|
ТОЛСТОЙ П. А. ОПИСАНИЕ ЭГЕЙСКОГО АРХИПЕЛАГА Выспа де Андре 70 отпомяненной выспы Ипсера к западу. Тамо же есть 4 или 5 скопулов малых, и из оных един, которой на стороне полуденной, есть болше других. На той же [171] полуденной /л. 115 об./ стороне онаго скопула около средины выспы болшой есть залива и место доброе, где корабли стать могут на якорях безопасно от протчих ветров, кроме полуденнаго, которой по тому каналу дыхает. Тамо воды есть глубокость на 20 и на 22, а внутрь к меншим скопулам на 10 и на 12 сажен. Оный болшой скопул от стороны северной суть стеснейши, округлы и не зело высоки, а близко выспы великой есть едина мелкость под водою. И кто хощет преитить чрез оный канал от порту Андре, подобает итьтить блиско скопулу, а отдалятся от выспы великой, и когда море волнуется, /л. 116/ тогда оная мелкость явно познавается, понеже волны об нее разбивает для того, что тамо над тою мелкостию воды в глубину толко на 3 или на 4 фута. Идуще от полудня, подобает оную мелкость оставить на правой стороне, понеже оная протягается даже до земли де Андре и до капо порту, от котораго толко на выстреление ис пушки. Порт оный Андре не есть зело добрый и способны на корабли великие. Аднакож, когда нужная потреба вгонит, вместитися могут в него 4 или 5 кораблей, и утвердившися канатами к земле и вкинув якори к полудню /л. 116 об./ или к северу, могут стоять, но не далеко вовнутрь того порту входить подобает, понеже тамо неглубока вода. Оный порт безопасен от прочих ветров, кроме гарбина, которой во врата онаго порту веет. Между востоком и полуднем от выспы де Андре есть иная выспа, имянованная Тино 71 Между теми двемя выспами есть канал шириной на одну милю италианскую, чрез которой за ласковым ветром могут как ни есть корабли проходить, понеже тамо море чисто есть, и вода зело глубока. Толко от пункт выспы Тино к северу есть мало мелкость, /л. 117/ которая на водою является. На оной выспы нигде нет добраго порту, кроме толко на стороне полуденной есть порт Святый Николай. Тамо же есть выспа, на которой есть церковь и колоколня, но великим кораблям на том порте стоять недобро и не [172] безопасно. Вода тамо зело глубока, а выспа зело ниска и кораблей от ветров заслонять и оборонять не может. А на галеры оный порт добр. Утвердивши в нем галеры провизами к земле стоять могут. Мало поодаль от того порту чрез маестро есть капо не зело высокое, названное Святый Иван, на котором есть церковь. Пред тем капом чрез север могут /л. 117 об./ корабли стать, понеже тамо вода глубока на 26 и на 28, и на 30 сажен, и безопасно от ветру севернаго. От того ж капо на стороне сироко есть великая залива, на которой дно морское доброе на якори, но там корабли не могут приближатися зело к земле, понеже дале дно не чисто и не удержит якоря. А на стороне северной добро могут стать корабли на якорях. От той же выспы Тино на стороне греко есть иной порт, имянованны Палермо, на котором укрытися могут на силу 2 корабля, понеже зело тесен, и вода в нем не глубока. /л. 118/ Выспа Микно 72 от выспы Тино между востоком и полуднем. Имеет на себе три места, на которых порты быть могут, обаче редко тамо корабли въезжают, понеже зело отворены и ветром выставлены. Выспа же Листелис 73 блиско выспы Микно. Тамо в заливе могут корабли стоять на якорях, понеже воды тамо в глубокость на 26 и на 28, и на 30 сажен, и от ветров тамо безопасно, кроме северных и восточных. В самой заливе при капе Святаго Стефана 74 есть едино место, пред которым два малыя скопулы. Когда силная потреба понуждает, тогда 3 или 4 корабля, минувши помяненные скопулы, на том месте /л. 118 об./ хранитися могут без опасно от всех ветров. Между же двемя выспами есть также два скопула малые, где видеть въезд, отворенный до порту. Идуще от северу и входя в оный порт, подобает приближатися до выспы болшой, и не дошед до ворот онаго порту, увидится иная выспа блиско земли на единой заливе. И преминувши оные выспа, скоро увидятся ворота или въезд до онаго порту. На средине того въезду есть также иные [173] скопулы, и оставя их на левой стране, итьтить потребно даже до другова скопула, и тамо якори можно вкинуть безопасно от протчих ветров, кроме полуденнаго, /л. 119/ которой там зело возмущает море и противится. И когда оный ветр тамо силно веет, подобает тогда оттуду уходить. Воды тамо в глубокость на 10 и на 12, и на 14 сажен. От тое помяненные выспы до порту Сира 75 чрез сироко леванти 10 или 12 миль италианских. Оный порт на корабли великие не суть способен, токмо на галеры и на малые корабли, понеже есть тесен вход до онаго порту. На стороне северной увидится едина пункта высокая, за оною пунктою могут немногие и малые стоять корабли, укреплены канатом к земле и на якорях. А за тем местом могут 4 или 5 кораблей /л. 119 об./ стать, понеже место тамо тесно же. На въезде того порту есть воды в глубину на 8, а внутри на 5 и на 6 сажен. Порт оный выставлен ветру западному, которой там зело противится, а оным, которые за помяненною пунктою стоят, ничего не шкодит. На полуденной стороне от того порту есть 3 скопулы малые, имянованныя Грандроники. Входя во оный порт от востоку, подобает оставить оные скопулы на левой стороне, а входя от полудня может войтить. Между ими и капы оной выспы блиско видеть село, имянованное Аспрона, тогда подобает управлятися к тому селу и итьтить, /л. 120/ донележе будет воды в глубину 5 сажен, и оттуду дале уже не поступать. Тамо дно морское доброе и место безопасное от ветров северных и западных. Воды там в глубину на 10 и на 12, и на 14 сажен. Оттуду на полдень за милю италианскую есть иной скопул, которой от въезду красен видится, и от полуденной стороны выше, а от северной ниже, между оным скопулом м землею натуралною на средине или ближе к скопулу есть мелкость, обаче там могут корабли безопасно проходить между скопулом и землею, мелкость оную оставя в левой стране. [174] За теми скопулами Грандроники /л. 120 об./ чрез сироко 5 миль италианских есть малый скопул, имянованный Ленато, не зело высокой. От того к стороне гарбина есть мелкость под водою, над которою толко воды в глубину на 4 фута. Оный скопул небезопасен, понеже на полудороге обретается, и идущи оным каналом, когда пасмурно, на дастся видети, зело блиско к нему придет, для того, что есть роены. И проходящим от западу подобает о том скопуле добро разеуждать, а наипаче когда мрачно и лутче итьтить блиско выспы Парисе 76, нежели подаватися, не не без опасения. От порту Сира чрез поненто гарбин /л. 121/ идет дорога до выспы Парисе, которая от помяненнаго порту 24 мили италианских. От того ж порту Сира срез кварту от понента к шрбину идет также дорога до порту Парисе, которой оттуду 32 мили италианских. Оная выспа Париси много имеет портов, ис которых первейши на стороне северной, имянованный Ауса 77. Входя во оный порт от севера, увидится гора высокая, на которую прямо управлятися подобает. И проходя дале, увидится близко земли, от тое высокие горы на стороне восточной, скопул. От того скопула паки на восточной же стране видеть иной скопул. Оные оба скопулы оставя в левой, а горы в правой стране, итьтить подобает /л. 121 об./ срединою, донележе начнет показыватся пункта земли в полгоры. В тот час вовнутрь входить подобает, и когда уже корабли якобы во ограждении быть покажутся, и море уже видеть не будет, тамо якори вкинуть и безопасно стоять от всех ветров, и дно тамо в море доброе, а воды в глубокость на 6 и на 7, и на 8 сажен, а дале есть вода глубока на 16 и на 18 сажен, а в заливе северу на 6 и на 7 сажен глубины. Порт оный выставлен ветру западному, но оный тамо не зело труден, обаче ветр полуденной труднейши, понеже с великою прыткостию с высокой горы сступает. А кто во оный порт входит от западу, подобает управлятися под выспу Антипарисе 78, даже /л. 122/ увидит малые [175] скопулы, пред входом порту лежащие. И пришед ко оным скопулом, покинув их в левой стране, пройтить подобает блиско Антипарисе. Оттуду видеть иной скопул на половине канала, который выникает из выспы Парисе. Оный скопул оставя на правой стране, итьтить потребно к самому въезду, но не потребно забывати оной пункты ниской, на которой столп есть, и подобает итьтить около помяненных скопулов, пред въездом порту лежащих. А около оных скопулов воды в глубокость есть на 14 сажен. Между Парисем и Антипарисем может быть порт. На оном канале /л. 122 об./ суть три малые скопулы, а в средине наималейшей, идуще от полудня, кто хощет в том канале якорь кинуть, лутче пойтить на сторону выспы Антипарисе, оставя все помяненные скопулы вправе, а итьтить совершенно срединою канала, понеже от средняго скопулу протягается мелкость к маестру, на которой воды в глубокость мало, а поодаль ево суть вода глубока на 8 сажен, и дно морское тамо доброе. А внутри есть воды в глубокость на 6 сажен. Могут там корабли стоять добро, а паче внутри будут блиски зело к мелкости, и по обоим сторонам будет воды в