НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ О
ЗНАЧЕНИИ ВАКУФНОГО ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ В ИСТОРИИ
ОСМАНСКОЙ ИМПЕРИИ В СВЯЗИ С ПУБЛИКАЦИЕЙ ВАКУФНОЙ
ГРАМОТЫ ХАНИ-ХАТУН
За последние десятилетия внимание историков
Турции все более привлекают новые материалы о
мюльковом и вакуфном землевладении в Османской
империи. Наиболее важными из таких материалов
являются вакуфные грамоты и записи в реестровых
книгах (дефтерах), содержащие сведения о
распределении земель и отражающие все
дальнейшие изменения в характере разных
категорий владений и собственности. Данные этих
источников предоставляют ценнейшие сведения не
только о деятельности и роли мусульманских
религиозных учреждений, но и помогают раскрыть
самые разнообразные стороны социальной и
хозяйственно-экономической жизни в Османском
государстве.
На экономическое значение вакфов и мюльков
особое внимание в своих работах обратил Омер
Лютфи Баркан. Исследуя названные документы, он
показал, что раздача султанами земель в полную
собственность (мюльк), образование на основе
мюльков обширной системы вакуфного
землевладения и параллельное с этим
распределение на различных условиях многих
земельных угодий в качестве мелких наделов
(чифтликов) явились главнейшим средством
освоения и колонизации турецкими завоевателями
захваченных ими стран, восстановления
опустошенных в процессе завоевания
земледельческих районов и организации
хозяйственной жизни 1.
[135]
Наблюдения О.Л. Баркана нашли подтверждение и в
работах других турецких историков 2.
Обильный материал для исследователей дают
опубликованные в Турции и в других странах
вакуфные грамоты 3.
Несмотря на издание известного числа вакуфных
документов, разумеется, еще неизмеримо большая
часть их остается нетронутой в архивах и
рукописных коллекциях Турции и ряда других
стран. Поэтому на данном уровне наших знаний этих
материалов возможны лишь самые предварительные
наблюдения и выводы, а задача дальнейшего
выявления и разработки документов, относящихся к
вакфам, остается одной из важнейших. При
исследовании этих источников наиболее
существенна проблема социальной природы
вакуфного землевладения и его роли в истории
Османского государства.
На основании многих изученных в настоящее
время исторических источников можно сделать
вывод, что освоение завоеванных земель, поиски и
привлечение для этой цели наиболее деятельных
общественных элементов стали одной из
главнейших забот первых османских правителей с
самого начала их экономической политики.
Огромные армии бродячих миссионеров
мусульманства — дервишей и всякого рода
“шейхов”, а также искателей приключений и
добычи, по-разному называемых в турецких
источниках — газиян-и Рум, алп, алп-эрен, ахиян-и
Рум, хлынувших вслед за турецкими завоевателями
в Малую Азию из Ирана, Средней Азии, арабских
стран, представляли собой свободные кадры, из
среды которых в значительной мере и вербовались
столь необходимые организаторы хозяйственной
жизни в раннем Османском государстве. Именно им
щедро раздавали турецкие султаны значительную
часть завоеванных земель в качестве чифтликов,
мюльков и вакфов с целью заселения и [136] восстановления опустошенных городов и
деревень, возрождения земледелия и торговли. За
счет доходов со своих владений одним из них
вменялось в обязанность строительство и
содержание караван-сараев, ханов,
странноприимных домов (имарет-хане), больниц,
крытых базаров, лавок, мельниц, другим —
строительство, содержание и охрана дорог, мостов,
речных переправ, горных проходов и перевалов,
колодцев, источников, обслуживание путников,
торговых караванов и т.п. 4.
Выделяемые самими султанами из их
домениальных владений и фонда государственных
земель, а также отказываемые многими сановными
лицами из их мюльков вакуфные земли становились
основным условием строительства и содержания
мечетей, дервишеских обителей (завийе, текке),
духовных училищ (медресе) и множества других
мусульманских религиозных учреждений.
