|
ИСТОРИЯ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ЗАКОНОВ ЯНЫЧАРСКОГО КОРПУСАМЕБДЕ-И КАНУН-И ЙЕНИЧЕРИ ОДЖАГЫ ТАРИХИ Глава третья кто из янычарских йолдашей должен служить у аги Иолдаш, который будет служить у аги, должен быть [человеком] старым. Он должен пройти все виды службы в ода и быть назначенным [слугой аги] с разрешения одабаши и [113] согласия старых [йолдашей], являющихся кетхюда ода и баш /71а/ одабашя, чтобы, получив после службы, если он из числа яябаши, звание загарджи, секбана или солака, был старым и опытным человеком, чтобы был достойным их и соответствовал занимаемому положению. Он должен быть справедливым и не преступать закона. Янычар, которые служат в бёлюках аги в качестве опоясанных парчовым кушаком, называют гедикли. Они также должны быть людьми старыми и опытными, чтобы, став гедикли, а затем, по мере продвижения по службе, бёлюкбаши и заместителями чавуша, были бы достойны этих должностей. Таким образом, служащий [у аги] из числа яябаши становится [либо] загарджи, [либо] секбаном, [либо] солаком. Старого янычара, который является одабаши, в случае милости назначают яябаши. Закон таков. [Янычары] из бёлюков аги становятся тюфенкчи 1 и мумджи, одновременно получая чин бёлюкбаши. Закон таков. Однако со временем постановили назначать их коруджи. Но это — не древнее установление. Тому, кто отрубил голову [врагу] или же водрузил знамя над крепостью, дается чин яябаши, бёлюкбаши или же предоставляется гедик. Или предоставляется звание загарджи, секбана и солака, /71б/ а также сипахи и капуджи. Закон таков. Однако тому, кто водрузит знамя, раньше других ворвавшись в крепость, жалуется пост санджакбея, а желающим [дается] звание отурака. Предоставляется также звание коруджи. Однако в старину всех коруджи было не более ста человек. Какого-нибудь старого коруджи назначали над ними в качестве коруджибаши. Когда повелитель объявлял поход, они открывали ворота [янычарских] ода, называемые Солак и Адет, что неподалеку от Сары Гейиза 2, и охраняли их. Другие ворота закрывали. Капуджи у тех ворот Солак становятся яябаши 56-го [джемаата], а капуджи у ворот Адет — яябаши 13-го [джемаата]. Ворота эти называются Адет потому, что все другие ворота закрываются, а эти нет 3. Их охраняют коруджи. Они сторожат их до тех пор, пока из похода не возвращается повелитель. Вот почему эти ворота называют Адет. Коруджи появились впервые во времена султана Мурад-хана, отца султана Мехмед-хана 4. Для охраны янычарских ода, находившихся в Эдирне, и кораблей, когда сами они отправлялись в поход, [янычары] избрали из своей среды нескольких инвалидов и стариков и велели им сторожить [их]. Когда [янычары] /72а/ возвращались из похода, они выдавали им их жалованье, которое полагалось им за время похода. И те, получив свое жалованье, жили себе в тот год спокойно. Однако тогда должность коруджи не являлась [114] гедиком. Она была тогда вот такой. Поручали [эту службу] нескольким старикам из числа инвалидов. Впоследствии, когда Его Величество покойный султан Мурад-хан отправился на завоевание Молдавии 5, нескольких янычарских йолдашей из числа раненых и инвалидов назначили коруджи с их [прежним] жалованьем, ибо во время похода ода не охранялись, — да так, чтобы они были освобождены от похода. [Тогда] назначили шесть рядовых [янычар] коруджи с их [прежним] жалованьем. [Решили так]: «Пусть сторожат хорошенько, ведь они на то и поставлены к янычарским ода. А в янычарских ода много чего есть. Пусть берегут вещи янычарских йолдашей от крыс». По этому поводу есть разногласия. [Некоторые] говорят, что [коруджи] не назначались. Когда Его Величество султан Мехмед-хан, завоеватель Константинополя, построил ода в Стамбуле, он назначил десять человек коруджи [в янычарские] ода. Их также назначили коруджи с их [прежним] жалованьем. [Эту