|
СЕЙФИ ЧЕЛЕБИХРОНИКАТАВАРИХ ОЧЕРК ДЕВЯТЫЙ ОПИСАНИЕ СИБИРСКОГО ХАНСТВА В КОСМОГРАФИИ ДЕФТЕРДАРА СЕЙФИ ЧЕЛЕБИ Известны непосредственные контакты султанов Османской империи с узбекскими Шейбанидами. Образование Сефевидского государства в 1502 г. было враждебно встречено Турцией с одной стороны и государством Мухаммеда Шейбани хана — с другой. Поскольку шах Исмаил являлся и для узбеков, и для турок общим врагом, возникли условия для развития дипломатических отношений Шейбанидов и Османской империи. Неслучайно в 1510 г. после падения Мерва в ходе борьбы за Хоросан голова Шейбани хана, набитая соломой, по приказу Исмаила была отослана в знак устрашения в Стамбул 1. После победы на Чалдыранском поле над кызылбашами султан Селим из Хоя отправил грамоту с извещением о победе венецианскому дожу, сыну Сулейману, крымскому хану, а также узбекскому хану Убайдулле 2. Вероятно какие-то контакты существовали и между сибирскими джучидами (Шибанидами) и османскими султанами. К сожалению, утрачены посольские «сибирские книги», отражавшие отношения Москвы с Сибирскими Джучидами (Шибанидами) и Тайбугидами, в которых, возможно имелись сведения об этом. По мнению Н. М. Рогожина, книги эти, вероятно, датировались 1555-1563 гг. и содержали документы посольств в Москву «от сибирского князя Едигеря ото всей земли Сибирской» 3. Документы посольского обмена Сибири с османами неизвестны вовсе. Ко второй половине XVI в. относится описание Сибирского ханства в космографии османского дефтердара Сейфи Челеби (он умер в 990 г. х.: 26 января 1582 — 24 января 1583 г.) 4. В его космографии описывались те местности в Азии, которые не входили в состав Османской империи (напр. Китай, Тибет, Индия, Иран, Кашгар и калмыки) 5. В третьей главе своего труда Челеби вместе с Кашгаром и казахами описывается Тура, т. е. Сибирское ханство. Автор везде называет ханство Тура и не употребляет название Сибирское 6. Точно не известно, откуда Сейфи Челеби черпал свои сведения. Но вполне возможно, что его сочинение основано не на личном опыте, а является скорее [175] компиляцией, значит, можно предполагать наличие в Османской историо графии сочинений, относящихся к истории Сибирского ханстна. Описание Сейфи относится к сложному и довольно темному ирг мени истории ханства. Еще около 1500 г. к власти в государстве Шибанидов пришел сын Сайид Ибрахима (Ибака русских источников) Kyтлук. В 1505 г. он совершил набег на русские владения в Приурши. с, но потерпел там поражение, а город Чимги-Тура был разрушен 7. Преемниками Шибанидов в Сибири стали Тайбугиды 8 — род местной) происхождения, первоначальным центром владений которого была Кызыл-Тура на Ишиме, а потом Искер. Основателем государства (княжества) Тайбугидов был бек Искера Мухаммад, убивший Сайид Ибрахима. «К сожалению, политическая история Тайбугидского государства в 1495-1555 гг. остается полностью неизвестной. В этот период княжество Тайбугидов представляло собой своеобразную федерацию владений угорских племенных князей и сибирско-татарских феодалов с крайне слабой центральной властью» 9. Преемником бека Мухаммада был бек Касим. Ему в свою очередь наследовали братья Йадигар (Едигер) и Бекбулат. Середина XVI в. стала переломной в истории Сибирского юрта. Присоединение поволжских ханств к Московскому государству превратило Сибирский юрт в соседа Москвы на всем протяжении западной границы. Тайбугиды утратили возможность