|
ВАСИЛЬЕВ А.
СЛОВО Церковь Российская, для назидания, указывает вниманию чад своих на величественный памятник отечественного события — Заключение мира с Оттоманскою Портою. Это памятник, потому что напоминает потомству мысли и намерения предков, передаваемыя настоящим торжеством потомкам своим; величественный потому, что нравоучением величественнее подобных памятников других народов. Не говоря о других, торжествовал мир, или лучше сказать прекращение браней, в древния времена знаменитый Рим: въезд в торжественныя врата Рима военачальника украшеннаго лавровым венком, в торжественной колеснице окруженной, в уничижении идущими, пленными знаменитыми вельможами неприятельскими и за ним же торжественное шествие победоноснаго войска; за тем следовали зрелища и бой или травля зверями невольников, жребием войны подпадших плену. Это торжество мира не мир, а семя жестокой войны и кровопролитнейших браней в себе заключало. Оно способом торжествования в начальниках и во всех римлянах возбуждало без разбора справедливых причин жажду войны и кровопролитий для новых торжеств, для гордости, а в противниках их уничижением и жестокостию возрождало чувство оскорбления и ненависти до того, что цари и многие вожди, видя предстоящий плен от римлян, предпочитали самоубийство сему плену. Искушенная, как злато в горниле, злостраданиями и огорчениями Россия не так торжествует мир, и не то внушает торжеством своим! Вынужденная к войне, нарушением священных прав мира Турциею 1, она, принудив врагов, мужеством сынов своих просить мира, не соблазняясь к продолжению войны жалостию о сетующих в неволе единоверных греках 2, ни противною христианству верою врагов, возбуждавшею некогда вооружение Европы, поставляет мир, ни мало не уничижая врагов своих, возобновляет все права приязни и дружества с умиренным неприятелем: совершает торжество свое не данию гордости, но смиренным, за прекращение брани и дарование мира, приношением благодарения пред престолом Господним, завещевая сынам и потомкам своим навсегда освящать день сей благодарением Господу. Россия благодарением и заповедию благодарения векам грядущим выражает любовь свою к миру для самаго мира, и как бы гласом исполненным опыта и прозорливости взывает к чадам и потомству: что не разбирая исповедания веры мир и согласие с ближними должно считать необходимою потребностию благоденствия и Божия благоволения для царств и народов. Братие! в знак благодарности, последуя внушению Отечества, размыслим о сем внушении в настоящем слове. Человек сотворен для общежития, для сего дарованы ему способности, на сей конец дарован ему Творцом дар слова, сей великий и отличительный дар человечества и потому в каком бы состоянии он не был, везде ищет себе подобных. Дикое состояние есть самое жалостное, но и там находим людей, живущих обществами. Даже самыя безсловесныя животныя живут обществами. Напротив человек оставленный от людей независимым, оставленный собственному о себе промышлению вне общества, какия имел бы невыгоды, какую представил бы жалостную картину: вскоре он бы зделался тварию беднейшею безсловесных. Вообразим ужасы смертей повсюду его сопровождающих, вообразим безпрестанные [10] страхи, терзающие его сердце. Опытом дознано, что силы одного человека не довольны доставить покойное состояние, следовательно, он должен быть неминуемою жертвою голода, опасностей и воздушных перемен и верною добычею лютейших зверей. По-видимому самая природа возстает против него. Но как необходимо общество для человека, тем более мир необходим для самаго общества. Он составляет душу обществ человеческих и состоит в согласном и единодушном, между собою, действии членов одного или многих обществ для общаго и взаимнаго благополучия, а потому, из всех животных существ, особенно необходим для человеческаго общества. Все животных общества руководствуются инстинктом, т. е. врожденным побуждением, производящим единство действий; один только человек одарен свободным умом и волею, но до того различными между собою в одном человеке от другаго, что не возможно найти двух человек, не только душевными свойствами но даже и наружностию телесною совершенно подобных и между собою согласных; от таковаго различия и противоречия способностей происходит различие и противоположность в самых действиях; а противоположность и противоречие действий, без мира, служит не к созиданию но разрушению обществ. Допустим для примера существование не имеющего мира и единства общества, очевидно, что гневный, увлеченный яростию человек лишил бы жизни кроткаго, более яростный и сильный мог бы истребить яростнаго, но менее сильнаго, одному для