службу] поручили раненым и инвалидам, находившимся в Стамбуле. Согласно же другому рассказу, когда Его Величество покойный султан Сулейман-хан, приложив немало рвения в походе против Родоса 6, /72б/ овладел упомянутой крепостью, оказалось столько раненых и изувеченных, столько искалеченных янычар, что невозможно и передать. Негодных к службе инвалидов назначили отураками, [вписав их] в дефтер шехир эмини для [выдачи] каждому по два-три акче из излишков [доходов султанских вакуфов]. В то время отураками становились так. Впоследствии, когда на престол вступил султан Селим-хан 7, [отураки] обратились к нему с просьбой. Толпою явившись к воротам [султанского] дворца, они изложили здесь свою просьбу, после чего был издан ферман, разрешавший отуракам оставаться в [составе янычарского корпуса]. Они допущены в корпус с того времени. Нынче и самих их стало много, и жалованье их велико. Однако рассказывают, что [должность] коруджи узаконил Его Величество султан Сулейман-хан во время похода против Родоса. Достоверно известно, что во время войны против Сигетвара было 80 коруджи. До времени [правления] султана Селим-хана 8 старейший из этих 80 [коруджи] являлся коруджибаши. [Коруджи] открывали ворота [янычарских] ода, называемые Джаиз и Солаклар, и сторожили их, забив досками [ворота, выходившие] на другие улицы. Они проверяли ода, обходя их по очереди. По очереди же осматривали находившиеся в ода вещи. Впоследствии, во времена Его Величества султана Селим-хана, 9 когда [янычары] /73а/ пожаловались на [обилие] крыс, они [115] попросили назначить коруджи при своем жалованье двух йолдашей в каждой ода. В [ода] секбанов назначали десять человек коруджи, а в других ода — по два человека [в каждой]. В ода кетхюда-бея назначили шесть [коруджи], в ода баш чавуша — четыре, а [в ода] сансунджибаши, турнаджи-баши и загарджибаши — по четыре [коруджи]. [В ода] других [янычарских] ага очага назначили на одного-два [коруджи] больше, в зависимости от положения, [занимаемого агой]. Всего коруджи было назначено 400 человек. Учредив [должность коруджи] посредством хатт-и шерифа 10, приставили их к воротам [ода]. Им положено служить в качестве сторожей, и число их не должно увеличиваться. Какое-то время [коруджи] имелись и при канцелярии Эфенди. Не знаю, есть ли они там сейчас. Все [коруджи получали] свое [прежнее] жалованье. Оно не было таким большим, как теперь. И прибавка им не выдавалась. И закона такого не было. В те же времена [прибавку] жаловали очень старым и негодным к службе коруджи, а яябаши, бёлюкбаши и одабаши ее не получали. Им давали должности. О чавушах же и им подобных и говорить не приходится. Ныне [жалованье коруджи] достигает 25 и 30 [акче]. Молод [ты] или /73б/ немолод — дают [такое жалованье]. Коруджи получают пай харджи и йака харджи, потому что они охраняют ода, имеют службу. Не являющегося [на службу коруджи] наказывают. Теперь, однако, в каждой ода есть коруджи, но кет коруджибаши, который бы ими командовал. Каждый [коруджи] охраняет свою ода, а потому в [особую] ода коруджи не является. Кого следует назначить коруджи и какое ему назначить жалованье, отныне определяет благородный указ падишаха. Впредь следует предоставлять освободившуюся должность [коруджи], посоветовавшись с великим везиром, улемами, мудрыми [людьми государства] и старейшинами очага, принимать решение, сообразуясь с благородным указом [падишаха]. Впредь следует, назначая жалованье [коруджи], принимать во внимание положение, [которое он занимал]. Издавна овец [для коруджи] выдавал чорваджибаши 11. И он уж распределял их. Нынче в каждой ода [много] самых разных коруджи. [Овец] берут и пригоняют к дому чорваджи. [При этом] много овец пропадает. Большинство коруджи ныне — молодые парни. Коруджи назначают крепких, сильных и годных к походам [янычар], занимавших ранее должность одабаши. Их, согласно правилам продвижения по службе, положено назначать секбанами, загарджи и бёлюкбаши. /74а/ Одним словом, должность коруджи — дело стариков и инвалидов. Коруджи не должно быть больше, чем [это] [116] определено падишахом. [Если нужно дополнительно назначить коруджи], следует назначать ими стариков из числа яябаши с жалованьем 15 акче. Не положено давать более того. Не следует делать ничего, что выходит за рамки [предписанного] законом, ибо многое из того, что ему не соответствует, проникло в дефтеры. Проверить то, что [в них] попало, нет возможности: это ведет к бунту [янычар]. Однако следует повелеть, чтобы раз в три месяца для казны составляли дефтер, включая в него все [новые] записи и отмечая красными [чернилами] тех, кто обязан участвовать в походе. Нужно, чтобы Его Величество счастливый падишах, забрав [этот дефтер] во дворец, как это делалось раньше, вместе со [своими] силяхдарами 12 сличал новый [дефтер] со старым, дабы ему было известно, сколько останется в казне, а сколько будет взято. Тогда большинство молодых людей, которые нынче при должностях, не возрадуются, ибо вожделениям их [будет нанесен] удар. Поэтому-то они не хотят, чтобы [правда] выплыла наружу. Итак, нужно сличать [дефтеры] и наблюдать [за ними]. И тогда все обретет порядок. Звание коруджи следует предоставлять [тому], кто его заслуживает, — так, как это было описано. Ныне же есть такие янычары, которые при помощи денег становятся коруджи с [жалованьем] 25 и 27 акче. Покупая каждое акче [своего будущего жалованья] /74б/ за 10 алтунов, они сделали его большим. А есть такие, кто после службы, имея звание яябаши, но не имея денег, с трудом стал коруджи с [жалованьем] 10 акче. Есть и такие, кто, будучи потомственным заимом и став вопреки закону янычарским баш шакирдом, заставил отца продать свой зеамет 13. Мало того, что тот понятия не имеет о ремесле янычара, — его сделали нынче коруджи с [жалованьем] 25 акче. Вот такой человек занимает ныне одну из должностей в очаге, а те, что продвигаются по службе положенным образом, честные бедняги, ходят жалкие и ничего не понимают. Старики несут тяготы похода, а зеленые юнцы, став коруджи, занимаются торговлей. Взор наших командиров обращен [лишь] на деньги, только и думают, [как бы] урвать от казны. Благодарение Аллаху, ныне, когда Его Величество счастливый падишах, опора мира, соизволил пожаловать пост великого везира Дервиш-паше, тот на службе падишаха взялся за дело засучив рукава, и государство обновилось и приобрело молодой лик. Никто из нынешних должностных лиц и членов Дивана не осмеливается на поступки, противные древнему закону, ]каждый] стремится действовать так, как предписано древним законом. Итак, было подробно рассказано о должности коруджи. [117] /75а/ Следует повелеть, чтобы впредь вакантные места [коруджи] объявляли согласно решению, принятому падишахом мира, чтобы не объявляли больше вакантных мест, чем [положено]. Что касается [звания коруджи], то необходимо предоставлять [его] старикам из числа яябаши и бёлюкбаши, проявляя умеренность, а старым людям из числа загарджи, секбанов и солаков — в зависимости от их положения: не следует давать излишне много. Впервые опоясанные парчовым кушаком гедикли в ведомстве аги появились во времена султана Мехмед-хана, завоевателя Константинополя. Тогда янычары [носили] пестрый кушак [из ткани], ткавшейся в Карамане. У них был такой [кушак]. И сейчас он есть. Ныне его носят старики, живущие ло ту сторону моря 14. А в те времена [такой кушак] носили янычары. У них был еще один, внутренний кушак: по нему было сразу видно, что это капыкулу. Кушак служивших при аге для отличия сделали из серебряной парчи. В те времена у секбанов был единственный гедик. Со временем [появились] гедики мумджи и мехтеров 