Разумеется, важная роль в освоении завоеванных
земель принадлежала также владельцам условных
служебных пожалований-тимаров, зеаметов и
хассов. Но последним доставались угодья из фонда
государственной казны, которая, очевидно,
присваивала наименее пострадавшие и наиболее
продуктивные из завоеванных земель. Для
ускорения хозяйственного использования своих
земель государство применяло насильственное
переселение (сюргюн) значительной части турок, в
частности кочевников, татар 5
из малоазиатских владений во вновь завоеванные
области 6. Эти
земли вместе с сидящими на них крестьянами и
поступающими от последних доходами находились
под строгим контролем государства. Таким
контролем преследовалась двоякая цель:
во-первых, всей силой судебно-правового и
военно-полицейского аппарата обеспечить
юридическую зависимость земледельцев (райятов)
от ленников-землевладельцев (сахиб-и арз) и
реализацию права последних на [137] получение
ренты как основного источника их существования и
выполнения военно-ленных обязанностей;
во-вторых, с помощью фискального аппарата вести
учет и сбор поступлений в казну с приписанных к
ленным землям крестьян определенной доли
доходов в виде ренты-налога.
Что касается обладателей мюльков и вакфов, то
они, как правило, были освобождены от
вмешательства фиска и располагали значительными
возможностями для хозяйственной
самостоятельности и инициативы.
Как известно, в соответствии с шариатом
вакуфное землевладение имело своей основой
полную безусловную собственность (мюльк),
которая свободно отчуждалась путем продажи,
дарения, свободно переходила в наследство и
могла быть отказана на религиозные и
благотворительные цели. Однако в период турецких
завоеваний, как это бывало и в иных сходных
исторических условиях 7,
при необходимости быстрого освоения захваченных
земель и обеспечения материальной поддержкой
мусульманского духовного сословия,
производилась передача в вакф не только
мюльковых, но и государственных земель. Вместе с
тем в Османском государстве, как и в других
мусульманских странах, понятие “вакф” обнимало
не только земли, пожертвованные в пользу мечетей,
медресе и т.п., но и имущество, завещанное
наследодателем на вечные времена в пользу своих
потомков, с запрещением продавать его в чужие
руки 8. Эти
своеобразные семейные (наследственные) вакфы
(вакф-и эвляд) на практике у османов часто
сочетались с условиями отчисления части доходов
в пользу того или иного религиозного или
благотворительного учреждения. Однако на первых
порах такого рода вакфы, видимо, мало чем
отличались от мюльков 9.
[138]
Широко пользовались практикой передачи
государственных земель в вакфы прежде всего сами
султаны, создавшие крупнейшие вакуфные
учреждения для возводимых ими мечетей и других
религиозных и благотворительных учреждений 10. Они же
санкционировали создание вакфов везирами и
эмирами не только на базе их мюльков, но, возможно
на первых порах, и на основе их служебных
владений.
Учредитель семейного (наследственного) вакфа
сам становился его управителем (мютевелли),
назначал из угодных ему лиц всех служителей и их
содержание, сам определял все условия, все виды и
формы религиозной и благотворительной
деятельности и связанное с этим расходование
средств, сохраняя притом за собой от одной трети
до половины общего дохода, поступавшего с
владений вакфа. Все эти права учредителя
семейного вакфа переходили по наследству его
сыновьям и дочерям, а при отсутствии детей —
другим родственникам из поколения в поколение до
скончания рода 11.
Исконная шариатская традиция, в соответствии с
которой все доходы вакфов считались
принадлежащими Аллаху и расходовались только на
религиозные и благотворительные цели, позволяла
полностью изымать переданное в вакф имущество
из-под контроля фиска и освобождать его от
отчисления части дохода в казну. Это же
установление было распространено и ни семейные
(наследственные) вакфы, учредители которых по
существу продолжали сохранять за собой право
собственности на значительную часть доходов.