прямой связи с Крымом и Османской империей, а также потеряли поддержку Казани 10. Шибаниды еще в 50-е гг. XVI в. при поддержке правителя Бухары Абдаллах хана II начали борьбу за реставрацию своей власти над Сибирским юртом. Йадигар, сознавая серьезность этой угрозы, в январе 1555 г. обратился к Ивану Грозному за военной помощью, которая и была обещана в обмен на признание вассальной зависимости Йадигара от Русского государства и выплату ежегодной дани пушниной. Б. Ишболдин в числе причин, побудивших Йадигара признать вассальную зависимость от Москвы, называет причину религиозную: Кучум был ревностным мусульманином, а Йадигар язычником 11. Однако военная помощь со стороны Московского государства Йадигару (несмотря на несколько известных посольств в Москву в 1556-1557 гг.) оказана не была. В 1563 г. государство Тайбугидов пало под натиском потомков сибирских Шибанидов, действовавших вместе с ногаями 12. Восстановленное Кучумом государство превратилось в вассала узбекских Шейбанидов и входило в его состав, подобно ханству Балха. «Верховные правители государства имели право и возможность менять ханов Сибири: так, в середине 1560-х гг. на место хана Кучума, внука [176] Сайид Ибрахим хана, был назначен его брат Ахмед Гирей хан, а после его смерти на ханский престол Сибири был возвращен Кучум хан» 13. Для периода Кучума и Ахмеда также характерна слабость центральной власти, сепаратизм местной аристократии и неэффективность государственного аппарата. В плане организации государство продолжало оставаться федерацией полузависимых владений. В борьбе с местной элитой Кучум ориентировался на Бухару. Усилились культурные и торговые связи со Средней Азией, шла активная пропаганда ислама, которую поддерживал Абдаллах II, приславший из Бухары проповедников 14. Первоначально Кучум и Ахмед Гирей подтвердили даннические обязательства Йадигара Москве, но реально они не выполнялись. Иван IV в 1569 — 1571 гг. пытался получить от Кучума шерть с признанием зависимости, но сделать этого ему не удалось. В 1573 г. племянник Кучума Мухаммад Кули султан совершил набег на Чусовские волости Русского государства. «Русское правительство пыталось установить контакт с противником Шейбанидов — казахским ханом Хакк Назаром, но в 1580 г. Хакк Назар погиб, а к власти в Казахском ханстве пришел союзник и вассал Абдаллах хана II Шигай хан, на одной из дочерей которого был женат Кучум хан» 15. Конец Шейбанидскому государству в Сибири положил стремительный поход Ермака 16. Его отряд занял 25 октября 1582 г. Искер. До конца года Ермак действовал как фактически независимый правитель Искера, и только после битвы над войсками Кучума при Абалаке (5 декабря 1582 г.) принял решение обратиться за помощью к московскому правительству. Параллельно военные действия против Кучума вел Тайбугид Сайид Ахмед б. Бекбулат. В ходе длительной борьбы Сайид Ахмед бек в 1586 г. восстановил государство Тайбугидов, изгнав шейбанидского наместника из Искера, но в 1598 г. воевода Д. Чулков занял Искер и захватил Сайид Ахмеда в плен. Борьба с Кучумом, в ходе которой ему удавалось на непродолжительное время восстанавливать свою власть над отдельными областями востока и юга Сибири, затянулась до августа 1598 г., когда хан был разгромлен и вскоре погиб в стычке с мангытами 17. Наследники Кучума продолжали при поддержке калмыков предпринимать бесплодные попытки борьбы за Сибирь вплоть