глубокость толко на 10 или /л. 123/ на 12 сажен, а на стороне выспы Парисе дно морское чистое, даже до осталнаго скопулу, обаче подобает отдалятися от малых скопулов, а борды чинить тамо везде можно. А блиско самаго малаго скопулу воды в глубокость на 12 и на 14 сажен. Могут же там корабли приходить за ласковым ветром чрез страну восточную оных скопулов. А когда ветр будет противной, тогда пройтить тамо трудно, понеже оное место стесненно, и подобает тамо итьтить блиско скопулу. А близко выспы Парисе море везде загущено скалами и каменьем. /л. 123 об./ От порту Трио чрез греко — Санлины Денегсия 8 миль италианских. На оном порте добро кораблям стоять и безопасно от ветров северных и восточных, а полуденному отворенно. [176] Входя во оный порт от севера, подобает итьтить мимо села, управлялся на самую пункту высокую, донележе покажется скопул малый от полудня. В то время пройтить подобает между оным скопулом и помяненною пунктою, обаче разсуждать потребно, что на средине того каналу есть мелкость, на которой толко воды в глубокость на 8 ступеней. Откуду подобает итьтить блиско пункты и от оные не отдалятися болше /л. 124/ шести сажен, понеже близко помяненной воды есть в глубокость на 8 сажен. Того ради можно способно повредитися оною мелкостию. Оная мелкость окружает пункту вокруг. Потребно там зело остерегатися оной мелкости. Могут убо корабли пройтить и между оною мелкостию и помяненным скопулом, но подобает держатися блиско скопула для безопаснейшаго прешествия. От того скопула на стороне полуденной есть другой скопул малой, и кому приключится между оных скопулов проходить, подобает итьтить срединою, понеже от болшаго /л. 124 об./ скопула протягается к полудню под водою мелкость, а от меншаго скопулу протягается мелкость же к северу. О средине каналу будет воды в глубокость на 5 или на 6 сажен. Блиско земли онаго места есть скопул, имянованный Пиргала, на котором некогда было капище Елълинское, и ныне еще суть стены обваленны и ругтованные наподобие башни являются. От порту Трио чрез полдень и чрез кварту от остра к гарбину есть выспа Нио 79 20 миль италианских. А от той выспы на стороне маестро этот порт доброй, в которой въезжая чрез греко, идуще от севера, подобает /л. 125/ итьтить близко земли оной выспы, даже почнет показываться скопул малой, и минувши оной скопул, подобает приступить до земли блиско пункты высокой. Оттуду будет видеть въезд или врата онаго порту, отворенные между двемя пунктами высокими. Оные врата не зело широки. И в них входя, на правой стране есть [177] мелкость близко земли. Оттуду видеть село на горе высокой, которое, въезжая вовнутрь, на правой стране [оста/ оставить потребно. Под помяненным селом к западу есть залива великая, где корабли стать могут на якорях безопасно от ветров /л. 125 об./ восточных и между восточных и северных и самых северных. И дно морское тамо есть доброе и чистое. В средине того порту есть воды в глубокость на 10 и на 12 сажен, а на заливе к полудню воды в глубокость на 5 сажен. Того ради не подобает вовнутрь въезжать, обаче тамо безопасно от прочих ветров, кроме гарбина, которой прямо в ворота веет, но и тот не зело труден. От выспы Нио на стороне западной есть выспа, имянованнная де Зетионена 80, у которой ни единаго порту нет. Токмо на стороне полуденной есть скопул малой черной, при котором на западной стране есть /л. 126/ залива под горою, где блиско моря есть некакая зеленость, и противу оной могут корабли стоять, понеже тамо вода глубока на 20 и на 22, и на 28 сажен, и дно морское доброе, и безопасно от ветров западных и между западных и северных. Можно тамо и дале вовнутрь войтить, чтобы укрытися от западных ветров. А на стороне полуденной онаго скопулу есть мелкость, которая протягается прямо чрез кварту от остра к гарбину. На той мелкости воды в глубокость на 14 футов, и суть оная мелкость от того скопулу на выстреление ис пушки. Для кораблей тамо недобро место, понеже небезопасно, /л. 126 об./ чтоб, впадши на мелкость, не погубить якорей. Того ради лутче стать дале к западу. От оной выспы прямо чрез полдень есть выспа, имянованная Християна 81. Та выспа высока, но не велика. Около оные вокруг море чисто. От тое выспы на стороне полуденной есть скопул малый. На той же полуденной стране есть залива малая, где нужные ради потребы могут два или три корабля малых укрытися, укрепяся провизами к земле. Тамо безопасно от [178] ветру севернаго. А на стороне полуденной болшаго скопула есть иной скопул, и когда тамо приключится кораблю стать на якоре, тогда подобает /л. 127/ оставить оный скопул на стороне восточной, и так будет безопасен от всех ветров. Выспа оная пуста, ни же дров на себе имеет. От выспы Християны 10 миль италианских чрез восток есть иная выспа, имянованная Салтуроне 82, зело высока. От той выспы на сирока есть гора зело высока, которую можно видеть за 60 миль италианских. Под тою горою на стороне восточной могут корабли стать на якорях безопасно от ветров западных. А преминувши помяненную гору, подобает приближатися к земле, и под единою пунктою тонкою можно тамо якори метать. И когда ветры западные /л. 127 об./ силные веют, подобает быть опасным. Воды тамо есть в глубокость на 28 и на 30 сажен. От той выспы на стороне полуденной могут также корабли стоять на якорях пред пунктою тонкою или между оною пунктою и горою высокою. И тамо есть воды в глубокость на 12 и на 14 сажен, и безопасно от ветров северных. А на стороне западной оной выспы есть иная выспа или скопул, имянованный Паринего. Между оным скопулом и выспою болшою видеть на стороне полуденной иной скопул, под которым могут корабли и галеры [и галеры] 83 стоять, укрепяся правизами к земле. Тамо безопасно от ветров западных и восточных и северных. /л. 128/ От капо Сантурин на стороне сироко 10 миль италианских есть выспа, имянованная Намси. От тое выспы на стороне восточной есть 3 или 4 скопула малые, имянованные Святый Иоанн. Между оными скопулами и выспою могут корабли стоять, понеже тамо воды в глубокость на 10 и на 12 сажен, и дно морское добро, и безопасно от ветров греко и трамонтана и маестро. Тое выспу познавают потому, что к стороне западной высока и долга, а от стороны восточной якобы была раздвоена. А на капе восточном есть гора высокая и между теми [179] скопулами может быть порт на малые корабли /л. 128 об./ и на галеры. И море тамо чисто. От выспы Намси чрез кварту от леванта ко греку 23 или 24 мили италианских есть иная выспа, имянованная Стамполия, оная выспа не зело высока и не зело ниска, способнее познать потому, что как на стороне западной, так и на восточной видится выше, а на средине есть дол, и показуется, якобы были две выспы. Оный дол видится от полудня и от севера, и по обоим оным странам может быть порт. И входя во оный порт от полудня, подобает управлятися в средину онаго долу, донележе начнут показыватися некакие скопулы, которые оставя на стороне восточной, /л. 129/ и войтить во оный порт. Оные скопулы от земли не далеко, и для того могут всякие корабли проходить, понеже въезд во оный порт отвсюды чист. Проходя тамо блиско пункты к востоку, итьтить потребно одале к западу, и под горою высокою может корабль стать на якоре безопасно от всех ветров. Между первым скопу лом и землею к востоку онаго въезду есть мелкость, которая видеть можно. И корабли по обоим сторонам оную преминуть могут без опасения. Между оными скопулами и землею натуралною может быть порт, понеже тамо воды в глубокость на 8 и на 10 сажен, и дно /л. 129 об./ морское доброе. Тамо и вода сладкая обретается, и дров есть доволно, также хлеба и вина купить можно. От оные выспы чрез сироко до другие выспы, имянованные Сафрана, 12 миль италианских. От тое выспы на стороне полуденной есть скопулы, имянованные Схрофи. Тамо ни единаго не обретается порту, понеже тамо толко скалы и каменья. От тех скопулов чрез греко трамонтану есть иные скопулы, имянованные Святый Иоанн, между которыми может быть порт на галеры, а не на карабли великие, понеже оное стесненно суть место. /л. 130/ [180] От Сафрана чрез сироко и чрез кварту от сироко к остру 85 миль италианских есть выспа, имянованная де Каша 84. Оные выспы на стороне северной видеть много скопулов малых. На оной северной стране от помяненные выспы 2 мили италианских есть 2 скопула великие. Входя на оноем место от севера, подобает управлятися на самые оные скопулы, донележе придет блиско земли и почнет показыватися скопул болшой, на восточной стране лежащей, которой пред иным показуется должайшей, а к западу оный скопул высочайши. В тот час подобает управлятися на оный скопул, даже корабль придет /л. 130 об./ блиско земли, а тем временем почнет показыватся иной скопул малой, между скопулом к востоку и другим великим лежащей. Тогда оставя болшой скопул на стороне западной, итьтить подобает блиско земли, как возможность поволит, оставляя помяненный малый скопул в левой стране и от него отдаляяся, как