15. А тогда мехтеров и мумджи не было. Поскольку кетхюда-бея возводили в ранг [янычарского] аги и секбанбаши, его одабаши, сарраджи и чокадары носили парчовый кушак. Впоследствии, когда агами стали назначать [лиц] из числа дворцовых людей, /75б/ им запретили носить [парчовые кушаки], чтобы они не походили на гедикли [янычарского] аги, хотя, по сути, их ранги равны. По этой же причине сарраджи и одабаши [кетхюда-бея] носят кече без юнлюка. После того как [янычарского] агу стали назначать из [числа] дворцовых ]людей] и его гедики приобрели славу, главным среди них стал [гедик] старшего мехтера. Он — особый слуга аги, вроде хассеки. Чин ниже его имеет орта мехтер. [Орта мехтер] убирает зал, где [проходит] совет аги. Ниже его чином является младший мехтер. Он служит при талимхане, имеющемся в ведомстве аги. [Младшего мехтера] называют еще талимханеджи. Мехтеров возводят в ранг бёлюкбаши, младшего чавуша или заместителя чавуша. Каждый день, когда собирается диван [янычарского аги], [мехтеры] надевают мюджеввезе. А когда они едут куда-нибудь вместе с агой, они надевают кече без юнлюка; иногда они шествуют впереди него, надев дюльбенд. [Мехтеры] также опоясываются парчовым кушаком. Будучи [простыми] янычарами, [мехтеры] носят мюджеввезе вот по какой причине. Случилось [это] во времена султана Селим-хана, сына Баязид-хана 16. До того времени не было гедика должности мехтера. Так было до тех пор, пока во времена султана Селим-хана [янычарских] ага не стали [118] назначать из [числа! дворцовых [людей]. [С тех пор] прошло десять лет, /76а/ а в помещении дивана аги все еще несли службу его собственные слуги. Случилось так, что в те времена при раздаче жалованья в ведомстве аги [однажды] при очередной его выплате [по вине] слуг аги пропало четыре или пять тысяч алтунов. Чтобы никто не узнал о том, что они присвоили себе эти деньги с помощью тысячи разных уловок, они припрятали их в тайнике, думая, что дело это забудется. Когда же [дело] обнаружилось, собрались вместе аги очага со старейшими янычарами и сказали [так]: «Любую вину, приписываемую нам, примем. Но [обвинения] в воровстве и расхищении казны падишаха не приемлем. Если в наших ода обнаружится хоть одно лишнее акче, мы его возвращаем, если окажется недостача — получаем [недостающее]. Мы не желаем в этом деле никаких посторонних людей, [ведь] слугами [янычарского] аги мы распоряжаться не можем». [Тогда] трех человек из числа старших гедикли назначили мехтерами и постановили, чтобы они носили мюджеввезе, подобно кулам аги. Если обнаруживается чья-либо вина, [виновного] наказывают, сделав тимариотом. Их назвали мехтерами. А [еще] один гедик — это должность сарраджа. Он опоясывается парчовым кушаком. Так же как и заместители чавуша, [сарраджи] носят ускюф без юнлюка. Они несут перед агой чепрак для лошади. /76б/ Они ухаживают за лошадьми аги. Стоящего [рангом] ниже [сарраджа] называют чокадаром. [Чокадар] носит суму с йагмурлуком аги. Стоящего [рангом] ниже его называют магараджи. Он носит флягу с водой для аги. [Гедиком] является должность джамеджи 17 [и] должность тюфенкчи 18 аги. Издревле их двое. Еще один гедик — это должность байрактара 19 аги. Она существует исстари. Два человека занимают должность тугджи 20. И тугов 21 тоже два. Еще один гедик — это должность мумджи. Их называют мумджи потому, что они носят факелы 22 аги. Издревле их три человека. Один из них — старший мумджи, другой — орта мумджи и один — младший мумджи. Двое из них несут охрану рыбного рынка в Стамбуле, а третий [охраняет] рыбный рынок в Галате. Факелы для аги они получают с этих куллуков. Вот почему их называют мумджи. Еще один гедик — это должность кюндерджи аги. Издавна их [было] четверо. Они не носят юнлюка. Однако все они опоясываются парчовым кушаком. Всего этих гедиков 19. Ныне число