощь и поддержку украинскому духовенству. Для подтверждения этого приводится ряд документов. Так, в документе № 13 говорится о выдаче русским правительством денег на строительство монастыря. [18] Интересен в этом отношении документ № 15 — “жалованная грамота царя Михаила Федоровича и патриарха Филарета Киево-Печерскому монастырю, разрешающая монахам приезжать в Москву за денежной помощью для этого монастыря”. В царской грамоте указывается, чтобы монахи названного монастыря повсюду пропускались, без изъятия пошлин и без всякой задержки, а кто этого распоряжения не выполнит, тот будет наказан. Кроме того, указывается, чтобы всем приезжающим давались подводы для переездов, сколько им нужно, и деньги на дорогу. В сборник включено много документов, характеризующих торгово-экономические и культурные связи украинского и русского народов, а также взаимную помощь украинского и русского казачества. Важнейшими из этих документов являются: 1, 2, 3, 6, 8, 14, 17, 31, 33, 35, 36, 38, 41, 44, 46, 49, 50, 58 и др. С помощью названных документов, учитель убедительно покажет учащимся, что, начиная со второй половины XVI в., значительно усиливаются связи Украины с Русским государством. Русское правительство снабжало запорожских казаков военными припасами, разрешало переселяться в Россию украинским крестьянам, мещанам и казакам, бежавшим от польского гнета, способствовало развитию торговых и культурных связей. Для освещения вопроса о торговых связях между Украиной и Россией может быть использован документ № 33, в котором белгородский воевода А. Тургенев, обращаясь в Посольский приказ, говорит о необходимости построить в Белгороде гостиный двор для “беспрестанно” приезжающих украинских купцов. Вместе с тем отмечается, что торговые люди из Украины приезжают в Путивль, в Рыльск, Севск и другие города, где для них построены торговые дворы. О поддержке торговых связей свидетельствует также документ № 36 — грамота из разрядного приказа курскому воеводе И. Бутурлину. В грамоте, написанной от царя Михаила Федоровича, говорится о разрешении украинцам, переселившимся из Чугуева и Корочи, беспошлинно торговать в Курске, а русским купцам — в Чугуеве. При освещении вопроса о военной взаимопомощи русского и украинского казачества может быть использован ряд документов, в которых рассказывается о совместных походах донских и запорожских казаков против татар и на турецкие города (документ № 14), о помощи русского правительства запорожскому казачеству. Так, например, в документе № 8 говорится о совместном походе донских и запорожских казаков на турецкий город Трапезунд. [19] Ряд документов свидетельствует о переселении украинского населения на территорию русского государства, об оказании переселенцам материальной помощи со стороны русского правительства, о желании украинского народа воссоединиться с русским народом. Так, в документе № 21 от 1632 г. говорится о переселении из Новгород-Северского уезда в русское подданство 174 крестьян с семьями. В документе № 44 от 1641 г., грамота из Разрядного приказа чугуевскому воеводе Г. Кокареву, указывается на необходимость наделить чугуевских украинцев-переселенцев землей. О желании украинского народа воссоединиться с русским народом в сборнике приводится значительное число документов (№ 1, 4, 7, 10, 16, 56, 59, 60, 61, 66, 73, 90, 93, 97 и др.). Так, например, в документе № 1 от 1620 г. говорится о приеме в Москве посланцев запорожского гетмана П. Сагайдачного, которые сообщили о желании всего Войска Запорожского служить русскому правительству. С помощью документов учитель покажет, что стремление к воссоединению с Россией особенно усиливается в период освободительной войны 1648—1654 гг. Публикуемые документы помогут учителю глубже осветить вопрос о борьбе украинского народа против социально-экономического и национального гнета. Среди документов по этому вопросу следует отметить прежде всего: документы № 27, 31, 32, 53, 60, 69, 71 и др., в которых раскрывается борьба украинского народа против польского гнета как до начала, так и в период освободительной войны 1648—1654 гг. Так, большой