Единственным ограничением их прав оставался
обычный для вакфов запрет продажи и дарения их
владений.
Пользуясь предоставляемыми им правами и
привилегиями, учредители и управители вакфов
имели возможность постоянно укреплять свои
экономические позиции, тем более что на [139] основе вакуфных владений
происходило непрерывное умножение количества
религиозных и благотворительных учреждений. Так,
например, по данным одного из дефтеров 1476 г.
видно, что уже тогда в Конье имелось свыше 200
вакфов, в Бейшехире — 62, Акшехире — 69, Аксарае — 49
и т.д. Наряду с мелкими вакфами там имелись и
весьма крупные, которым принадлежали десятки
деревень, пахотных угодий, садов, виноградников,
лавок, бань и т.п. 12
На территории современных югославских земель в
период 400-летнего турецкого господства было
построено 3500 больших и малых мечетей, 1500
мусульманских школ и 400 медресе, 400 текке, 1000
источников, 500 ханов, 200 бань, 60 караван-сараев и
множество других учреждений религиозного и
хозяйственного назначения, содержавшихся
главным образом за счет доходов с вакуфных
владений 13.
В центре Малой Азии, в эйялете Рум, включавшем в
себя земли Токата, Амасьи и Сиваса, в
соответствии с дефтером начала XVI в., общий доход
которого исчислялся в 36 320 818 акче, вакфам уже
тогда принадлежала почти 1/6 часть этой
суммы (5 714 819 акче). За счет вакуфных владений
содержалось 93 больших и 216 малых мечетей, 1275 ханов
и завийе, 35 медресе, 10 имаретов, 79 бань и т.д. 14
На основе вакуфного землевладения происходила
консолидация феодально-бюрократической
верхушки, из среды которой происходило
подавляющее большинство учредителей и
управителей вакфов, с огромной армией служителей
мусульманского культа, не только получавших
содержание за счет доходов от вакуфных владений,
но и освобождавшихся к тому же от налогов в
пользу казны (аваризов дивана и разного рода так
называемых обычных сборов — текялиф-и урфийе).
Так, по материалам упомянутого выше дефтера
начала XVI в., в [140] эйялете Рум
от авариза были освобождены 17 сейидов, 1285 имамов,
хатибов, мюэззинов, множество хафизов,
смотрителей мавзолеев и завийе, шейхов завийе,
святых старцев и прочих кормившихся за счет
вакфов служителей религиозных учреждений 15. Особое положение
таких лиц, как кади, мюдеррисы, мютевелли, назыры,
хатибы, имамы, было определено уже в канун-наме
султана Селима I 16.
А в канун-наме султана Сулеймана Кануни все они
были причислены к служилому (военному) сословию 17, пользующемуся всеми
льготами и привилегиями, которое давало такое
положение 18.
Таким образом, в тот период, когда тимарное
сословие стало проявлять признаки социальной и
экономической неустойчивости, придворная и
сановная знать, как и мусульманское духовенство,
опираясь на незыблемые основы мюлькового и
вакуфного землевладения, постоянно усиливали
свои позиции, становясь самой мощной
группировкой феодального класса в Османской
империи.
Публикуемая вакф-наме представляет собой один
из образцов вакуфных грамот, на основе которой
учреждался семейный (наследственный) вакф внучки
султана Мехмеда II Хани-хатун, являвшейся дочерью
принца Мустафы. Последний известен как
санджакбей Манисы и бейлербей Карамана после
первого завоевания его османами в 1466 г. Позже он
принимал участие в битве против Узун Хасана (1473) и
умер в 1474 г. 19
Хани-хатун была женой одного из сановников в
период царствования султана Баезида II по имени
Фаик-паша, который упоминается в источниках в
качестве командующего турецкими войсками в
сражении против шаха Исмаила (1508). Многочисленные
служебные (хассы и тимары) и вакуфные владения
его зафиксированы в документах, опубликованных
М.Т. Гекбильгином 20.[141]
Передаваемые Хани-хатун в вакф две деревни
находились на землях Эдирне и Кырк-Килисе, т.е.