их возросло. [Занимающих эти должности] возводят в ранг бёлюкбаши и чавушей. Все они — особые слуги аги. /77а/ Поэтому их стало много. [119] Когда за службу или доблесть, проявленную в походе, кому-нибудь из янычарских йолдашей нужно дать звание сипахи, [он становится сипахи] с [жалованьем] 10 акче. А когда [хотят] оказать особую милость, возводят в ранг солака и делают сипахи с [жалованьем] 15 акче. Хотя [звание] солака является гедиком, оно предоставляется в виде особой почести. Секбанам и загарджи [звание сипахи] дается с [жалованьем] 18 акче, а яябаши — с [жалованьем] 25 акче. Тем, кто стал сипахи, из государственной [казны] положено по 300 акче на [покупку] колчана и лошади. Тезкере [о назначении сипахи] вручают мухзыру аги. Мухзырбаши берет [тезкере] и передает тому, кто назначен [сипахи]. Издревле звание сипахи предоставлялось лицам из числа янычар. Бывало, что [сипахи] становились и люди из дворца. Другим было запрещено. [Других стали назначать] позже. Все ремесленники при ведомстве аги — из числа янычар. Занимаясь ремеслом сапожника, портного, палаточника и тому подобными [ремеслами] еще со времени пребывания в числе аджеми огланов, они положенным образом становились халифе и уста. То же самое и в отношении этмекчибаши, ашчибаши и дограмджибаши 23. Все эти ремесленные мастерские, а также мастерская главного цирюльника /77б/ расположены в ведомстве аги. Кроме этих имеются уста и других ремесел. Однако у них нет своих мастерских [в ведомстве аги]. Их дюкканы находятся за [его] пределами. Сейисбаши 24 и уста названных ремесел положено возводить в ранг бёлюкбаши. Ныне же и гедикли [аги] и уста [из] мастерских [аги] предоставляется звание коруджи. Однако это — недавнее установление. По закону [положено] предоставлять звание бёлюкбаши. А нынче, в то время как они рядовые [янычары], за деньги их назначают коруджи с [жалованьем] 24 акче. То есть какой-нибудь уста из мастерских [аги] носит [на голове] изогнутый бёрк 25, а становится коруджи с [жалованьем] 24 акче. Однако тем, кто не имеет денег, будь он гедикли или кто другой, не дают [звания коруджи] с [жалованьем] и в 14 акче. Между тем [должность коруджи], согласно древнему закону, не дают даже с прежним жалованьем, потому что коруджи назначают инвалидов и увечных. Предоставлять же звание коруджи сильным и здоровым людям незаконно. Уста, находящимся в мастерских, положено звание бёлюкбаши. Однако этмекчибаши получает ранг этмекчибаши пекарни секбанов с [жалованьем] 14 акче. Он пребывает в ней до самой смерти, [с должности] не смещается. Если же нужно сместить этмекчибаши, находящегося в пекарне секбанов, при его жизни, ему, подобно другим уста мастерских, жалуют звание бёлюкбаши. Закон таков. Необходимо соблюдать перечисленные правила. Комментарии
1 Тюфенкчи — особо назначавшийся янычар для службы при янычарском аге, в обязанности которого входило наблюдение за изготовлением казенных ружей для янычар (см.: Мебде-и канун, л. 94а). 2 Сары Гейиз (или Сары Гюрз) — название одного из кварталов, Стамбула. Оно происходит, по преданию, от прозвища Сары Гюрз (Рыжая Булава), которое носил один из улемов в период правления Баязи-да II (1481—1512) и Селима I (1512—1520) (Saini. Kamus al-alam, cilt 4, с. 2916-2917). 3 Имеются в виду ворота, которыми пользовались обычно, постоянно. Отсюда название Адет (букв. «обычай», «обыкновение»), 4 Имеется в виду султан Мурад II (1421—1451), отец султана Мехмеда II (1451—1481). 5 Турки предприняли поход против Молдавии в первые годы правления султана Мурада II, дойдя до Аккермана, который осадили, но не смогли взять (Uzuncarsili. Osmanli tarihi, cilt l2, с. 217). 