можно, понеже от него протягается мелкость даже до полу въезду онаго порту. Того ради подобает оные мелкости зело остерегатися и проходить зело блиско к скопулу болшому. Тамо воды обретаются в глубокость на 8 сажен, и стоять /л. 131/ во оном порте везде можно, обаче блиско скопулов лутче, понеже там воды в глубокость на 10 и на 12, и на 14 сажен, и дно морское тамо доброе и чистое. Идущи от Харпонта 85 от страны восточной, между всеми помяненными скопулами без опасения пройтить можно, как чрез страну восточную, так и чрез северную, и борды чинить тамо можно, понеже место между скопулами доволно широкое суть, и море чисто тамо везде, даже до полу каналу. А по средине каналу между двемя скопулами и выспою Схарпонтою есть мелкость под водою, и проходить подобает стороною /л. 131 об./ блиско, капа Промонторий. Над оною мелкостию воды в глубокость толко на 4 фута, и когда море волнуется, тогда оная мелкость способно познавается, понеже об нее волны разбиваются. [181] Идуще от капо, имянованные Сироко от Канди, и преходя чрез канал между двемя скопулами и выспою де Каша, подобает стрещися мелкости оной, которая на средине каналу онаго. Та мелкость на стороне маэстра, обаче подобает до нее ближе приступати, нежели до скопулу, и когда ветр от западу веет, тогда способно оная мелкость познавается. Того ради, идуще от западу, подобает итьтить /л. 132/ или блиско скопулов, или близко выспы де Кашо, опасайся оной мелкости. Тамо корабли всякия стать на якорях могут и оттуду каждым ветром выходить могут же. Капо Пернисе Схарпанто 86 на полдень 8 миль италианских. Оное капо не зело высоко, а остаток или конец выспы зело высок, наполнен скал и камен(ь)я. В тылу онаго капа на стороне восточной могут корабли стать на якорях, понеже тамо воды в глубокость на 20 и на 25 сажен, и безопасно тамо от ветров западных и от маестра, обаче дно морское сурово есть. От тое выспы чрез греко трамонтану есть капо, именованное /л. 132 об./ Аудемо 87. В тылу онаго капа на северной стране есть порт, именованны Удемо, которой не суть замкненны, но толко залива великая. Тамо же есть 2 или 3 скопула, за которыми корабля 2 или 3 скопула малые укрепитися могут и укрытися от восточнаго ветру. На самой же оной заливе много могут кораблей стать безопасно от ветров северных, западных и полуденных. Дно морское тамо доброе, но неровное, понеже на едином месте воды в глубокость на 30, а на другом на 6, а инде на 7 сажен, обаче везде чисто, и при самых скопулах могут корабли быть укреплены канатами к земле. /л.133/ Между капо Аудемо и капо Пернисе есть иной порт, имянованный Пернисо, и когда во оный порт корабль войдет, будет замкнут от всех ветров. Порт оный познавается по единой капе, для того что нигде тамо такова капа высокаго, и чтобы так в море протягалося. Оное капо наподобие треангулярное 88 , [182] и многая части онаго капа зеленые древа на себе имеют редко. Входя до онаго порту, можно итьтить по обоим сторонам — северною и полуденною — и безопасно в нем стоять. Воды тамо в глубокость на 15 и на 18 и на 20 сажен, и дно морское доброе. /л. 133 об./ От выспы Схарпанто на стороне северной есть иная выспа, имянованная Сария 89. И инзола оная или выспа ровная так высока, яко и Схарпонта, и лутчее есть прошествие между оною выспою и Схарпантою, обаче по восточной стране корабли проходить не могут, разве токмо малые бастименты, понеже тамо воды в глубокость толко на 4 или на 5 футов. Входя во оный пор от западу, может пройтить между помяненными выспами тамо же. И на стороне Схарпанта есть порт доброй, имянованный Трастонати 90. Пред оным портом есть скопул малой, названной Плинитто. И преминувши /л. 134/ оный, будет видеть от маестра капо, имянованное Добрый Андрей. Оное капо подобает оставить на левой стране, донележе покажется въезд до онаго порту. В тот час скоро во оный порт войтить может без всякаго опасения, понеже тамо везде море чисто. Порт оный на корабли нагруженные не суть способны, понеже оный канал есть трудный до въезжания и до выезжания, и горы тамо высокие, где редко ласковые ветры дышут для того, что с оных гор с такою прыткостию ветры соступают, что парусов распустить небезопасно. За оным /л. 134 об./ капом есть два скопула, имянованные Коридоры. И кому случится на оном месте стать, лутче в тылу оных скопулов, а нежели войтить в порт, чтоб способнейше оттуду выттить, аще и не за ласковым ветром. От выспы чрез восток есть капо Катоне, 35 или 36 миль италианских. От онаго капа чрез маестро трамонтану 25 миль италианских есть выспа, имянованная Тартие 91. Между оною выспою и Родем 92 есть великая голфа. На въезде оные [183] голфы на стороне восточной есть скопул великой и высокой, и на стороне полуденной онаго скопула въезд до оной голфы великой /л. 135/ и широкой, а на стороне северной теснейший, где есть два малые скопулы. Тамо толко малые бастименты войтить могут, но и в порте оном место на великие корабли способно, кроме толко на стороне северной, где обретается некакая пункта черная. В тылу оные пункты порт быть может на корабли. Выспа Лемания 93 не зело есть велика, но долга и тесна. От выспы де Парте чрез греко 6 или 7 миль италианских. Между Аемониею и Гартию много скопулов из воды выникающих. И на стороне полуденной есть порт зело доброй, на котораго въезде есть скопул /л. 135 об./ малый высоки. Идуще от западу прямо ко оному скопулу, видеть въезд или врата отворенные. До онаго порту может также пройтить между Аемониею и Роде, понеже тамо море чисто. От Лемонии чрез север 12 или 13 миль италианских выспа, имянованная Симия 94, которая имеет на себе 2 порта: един на северной, другой на полуденной стране. И которой на северной стране суть лутчей, против котораго есть скопул малой, а зело высокой. Проходя между выспою Симия и землею натуралною от капо Фолопо 95 и входя до порту Симия, подобает оный малый высокий скопул оставить вправе и дале итьтить во врата онаго /л. 136/ порту, которые так широки, что могут там много кораблей борды чинить купно. И вшедши во оный порт, могут стать на якорях, понеже тамо вода глубока на 20 и на 21, и на 28 сажен, и дно морское доброе. И на стороне маестра есть также иной въезд, пред которым 3 скопула, и между ими могут стать 2 или 3 корабля, а на галеры и на малые бастименты оное место зело добро и способно. От капо полуденнаго выспы Симия до капо Трамонтана Роде 96 чрез восток 25 миль италианских. Капо оное Роде есть земля ровная. От онаго капа на стороне восточной есть порт и [184] город. Блиско онаго порту видеть много мелниц. Против онаго города въезд до онаго порту, /л. 136 об./ и, входя в тот порт, пройтить подобает срединою между двух мелниц великих безопасно. В том порте подобает корабли укрепить канатами до земли. От города Роде чрез запад есуь выспа, имянованная Пископия 97, 25 миль италианских, высокая и долгая, имеющая на стороне северной два порта. Един при капе западном; другой при капе восточном есть лутчей. И входя во оный порт, подобает управлятися на восточное капо, даже приступить близко земли, и тамо будет видеть горы высокие. Близко онаго капа есть едина залива. Оную заливу оставить подобает /л. 137/ влеве, и поступя дале, увидится въезд до онаго порту отворенный, которой далеко вовнутрь протягается. От того порту на запад видеть скопул малой высокой. Оный скопул, входя во оный порт, оставя на правой стране, и видеть будет на стороне восточной мелкость близко земли. В том порте, кроме оной мелкости, инова опасения нет. Вода тамо глубока на 10 и на 12, и на 14 сажен, и от ветров безопасно, кроме северных. Во оном порте могут многая корабли вместитися. Второй порт под западным капом оные ж выспы не суть отворен и выставлен ветром восточным и северным, /л. 137 об./ а от иных ветров безопасен, обаче не пространен. Толко в нем могут корабли вместитися 4 или 5 кораблей могут 98 стать за портом оным, но не способно стоять на якорях, понеже дно морское слабое, и вода глубока тамо на 20 и на 24 сажени. От Пископии чрез запад 5 или 6 миль италианских есть выспа, имянованная Низари 99. Оная выспа порту неимеет, толко на северной стране есть залива, где корабли могут стоять, понеже вода тамо глубока на 36 и на 40 сажен. Оная выспа отвсюду зело высока есть. От выспы Низари чрез север есть иная выспа, имянованная Гали 100, не зело высока, и порт на себе на стороне [185] полуденной /л. 138/ имеет доброй, на котором корабли бывают безопасны от протчих ветров, кроме восточных и полуденных. От той выспы на стороне греко есть другая пункта высокая. Между теми двемя пунктами есть порт, обаче под пунктою высокою на стороне восточной есть скопул малой, высокой, округлой, за оным скопулом недалеко есть мелкость под водою. Того ради, входя во оный порт с ветром северным, опасатися подобает и не приступать близко к земле, аднакож там корабль на якоре стать может, понеже воды тамо в глубокость на 10 сажен, и дно морское доброе. Возможно также и дале