недалеко от владений ее мужа, который в 1530 г.
считался уже умершим 21.
Интересно отметить, что вакф Хани-хатун
значится в реестре начала XVI в. вакуфных владений
на землях Румелии в округе Эдирне в числе такого
же рода переданных в вакф обширных земель ее дяди
султана Баезида II и многочисленных отпрысков
султанского рода — ее теток, двоюродных сестер 22. Как записано в этом
реестре, в 912/14.1.1507 г. султан Баезид II передал в
мюльк дочери своего брата Мустафы деревню
Кешенлу (в нашей вакуфной грамоте — Кештанлу),
состоящую из 24 податных единиц — хане 23 с доходом в 3345 акче,
относящуюся к казе Эдирне и бывшую ранее тимаром
некоего Али Синан-бея, со всеми ее доходами и
поступлениями. Хани-хатун же отказала этот мюльк
в вакф на содержание построенного ею в Стамбуле
мусульманского училища (муаллим-хане) 24. В дефтере 925/1519 г. эта
деревня уже значится в качестве вакфа названного
училища. По этой записи можно видеть, что в
деревне за прошедшее время увеличилось число
податных единиц — хане до 30; кроме того, имеется 14
холостых, а общий доход ее возрос до 3750 акче 25.
По данным реестра 935/1528-29 г., за Хани-хатун
значился еще один мюльк — деревня Кочашлу в
составе 24 хане и 10 холостых с общим доходом в 3640
акче. Однако Т. Гекбильгин не нашел данных
относительно передачи ее в вакф 26.
Публикуемая грамота свидетельствует, что и эта
деревня одновременно с первой была отказана в
вакф на содержание того же училища в Стамбуле.
В соответствии с условиями, изложенными в
грамоте, учредительница вакфа отказывала в
пользу построенного ею училища для мальчиков
принадлежащий ей участок квартала [142]
в Стамбуле вместе с домом, хозяйственными
строениями при нем и фруктовым садом, две деревни
с живущими в них райятами с их жилыми и
хозяйственными постройками, со всеми
застроенными и обрабатываемыми землями,
пастбищами, садами, посевами, насаждениями,
лесами, степями, холмами и реками. Общий доход с
обеих деревень составлял, как это можно
подсчитать, 7390 акче в год. Расходы определены в
условиях вакф-наме в следующем объёме:
Учителю за его обязанности в
школе и чтение Корана ... |
4 (2+2) дирхема 27
в день, |
т.е. около 1460 дирхемов в год |
Помощнику учителя ... |
3 |
1095 |
Младшему сыну (мютевелли) … |
5 |
1825 |
На чтение Корана … |
6 |
2190 |
На чтение молитв … |
3 |
1095 |
На покупку дров … |
— |
150 |
На покупку воды … |
— |
150 |
На покупку продуктов для
поминальной халвы … |
— |
300 |
Всего … |
8265 |
Таким образом, мы видим, что даже при самом
приблизительном подсчете из общей суммы
расходов 1825 дирхемов, т.е. примерно 1/5
часть, оставалась в семье учредительницы вакфа в
качестве платы ее младшему сыну за обязанности
мютевелли. При этом следует учесть, что в грамоте
не указано содержание, определенное среднему
сыну, назначенному назыром, которое обычно
составляло более половины платы, получаемой
мютевелли. Так как Хани-хатун до конца своей
жизни оставляла за собой обязанности мютевелли и
назыра, то по сути дела за нею сохранялась
значительная часть дохода с [143] вакуфных
деревень. При этом важно отметить, что в доходе
вакфа указана только сумма, получаемая от двух
деревень, и не обозначен доход от городского
владения Хани-хатун, который, по-видимому, как и
прежде полностью оставался в личном
распоряжении учредительницы вакфа и ее семьи.
