|
МУСТАФА IIIФИРМАН ДАННЫЙ ТУРЕЦКИМ СУЛТАНОМ МУСТАФОЮ, ПО ПРОШЕНИЮ КОНСТАНТИНОПОЛЬСКОГО ПАТРИАРХА СЕРАФИМА, МИТРОПОЛИТУ ГЕДЕОНУ, НА КРЫМСКУЮ ЕПАРХИЮ(Подлинный Фирман хранится в Московском главном Архиве Коллегии Иностранных Дел. Обществу сообщен князем М. К. Оболенским, действительным членом. Фирман изъясняет те права духовенства, Крымского, которыми оно пользовалось у Мусульман) В заглавии написано: Высочайшая граммата Его Султанова Величества, знаменитейшего в свете Повелителя. В тугре изображено так: Султан Мустафа, сын Агмет-Султана, всегда побеждающий. 1171 (1757 года по Р. X.) г. месяца Сефера 16-го дня, по благополучном вступлении нашем на высокощастливейший, всемирный Императорский и Египетский Султанский наследный престол возобновляя вообще все грамоты пожалованные от нашей Империи, мы высочайше повелеть соизволили по сему фирману следующее: 1-е) Так как прежде сего живущие в Кефе, Манкубе, Балаклаве, Судаке и Азове с приписными к ним местами подданные Християне, по сей предъявленной высочайшей грамоте пожалованы были в смотрение, между-Мессийского народа избранному митрополиту Гедеону, (которого конец да будет благ!), почему и ныне для возобновления той высочайшей граматы, оному митрополиту данной, Константинопольский патриарх Серафим подал к высочайшим стопам нашим, за своею печатью письменное прошение, а как по справке с епископскими списками оказалось, что хотя помянутый митрополит Гедеон обыкновенного нам подарка, состоящего в денежках, и не внес, однако же вместо того толикое ж число означенным Константинопольским патриархом Серафимом в казну нашу заплочено: того ради, сего 1173 (1759) года месяца Джемадзиуль-ахира 19 дня, оному митрополиту Гедеону сею вновь данною от нас высочайшею грамотою повелеваем: дабы он митрополит (которого конец да будет благ!) над живущими в Кефе, Манкубе, Балаклаве и Азове Християнами, по прежним примерам и по древнему обыкновению и их закону, был самовластным митрополитом; состоящие под его ведомством в разных приписных к помянутым городам местах, наши подданные народы от большего до малого, епископы, игумены, иеромонахи, монахи и белые священники почитали б и признавали [681] его митрополитом своим, не чиня ничего в противность закона, дела свои исправляли б справедливо, из повелений его не выступали б, и были б ему во всем послушны, равно как и в том, когда он будет кого либо от какой должности отрешать, а на то место другого определять, ни кто бы отнюдь в дела его не вмешивался и ни какого препятствия не делал, но оставались бы все оное в собственном его рассмотрении. 2-е) По силе сей данной ему нашей священной граматы никто да не отважится, без высочайшего повеления, состоящих в его ведомстве церквей и монастырей отнимать, и что кому от него приказано будет, в том, никому не прекословить, а когда бы состоящие в казенной службе начальники под предлогом, что имеют они по сему приказание настояли в рассмотрении и взыскании церковных дел, то не чинили бы им никаких штрафов, ни обид, 3-е) При бракосочетаниях и разводах быть только тем людям, которым от митрополита повелено будет, а посторонним отнюдь не входить. 4-е) Если кто из монахов, священников или других особ гречсской нации из собственного своего имения что либо завещает или откажет духовным христианским чинам, как-то патриарху, митрополиту, епископу; оное, при точном свидетельстве, принимать за благо. 5-е) Когда митрополит находящегося в своем ведомстве епископа, игумена, иеромонаха, монаха и священника или монахиню за какое либо против закона преступление, будет по законным правам и пв своему рассмотрению наказывать, в том не должен никто препятствовать. 6-е) Митрополит имеет наказывать священника, который без его дозволения, и в противность уставов, кого либо обвенчает. 