истребления подобных себе служило бы превосходство сил, другому превосходство ума с помощию оружия дало бы преимущество над силою. Кроткий и слабый, подозревая в другом свирепство, должен бы был удаляться от каждаго человека. Что же бы за сим следовало как не истребление таковаго общества. Почему один только мир своими действиями и средствами уничтожает сии пагубныя противоречия действий человеческих. Для сего действует он убеждениями, прещениями, ободрениями и наказаниями, поставлением начальников, в лице коих сосредоточивались бы действия всего общества, дарованием правил и законов, коими бы руководствовался каждый член общества. От сего возникли города и царства и влечением взаимной пользы составились крепкие между царствами и народами союзы, возродились искусства, науки, торговля и все гражданские добродетели, делающие могущественными и цветущими царства. От союза и согласия даже самыя неодушевленныя тела получают величайшую твердость. Из слабых и тонких вервий составленные канаты останавливают плавание огромных кораблей; крепко соединенные камни, составляя плотины, гавани и башни, удерживают стремление рек, противятся свирепству волн морских и целыя века противятся воздушным переменам: напротив от стремительнаго или усиленнаго противодействия крепкия тела разрушаются и от частаго и сильнаго трения стираются и даже уничтожаются; так корабль в стремительном плавании разбивается о корабль, камень разбивается от ударения и стирается от трения о камень; от трения сухаго дерева о другое такое же происходит огнь оба поядающий: подобно бывает и с царствами — от несогласий и войн истребляются, и от сего же начала раждаются пороки поядающие самыя царства. Так стерлись с лица земли Вавилон, Ассирия и множество других царств. Обратим взоры на исполинское завоевание Македонскаго царя Александра, не самыя ли войны и завоевания были причиною разрушения? Им были соединены во едино царства и народы; но гордость победителей и скрытая ненависть побежденных внутренно разделяли это общество, а страх наружно совокуплял сию разнородность. Прошел страх и рушился союз! За последнею войною при жизни покорителя следовало по смерти его начало многих войн, разрушивших царство до основания. Много погибло царств и народов! Но многие обратясь [11] опять к миру и единодушию и теперь процветают. Такую участь имело и наше отечество от несогласий подпадшее рабству татар, а чрез согласие и единодушие достигшее паки величия и славы. Из сего видно, что мир доставляет благоденствие царств и народов, а следовательно благоденствие каждому человеку; но сим не ограничивается вся его польза. Он даже доставляет людям благоволение Самаго Творца Вселенныя, для уразумения чего обратимся к преданиям небесной мудрости, к книгам священнаго писания. Почти в начале писания сотворение Богом единаго человека и от его единаго происхождение всего человеческаго рода ясно выражает мысль Творца, чтобы соблюдался мир между всеми земнородными, как имеющими одного отца по плоти, а потому обязанными соблюдать со всеми братство и единство. Потом Господь отказывает в сооружении себе храма Давиду, мужу браней и поразителю гордаго Голиафа, и предоставляет еще не участвовавшему в кровавых битвах сыну его мудрейшему Соломону. Господь прогневляется жертвами возлюбленнаго им Израиля, потому что руки исполнены крове. (Ис. I) Чем ознамено<вано> наше искупление, сие второе сотворение наше. Любовь низводит Искупителя, и мир также служит целию, даже престание браней сей человеческий мир сопровождал его рождение. Вся жизнь Искупителя была жизнь мира; все учение — учение мира. Он посылая учеников на проповедь заповедует: в онь же аще град или весь внидите входяще в дом целуйте его глаголюще мир дому сему (Мат. 4) 3. Оставляя учеников грядый на вольную смерть утешает их миром: Мир, говорит он, оставляю вам, мир даю вам. (Иоа. 14) Миром обрадовал учеников по воскресении своем, ста посреде и рече Мир вам. (Иоа. 20) Мир возвещали всей вселенной по вознесении Господа ученики его; от чего миром начинаются и миром оканчиваются некоторыя послания их: так начинает 2-е Послание Коринфяном Ап. Павел. Благодать вам и мир от Бога отца и оканчивает Бог любви и мира да будет с вами почему Апостол и заповедает Римляном любить мир говоря возлюбим мир и яже к созданию ближняго. (Рим., 14) Итак Россиане! Видя из примеров, что согласие и мир с ближними составляет благоденствие обществ и царств и низводит благоволение Божие, почему каждый из нас должен стараться о сохранении согласия и единодушия с ближними и отдаляться от всех случаев могущих разрушить согласие; ибо тот не заслуживает даже носить