интерес представляет документ № 27, в котором рассказывается о постройке крепости Кодак по указанию польского правительства и о разгроме гарнизона крепости запорожскими казаками. Говоря о крестьянско-казацких восстаниях в 30-х годах XVII в., учитель использует документ № 32, в нем рассказывается о казни в Варшаве Павлюка и других руководителей восстания и о восстании под руководством Яцка Острянина в 1638 г. При изучении материала об освободительной войне украинского народа против польско-шляхетского гнета, учитель должен показать героическую борьбу крепостных крестьян и казацкой бедноты за свою независимость и их блестящие победы под руководством выдающегося государственного деятеля и полководца Богдана Хмельницкого. При этом следует отметить, что, начав восстание в Запорожье в январе 1648 г., восставшие, благодаря героизму и самоотверженности казаков и крестьян-повстанцев, в первых же двух битвах — под Желтыми Водами и Корсунем — в мае 1648 г. наголову разбили [20] польско-шляхетские войска. Учитель может использовать документ № 54 “Отписка путивльского воеводы Н. Плещеева в Разрядный приказ о разгроме Богданом Хмельницким польского войска под Желтыми Водами и Корсунем и об изгнании польской шляхты из Левобережной Украины”. В документе говорится, что в бою под Желтыми Водами участвовало до 5 тыс. польского войска под руководством С. Потоцкого. В этом сражении казаки разбили польское войско, многих взяли в плен вместе с С. Потоцким. Далее, говоря о разгроме польского войска под Корсунем, отмечается, что после сражения многие убежали из польского войска к запорожским казакам. Блестящие победы под Желтыми Водами и Корсунем нашли широкий отклик среди всего украинского народа далеко за пределами Украины и способствовали дальнейшему подъему и расширению освободительной войны. Здесь учитель может использовать документ № 69 — отписка рыльского воеводы А. Солнцева в Разрядный приказ, в котором сообщается о массовом уходе населения в полки Богдана Хмельницкого. Приводимые в сборнике документы свидетельствуют о том, что одновременно с первыми победами над польскими поработителями восставший украинский народ решительно поставил вопрос об укреплении связей с Россией, о воссоединении. Так, уже в письме от 8 июня 1648 г., посланном на имя царя Алексея Михайловича, Богдан Хмельницкий обращался к русскому правительству с просьбой оказать военную помощь Украине и, выражая стремление всего украинского народа, писал о его желании воссоединиться с русским народом. Рассказывая учащимся об этом, учитель может зачитать такие слова из названного документа: “Зычим быхмо coбi самодержца господаря такого в своей землi, яко ваша царская велможност православный християнский цар”. Говоря о дальнейшем ходе войны, учитель на основе документов покажет, что Богдан Хмельницкий не раз обращался к русскому правительству лично и через воевод пограничных русских городов с письмами, в которых просил оказать ему военную и экономическую помощь. Об этом свидетельствуют документы: № 64, 67, 75, 92, 99 и др. При этом надо отметить, что хотя русское правительство не могло дать согласия на немедленное воссоединение Украины с Россией, так как это вызвало бы войну с Польшей, оно оказывало украинскому народу военную и экономическую помощь. Приводимые документы № 63, 77, 78, 80 и другие говорят о том, что русское правительство всемерно способствовало развитию беспошлинной торговли между Россией и Украиной хлебом, солью и другими продовольственными товарами, а [21] также военным снаряжением. Разрешение свободного вывоза хлеба из России на Украину имело особо важное значение, так как предотвратило угрозу тяжелого голода из-за неурожая в 1648 г. Освещая ход освободительной войны в 1652—1653 гг., учитель подчеркивает, что украинский народ продолжал героическую борьбу против польских поработителей, нанося им одно поражение за другим. Однако Польша не прекращала попыток сломить сопротивление украинского народа, польское правительство бросало все новые и новые войска на Украину. Между русским правительством и украинским гетманским правительством