стать, понеже /л. 138 об./ дале вода глубока на 30 сажен, но тамо дно морское не способно. А около помянемнаго скопулу на стороне между севером и востоком и на северной на въезде море нечисто и скалисто. От выспы Гали чрез кварту от леванту ко греку 30 миль италианских есть капо, названное Спеу, зело высокое и к верху островато. На стороне восточной от онаго капо есть вода сладкая, и под оною выспою могут стоять корабли, понеже тамо вода глубока на 40 сажен. И на стороне западной есть голфа великая, на которой море чисто. Тамо корабли могут стоять на якорях. Воды в глубокость на 8 и на 10, и на 15 /л. 139/ сажен, и безопасно от ветров северных, западных и восточных. Между капами Спеу и Гино и при капе Крао 101 есть близко земли натуралной едина выспа, имянованная Барбаниколо. За оною выспою есть зело доброй порт, названный Барбаниколо. Оная выспа не зело высока, того ради неспособно дается видеть издалека, но токмо из блиска. Окроме оной выспы, между помяненными двемя капы ни единой иной нет. Во оный порт бастименты от западу могут войтить без всякаго опасения и стоять в нем на якорях. И воды тамо в глубокость на 8 и на 10, и на 12 сажен, и могут в него вместитися не малый караван /л. 139 об./ бастиментов. Противным же способом от оные [186] выспы на стороне восточной есть едина мелкость, протягающаяся от выспы до полу въезду. И того ради, входя во оный порт, подобает отдалятися от оные выспы, окроме того входящим во оный порт иного опасения нет. А вовнутрь онаго порту безопасно от всех ветров. От капо Крао между севером и востоком 12 миль италианских есть капо от выспы Стантио 102, пред тем городом есть залива великая, а инаго порту на оной выспе нет, но на одной далине дно морское доброе. А от того города на стороне западной видеть пункта ниская, протяженная в моря, от которой /л. 140/ протягается мелкость в море дале трех миль италианских. От той пункты на стороне западной есть скопул малой, имянованной Иль ля Баса. От того скопула между полуднем и западом в 2-х или 3-х милях италианских есть иной малой скопул. Есть также и капо выспы, имянованные Калямино 103. Под тем капом на стороне восточной могут корабли стоять на якорях. Вода тамо глубока на 20 и на 24, и на 26 сажен. От того капо на стороне полуденной онаго капа есть едина залива, которая протягается на 4 мили италианских. Вовнутрь оные заливы могут войти карабли и стать на якорях. Воды тамо /л. 140 об./ в глубокость на 6 и на 8 сажен, и дно морское доброе, и безопасно тамо от прочих ветров, кроме сирока. И преминув едину пункту, между полуднем и западом лежащую, видеть будет на стороне западной блиско земли скопул, имянованный Калмо. За тем скопулом есть порт зело доброй, в которой могут корабли входить безопасно по обоим странам онаго скопулу, как чрез северной, яко и чрез полдень. Идущим же от востока способно оный порт дастся познати по едином высоком округлом скопуле скалистом. Оный скопул к стороне полуденной спускается якобы на ровнину так, как выспа, имянованная Бодино. Во оном порте лутчее место к стоянию кораблям — против /л. 141/ некоторые тамо на наклонении горы построенные церкви. Тамо воды в глубокость на 12 и на 13 сажен, и дно морское доброе и чистое. [188] Обаче памятовать подобает, еже между землею нискою помяненнаго скопула и между землею от Калимина под водою на 7 сажен дно морское наполнено скал, и проходить тамо корабли не могут. И ежели кто похочет на въезде онаго порту стать на якоре, лутче податися назад, понеже тамо дно морское нечисто, но скалисто и не безопасно, чтоб не потерять якоря. Во оном порте есть вода сладкая и дрова. От восточнаго капа Калямины до капы Колонна 15 или 16 миль италианских чрез кварту от грека к леванту, от капо /л. 141 об./ де Стантио чрез греко до капа Колонна 9 миль италианских. И мало поодаль от помяненнаго капа Колонна к западу есть под водою мелкость, где есть на средине каналу башня. Тамо по обоим странам оные башни не зело далеко видеть между западом и севером 7 или 8 скопу лов малых высоких, которые называются Лизихи. Около их море чисто, и иного опасения, кроме того, над водою видеть. Между оными скопу лами и землею натуралною могут корабли стоять на якорях, понеже оное место зело изрядное, и море тамо чисто, и вода глубока на 16 и на 18, и на 20 сажен. От капа де Ангели к северу от земли /л. 142/ натуралной протягается в море на две мили италианских пункта пещаная под водою, от которой подобает отдалятися и хранитися, приближался к помяненной пункте так блиско, как вода {бывши меряна болидою} допустит. От капо де Англи чрез запад до выспы, имянованные Леро 104, 25 миль италианских, которая недалеко от Калимины. На оной выспе Леро есть три порта. Первый между востоком и полуднем, другой между востоком и полуднем, третей между севером и востоком, блиско единыя фортеции три. И лутчей на стороне северной, пред которым есть скопул великой, которой протягается от единой страны выспы на другой, подобие /л. 142 об./ на пол цыркула. Во оный порт два въезда. Первой от западу, другой между полудня и западу. И суть лутчей въезд [189] вход иже во оный порт от полудня подобает управлятися к северной капе оные ж выспы, доколе почнет показыватися помяненный скопул. В тот час скоро будет видеть и въезд отворенны, тогда проходить потребно между горою высокою и между скопу лом. И блиско онаго скопула везде стоять корабли на якорях могут. А на стороне помяненные выспы Леро есть великая залива, далеко при земле растирающаяся, вовнутрь которые могут всегда корабли входить, и бывают тамо безопасны от всех ветров. И суть порт сей Леро изрядной. /л. 143/ Идуще от севера, управлятися подобает к помяненной выспе болшой, которая когда начнет показыватися, тогда скоро будут видеть к востоку два или три скопула малые блиско болшаго скопулу, которой есть пред портом. И еще есть иной малой скопул на средине въезду онаго, которым въезжать подобает. И приступая к скопулу болшому, так итьтить, докележе начнет показыватися иной малой округлой скопул. И между оными малыми и болшим скопулами сущий въезд, а на средине того въезду есть мелкость, протягающаяся от малаго скопулу. Того ради подобает итьтить блиско выспы или скопула болшаго, как возможность /л. 143 об./ поволит. На стороне восточной от онаго малаго скопулу есть иной скопул большой, но не таков высок, как другой, к западу. И между лими — болшим и малым скопулами есть въезд во оный порт, но вода тамо мелка. А на другом предпомянутом въезде между скопулом болшим и мелкостию воды в глубокость на 10 и на 12 сажен, блиско самаго скопулу — на 8 сажен. Море тамо везде чисто, и того ради ко оному скопулу и приближатися подобает. Въезд оный шириною будет, ка два корабля в длину. А на помяненной мелкости воды в глубину толко на 5 или на 6 футов. /л. 144/ От выспы Леро чрез маестро трамонтану есть выспа, именованная де Патнинос 105, не зело высока, обаче на ней малых погорков наполнено и к западной стране скалиста и остра, а на стороне северной гора Патниноса есть залива, и [190] есть тамо 4 или 6 мелниц ветреных, почему способно оная выспа познавается от востока и о(т) запада. И на стороне восточной оной выспы есть 3 или 4 скопула малые, около которых море чисто. Обаче подобает опасатися, чтоб блиско их не приступать. На средине оные выспы есть порт зело доброй, на котором море чисто. Идуще от западу или от северу, приступить ко оной выспе /л. 144 об./ и стать на якоре можно. Воды в глубокость тамо на 15 и на 16 сажен. Оный порт не зело широк, а в длину протягается на одну милю италианскую. Вовнутрь онаго порту вода мелка, и того ради кораблям неспособен, токмо на галеры [191] зело добр, и опасатися тамо нечево. И дно морское чистое, но слабое. От того порту о единой италианской миле чрез сироко есть иной порт. Между оными портами есть малый скопул блиско земли, мало из воды выникающей. Пред тем скопулом к востоку есть мелкость, от скопулу не зело далеко, но оные мелкости опасатися и от нее отдалятися подобает. /л. 145/ Также и на стороне поненто маестро есть другая мелкость, которая протягается между скопулом болшим и другою мелкостию. Оные обе мелкости невеликое между собою разстояние имеют, и проходить подобает на оное место среди оных мелкостей, но не приступать блиско высочайшего скопулу. От того малого скопулу на стороне западной есть иной порт, котораго видеть отворенный въезд. И выехав мало вовнутрь въезду, есть малой скопул. Сей порт лутчей, нежели предреченный первый. И за тем скопулом уже безопасно от всех ветров. От выспы Патнинос чрез греко 3 мили италианских есть выспа, имянованная Само 106, имеющая 2 порта добрые, /л. 145 об./ на которых корабли на якорях стоять могут. И между полуднем и западом есть скопул округлой высокой, имянованный Самопуло, за которым корабли ставятся безопасно. И оный скопул преминут обоими странами — полуденною и северною могут, обаче, идуще северною страною, отдалятися от онаго скопулу