|
ИОАНН ЛУКЬЯНОВХОЖЕНИЕ В СВЯТУЮ ЗЕМЛЮДОКУМЕНТЫ ИЗ АРХИВА СИНОДА Материалы публикуются по изданию: Описание документов и дел, хранящихся в архиве святейшего правительствующего Синода. СПб., 1868. Т. 1. Стб. 178-179, 184-185, 395-396, 398, 585. No 180. 21 марта — 1 ноября 1720 года. По доношению приказа церковных дел о разрешении некоторых недоумений относительно взыскания штрафов и окладов с раскольников, с лиц неисповедывавшихся и с священников за укрывательство как тех, так и других, и о мерах к искоренению раскола. ...Заключено представить от святейшего Синода доклад государю о раскольнице, ветковской старице, Феодулии, которая, будучи в 1720 г. поймана в Москве, показала, что она жила блудно с раскольническими духовниками Леонтием и Киприаном, рожденного ею младенца бросила в отхожее место и двух женщин при смерти исповедывала, а по обращении ее ко святой [391] церкви обнаружила многих раскольников, укрывавшихся в Москве, Калуге, Ржеве Володимеровой, из коих некоторые сысканы и частию обращены ко святой церкви, а другие разыскиваются, и наконец открыла раскольнического патриарха, каторжного беглеца, распопа Авраамия, который и отыскан в С. Петербурге. ...Предписано приказу церковных дел прислать дела и под крепким караулом священников: села Пречистова (Можайского уезда вотчины князя Меншикова) Ивана Васильева и села Дровнина (вотчины князя Василия Долгорукова) Ивана Якимова, которые до поставления в священство состояли в расколе и были перекрещены раскольническим попом Леонтием, о чем при поставлении в священный чин пред духовником умолчали. No 362. 6 июля — 8 ноября 1720 года. По доношению Златоустовского архимандрита Антония с препровождением при подробной выписке из дела двух оговоренных в расколе попов Ивана Неусыпаева и Ивана Якимова и раскольнического старца Урвана. ...Священник Неусыпаев при жизни отца своего, пречистенского же священника, с 1710 по 1717 год был сельским дьячком (ставился было в солдатскую службу, да признан по осмотру негодным), а до бытия в земских дьячках ходил в Калугу в заугорские леса ради учения иконного письма. И пристал во оных раскольнических скитах к старцу Алексею, а привел его сюда кореляк Иван Мокрой, "бродящий человек". Иконному письму учился у старца Никиты месяцев с пять. После того живший в скитах иеромонах Леонтий перекрестил его, маслом и миром помазал. Самое же крещение проходило таким образом: в горшке налито было воды, а на горшке поставлены были четыре свещи, и его, Ивана, с восприемником, старцем Сергием, и с восприемницею, старицею Феодулиею, оболокли великим полотном белым и вокруг по солнцу творили хождение, а вторичного погружения и отрицания от православной христианской веры не было, а от сатаны отрицание было. Оное крещение раскольническое он, Иван, восприял для того, что-де помянутый старец Никита сказал ему: доколе-де оной присяги не учинишь, и оной иконной науке учить не будет. Неусыпаеву, впрочем, не понравились скиты, и он возвратился домой к отцу. Когда отец помер, он попросился на его место и получил, скрывши перед духовником, исповедавшим его накануне посвящения, прежнее раскольничество, успокоившись на том, что перекрещение раскольническое ничего не значит. Посвящен же был во священники Стефаном, митрополитом Рязанским. ...Девка Татьяна — вотчины князя Меншикова Можайского уезда д. Анисимовой крестьянка, раскольничала недалеко от родины в лесах близ д. Пырьева, где руководителями раскола были трудники Никифор и Христофор, а перекрещивал ее иеромонах Леонтий, приезжавший из Калуги (тот самый, который перекрещивал в Угорских скитах и попа Неусыпаева). [392] No 185. 22 марта — 20 сентября 1722 года. По доношению из канцелярии Александро-Невского монастыря о взятом на Ижерской заставе раскольническом старце Антонии, о сыске по его указаниям раскольников в Муромских лесах и в уездах: Московском, Тверском, Старицком и Белевском, и о побеге Антония из Кириллова Белозерского монастыря. Старец Антоний, задержанный на Ижерской заставе за неимением никакого вида, при допросе в Александро-Невской канцелярии показал, что он родом Московского уезда Гуслицкой волости деревни Слободской. По смерти родителей проживал в работниках по разным городам, что, наконец, в Калуге по убеждению своего хозяина, калужского посадского Ивана Трефилльева, принял старую веру, был отвезен в Брянские леса, пострижен здесь в скиту черным попом Леонтием и отдан под начало старцу Трефиллию, отцу своего хозяина. Кроме Леонтия и Трефиллия, Антоний в показаниях назвал еще старцев Иосифа, Макария и Ефросина. В версте от келии старцев находился женский скит, которым заведывала сестра Ефросина старица Феодосия, имевшая под началом до двадцати стариц. К вечерне, утрени и часам старцы и старицы сходились вместе; в посты по понедельникам, средам и пятницам ели однажды, исповедывались у Леонтия и причащались по кельям причастием, которое привозилось из-за рубежа, с Ветки. Старец Ефросин, по словам Антония, ночевал в скиту у своей сестры "почасту". Дети, рождавшиеся вследствие частых посещений старцами соседнего скита, подкидывались по деревням. Скиты содержались подаянием благотворителей, которых они имели в городах Твери, Торжке, Ржеве, Верее, Белеве, Калуге и др. No 507. 3 сентября — 10 октября 1728 года. По доношению приказа церковных дел о посылке в Стародуб для увещания раскольников монаха Иосифа Решилова и о его деятельности в стародубских слободах под наблюдением черниговского епископа Иродиона Жураховского. Один из раскольников дал показания: Михаила Мартынов, Зыбковский войт, крестьянин дворцового села Даниловского деревни Хабаровой, поповщине научен с малолетства дедом и отцом, отца духовного не имел лет с 20-ть. 25-ть лет тому назад поселился в Зыбкой с семьею, где они духовными отцами имели раскольнических попов Александра Римлянина, Бориса Калужанина и Леонтия, который жил в Зыбкой. Мартынов вместе с бурмистром Карповым не допускал Решилова до переписи слобожан. Мартынов не был из числа пойманных при переходе за рубеж; он был взят к допросу за сопротивление Решилову. Текст воспроизведен по изданию: Хождение в Святую землю московского священника Иоанна Лукьянова. 1701-1703. М. Наука. 2008 |
|