6 В ленинградской рукописи по ошибке переписчика название Родос дано в форме *** В готской и братиславской рукописях топоним Родос приведен правильно — ***. Здесь имеется в виду завоевание Сулейманом (1520—1566) острова Родос и островов Додеканеса в 1522 г., которое сопровождалось огромными потерями в численности войска (Новичев. История Турции, с. 86). 7 Речь идет о султане Селиме II (1566—1574), сыне султана Сулеймана. 8 Т. е. до восшествия на престол султана Селима II в 1566 г. 9 Имеется в виду все тот же султан Селим II (1566—1574). 10 Хатт-и шериф — личный указ султана. 11 Чорваджибаши — самый старший по возрасту чорваджи, являвшийся главою чорваджи всех ода. 12 Силяхдар (или силяхтар) — придворный слуга султана, входивший в состав дворцовых капукулу. Силяхдары появились на раннем этапе Османской империи, приблизительно в одно время с янычарами. Силяхдары считались личными слугами султана, исполнявшими различные его поручения и охранявшими султанскую особу. Они комплектовались из числа ич огланов. Во время походов подразделение (бёлюк) силяхдаров исполняло чисто военные функции. Одной из обязанностей силяхдаров как придворных слуг являлось сличение янычарских дефтеров, т. е. контроль за правильностью их составления. 13 О зеамете см. примеч. 87 к гл. 1. Интересно отметить в связи с последним замечанием автора сочинения, что в начале XVII в. существовала практика продажи зеаметов, условных держаний, которые по закону нельзя было продавать. Селяники также однажды упоминает о продаже придворным чавушем своего зеамета за 500 тыс. акче (Селяники. Тарих, л. 300а). 14 Здесь в тексте употреблено выражение оте йакалы («человек с другого берега»). Оте йака означает, в частности, азиатский берег Стамбула, Ускюдар и азиатскую часть страны вообще (Zenker. Dictionaire, t. 2, с. 963). 15 Мехтер — музыкант, входивший в число свиты янычарского аги. Команда мехтеров сопровождала янычар во время походов, в которых принимал участие янычарский ага, участвовала в торжественных процессиях. Имелись и придворные мехтеры. 16 Имеется в виду султан Селим I (1512—1520). 17 Джамеджи — особый слуга из свиты янычарского аги. В его обязанности входило хранение белья и платья янычарского аги, когда тот отправлялся в поход. 18 В ленинградской рукописи слово дано в ошибочном написании — ***, не имеющем смыслового значения. В готской рукописи стоит слово *** «ювелир, золотых дел мастер». При этом варианте слова представляется не совсем ясным назначение ювелиров в составе свиты янычарского аги. Наиболее правильным кажется вариант слова в братиславской рукописи, где оно приведено в форме *** (тюфекчи или тюфенкчи). Предположение это подтверждается, кажется, и рукописью сочинения, которой пользовался И. X. Узунчаршылы. Следуя тексту сочинения, он перечисляет должности слуг янычарского аги в том же порядке, что и в ленинградской рукописи, и за должностью джамеджи называет должность тюфенкчи (Uzuncarsili. Kapukulu ocaklari, с. 403). О тюфенкчи см. примеч. 1 к гл. 3. 19 Байрактар — один из слуг, входивших в штат свиты янычарского аги, знаменосец. Знамя янычарского аги было белого цвета (Хезарфен. Тельхис, л. 59б). 20 Тугджи — слуга, несший перед янычарским агой туг, жезл с прикрепленным к нему бунчуком. Янычарский ага имел двух тугджи, каждый из которых нес перед ним по тугу (Хезарфен. Тельхис, л. 596). 21 Туг — см. примеч. 20 к гл. 3. 22 Словом «факел» мы переводим словосочетание йель муми (йель «ветер», мум «свеча»). Эти факелы носили на открытом воздухе в темное время суток перед янычарским агой. 23 Дограмджибаши — старший дограмджи. Дограмджи занимались разделыванием и нарезанием пищевых продуктов (от глагола дограмак «разрезать на куски»). 24 Сейисбаши — главный конюх. 25 Изогнутый головной убор (бёрк) с ятыртма являлся отличительной особенностью костюма рядовых янычар. Текст воспроизведен по изданию: Мебде-и канун-и йеничери оджагы тарихи (История происхождения законов янычарского корпуса). М. Наука. 1987 |
|