Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ЗАКОНОПОЛОЖЕНИЕ ЛИВЫ МОСУЛ

Basvekalet Arsivi (Стамбул)

Дефтер № 543

Дата: период Мурада III (1574—1595) (О.L. Barkan, Kanunlar, s. 173—180)

1. С урожая жителей города взимается 1/6, а с жителей деревни — хумс. В соответствии с этим ушр с хлопка в раз мере 1/6. С огородных культур взимается ушр и на этой основе с плодовых деревьев 1/7 за виноград с мусульман 4 акче с сотни, а с кяфиров — 6 акче. С овощей взимается ушр.

2. Разъяснение о чифте и полчифте

Чифтлик состоит из ста дёнюмов. А дёнюмом считается участок в 40 шагов в длину и в ширину. [Чифтликом] называется участок земли в 100 дёнюмов на средней земле. На земле высшего качества, которая орошается и ежегодно засевается, чифтлик равен 80 дёнюмам. На земле худшего качества чифтлик равен 150 дёнюмам. Это разъяснение относится к засеваемой земле, к водоемам не относится.

3. Разъяснения о земледельцах-чифтчи

Всякий, кто прикреплен к чифт у или полчифту, пусть не производит обработки земли в другом месте, оставив свою землю необработанной. Но если он полностью обработал закрепленную за ним землю и, желая обработать побольше земли, произвел еще посев и в другом месте, то пусть ему не препятствуют и вторично бехре не требуют. Однако с того, кто оставит записанную за ним землю и произведет обработку земли в другом месте, можно требовать повторный бехре. Так поступают после того, как был объявлен указ, [64] чтобы в другом месте посев не производился. Это относится к тем владельцам земли, у которых подобные крестьяне могут найти землю в его собственной деревне. Если же [крестьянин], не найдя земли, произведет по необходимости посев в другом месте, то требовать с него плату за пустошь (боз бехре) нельзя.

4. Разъяснение о плате за невозделывание чифта

Если кто-либо, имеющий возможность обрабатывать записанную за ним землю, оставит ее пустующей, и владельцу земли не последуют [положенные налоги] бехре и ресм-и земин, то с подобных им надлежит востребовать ресм-и чифт и боз бехре. Однако если владелец земли данной местности передаст [необработанный участок] в тапу другому, или он будет обработан кем-то другим и с этой земли будут получены налоги и продукты, то требовать ресм-и чифт и боз бехре не разрешается. И лишь в том случае, если ничего не будет засеяно, как это предписывает закон, то с подобных надлежит востребовать по положенному счету. И опять-таки это тогда, когда [необработанный участок] не отдан в тапу, а он (крестьянин) произвел посев вне [этого владения]. А если тот участок отдан в тапу, то с оставившего его решительно ничего не брать. Взимается лишь ресм-и беннак и барщинные (ыргадийе).

Те же, кого одолела крайняя бедность, кто, подвергшись стихийному бедствию или ограблению, стал беден и впал в нужду, так что лишился способности обрабатывать чифт и оставил свой чифт пустующим, — с подобных пусть не берут повторного бехре и ресм-и чифт. Владелец земли, взимая с них лишь ресм-и беннак и ыргадийе, пусть отдаст их земли кому пожелает.

Если кто-либо из беннаков и холостых впоследствии станет способным обрабатывать землю, но не получит ее от владельца земли в тапу, то, если подобный произведет обработку земли в другом месте, владелец земли пусть не берет с него повторный бехре, говоря: “Ты являешься моим райятом”. Это относится лишь к тем, за кем записан чифт или полчифта. А это нужно делать лишь после [соответствующего] приказа. Если же тот, за кем записан чифт, в то время как [фактически] чифта не окажется, станет маломощным и владелец земли не найдет для него участка, то с таких требовать вторичный бехре также нельзя.

Если кто-либо из бывших беннаков и холостых построит дом в другом месте и поселится в нем, то по отношению к нему нельзя применять силу и разрушать его дом, говоря: [65] “Не живи в другом месте и перебирайся обратно”. Лишь в том случае, если он женился, с него взимается ресм-и беннак и барщинные. А если он не женат, то взимается ресм-и мюджерред.

5. Разъяснение о налоге ресм-и арусийе

Когда выдается замуж девушка, то взимается арусийе в размере 60 акче. Записано, что половина из них принадлежит владельцу тимара, а вторая половина — санджакбею. Если выдается замуж вдовая женщина, то взимается 30 акче. Из них также половина записана за санджакбеем, а половина — за сипахи. Арусийе относится к девушке: чьим райятом является ее отец, тот и взимает подать. На чьей бы земле парень ни взял девушку, она становится райятом его владельца. Вдова принадлежит тому, на чью землю она вышла замуж.