7-е) Ни каких жалоб на митрополита от его подчиненных нигде не принимать, но надлежит об нем, для правосудия, представлять вашего величества Дивану, Верховному Везирю и Казы-аскеру, с тем, чтоб пока резолюция воспоследует, никто однакож на его место определяем не был. 8-е) О произведении какого либо монаха в епископы, или об отрешении одного священника от церкви, а об определении на его место другого, посторонней просьбы не принимать, и никому ни какого притеснения не чинить. 9-е) Посылаемым от митрополита поверенным людям для сбору казенных податей от епископов, иеромонахов, священников и прочих Християн, в присутственных местах начальникам делать вспомоществование, подати же сбираемые быть имеют за строении, за монастыри, за венчанье и за прочия мелочи, за кои, [682] по древнему обыкновению, патриархи и митрополиты должны в казну нашу платить. 10-е) Ежели кто из находящихся в ведомстве митрополита, и живущих в монастырях людей станет с места на место, для излечения больных, переходить самовольно, таковых ему митрополиту наказывать, и на прежния жилища в монастыри возвращать. 11-е) Когда от митрополита иеромонахи посыланы будут в домы подданных наших, христиан, для исполнения каких либо по своему закону обрядов, в таких случаях воеводам, судьям юзбашам и прочим знатным людям, никакого им изнурения и обид не делать. 12-е) Митрополитам и прочим священникам, в домах своих Евангелие читать громогласно дозволяется, равно как и в знатных домах службу по закону отправлять; Евангелие читать тихо, без поставления лампад и свечь, также без кадила и жезла, не облачаясь в ризу и не садясь в кресла. 13-е) Прежде данных, отставным начальникам, грамот не пересматривать, для одного только корыстолюбия, и чрез то их, в противность закона, не обижать. 14-е) Посылаемым от митрополита для сбора казенных податей людям, давать от места до места проводников, и за перемену ими платья и за содержание при себе оружия, в таком случае знатным людям из корыстолюбия, притязания и запрещения не делать, 15-е) Подданных наших Христиан, без добровольного их желания, к принятию магометанского закона не принуждать. 16-е) Когда митрополит за неимением денег будет платить обыкновенную казенную подать товарами, с оных, при портах, пошлины не брать, и портовым командирам подарков за пропуск тех товаров не требовать, и ни какого отягощения не чинить. 17-е) Равным образом если случатся в привозе при портах н таможнях, собранные на содержание митрополита с его подчиненных, садовые фрукты, вино, масло, мед и прочие припасы, с оных также пошлины и прочего не требовать. 18-е) Принадлежащие митрополитам, монастырям и церквам сады, огороды и хутора имеют остаться на прежнем основании в их владении, равно как пахатные земли, мельницы, разные строения, домы, лавки, пожитки, наличные деньги и всякия вещи, и во все оное посторонним не вмешиваться. 19-е) Если кто будет иметь на митрополите, или его епископах, какую либо претензию, и об оной пашам, судьям или наместникам подаст прошение, то, не рассмотря порядочно дела, ничего в действо не производить; а хотя бы каким либо образом прежде, или после и высочайший [683] указ о том воспоследовал, но и в таком случае, исполнения не делать, когда между теме дело еще не разобрано в точноети не будет.20-е) Буде кто из подданных, Христиан, завещает что либо патриархам, митрополитам и церквам, оное, по смерти его, взыскивать с наследников и судом. 21-е) Живущие под ведомством митрополита в местечках, селах и деревнях епископы, монахи и священники, равно как и прочие духовные люди, годовые подати патриарху и митрополиту платить имеют; как то с собираемой милостины, водоосвящения, с земли, с первого, второго и третьего бракосочетания, с каждого дому женатого по двенадцати аспр, да сверх того каждый священник по одному червонцу. 22-е) Которые подданные наши, Християне, вместо казенной годовой подати станут платить пшеницею и деревянным маслом, с поставкою оного на место, с тех пошлины за то не брать. 