в 1653 г. происходит оживленный обмен посольствами, идет интенсивная подготовка к воссоединению. Говоря учащимся о подготовке и проведении государственного акта воссоединения, учитель останавливается на основных, самых главных, моментах. Так, в частности, необходимо отметить, что для решения вопроса о воссоединении русское правительство созвало Земский собор в Москве 1 октября 1653 г. Об этом говорится в документе № 100. Анализируя данный документ, учитель должен отметить, что состав Земского собора был необычным: на нем присутствовали, кроме бояр, дворяне, представители городского населения, стрельцов и т. д. Вскоре после решения Земского собора о воссоединении Украины с Россией на Украину было отправлено большое посольство от русского правительства, возглавлявшееся боярином В. Бутурлиным. Учитель может ознакомить учащихся с составом посольства, список которого приводится в документе № 102. В рассказе о встрече посольства на Украине можно использовать интересные документы № 102, 103, 104, 105. Освещая учащимся материал о созыве Богданом Хмельницким Переяславской Рады для решения вопроса о воссоединении Украины с Россией, учитель отмечает, что это была не обычная старшинская Рада, а всенародная по своему составу Рада. Для характеристики состава Рады, обстановки на Раде и ее решений учитель найдет интересный материал в документе № 105. Из этого документа можно зачитать учащимся выдержки из речи Богдана Хмельницкого и главы русского посольства боярина В. Бутурлина. Необходимо обратить внимание учащихся на то, что все участники Рады с величайшим подъемом, единодушно, от имени всего украинского народа высказались за воссоединение Украины с Россией. После решения Рады Богдан Хмельницкий и казацкая старшина в присутствии царских послов принесли в переяславской соборной церкви присягу на верность России. Богдану Хмельницкому глава русского посольства боярин [22] Бутурлин вручил от имени царя знамя, гетманскую булаву и подарки. Оценивая значение этого исторического события, учитель использует документы № 106, 107, 108, 109, 110, 111, 112, из которых видно, на каких условиях Украина была принята в состав Русского государства. Условия были изложены в “Статьях Богдана Хмельницкого”, подписанных в Москве в марте 1654 г. (см. докум. № 107). Рассматривая эти “статьи”, учитель должен подчеркнуть, что таких прав и привилегий Украина, находясь под гнетом панской Польши, никогда не имела. Вместе с тем надо отметить, что “статьи” ограничивали экономические и политические права гетманского управления, которое теперь подчинилось царскому правительству. Приводимые в данном сборнике документы могут быть использованы и во внеклассной работе с учащимися. С помощью учителя, учащиеся могут пользоваться отдельными документами при подготовке письменных и устных докладов в кружках, на исторических вечерах и т. д. * * * Основой для настоящего издания документов явился трехтомный сборник документов и материалов “Воссоединение Украины с Россией”, изданный Институтами истории АН СССР и АН УССР. Текст документов публикуется в соответствии с документами трехтомника. Польские и латинские документы даются в переводах на русский язык; в то же время украинские документы публикуются и на языке подлинника и в переводе на русский язык. К сборнику прилагаются краткие исторические примечания и список малоупотребительных и непонятных слов и выражений, при составлении которых также использованы материалы вышеуказанного трехтомника. Ввиду того, что все публикуемые документы взяты из одного издания, в легендах к каждому документу его последняя публикация в трехтомнике “Воссоединение Украины с Россией” специально не оговаривается. Из более чем семиста документов, опубликованных в трехтомнике, отобрано для настоящего издания 112 документов; преобладающее количество из них публикуется полностью и лишь немногие — в отрывках. При отборе документов составители сборника руководствовались требованиями школьной программы и необходимостью дать основные и наиболее важные документы, посвященные вопросу воссоединения Украины с Россией. |
|