подобает, понеже от него протягается некакая пункта. На море дно и тамо чистое и безопасно от прочих ветров, кроме полуденнаго и севернаго. Воды тамо в глубокость на 20 и на 24, и на 26 сажен. И преминувши оное капо, от гарбина есть иной скопул, при котором есть мелкость между им и землею натуралною, обаче может оная /л. 146/ мелкость видится над водою. И минувши оный скопул начнет показыватися столп высокой на земле. На оной заливе, кому будет потребно, может стать на якоре: воды тамо есть в глубину на 10 и на 12 сажен, и безопасно от ветров северных, западных и восточных. А полуденные ветры тамо противны. Оттуду к востоку [193] видеть иной малой скопул блиско земли. И за тем скопулом могут корабли стоять на якорях: воды там глубоки на 36 сажен. Между выспою Самой 107 и между капом Святыя Марии на земле натуралной натолийской есть канал, на котором везде воды в глубокость на 40 сажен, и под оным помяненным капом есть /л. 146 об./ порт доброй на галеры и на иные бастименты, которые с веслами. Оный порт безопасен от всех ветров. Ворота или въезд онаго порта от севера имеют воды в глубокость на 7 и на 8 футов, а от полудня — на 12 футов. От выспы Самос чрез поненто маестро 16 миль италианских есть выспа, названная Нецесария 108. А от капо западнаго выспы Само до капо восточнаго выспы Нецесария 7 или 8 миль италианских. Оная выспа Нецесария ни единаго имеет порту, токмо на стороне сироко под пунктою субтелною есть едина залива, около которой по брегам песок белой. На оной заливе корабли стать могут безопасно от ветров /л. 147/ северных и западных, но другие ветры оттуду корабли выгоняют. Оная выспа высочайши есть, паче иных высп, которые во Арцыпеляге обретаются. Опуду на полдень есть 3 или 4 скопула, именованные Форни 109, и между ими могут корабли стоять на якорях. Вода тамо глубока на 40 и на 44 сажени. От тех скопулов на стороне полуденной между скопулами западными и между скопулом восточным могут также корабли стоять: воды тамо в глубокость на 20 и на 24 сажени, и безопасно от ветров восточных и северных, и западных, и дно морское доброе. От скопулов Форти чрез остро гарбин до выспы восточной 56 миль италианских. /л. 147 об./ Тамо от востоку есть 3 или 4 скопула малые, не зело высокие, между которыми безопасно стоять могут корабли и галеры, и на стороне полуденной есть залива, которая чинит зело доброй порт. На въезде онаго порту есть скопул малой черной, около котораго по обоим странам — по восточной и западной — корабли проходить и стоять на якорях могут. [194] От тех скопулов 2 мили италианских чрез запад есть иной скопул, именованной Помо. Тамо между онаго скопулу и между леванта есть еще скопул. И между сим скопулом и левантом могут корабли проходить. /л. 148/ А между скопулом Помо и другим помяненным скопулом пройтить невозможно, аднакож везде море чисто. От выспы Форни до выспы Морго 110 чрез кварту от гарбина к поненту и чрез поненто гарбин 50 миль италианских. А от капо западнаго Нецария до Морго чрез кварту от гарбина к остру 45 миль италианских. Оная выспа Морго имеет два места добрые, на которых порт быть может. Оные оба места между западом и севером и между севером и востоком. Блиско единаго капа есть скопул малой, и между им и землею натуралною могут корабли стоять на якорях безопасно /л. 148 об./ от северных ветров. А когда дале вовнутрь войдут, тогда сокровенны будут от всех ветров. Оттуду недалеко между полуднем и западом есть едина залива, на которой могут корабли добро стоять на якорях, но вовнутри оной заливы есть 2 или 3 скопула малые, и тамо толко малые корабли войтить и стать на якорях могут. Порт оный есть прямо чрез сироко. Оттуду до капо, имянованные Палерно, 12 или 14 миль италианских. И блиско онаго капа на западной стране есть порт способны на галеры и на малые корабли и безопасны от ветров, кроме гарбина. Во оный порт могут и средние корабли по великой /л. 149/ нужде войтить, а идуще от помяненнаго Морго, и преходя чрез оный канал между Некциею 111 и Ниею 112 или идуще х каналу оному стороною полуденною от Нецари и между Нецариею и Дияватсс, подобает разсуждать, что через запад и чрез понент гарбин и чрез кварту от сирока к леванту есть мелкость великая, и на три места протягается, и воды на ней на 6 или на 8 футов. А между оною мелкостию есть воды ы глубокость на 4 или на 5 сажен. И суть оная мелкость широка и долга, и когда ветр северной силно дыхает, тогда [195] идущи чрез страну полуденную Некции, блиско земли /л. 149 об./ приступить, но подобает за оные мелкости уйтить и тамо стать на якоре, понеже тамо воды в глубокость на 8 и на 10, и на 12 сажен, и дно морское доброе. От капо Некции до выспы, имянованные Мило 113, чрез кварту от понента к гарбину 33 или 34 мили италианских, а от Мило до капо Святаго Ангела чрез восток 70 миль италианских. И кто идет от онаго капо Носцыи от Змирны чрез канал де Серт или Сафонто 114, управлятися подобает чрез греко леванти, иною дорогою пройдет между выспы Бругато и между Антимило. А преминувши Фолканеро, к выспе /л. 150/ Бругато управлятися подобает чрез греко и чрез кварту от грека к леванту. И как придет канал между Сирфо 115 или Фанто 116 А когда ветр веет от северу, тогда лутче управлятися чрез кварту от грека к леванту, и придет между Карафи и Фолкунеру 117. А минувши оные выспы, управлятися подобает чрез греко леванти, и как пройдет между помяненными выспами, а выспы оные способно дадутся познать, понеже есть все ровны высотою: Фолконера, Карафи, Мило и Антимило. У выспы Мило между западом и севером есть порт добрый, на котором кораблям стоять безопасно /л. 150 об./ от всех ветров. Оный порт вовнутрь распростирается чрез остро сироко и, входя во оный порт от востока, управлятися подобает между выспами Антимило и Мило, даже блиско до земли капа западнаго. Море тамо везде чисто, и въезд во оный порт широк, и может в нем 50 кораблей купно чинить борды, и вода глубока на 50 сажен, и опасения никакова нет. Обаче итьтить подобает на левую страну против некаких домов, на брегу построенных, и тамо стоять на якоре можно, и воды в глубокость есть на 11 и на 12 сажен. А оттуду дале не потребно поступать, понеже преминув помяненые домы, море нечисто, наполнено скал. /л. 151/ [196] Идуще к востоку, лутче может стать в порте, именованном Полагна. А ежели в помяненный порт войдет, не допустит противный ветр, тогда подобает итьтить к выспе Мило. А оная выспа способно познается помяненных двух горах, которые видеть между западу и северу. Также и на выспе Антимило на стороне греко видеть гора высокая, на которой есть фортеция. А идуще от западу, познается выспа Мило по выспах Карафа и Брусада. Оные две выспы с выспою Антимило лежат к западу, и полкварты от понента ко гарбину Карафи покажется, якобы какой корабль, понеже малая /л. 151 об./ выспа Обрусода плоская, чорная, а Антимило высока, от порту Мило 5 или 6 миль италианских. Пред портом же Мило на северной стране два скопула малые блиско земли, и между ими и землею натуралною корабли проходить могут, а посреди оных двух скопулов проитить невозможно. Блиско капа между западом и полуднем есть скопул малой, имянованный Просинисий. От того скопулу к востоку блиско капа корабли стоять могут безопасно от ветров северных и между северных и восточных, понеже там вода глубока на 20 и на 22 сажени, и дно морское доброе, но ветры сироко /л. 152/ и полуденной зело там противны. От того скопулу чрез гарбин 10 миль италианских есть иные скопулы, имянованные Анания 118 и Просонисия. Оные скопулы, когда бывает мрачно, зело небезопасны есть, понеже ниски и малы, а вокруг их тамо дно морское чисто. От помяненнаго Анания чрез восток 20 миль италианских есть паки иные скопулы, имянованные Пятники — от Аргентеры 119 чрез кварту от остра ко гарбину. Оная выспа Аргентера на стороне восточной от выспы Мило, и между оными выспами Аргентерою и Мило места суть зело добрые, /л. 152 об./ и тамо которые идут к востоку, может быть порт. И входя от востоку во оный порт, подобает итьтить блиско выспы Мило к стороне северной, докележе увидеть порту онаго въезд [197] отворенный. Обаче разсуждать подобает, понеже пункта земли того Мила ниска и несколко протягается в море. И для того итьтить подобает посреди оных пунктов. Входя на помяненное место от выспы Мило со стороны западной, видеть церковь некакая в долу, и подобает приступить ко оной церкве за 6 или за 7 сажен, и тамо безопасно от ветров северных и полуденных, а ветр сироко зело тамо прискорбен. На оном месте /л. 153/ корабли на якорях везде стать могут, кроме средины канала онаго, понеже тамо есть мелкость, на которой вода мелка, и когда тамо ветр сироко и прочие веют силно, и когда море зело волнуется, тогда и канатом рватися принуждено бывает, и слабая тамо надежда до обороны. И ежели ветры занесут корабль на землю под Аргентеру, уже болше здрав быть не может. На стороне Мило есть гора высокая, которая от севера зелена, а от