Итак, публикуемая копия вакуфной грамоты
Хани-хатун в сочетании с данными реестровых
записей, опубликованных М.Т. Гёкбильгином,
которые взаимно дополняют друг друга, позволяют
составить известное представление об этом
небольшом, но типичном для подобного рода
вакуфном владении, принадлежавшем членам
султанской семьи, придворной и провинциальной
знати. При этом с уверенностью можно сказать, что
значительная часть представителей этой среды, в
зависимости от своего материального и
служебного положения являлась управителями и
распорядителями обширнейших, переданных лично
ими в вакф разнообразных владений, приносивших
огромные доходы 28.
И хотя действительно значительная доля средств,
поступавших от переданного в вакф имущества,
тратилась на религиозные и благотворительные
цели, а также на содержание огромного штата
служителей, эти затраты не только не ослабляли
социальных устоев сословия вакфодержателей, но,
наоборот, служили опорой его экономического
благополучия и дальнейшего укрепления. Только
этим можно объяснить непрерывный рост доли
вакуфного землевладения, которое с течением
времени охватило до 1/3 земельных
богатств Османской империи.
Комментарии
1. O.L. Barkan, Ser'i Miras Hukuku ve Evlatlik Vakiflar, - “Istanbul
Universitesi Hukuk Fakultesi Mecmuasi”, c. VI, №1, Istanbul, 1940, стр. 162-181;
его же, Osmanli Imparatorlugunda Iskan ve Kolonizasyon Metodu olarak Vakiflar ve
Temlikler, — “Vakiflar Dergisi”, c. II, Ankara, 1942, стр. 276-386.
2. M.T. Gokbilgin, XV-XVI. Asirlarda Edirne ve Pasa Livasi
Vakiflar-Mulkler-Mukataalar, Istanbul, 1952 (далее - M.T. Gokbilgin, Edirne ve Pasa
Livasi); его же, Murad I. Tesisleri ve Bursa Imareti Vakfiyesi, — “Turkiyat
Mecmuasi”, c. X, Istanbul, 1953, стр. 217-234.
3. См.: “Vakiflar Dergisi”, Ankara, c. I, 1938; c. II, 1942; c.
III, 1956; c. IV, 1958; “Fatih Mehmet II. Vakfiyeleri”, Ankara, 1938; M.A. Simsar, The
Waqfiyah of Ahmed Pasa, Philadelphia, 1940; Г. Eлезoвиh, Турски
споменици, Београд, 1940, кн. 1, св. 1, стр. 14-22, 27-36, 43-63 и
др.; Н. Sabanovie, Dvije najstarije vakufname u Bosni, - “Prilizi”, t. II,
Sarajevo, 1951, стр. 5-38; t. III, 1953, стр. 403-413; R. Mantran, Les Inscriptions
turques de Brousse, — “Oriens”, vol. 12, № 1-2, Leiden, 1959, стр. 115-170; X.
Калеши, M. Мехмедовски, Три вакуфнами на Качаникли
Мехмед-паша, Cnonje, 1958, и др.
4. О.L. Barkan, Osmanli Imparatorlugunda... Vakiflar ve Temlikler,
стр. 854; O.L. Barkan, Osmanii Imparatorlugunda bir Iskan ve Kolonizasyon Metodu olarak
Surgunler, — “Istanbul Universitesi Iktisat Fakultesi Mecmuasi”, c. XIII, Istanbul,
1954, № 1-4, стр. 21. Исключительно важное значение
имеет последняя публикация реестра вакфов
Стамбула за 953 (1546) г., осуществленная О.Л. Барканом
совместно с Э.Х. Айверди (Istanbul Vakiflait Tahrir Defteri 953 (1546)
Tarоhli. Nesredenler: O.L. Barkan ve E.H. Ayverdi, Istanbul, 1970). Материалы
этого документа содержат перечень 2515 объектов из
вакуфного имущества (за исключением султанских
вакфов) внутри границ собственно Стамбула (без
Галаты, Эйюба и Ускюдара). “Произведенное
авторами в предисловии сопоставление данных
публикуемого ими реестра с данными подобных же
реестров за 1578-80 и 1596 гг. позволяет выявить не
только характер вакуфного имущества и его роль в
экономической жизни Стамбула, но и получить
представление об изменениях, происходивших в его
составе во второй половине XVI в. О раздаче
султанами в покоренных ими землях угодий в
качестве чифтликов, мюльков и вакфов с целью
возрождения земледелия, благоустройства
городов, строительства и содержания других,
перечисленных выше объектов, находим мы также
много документов в книге: М.Cagatay Ulucay, Saruhanogullan ve
Eserlerine dair Vesikalar, Istanbul, 1940.