23-е) Когда с церквей и деревень собираемы будут митрополитом, или его поверенными, казенные доходы какие бы оные не были, в том, знатным особам и прочим, не делать запрещения. 24-е) Подданным нашим Християнам во время сбору казенной подати в один дом, из разных, с детьми и прочими родственниками своими, не сбираться, и тем казнь ущербу не причинять. 25-е) Знатные особы, дворяне и поМещики находящихся в их деревнях и хуторах подданных наших Християн называя их своими стряпчими, детьми и служителями, в противность закону, иногда от платежа пошлин укрывают, что однакож сим запрещается. 26-е) Если во время бракосочетания, или развода мужа с женою, случится ссора, оное разбирать митрополиту, или его поверенным. 27-е) Когда случится нужда приводить кого либо из Християн в церковь к присяге, в то судьям и начальникам не вмешиваться. 28-е) Состоящие под ведомством епископов священники никого не должны, в противность закона, более трех раз венчать, равно как и имеющему живую жену на другой не жениться; а кто сие преступит, того позволяется и наказывать. 29-е) При случае описи, на Государя, остающихся после умерших епископов, иеромонахов, монахов и священников наличных денег, церковных утварей, разных вещей, лошадей и прочего имения, в чем бы оное ни состояло, митрополитам и его поверенным, судьям, воеводам и полицмейстерам, ни под каким видом в оное не вмешиваться. 30-е) Священникам незаконно венчающим, по их закону, в церковь входить не должно, а когда оные и умрут, [684] то судьям, наместникам и прочим начальникам и вельможам не надлежит, принуждать прочих священников, оных погребать. 31-е) Епископов и священников прекословящих в платеже казенной подати разстригать, и на место их других, по закону, определять; в чем и никому не чинить препятствия. 32-е) Когда нужда востребуется, виноватого Християнина с увещанием приводить ко кресту, или другое, по церковному уставу, делять ему наказание, в оное никому постороннему не вмешиваться. 33-е) Буде кто из Християн, в противность закона, вознамерится жениться, таковых нигде не венчать. 34-е) Если кто из Християн, третью долю откажет из своих пожитков в церковь, или монастырь, патриарху или митрополиту, или же и епископу; оные пожитки немедленно должны быть освидетельствованы свидетелями из греков. 35-е) Когда кто из иеромонахов, монахов и священников окажется в должности своей неисправным, оных митрополиту надлежит сменять, и потом, церкви и монастыри, при коих они находились, содержать, и со всеми доходами, в своем смотрении; а буде за благо рассудить определять на те места других, в том никому не препятствовать. 36-е) Без собственного желания митрополита, никто из воинских людей не должен, в противность воинских же артикулов, вступать, к нему насильством, в ясакчинскую должность. 37-е) Всякому запрещается отнимать у митрополита и его подчиненных, лошадей и лошаков для своей езды ими употребляемых, и воинским людям отнюдь в сие не вмешиваться. 38-е) Где митрополит будет иметь жительство, в те домы, воинским нашим людям и всем посторонним, силою не вступать, и тем обиды не делать. 36-е) Когда матрополиту случится где нибудь проходить с своим жезлом, в том князья, правители, наместники, воеводы, полицмейстеры и прочие начальники отнюдь не должны ему запрещать. Таким образом сия наша высочайшая грамата, по пунктам расположенная, во всем да пребудет действительною и никто, посторонний, да неотважится учинить им, в вольности и правлении, ни под каким видом и предлогом какого либо притеснения и обиды. Впрочем, да будет ведомо о том всем, и, всякий да подаст сему нашему высочайшему знаку, совершенную веру. В окончании написано в круге: Дана в благополучном столичном городе Константинополе. Текст воспроизведен по изданию: Фирман, данный турецким султаном Мустафою по прошению константинопольского патриарха Серафима, митрополиту Гедеону на Крымскую епархию // Записки Одесского общества истории и древностей, Том II. 1848 |
|