полудня вся бела. Перед тою горою кораблям стоять добро, хотя на средине каналу обаче ближе Мила, нежели Аргентеры, от которой подобает отдалятися. /л. 153 об./ К помяненной Аргинтере есть скопул, имянованный Спатривенто, блиско единой башни, на скале построенной. Оттуду между полудня и западу есть другой скопул, и между теми двемя скопулами могут проходить корабли, и воды тамо есть в глубокость на 8 и на 9, и на 10 сажен. От тех скопулов от понента ко гарбину можно стать на якоре, но тамо дно морское нечисто, и якори одержатися добро не могут. А на стороне восточной можно стать на якорях безопасно. Есть тамо воды в глубокость на 12 и на 13, и на 14 сажен, и дно морское чисто, но когда ветр восточной силно веет, тогда оттуду потребно уходить. /л. 154/ На том канале между Аргентерою и Полиго добро корабли на якорях стоять могут, понеже тамо воды есть в глубокость на 18 сажен, а наипаче лутче стоять между скопу лом Спартавенто, где есть воды в глубокость на 6 и на 7 сажен, обаче въезжая от западу в то место, подобает отдалятися от Аргентеры, понеже блиско ее дно морское скалисто. [198] От Аргентеры чрез греко есть выспа, имянованная Сифанто 120. Между оными двемя выспами канал шириною на 4 или на 5 миль италианских. Тамо блиско капа полуденнаго есть скопул малой, и между оным скопулом /л. 154 об./ и помяненною капою могут корабли на якорях стать. А входя на оное место от западу, управлятися подобает х капу полуденному, донележе оный скопул увидит. И в тот час поступать дале, и когда войдет между скопула Илифанта, тамо может вкинуть якорь, понеже тамо воды в глубокость на 15 и на 16 сажен. Оный порт на корабли есть способны. От Аргентеры чрез север есть выспа, имянованная Серфу 121. От тое ж Аргентеры чрез кварту от грека к леванту и чрез греко леванти есть порт, имянованны Святый Николо и Сергио 122. /л. 155/ На оной же выспе есть доброй порт при оной полуденной капе. Оный порт идущим от западу дастся видеть. Минувши первое капо, в то время увидится въезд во оный порт отворенный, а между востоком и полуднем есть скопул малой. Порт оный есть добрый для идущих как от востоку, яко и от западу, и могут тамо корабли на якорях стоять безопасно от прочих ветров, кроме полуденнаго, которой оному порту противен. От выспы Серфу чрез север, а от Зеа 123 чрез полдень есть выспа, имянованная Термин. Оная выспа много мест имеет, на которых порты быть могут. /л. 155 об./ От той выспы на восточной стране есть 2 или 3 скопула малые, и недалеко от земли от оных скопулов на запад видеть залива, где корабли стоять могут. Обаче оному месту ветр сироко леванти противен. Идуще от капо Святаго Ангела х каналу Зеа, управлятися подобает чрез кварту от грека к трамонтане, и тою дорогою пришед между выспы Корави Избелля Поля 124. Оная выспа Белля Поля от капо Святаго Ангела чрез кварту от грека к трамонтане 30 миль италианских, и не доехав до нее за 20 миль, дастся увидеть, аще и не зело высока, но издалека [199] покажется на ней два или 3 погорка. А предпомяненная /л. 156/ Карава от Белля Поля чрез маестро трамонтану 15 миль италианских помяненною тамо дорогою пройдет корабль между ими, оставя Белля Поля влеве, а Корави вправе. И море тамо везде чисто есть. Идуще от капо Святаго Ангела блиско выспы Корави, а наипаче во мрачное время кто оную увидит, будет разумети, что видеть иную выспу, названную Лонга, которая блиско капы Колонна, недалеко голфы Афинской, протягающаяся от единаго капа до другова Милися, понеже оные видеть невозможно, докележе блиско приступить к выспе Святаго Георгия от Арборы, тогды можно будет увидеть /л. 156 об./ помяненную выспу Лонго, которая от выспы Святаго Георгия от Арборы различается тем, что не суть высока, как выспа Святый Георгий. И у капа онаго между полуднем и западом есть 2 скопула, которые покажутся, якобы были 2 горы. Идуще же каналом от Зеа, оные два скопула подобает оставить в тылу помяненной выспы Лонга, так что их всех видеть не будет, доколе придет пред порт Зеа. Оная выспа Лонга ни единаго порта не имеет. Помяненная выспа Зеа суть выше, нежели выспа Лонга. Идуще же от полудня от капо Святаго Ангела, когда будет Зеа чрез греко трамонтану, /л. 157/ в тот час покажется короче да выше. А выспа Термия суть доле и выше. Корабли там могут без всякаго опасения между выспами Зеа и Термия стоять, понеже канал оный широк на 7 и на 8 миль италианских и везде чист. Входя на оный канал, видеть также выспа Гюра 125. Выспа Зеа между западом и севером зело изрядный порт имеет. Идуще от западу ко Сцие и входя во оный порт, подобает разсуждать о единой горе, на которой есть церковь, и подобает итьтить блиско земли, доколе увидит самый порт непреминут, понеже въезд во оный порт тесен блиско горы [200] высокой, которой /л. 157 об./ неспособно познается. И того ради преминуть ево способно может. Тамо на восточном капе есть церковь белая, по которой познавается оный порт, и увидевши оную церковь, подобает к ней управлятися, донележе приступить блиско земли, оттуду видеть въезд во оный порт, между полуднем и западом отворенный, и оставя помяненную церковь на левой стране войтить во оный порт свободно. Другой знак, еже на оной горе есть семь мелниц ветреных, которые увидев, итьтить полобает дале, доколе очые мелницы будут чрез кварту от сирока к леванту. В тот час управлятися подобает /л. 158/ к тем мелницам так, доколе помяненная церковь заслонит оные мелницы, что уже видети их не будет возможно. И так войти 126 можно во оный порт, как выше написалося. А вшедши вовнутрь порт, ежели ветр от запада будет веять, тогды ставити подобает корабль ко оному ветру боком, как италиане говорят алльорца, и проходить за оную гору, на которой помяненная церков. Во оном порте стать можно на якоре так на стороне грека, как на стороне гарбина. И на средине порту онаго есть вода в глубокость на 20 и на 22, и на 24 сажени. Идущим же к западу лутчи в том порте стоять на стороне гарбина, чтоб способнее могли из него /л. 158 об./ вытти. Идущим к востоку подобает стать на полуденной стороне под высокою горою. Тамо воды есть в глубину на 15 и на 16 сажен. И минувши пункту среднюю, видеть будет иная церковь. И суть на оном порте безопасно от всех ветров. Чрез маестро и чрез полкварты к трамонтане есть иной порт, имянованны Расте. От выспы Андре чрез 40 или 50 миль италианских. Оный порт есть един из лутчих, на которой от всякаго небезопасения уходить могут корабли. Пред оным портом есть малый округлый высоки скопул. По обоим странам онаго скопулу корабли проходить могут, /л. 159/ понеже место способно суть. На оном скопуле, на самом верхе есть некакая махина марморовая, по которой способно [201] познавается. И блиско онаго скопула есть иной малой высокой скопул, на котром также есть мармор резной. Поступая дале, видеть будет выспу долгую плоскую, около которой везде море чисто. В тылу оные выспы могут корабли стать на якорях. Воды тамо в глубокость на 6 и на 7, и на 8 сажен. От капы Колонна между западу и севера 10 или 11 миль италианских на голфе Егано есть порт, имянованный Афины или также Леон 127. От того порту на северной стране /л. 159 об./ есть фортеция на высокой горе по котооой оный порт познавают. В средине онаго порту есть фигура марморовая, зело древней работы, наподобие л(ь)ва, от которой оный порт имянуется Аеон или Лев. На въезде онаго порту есть два скопула малые, и так оный порт разширенный вовнутрь, что могут в нем вместитися 500 кораблей и болше. Воды есть в глубокость на 10 и на 11 сажен, и дно морское доброе. При том порте был город древние Афины, а ныне ничего иного нет, токмо гора каменная. И между полуднем и востоком видеть много скопулов каменных древняго строения. Входить подобает во оный порт /л. 160/ чрез трамонтану, и воды в глубокость на оном въезде на 10 сажен. От того порту на запад есть выспа, имянованная Куроло 128. Между оною выспою и землею натуралною есть место зело доброе, где стоять бастиментом на якорях безопасно от всех ветров, и воды тамо есть в глубокость на 18 сажен. ОПИСАНИЕ КАНДИИ 129 Между западом и севером есть капо, имянованное Буса 130, от Милии 90 миль италианских. Оное капо высоко, но не таково, как капо Спада, до котораго 15 миль италианских. Оттого /л. 160 об./ капа на запад есть два скопула. Един, имянованный Карабуса, около котораго везде море чисто, [202] другой называется Инзола Карабуса 131. Между помяненною капою Бусою и между двемя выспами могут корабли проходить, но место есть тесно, понеже оные скопулы от земли недалеко. И между выспою Карабусою и землею натуралною на стороне полуденной есть порт зело доброй. Входя во оный порт от северу, подобает управлятися прямо к помяненной капе Буса, и пришедши блиско онаго капа, пройтить между оным капом и скопулом, оставя скопул на правой стране, а когда вето греко или /л. 161/ восточной веет, тогда подобает итьтить блиско земли под горою, а ежели в то время кто от тое горы отдалится, уже