5. Татарами назывались пришедшие в
Малую Азию вместе с вторжением армий Тимура и
оставшиеся там тюркоязычные племена.
6. O.L. Barkan, Osmanli Imparatorlugunda... Surgunler, Istanbul, с.
XIII, 1953, стр. 56-79; с. XV, 1954, стр. 1-29; М.М. Aktepe, XIV. ve XV.
Asirlarda Rumeli'nin Turkler Tarafindan Iskana dair, — “Turkiyat Mecmuasi”, c. X,
Istanbul, 1953, стр. 299-312.
7. См.: И.П. Петрушевский, Земледелие и
аграрные отношения в Иране XIII-XIV веков, М.-Л., 1960,
стр.248-249.
8. См.: В.В. Бартольд, История
культурной жизни Туркестана, — “Сочинения”, т. II
(1), М., 1963, стр. 370.
9. А.Н. Berki, Islamda Vakif, - “Vatoflaf Dergisi” с. IV,
стр. 23-30; М.Т. Gokbilgin, Edirne ve Pasa Livasi, стр. 460- 161.
Реестровые книги вакуфных владений XVI в., в
которых содержатся записи относительно перемен
в их положении на протяжении длительного
времени, свидетельствуют об отсутствии в XIV-XV вв.
строгих границ между различными категориями
землевладения, которые в зависимости от
обстоятельств легко переходили одна в другую,
попеременно становясь то мюльком, то тимаром, то
вакфом. См. O.L. Barkan, Osmanli Imparatorlugunda Vakinar ve Temlikler, vesika №
6, 9, стр. 307; № 20, стр.310; № 21, стр. 311; № 45, стр. 317; № 105,
стр. 327.
10. Образцом таких колоссальных
вакуфных учреждений могут служить вакфы султана
Мехмеда II, которые были основаны им после
завоевания Константинополя с целью
восстановления города, а затем и в пользу
построенных в нем мечетей и других религиозных и
благотворительных сооружений. Доходы десятков
городов, сотен деревень и других владений
султана были отказаны в пользу этих вакфов (см.
“Fatih Mehmet И. Vakfiyeleri”, М.Т. Gokbilgin, Edirne ve Pasa Livasi, стр.
300-318).
11. Образцы таких вакфов см. в надписи
на стене медресе Якуба Челеби в Бурсе: I.H. Uzuncarsili,
Kutahya sehri, Istanbul, 1932, стр. 79-84 (наш перевод ее
опубликован в "Хрестоматии по истории средних
веков", М., 1963, стр. 266-268); в вакуфной грамоте
султана Мурада I: “Tarih Vesikalar”, с. I, № 4, Ankara, 1941, стр.
241-244 (наш перевод в кн.: "Аграрный строй
Османской империи. Документы и материалы", М.,
1963, стр. 167-168); M.A.Simsar, The Waqfiyah of Ahmed Pasa, стр. 26-161. О
семейных вакфах см. также:“ Istanbul Vakiflan Tahrir Defteri”,
стр. XX-XXX.
12. F.N. Uzluk, Fatih Devrinde Karaman Eyaleti Vakiflan Fihristi,
Ankara, 1958, стр. 7-14.
13. Е.Н. Ayverdi, Yugoslavya'da Turk Abideleri ve
Vakiflari, — “Vakfflar Dergisi”, № III, Ankara, 1956, стр. 151-223.