имя человека и члена отечества, который находит свои выгоды в невыгодах собратий своей, таковый силится не к сохранению, но разрушению общества, а разрушая его востает против самаго себя; такой человек есть гнилый член общества и своею гнилостию заражающий другие члены. Возлюбим, братие, мир и тем доставим радость отечеству благоденствием чад веселящемуся; Возлюбим мир и тем доставим радость Монарху, радость отца, о чадах единодушных веселящагося; Возлюбим мир и тем вступим в союз с самим Богом взывающим к нам устами Ап. Павла: Мир имейте и Бог будет с вами. Аминь. (2 Кор. 13) Мир<ской> свящ<енник> Алексей Васильев Публикация Н. Л. Зубовой Комментарии«Слово на заключение мира России с Оттоманскою Портою» представляет собою широко распространенный в России жанр церковной проповеди — духовного поучения, произносимого священнослужителем во время или после совершения литургии. Данная проповедь была составлена к 64-й годовщине заключения Кючук-Кайнарджийского мира, которым окончилась русско-турецкая война 1768-1774 гг. Кючук-Кайнарджийский мир получил свое название от находившейся на территории Османской империи болгарской деревни Кучук (Кючук)-Кайнарджа, в которой 10(21) июля 1774 года был подписан «вечный мир» между Россией и Портой. Этот мир обеспечивал безопасность южных границ России отделением от Порты Крымского ханства, давал русским торговым судам право беспрепятственного плавания по Черному морю и через проливы, предоставлял России часть Черноморского побережья с крепостями Керчь, Кинбурн и Еникале, установлением российского протектората над Молдавией и Валахией усиливал русское влияние на Балканах. Кючук-Кайнарджийский мир отмечался в России со всей помпезностью Екатерининских времен. В 1775 г. в Москве на Ходынском поле архитекторами В. И. Баженовым и М. Ф. Казаковым были выстроены временные праздничные павильоны в псевдоготическом стиле, принесшие Баженову славу, а русской архитектуре — моду на псевдоготику. В Петербурге архитектор Ю. М. Фельтен возвел ансамбль Чесменского дворца (1774-1780), названного в память Чесменского боя 25-26.6.1770 года, в Царском Селе в 1771-1778 годах по проекту архитектора А. Ринальди была воздвигнута Чесменская колонна. Из текста проповеди мы узнаем, что ежегодное воспоминание даты заключения мира было завещано потомству, и завет этот, как видно, чтился, хотя Россия за период с 1774 по 1838 г. еще трижды воевала с Турцией. Вместе с тем для автора проповеди, священника Алексея Васильева, годовщина Кючук-Кайнарджийского мира — всего лишь повод к обобщенному размышлению над существом мира и войны, над христианскими нормами бытия, над непреложными духовными истинами. В умении извлечь из давно прошедшего события глубокий нравственный урок — не преходящие ценность и значение проповеди. Подлинники проповеди — черновая и беловая сброшюрованные рукописи на плотной нелинованной бумаге — хранятся в фонде Церковно-богословской литературы (124) ОПИ ГИМ, арх. № № 28656 (503; 49368) 637. Расхождения между черновым и беловым вариантами рукописи незначительны, имеют характер редакторской правки. Опущенное на предпоследней странице проповеди окончание слова «ознаменовано» — следствие небрежности переписки — восстановлено по черновику. В конце беловой рукописи стоит помета с указанием даты просмотра, 10 июля 1838 года, и именем цензора. Помета цензора дает основание предполагать, что проповедь могла быть опубликована, однако этой публикации нам обнаружить не удалось. Ссылки на соответствующие места Ветхого и Нового Заветов, указанные в скобках, в подлиннике помещены на полях рукописи. При публикации рукописи сохранена орфография подлинника. 1. Война была начата Турцией. Поводом к ее началу послужил отказ России вывести свои войска из Польши. 2. Освобождение Греции от Османского ига едва ли могло быть даже отдаленной целью русско-турецкой войны 1768-1774 гг. В связи с этим упоминание о «единоверных греках» — не что иное, как невольный анахронизм. Объяснить его легко: в 1838 году еще не стала историей живая память о Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг., вызвавшей глубокие симпатии и сочувствие русского общественного мнения. Греция, вместе с Валахией, Молдавией и Сербией, получила автономию по Адрианопольскому мирному договору 14.9.1829 г., окончившему русско-турецкую войну 1828-1829 гг. 3. Ссылка на Евангелие от Матфея не точна. Цитируется гл. 10, ст. 12. Текст воспроизведен по изданию: Слово на заключение мира России с Оттоманскою Портою в 1774 году // Российский архив, Том I. М. Российский фонд культуры. Студия "Тритэ" Никиты Михалкова "Российский архив". 1991 |
|