паки к ней приближатися невозможно, понеже ветр с такою силою с оные горы сступает, что до земли приступить никакими мерами не допустит. Входя тамо вовнутрь, видеть гору высокую на земле натуралной, под которою порт Карабуса. Между оною горою и скопулом есть фортеция. Есть тамо же никой 132 скопул малой, около котораго море чисто, и стоять тамо корабли могут. Воды тамо в глубокость на 6 и на 7 сажен, обаче дно морское зело /л. 161 об./ твердое, яко каменное. Того ради корабли тамо подобает укрепить канатами к земле на стороне западной пред лавками, а входящим во оный порт и выходящим от помянекные фортеци чрез запад между капом высоким и высокою ж Карабусою, подобает ведать, что оный въезд неширок, на котором есть на средине мелкость, которая зело приближается к пункте ниской от Карабуса, а нежели к пункте высокой земли натуралной, и для того проходить подобает блиско оной высокой пункты, понеже тамо воды в глубокость есть на 7 и на 8 сажен, /л. 162/ а на помяненной мелкости толко воды в глубокость на 4 фута. От капы Буса до капы Спада 133 45 миль италианских. Между сими скопулами есть великая голфа, но не суть добра на карабли, понеже когда ветр от севера веет, тогда тамо поступить невозможно. Дно морское тамо доброе. [203] От капо Спада до капы, имянованные Малекка 134, 15 миль италианских. На оной голфе от капо Малекка 10 миль италианских чрез сироко леванти есть город Канея 135. И блиско помяненные капы Спада могут корабли стоять на якорях, понеже море чисто, но когда ветр /л. 162 об./ от севера веет, тогда выттить корабли оттуду не могут. А от западных и полуденных ветров тамо безопасно. От города онаго чрез запад 4 или 5 миль италианских есть выспа. имянованная Святый Феодор 136, от земли натуралной толк о на выстреление ис пушки. И между оною выспою и землею натуралною корабли и галеры стать на якорях могут. И входя на оное место, за помяненной скопул подобает итьтить чрез страну восточную, а чрез страну западную корабли протьтить не могут, толко проходят галеры, понеже тамо воды в глубокость на 7 и на 8 футов. И входя на то место, /л. 163/ подобает войтить вовнутрь и тамо стать, понеже тамо воды в глубокость на 4 и на 5 сажен, и от ветров тамо безопасно, кроме восточнаго, но и тот тамо повреждения учинить не может. Вместитися тамо могут 8 или 10 кораблей. Между тою выспою и городом есть 3 или 4 скопула малые блиско земли, от города на выстреление ис пушки. Оные скопулы плоски, в высоту толко на 7 или на 8 футов. За теми скопулами может стать целая флота, на которое место двемя или тремя странами и галеры входить могут. Тамо воды есть в глубокость на 6 и на 7 сажен, и безопасно тамо от всех ветров. /л. 163 об./ Входя во оный порт Канея, управлятися подобает к городу, даже будет видеть башни фортеции, и увидевши меншую фортецию, которая на стороне западной, управлятися подобает на оные две фортеции. И приходя блиско города, меншую фортецию оставить на левой, а болшую на правой стране. И скоро въезжая во врата или во въезд, якори кинуть, понеже дале поступа, вода будет мелка. Также и против меншия фортеции [204] могут малых 2 или 3 корабля стать. И тамо воды есть в глубокость на 10 /л. 164/ или на 11 футов, а галеры могут войтить вовнутрь блиско фортеции и под горою высокою на стороне города и арсиналу, а блиско мелницы тамо вода мелка. От капо, имянованной Малая, на восток есть голфа, имянованная Суда 137. Идуще от западу и преминув оное капо, скоро тое голфу увидит. В то время управлятися подобает чрез гарбин, и так подобает итьтить, даже увидится скопул блиско земли натуралной на котором есть некакое каменное строение, но порт лутче и скорее познать можно по выспе Суда, которая есть на средине въезду в тое голфу, и по обоим сторонам /л. 164 об./ оной выспы пройтить корабли могут, и преминув помяненный скопул, на котором есть строение, могут корабли стать на якорях, понеже воды там в глубокость на 12 и на 14 сажен, и безопасно от прочих ветров, кроме восточнаго и между севернаго и восточнаго, и дно морское доброе. А кто похочет итьтить дале за фортециею, имянованную Суда, тому подобает итьтить блиско скопулу, доколе ево преминет, а наипаче как тамо послужит ветр. От тое фортеции на стороне западной есть иной скопул, и кто хощет стать близ самые фортеции, тому подобает приближатися к тому скопулу, /л. 165/ как возможность поволит, и тамо на якоре стать может, понеже тамо вода безмерно глубока, а на конце голфы вода в глубокость на 7 и на 8, и на 9 сажен, и дно морское доброе. От тое фортеции на север на средине каналу есть скопул малой. Онаго скопулу по обоим странм корабли проходить и стоять тамо могут. Воды тамо в глубокость на 12 и на 14 сажен. Мало поодаль оные фортеци чрез сироко леванти есть город, имянованны Пикорне. На единой пункте блиско моря того города есть зело изрядная залива, где могут корабли стать на якорях безопасно. /л. 165 об./ [205] От капо Малаго чрез полкварты от сирока к леванту 25 миль италианских есть город, имянованны Релимоле 138, блиско моря напригорье. Есть тамо и порт, которой служит толко на малые корабли, и есть тамо от тое фортеции к востоку мелница, за которою малые корабли уходят. На восточной же стране есть едина залива недалеко от фортеции, где корабли на якорях стать могут, понеже тамо воды в глубокость на 12 и на 13 сажен, и море чисто, и дно морское доброе, но когда ветр от севера веет, тогда тамо кораблям стоять недобро, и подобает преминуть едину башню от Святаго Гвиндана, которая блиско моря от реки Моза 6 миль италианских. /л. 166/ От помяненные башни до Меля Потимо по 3 мили италианских. Есть тамо фортеция блиско моря. Близ тое фортеции в порте 139 могут вместитися 6 или 8 галер, обаче оный порт выставлен ветром северным. От Меля Потимо до порту, имянованнаго Аталия 140 3 или 4 мили италианских. Оный порт доброй токмо на галеры, которые когда в средину онаго порту войдут, укроются от ветру севернаго. Тамо может вместитися 5 или 6 галер. От порту Аталии до капо, имянованные Сусо, блиско капа Фесхия 141 чрез кварту от леванта к сироку 45 или 50 миль /л. 166 об./ италианских. От онаго капо Суса на стороне восточной есть порт, имянованный Святая Пелагия 142, в котором вместитися могут 6 или 8 галер, и отворен суть оный порт ветром северным и между северным и восточным. А кто желает оный порт познать, разеуждать подобает о капе Суса, что на восточной стране онаго капа есть скопул малой блиско земли, а на земли тамо на единой пункте есть едина фортеция. Тогда оставя оную фортецию на правой стране, итьтить подобает за тое пункту блиско земли, тамо корабли стать могут, привязавшися канатами к земле, /л. 167/ а воды тамо в глубокость есть на 5 и на 6 сажен. [206] Мало поодаль от онаго капо есть иное капо, имянованное Фресхия, тамо же есть и фортеция, имянованная Пале. Тамо порту нет, аднакож могут корабли на якорях стоять, и когда ветр северной веет, тогда оттуду выходить подобает. От капо Фресхия до города Кандии 143 чрез сироко 12 миль италианских. Пред городом Кандиею корабли на якорях стать могут. Воды тамо есть в глубокость на 12 и на 20 сажен, и дно морское доброе, но когда ветр северной веет, недобро тамо стоять. а средние корабли /л. 167 об./ и малые могут войтить тамо в порт. И когда входят во оный порт, тогда пришедши на помяненную заливу пред городом, управлятися подобает прямо к фортеции которая близ мелницы, даже приступят блиско земли. В то время оставя оную фортецию на правой стране, итьтить подобает между фортецию и мелницею, но паче приближался к фортеции, понеже въезд оный зело тесен. А вшедши в порт, итьтить подобает блиско мелницы, где есть помяненная фортеция, и тамо стать можно, укрепяся канатом за един скопул малой, и будет безопасно от всех ветров. А на въезде воды в глубокость толко на 12 или на 13 футов. /л. 168/ От Кандии чрез кварту от трамонтаны ко греку 12 или 13 миль италианских есть выспа, имянованная Стантея 144, а от капо Суса до тое выспы чрез восток 12 или 13 миль италианских. Оная выспа 3 порта на полуденной стране имеет. Первый к западу, имянованный Святый Георгий, тот не зело способен на корабли, понеже дно морское в нем нечисто, наполнено скал и каменья, и вода мелка. Тогда и на канатах корабли удержатися в нем не могут, понеже брега зело ниски, и земля слаба, а галеры могут дале вовнутрь войтить, где есть мало безопаснее. Другой /л. 168 об./ порт болшой на средине выспы, имянованныя Святый Николо. При том порте на западной стране есть гора высокая. Входя во оный порт от западу, подобает итьтить блиско горы безопасно, понеже тамо вода глубока на 30 сажей, но и тамо, когда ветр от севера [207] силно веет, тогда опасно, чтоб от земли неотдалитися. А ежели отдалитися, уже паки к земле не приступить. А кто желает стать на якоре в тылу пункты, тому итьтить потребно за тое пункту, как возможность допустит. А около оные пункты воды в глубокость на 40 сажен. А входя во оный порт, видеть