Возможно, что приведенные здесь данные несколько
преувеличены. Однако известно, что турецкие
завоеватели не охотно строили в захваченных
землях жилые дома, придавая большое значение
сооружению мечетей и других культовых
сооружений, а также светских общественных
учреждений (ханов, караван-сараев, бань и т.п.),
вследствие чего многие селения вскоре
приобретали "мусульманский" облик. Для
военно-стратегических целей в широких масштабах
осуществлялось строительство крепостей, мостов,
дорог, военных складов, казарм и т.п. (см.: П.
Миятев, Турецкие эпиграфические памятники по
истории культуры болгарских земель XIV-XIX вв., —
“Восточные источники по истории народов
Юго-Восточной и Центральной Европы”, II, М., 1969,
стр. 181-182, 184-186).
14. М.Т. Gokbilgin, XVI. Yuzyil Baslarinda Trabzon Livasi ve Dogu
Kara Deniz Eolgesi, - “Belletero, c. XXVI, № 102, стр. 295-296. По данным
О.Л. Баркана, одни только крупные султанские
вакфы и вакфы великих везиров в разных
провинциях Малой Азии располагали огромными
владениями. Доходы их составляли от 5 до 17% общего
дохода в каждой области. Эти вакфы содержали
множество религиозных и благотворительных
учреждений (см.: “Istanbul Vakiflan Tahrir Defteri”, стр. XVII-XVIII).
15. М.Т. Gokbilgin, XVI. Yuzyil Baslarinda Trabzon Livasi...,
стр.295.
16. См. "Книга законов султана Селима
I". Публикация текста, перевод,
терминологический комментарий, предисловие А.С.
Тверитиновой, М., 1969, стр. 61 (л. 17б).
17. “Kanun-name-i Al-i Osman” (Mehmet Arif, Istanbul,
1330), стр. 29.
18. O. Barkan, Edirne Askeri Kassaim'na ait Tereke Defterleri, —
“Belgeler”, c. III, № 5-6, стр. 4-9.
19. I.H. Uzuncarsili, Osmanli Tarihi, c. II, Ankara, 1964, стр. 90,
94, 98, 101.
20. M.T. Gokbilgin, Edirne ve Pasa Livasi, стр. 44-45, 74, 140,
149, 405, 413.
21. Там же, стр. 413.
22. Там же, стр. 357-390.
23. Хане — податная группа (единица
налогового обложения) для разных областей
империи и в зависимости от имущественного
положения налогоплательщиков состоявшая из 3, 5, 10
и даже 15 глав семейств (часто большая
неразделенная семья, живущая общим хозяйством)
(см.: O.L. Barkan, 894 (1488/1489) Yili Cizyesinin Tahsilatina ait Muhasebe Bilancolari,
- “Belgeler”, c. I, № I, стр. 5-8; его же, Avariz, - “Islam
Ansiklopedisi”, c. 2, 1961, стр. 15.).
24. M.T. Gokbilgin, Edirne ve Pasa Livasi, стр.379.
25. Там же, стр. 380.
26. Там же.
27. Денежная единица акче, приводимая в
дефтерах, и дирхем в публикуемой грамоте в данном
случае однозначны, так как в документах того
времени они часто взаимозаменяли друг друга (см.:
Г. Елезовиh, Турски споменици, стр.20).
28. См., например, вакуфные
владения одного из сановников султана Мехмеда II,
Исхак-паши: V.Tamer, Fatih Devri Ricalinden Ishak Pasa'nin Vakfiyeleri ve
Vakiflari, — “Vakiflar Dergis”,c. IV, стр.107-124.
Посвящаю памяти Дибира М. Атаева
Текст
воспроизведен по изданию: Некоторые замечания о
значении вакуфного землевладения в истории
Османской империи в связи с публикацией вакуфной
грамоты Хани-хатун // Письменные памятники
Востока. 1970. М. Наука. 1974
|