|
НЕСКОЛЬКО ДОКУМЕНТОВ О ВОЕННЫХ КОРАБЛЯХ, ПРОДАННЫХ РУССКИМИ ТУРКАМ ПОСЛЕ ПРУТСКОГО ПОХОДА12 июля 1711 г. Россия после неудачного Прутского похода вынуждена была заключить невыгодный для нее мирный договор с Турцией. По этому договору Россия должна была вернуть туркам Азов и разрушить новопостроенные крепости на северном побережье Азовского моря. Турция же обязывалась выслать находившегося тогда в ее пределах шведского короля Карла XII, подстрекавшего султана к новому походу против России. Однако султан не выполнил этого условия, ссылаясь на то, что Россия первая должна исполнить принятые на себя обязательства. Тогда Петр I предписал командующему русскими сухопутными и морскими силами в Азове адмиралу Ф. М. Апраксину повременить с передачей Азова и разрушением крепостей до начала следующего, 1712 г. 1 До ратификации и выполнения условий мирного договора в Константинополе остались заложниками вице-канцлер Петр Павлович Шафиров, видный тогдашний русский дипломат, и сын фельдмаршала Шереметьева Михаил Борисович Шереметьев 2. Во время Прутского похода русская эскадра, стоявшая в Таганроге, состояла из 12 судов — 4 корабля, 3 шнявы, 2 бригантины, 2 галеры, 1 таранта - и около 100 казачьих лодок. Турецкая флотилия, значительно превышающая ее, насчитывала «18 кораблей, 12 галер и большое количество мелких судов» 3. До морского боя дело не дошло. Несмотря на значительное количественное превосходство, турецкий флот после нескольких неудачных атак в июле 1711 г. и одной попытки десанта под Таганрогом 22 июля не решался атаковать русские корабли. Но неблагоприятный для России исход военных действий на р. Пруте решил судьбу Азова и Азовского русского флота. 2 января 1712 г. Азов был передан туркам. Позднее была разрушена, а 21 мая 1712 г. окончательно оставлена и Таганрогская крепость. Блокированная в Азове малочисленная русская эскадра, не получившая по мирному договору права на свободный выход, лишенная баз, была обречена на самоуничтожение. И вот произошло что-то исключительное в военной истории. Страна, в некотором смысле побежденная, продает, и при этом выгодно 4, свои военные корабли противнику по его предложению. Этот способ ликвидации Азовского флота при создавшемся положении оказался наиболее удачным для России не только с коммерческой, но и с дипломатической точки зрения. Этим Петр I хотел показать султану свои искренние намерения поддерживать в будущем с Турцией мирные отношения и тем самым обеспечить свой тыл до окончания Северной войны. Султан Ахмед III также был доволен этой сделкой и не столько оттого, что его флот приобрел четыре боевых корабля, сколько от успокоения, которое ему давал факт продажи Петром I своих азовских военных кораблей. По-видимому, это свидетельствовало об отказе России добиваться выхода в Черное море, в котором единственным и полным хозяином оставался турецкий флот. Но, говоря объективно, сделка с русскими военными кораблями показывает, что турки не сумели воспользоваться своим военным превосходством при столкновении с Россией весной 1711 г. и извлечь из ее затруднительного положения большие и более прочные успехи. Оба адмирала (русский и турецкий) договорились о продаже четырех кораблей, а остальные суда Азовского флота были сожжены 5. В исторической литературе подробные сведения о продаже кораблей отсутствуют, хотя упоминание об этом факте встречается 6. Публикуемые нами документы содержат интересные данные о передаче кораблей, об их цене, боевом оснащении и пр. Они были случайно открыты в турецком архиве Восточного отдела Национальной библиотеки им. Кирилла и Мефодия в Софии. Это в сущности одно небольшое дело из архива Дефтерхане в Константинополе с тремя документами: 1. Расписка в получении 26 167 венецианских червонцев—стоимости четырех кораблей, подписанная П. П. Шафировым и М. Б. Шереметьевым; к ней приложен турецкий перевод; 2. Расписка в получении 166 кантаров и 64 л (9402,70 кг) черного пороху с кораблей; 3. Опись снаряжения и инвентаря купленных военных кораблей; к этой описи приложен и ее черновик, который мы не включаем в публикуемые нами документы. Из документов видно, что проданные Турции четыре корабля были приведены в Константинополь и там переданы турецкому адмиралтейству (терсане) 25/14 апреля, когда русский флаг еще развевался над Таганрогской крепостью 7. За два дня перед этим заложники в Константинополе П. П. Шафиров и М. Б. Шереметьев получили за них деньги. Теперь мы можем точно установить и тип проданных судов. Это были двадцатисемипушечные корабли. Они были проданы вместе со снаряжением, боевыми припасами и инвентарем: 108 орудий с лафетами, около 9400 кг черного пороха, 3640 кг боеприпасов, 7339 снарядов, много гильз, свинца, паруса, бочонки, фонари, якоря, компасы и пр. 8. Первый из публикуемых нами документов составлен на русском языке и снабжен турецким переводом, а два остальных — только на турецком, с характерным для официального языка того времени сильным персидским и арабским влиянием. Почти все изафетные обороты образованы в тексте по правилам персидской грамматики. В военно-морской терминологии преобладают иноязычные слова: греческие, итальянские, испанские, арабские, персидские и др. Орфографические, лексические и грамматические особенности отмечены в примечаниях к оригинальному и переводному тексту. Документы расположены в хронологическом порядке, как они фигурируют в деле. Каждому документу дано составленное нами заглавие. За ним следуют краткие палеографические и археографические замечания, далее — подлинный текст и перевод, снабженные примечаниями. Наши слова заключены в квадратные скобки. Комментарии 1 В. Ф. Кузнецов, От Петровых кораблей до советских теплоходов. Из истории Азовского флота, изд. 2, Ростов, 1946, стр. 28. 2 См. С. Соловьев, История России с древнейших времен, т. IV, История России в эпоху преобразования, изд. 3, М., 1882, стр. 85. 3 В. Ф. Кузнецов, От Петровых кораблей до советских теплоходов, стр. 26, 27. 4 Там же. в 5 См. А. П. Шершов, К истории военного кораблестроения, М.. 1952, стр. 274. 6 В. Ф. Кузнецов, От Петровых кораблей до советских теплоходов, стр. 28. 7 Он был спущен 21 мая 1712 г. » 8 См. док. 3. Текст воспроизведен по изданию: Несколько документов о военных кораблях, проданных русскими туркам после Прутского похода // Восточные источники по истории народов юго - восточной и центральной Европы. Т. 1. М. Институт Востоковедения. 1964 |
|