между севером и востоком церковь вовнутрь другова меншова порту. /л. 169/ Пред церковию могут корабли стать на якорях. Воды тамо есть в глубокость на 12 сажен. И подобает тамо корабли укрепить канатами к земле. А минувши другое капо, есть третей порт, имянованный делля Модона 145, лутче прочих. И входя во оный порт ветром северным, подобает итьтить блиско пункты. Также и в том порте подобает укрепить корабли канатами к земле, а воды около оные пункты в глубокость на 20 и на 24 сажени. А вовнутрь самаго порту воды в глубокость на 8 и на 9 сажен. На тех портах безопасно от протчих ветров, кроме сирока и полуденнаго. На средине онаго порту от востоку есть /л. 169 об./ церковь. Пред тою церковию могут корабли стоять на стороне онаго порту. Тамо от выспы Стантия на западе есть скопул блиско земли. И между оным скопулом и землею толко в глубокость воды на 5 или на 6 футив. От той же Стантеи на восточной стране есть другой скопул, имянованный Позимада 146, которой далечайше есть от 147, нежели первый, а между им и выспою вода глубока на 40 сажен, и около ево море чисто. От выспы Стантия чрез кварту от леванта ко греку 33 или 34 мили италианских есть капо, названное Святый Иоанн, которое протягается зело /л. 170/ в море. От того капа на стороне восточной есть голфа, имянованная Тиналонга 148. На средине въезду во оную голфу есть скопул малой, на котором есть фортеция, зовомая Тинолонга. Оный скопул блиско капа восточнаго. Входя во оный порт с единой или з другой страны, подобает итьтить х капу Святаго Иоанна, и оставя оное капо на стороне правой, а скопул с фортециею на левой, итьтить [208] подобает в тыл фортеции, но не зело вовнутрь въезжать, понеже тамо дале вода мелка. Того ради подобает стати тамо, где есть воды в глубокость на 6 и на 7 сажен. А в тылу капа восточнаго есть иной скопул, /л. 170 об./ имянованны Колохида. Оный скопул чинит порт доброй на сохранение кораблей в нужной потребе. Порт оный тем же имянем назвается Колохида, и пособен на корабли и на галеры, и безопасно в нем от всех ветров. А входя во оный порт, подобает разсуждать о единой горе высокой округлой, на которой есть башня. И итьтить тогда потребно ко оной горе даже блиско земли. И тем времянем начнет показыватися скопул малой, которой оставя влеве, срединою итьтить подобает. Тамо стоять корабли могут, укрепяся канатами до скопулов и до земли натуралной. /л. 171/ От капо Святаго Иоанна до капа Сидры 149 37 или 38 миль италианских. От того капа на запад есть великая голфа 150. Пред тою голфою на запад есть 3 скопула малые, имянованные Гияниззари 151. От тех скопулов между полуднем и западом при той же голфе есть город, имянованны Сетия 152. Оный город ни единаго имеет порту, токмо есть едина залива, на которую вовнутрь корабли входят. Но когда ветр северной веет, тогда оттуду с трудностию выттить, и временем случается, что оставя корабли со едиными душами, люди уходят. А от капы Сидра на восточной стране есть /л. 171 об./ скопул, имянованны Морена 153. Между помяненным капом и скопулом оным есть две или три мелкости. Познатися могут, когда море хотя мало волнуется, тогда об них волны разбиваются. А когда бывает тамо мрачно, подобает срещися, чтоб не впасть на оные мелкости, а итьтить подобает блиско помяненнаго скопулу. От скопулу Моретти на полуденной стране могут корабли стать на якорях безопасно от северных ветров, и воды тамо в глубокость на 14 и на 16 сажен. От того е скопулу чрез гарбин начнет показыватися гора высокая, на которой /л. 172/ видеть стены строения древняго каменнаго некакия фортеции. [209] Под тою горою есть велиая залива, где может быть порт безопасны а от прочих ветров, кроме греко леванти, которой тамо бывает труден. Оттуду чрез восток за 2 мили италианских есть 2 скопула малые блиско капы, имянованные Саламон 154. И между оными скопулами и помяненною капою может целая экспендиция военных кораблей стать, которые на восток идут, понеже оттуду вытьтить могут чрез восток и чрез север, и чрез запад. Оный порт имянуется капо Саламон. Позади капа Саламона чрез гарбин есть 2 скопула малые блиско земли Кандии, имянованные Кавалли. Оные скопулы не чинят /л. 172 об./ порту. От тех скопулов чрез гарбин есть еще 3 или 4 скопулы малые, имянованные Християны 155. От тех скопулов чрез кварту от понента к гарбину 8 или 9 миль италианских есть иные скопулы, имянованные Скандорони 156. Около оных скопулов на полуденной стране море везде тамо нечисто, наполнено скал и камней, а на северной стране чисто, и корабли тамо стать могут. Оные Скалд рони суть 2 скопулы малые и близ единаго, которой к западу корабли стоять могут. На оном канале времянем вода зело быстро идет. От тех скопулов чрез маестро трамонтану есть еще 2 скопулы малые, за которыми скопулами могут корабли стоять на якорях, а галеры могут и вовнутрь войтить /л. 173/ между самым скопулом, понеже воды тамо есть в глубокость на 12 и на 16 футов. От капо Святаго Иоанна до выспы, имянованные Госа 157, чрез сироко и чрез кварту от сирока к остру 30 миль италианских. Оная выспа на восточной стране имеет зело добрый порт, где корабли на якорях стать могут. Есть тамо и сладкая вода. Оная выспа к востоку высочайша, а к северу ниже. При капе от гарбина есть тамо мелкость, которой опасатися подобает. Комментарии 70. Там же. С. 85-86, 129-130; о-в Андрос. 71. Там же. 1841. С. 129-130; о-вТинос. 72. О-в Микони (там же. С. 128- 129), совр. Миконос. 73. Вероятно, совр. о-в Риния. 74. Совр. Айос-Стефанос. 75. О-в Сирое (Лоция, 1841. С. 127). 76. О-в Парос. 77. Коковцов, 1786. С. 37-38. Совр. город Науса. 78. Там же. С. 39. Совр. Андипарос. 79. О-в Иос. 80. О-в Сикинос. 81. Лоция, 1841. С. 116. Совр. о-в Христиана. 82. О-в Санторин (там же. С. 115-116), о-в Тира. 83. Так в тексте. 84. Видимо, о-в Касос. 85. Скарпонтоу М. Г. Коковцова (Коковцов, 1786. С. 63). Лоция, 1841. С. 111-112. О-в Карпатос. 86. Лоция, 1841. С. 112. 87. Там же. С. 112. 88. Т. е. треугольное. 89. О-в Сария. 90. Лоция, 1841. С. 112. Порт Тристомато, совр. название Тристо- мон. 91. Вероятно, совр. о-в Халки. 92. О-в Родос. 93. Лемоня (Лоция, 1841. С. 138), совр. о-в Алимия. 94. О-в Сими (там же. С. 137). 95. Мыс Волпо или Алупи (там же. С. 137). 96. г. Родос. 97. О-в Пископи или Тилос (Лоция, 1841. С. 138). 98. Фраза «вместитися 4 или 5 кораблей могут» добавлена на полях. 99. О-в Нисирос (Лоция, 1841. С. 138). 100. Там же. С. 139. Совр. о-в Яли. 101. Мыс Крио (там же. С. 139). 102. О-в Кос. 103. О-в Калимнос. 104. О-в Лерос (Лоиия, 1841. С. 141). 105. О-в Патино или Патмос (там же. С. 146). 106. О-в Самос (Коковцов, 1786. С. 58-60; Лоция, 1841. С. 147). 107. Так в тексте, нужно — Самос. 108. О-в Никария (Лоция, 1841. С. 147), Икария. 109. Группа островов Фурни (там же. С. 146), далее автор называет их Форти. 110. Коковцов, 1786. С. 54. Лоция, 1841. С. 119. О-в Аморгос. 111. О-в Наксос. 112. О-в Нио. 113. Коковцов, 1786. С. 42-43; Лоция, 1841. С. 119. О-ва Милос и Антимилос. 114. Коковцов, 1786. С. 43. 115. Серфу у М. Г. Коковцова (Коковцов, 1786. С. 44). Вероятно, о-в Серифос. 116. Т. е., вероятно, о-вом Сифанто (Сифносом). 117. Карави и Фалконеро (Лоция, 1841. С. 68-69). 118. Там же. С. 121. О-в Ананес. 119. Коковцов, 1786. С. 42; Лоция, 1841. С. 121. О-в Аржантьера или Фолегандрос. 120. О-в Сифнос. 121. Упоминавшийся уже выше о-в Серифос. 122. О-в Сериго и пристань Св. Николо (Коковцов, 1786. С. 48). 123. Коковцов, 1786. С. 45-46. О-в Зия (Лоция, 1841. С. 83-84), вероятно, о-в Кея. 124. О-ва Карави и Белло-Пуло (Лоция, 1841. С. 68-69). 125. О-в Юра (там же. С. 131). 126. Так в тексте, вместо войтить. 127. Лоция, 1841. С. 75. 128. О-в Кулури (там же. С. 76). 129. Кандия — остров Крит (Коковцов, 1786. С. 49-51; Лоиия, 1841. С. 105-115). 130. Мыс Бусо (Лоция, 1841. С. 106). 131. О-ва Агрия-Грамвуса и Грамвуса (там же. С. 106). 132. Так в тексте, вместо некой. 133. Мыс Спанда (Лоция, 1841. С. 106). 134. Там же. С. 107. 135. Там же. С. 106-107. Вероятно, Ханья. 136. О-в Агия-Федора (там же. С. 107). 137. Там же. С. 107-108. 138. Город Ретимион (там же. С. 108). 139. В тексте ошибочно «в торте». 140. Лоция, 1841. С. 108. 141. Мыс Фреския, западная граница кандийской бухты (там же. С. 108). 142. Совр. Айия-Пелайия. 143. Видимо, г. Ираклион. 144. О-в Стандия (Лоция, 1841. С. 109), совр. Дия. 145. Там же. С. 109. 146. О-в Паксимади (там же. 1841. С. 109). 147. Далее в рукописи вместо названия оставлено пустое место. 148. Спиналунга (там же. С. 110). 149. Мыс Сидеро (там же. С. 111). 150. Бухта Ситтия. 151. О-ва Янис или Янычар (там же. С. 110-111). 152. Совр. Сития. 153. Видимо, о-в Касо (Лоция, 1841. С. 111). 154. Там же. С. 113. 155. О-ва Христиана (там же. С. 113). 156. О-ва Галдерони или Гайдурониси (там же. С. 113-114). 157. О-в Гозо (там же. С. 114). Текст воспроизведен по изданию: Толстой П. А. Описание Черного моря, Эгейского архипелага и османского флота. М. Наталис. 2006 |
|