до 1660-х гг. 18 Очевидно, что источники Сейфи могли быть составлены в промежуток времени между походом Ермака и гибелью Кучума. «Сын» Кучума, отосланный, согласно Сейфи Челеби, в Москву — в действительности, возможно, его племянник «Маметкул», попавший в столицу, видимо, в 1585 г. (не позднее зимы 1584/85 гг.) 19. Англичанин Джером Горсей, неоднократно бывавший в России с 1573 по 1591 гг., в своих [177] «Путешествиях» упоминает о захваченном русскими «царе Сибири» по имени Чиглик Алот (Chiglicke Alothe), которого «привезли и Москну вместе с его матерью и лучшими советниками и мурзами (murseys), как они их называют»: «я видел, как он упражнялся с оружием и верхом, как принято у его народа, и слышал, как он рассказывал, что в его стране живут несколько англичан или по крайней мере людей, похожих на меня» 20. «Страна Тура ( ****) расположена сбоку от народа казахов. 111 и рина и длина 20 дней пути. С другой стороны кипчакская степь. Ими правителя Кючюм хан, потомок Чингиза. Он мусульманин, принадлежащий к вероисповеданию Имама А'зама (*** *** ***) 21. Кючюм хан куда-то уехал. Неверные русские пришли и ночью захватили город Туру. Как только Кючюм хан узнал об этом, он окружил город. Год или два он не позволял неверным выходить из города. Он ослабил их, а затем захватил. Это событие произошло в Туре совсем недавно. Но когда русские захватили Туру, один из сыновей Кючюма был отправлен в Москву. Вокруг страны Кючюма есть весьма удивительные люди. Их вид совсем странный. Никто не может понять их язык. У них нет никакой религии или вероисповедания (*** *** ***). Они почти похожи на животных. В этой стране ночи исключительно коротки летом. В продолжении 40 ночей день прерывается так быстро, что даже нельзя совершить ночную молитву. Общеизвестно, [что ночь] крайне коротка. Предки Кючюм хана управляли этой страной со времен Чингиз хана... » 22. Комментарии1. Интересно, что после Чалдыранского сражения шах Исмаил заключил союз с султаном Египта и находящимся под его покровительством правителем Зулькадыра Ала-уд-даулой, направленный против османов. Но в феврале 1515 г., османские войска, вернувшись из Тебриза, были отправлены на бейлик Зулькадырогуллары, а уже в мае территория этого государства, граничившего с Египтом, была присоединена к Османской империи. Голова Ала-уд-даулы была отправлена египетскому султану Ашрафу Гансу ал-Гури. (Эфендиев О Л. Образование Азербайджанского государства Сефевидов в начале XVI века. Баку, 1961. С. 111). 2. Hammer J. von Geschichte des Osmanischen Reiches. Bd. 3. Pest, 1828. S. 203; Эфендиев О. А. Указ. соч. С. 118. 3. Рогожин Н. М. Посольские книги России конца XV — начала XVI вв. М., 1994. С. 54. 4. Существует некоторое противоречие между датой смерти автора и датой Лейденского списка. Возможно, сочинение было дополнено и датировано после его смерти. Сейфи Челеби писал также стихи на персидском и турецком языках (см. списки: Bibliotheque Nationale. Departement des Manuscrits. Catalogue des Manuscrits Persans. I. Ancien Fonds. Par Francis Richard. P., 1989. P. 321-322, № 317: X-XIII). 5. L'Ouvrage de Seyfi Celebi, Historien Ottoman du XVIe siecle. Edition critique, traduction et commentaires par J. Matuz. Paris, 1968; Matuz J. E. The Tartar Khanate of Siberia in a late-sixteenth century Ottoman Cosmography // Языки, духовная культура и история тюрков: традиции и современность. Труды международной конференции в 3-х томах. Т. 3. М., 1997. С. 118-119. См. Также французский перевод: Histoire de L'Asie Centrale par Mir Abdoul Kerim Boukhary. Paris, 1876. Appendice. P. 302-304. На русском языке о Сейфи также есть немного: Бартольд В. В. Сочинения. Т. II, ч. 1. (Общие работы по истории Средней Азии. Работы по истории Кавказа и Восточной Европы). М., 1963. С. 96 и 517; Султанов Т. И. Краткое описание сочинения Сейфи (XVI в.) // Известия АН Казахской ССР. Серия общественная. Алма-Ата, 1970. № 1 (январь-февраль). С. 46-50; Сатиров В. П. «Калмаки» в «Истории» турецкого автора XVI в. Сейфи Челеби // Малоисследованные источники по истории дореволюционной Калмыкии и задачи их изучения на современном этапе. Элиста, 1987. С. 6-27. 6. В письме некоего Рахмана-Кулу (возможно, казанца), которое было написано около 1635 г. (скорее всего, крымскому муфтию), выражается надежда, что Казань, в которой ислам утвердился еще во времена халифа Умара, удастся спасти от рук неверных русских. Между прочим, автор перечисляет богатства казанской страны и окружающих народов, а также их военную мощь. Пишет он и о стране Тура (т. е. Сибири), в которой 7 городов, а приносит она «8 раз по сто тысяч соболей и бесчисленное количество черной лисицы». См. Kurat A. N. IV-XVIII Yuzyillarda Karadeniz Kuzeyindeki Turk Kavimleri ve Devletleri. Ankara, 1972. S. 374,376. 7. Нестеров А. Г. Формирование государственности у тюркских народов Урала и Западной Сибири в XIV-XVI вв. // Дешт-и Кипчак и Золотая Орда в становлении культуры евразийских народов. М., 2003. С. 116. Об отношениях сибирских Шибанидов с Москвой в 1481-1505 гг. см. Martin J. The Tiumen' Khanate's Encounters with Muscovy 1481-1505 // Passe Turco-Tatar Present Sovietique. Etudes offertes a Alexandre Bennigsen / Turco-Tatar Past Soviet Present. Studies presented to Alexandre Bennigsen. Paris, 1986. P. 79-87. О роли мехов в русско-османской торговле см. также Martini Treasure of the Land of Darkness. The Fur Trade and its Significance for Medieval Russia. Cambridge, 1986; Bennigsen A., Lemercier-Quelquejay Ch. Les Marchands de la Cour Ottomane et le Commerce des Fourrures Moscovites dans la Seconde Moitie du XVIe Siecle // CMRS. Vol. XI/3. Paris, 1970. P. 363-388. 8. Трепавлов В. В. Тайбуга. «На Мангытском Юрте третий государь» // Tatarica. Звездный час татарской истории. № 1. Зима 1997/98. Казань, 1997 9. Нестеров А. Г. Государства Шейбанидов и Тайбугидов в Западной Сибири в XIV-XVII вв.: археология и история. АКД. М., 1988. С. 16; Нестеров А. Г. Формирование государственности. С. 118. 10. Нестеров А. Г. Формирование государственности. С. 118. 11. Ischboldin В. Essays on Tatar History. New Delhi, 1963. P. 100. 12. О ногайско-сибирских связях см., напр.: Посольская книга но связям России с Ногайской Ордой (1576 г.). / Подготовка к печати, введение и ком ментарии В. В. Трепавлова. М., 2003. С. 27. 13. Нестеров А. Г. Государства Шейбанидов и Тайбугидов. С. 17. 14. Катаное Н. Ф. Предания тобольских татар о прибытии в 1572 году мухаммеданских проповедников в город Искер // Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып. VII. 1897; Он же О религиозных войнах учеников шейха Багауддина против инородцев Западной Сибири // Ежегодник Тобольского губернского музея. Вып. XIV. 1904 (1905); Нестеров А. Г. Указ. соч. С. 17; Соболев В. И. Распространение ислама в Сибирских ханствах (к постановке проблемы) // Традиции и инновации в истории культуры. Новосибирск, 1995. См. также Inan A. Sibirya'da islamiyetin Yayilisi // Necati Lugal Armagani. Ankara, 1968. Исламу в Сибири посвящен специальный выпуск французского Cahiers du monde russe (41/2-3) под названием. En Islam Sibirien, ed. Stephane A. Dudoignon, Paris, 2000. Где, кроме предисловия С. Додуаньона, к теме имеют некоторое отношение несколько статей: Tomilov N. A. Ethnic Processes within the Turkic Population of the West Siberian Plain (Sixteenth-Twentieth Centuries) (P. 221-232); Korusenko S. N. Composition ethnique et relations intercommunautaires des Tatars du Moyen-Irtysh (fin XVIIIe — fin XXe siecles): etude de quelques releves demographiques et genealogiques (P. 233-244); Frank A. J. Varieties of Islamization in Inner Asia: The Case of the Baraba Tatars (1740-1917) (P. 245-262); Noack Ch. Die sibirischen Bucharioten — eine muslimische Minderheit unter russischer Herrschaft (P. 263-278); Zarcone Th. Les confreries soufies en Siberie (XIXe siecle et debut du XXe siecle) (P. 279-296); Dudoignon S. A. Un islam peripherique? Quelques reflexions sur la presse musulmane de Siberie a la veille de la Premiere guerre mondiale (P. 297-340); Seleznev A. G. Le syncretisme islam-paganisme chez les peuples turks de Sibirie occidentale (P. 341-356); Ahmetova Sh. K. L'islam dans la culture des Qazaqs de Siberie occidentale (P. 357-368). 15. Нестеров А. Г. Государства Шейбанидов и Тайбугидов. С. 18. 16. Скрынников Р. Г. Экспедиция в Сибирь отряда Ермака. Л., 1982. См. также Зуев Ю., Кадырбаев А. Поход Ермака в Сибирь: тюркские мотивы в русской теме // Вестник Евразии / Acta Eurasica. № 3 (10). М., 2000. С. 38-60. 17. Zaitsev I. V. Sibir Hanligi // Turkler. Cilt 8. Ankara, 2002. S. 472-479. Тогда же, в августе 1598 г., на Оби в плен был захвачен и внук Кучума Араслан, с 1614 г. ставший касимовским ханом (Беляков А. В. Касимовский царь Араслан Алеевич и православное население его удела // Тюркологический сборник 2002. Россия и тюркский мир. М., 2003. С. 191). 18. Нестеров А. Г. Формирование государственности. С. 121. 19. См. Дополнение к Актам историческим. СПб., 1846. T. I. № 128. С. 184-185; Введенский А. А. Дом Строгановых в XVI-XVII вв. М., 1962. С. 90-109; Скрынников Р. Г. Сибирская экспедиция Ермака. Новосибирск, 1982. С. 178. См. также Султанов Т. И. Краткое описание. С. 49, прим. 17. Московский дипломат Г. Б. Васильчиков, находившийся в 1588-1589 гг. с посольской миссией в Иране, так передавал обстоятельства завоевания Сибири. Кучум платил Ивану Грозному дань, а Федору Ивановичу перестал. Поэтому «государь наш послал на него ратью с Перми казаков своих, и казаки, пришед, Сибирское царство взяли, а царь Кучюм убежал в поле и ныне казакует на поле, а племянника его Магмет Кула царевича жива взяли». См. Памятники дипломатических и торговых сношений Московской Руси с Персией. Издано под редакцией Н. И. Веселовского. Т. I. Царствование Федора Иоанновича. СПб., 1890. С. 94. 20. Горсей Джером Записки о России. XVI — начало XVII в. М., 1990. С. 106. Эта форма очень напоминает имя Шигалей (Шах-Али) — касимовского и казанского хана. 21. Имеется в виду Абу Ханифа, т. е. он придерживается ханифитского мазхаба. 22. L'Ouvrage de Seyfi Celebi, Historien Ottoman du XVIe siecle. Edition critique, traduction et commentaires par J. Matuz. Paris, 1968. P. 180-181, 89.
|
|