6. Разъяснение о повинностях ресм-и чифт, испенч, ресм-и беннак, мюджерред и ыргадийе

С мусульман, за которыми записан полный чифт, взимается ресм-и чифт в размере 50 акче. С тех, кто имеет полчифта, взимается 25 акче. За каждым домом закреплено 3 дня в качестве ыргадийе. Каждый день [барщины] оценивается в 2 акче, так что это составит по 6 акче [с дома]. Или пусть заставляют отрабатывать 3 дня барщины, или пусть берут деньгами.

За кяфирами ресм-и чифт не закреплен, с них положен испенч: с каждого плательщика хараджа — 25 акче. С женатых взимается также по 6 акче ыргадийе, но с холостых не взимается.

7. Если кто-либо засеет земли более, чем у него имеется, то пусть он платит [за дополнительно обработанный участок] ресм-и земин с земли лучшего качества по одному акче с двух дёнюмов, а с худшей земли по одному акче с трех дёнюмов. Каждый, пришедший со стороны и обработавший землю, пусть таким образом платит ресм-и земин.

Всякий беннак, и мюджерред, который впоследствии станет способным обрабатывать чифт и, получив по тапу полный чифт или полчифта, обработает его, пусть платит по закону ресм-и чифт, а ресм-и мюджерред и ресм-и беннак пусть уже не платит. Однако пусть никто, не получив надел по тапу, не берет и не обрабатывает [самовольно] участок, производя посев на земле землевладельца. Подобные пусть платят ресм-и беннак и ресм-и мюджерред. [66]

Но если кто-либо, находясь на земле владельца, был освобожден от взимавшихся в то время налогов беннак и мюджерред, ввиду того, что уплачиваемый им ресм-и земин был выше, чем налоги беннак, мюджерред и ыргадийе, то в этом случае пусть их и не взимают, а берут лишь ресм-и земин. Если же налога ресм-и земин будет недостаточно, то пусть берут налоги беннак, мюджерред и ыргадийе.

8. Если на земле, записанной за кем-либо, произведет посев кто-то другой, то после того как обладатель земли (райят) уплатил ресм-и чифт, от засеявшего землю ресм-и земин пусть вторично не требуют. Это потому, что [способ обработки] земли определяется ее обладателем, и как он договорится ее засеять, таким образом и получает [доход]. К таким делам владельцы тимаров не имеют касательства.

9. Владелец земли пусть не требует ресм-и чифт вторично, заставляя тех, за кем записан чифт или полчифта: “Засей-ка 2, 3 или больше чифтов”. Ресм-и чифт закреплен за чифтом земли.

10. Разъяснение о положении реайи

В отношении сбора бехре определено два способа его взимания. Первый способ таков: все райяты, привезя полностью весь полученный урожай, производят его обмер на гумне, расположенном поблизости от деревни, и, определив 1/5, 1/6 и 1/7 бехре, сдают натурой от каждого вида зерна — пшеницы, ячменя и прочего. Собранный таким образом бехре они доставляют на ближайший базар. Ближайшим базаром является тот, до которого однодневный путь. Если же путь более одного дня, то пусть реайю не обессиливают поездками. Если же [райяты] не в состоянии доставить [урожай] к деревне и сделать поблизости от нее гумно, тогда для определения 1/5, 1/6 и 1/7 долей сгребают в пяти, шести и семи местах вороха, и пусть владелец земли выбирает себе из них по одному. И пусть райяты прежде всего определяют и сдают бехре. Жители деревни находят дом или амбар для сохранения бехре владельца тимара, а уж после этого они могут делать, что пожелают с собственным урожаем.

11. Разъяснение о налоге ресм-и кышлак

Если на земли, за которыми закреплен налог ресм-и кышлак, будет пригнано извне стадо овец и оставлено там на зимовку, то пусть будет взята 1 овца. Временем зимовки называется период [наибольшей] стужи. На чьей земле в это [67] время они будут находиться, тот и берет. С тех, кто живет на своей земле, пусть не взимается; пусть берут лишь с пришедших извне. Бывает и так, что когда некоторые племена зимуют в другом санджаке, то [их владелец] им говорит: “Вы люди моего санджака и берет с них целиком налог за зимовку. Это противоречит закону, пусть не взимается. Взимает только тот, на чьей земле происходила зимовка. В стаде же 300 овец.

12. Разъяснение относительно налога рюсум-и агнам

Взимать с райятов 1 акче за двух овец — древний обычай. Чобан беги не взимается.

13. Разъяснение относительно пчел

Установлено с каждого улья взимать 2 акче; пусть так и взимается. Если какой-нибудь райят перенесет свой улей на землю другого сипахи, то пусть половину [налога] берет владелец земли, а другую — владелец райята.

14. Разъяснение о налоге с остающихся на зимовках

Когда кто-либо останется на зимовку в тимаре, то если он женатый, пусть с него будет взято 6 акче налога ресм-и кышлак, если он холостой, пусть будет взято 3 акче налога ресм-и дуд. Если кто-либо из оставшихся на зимовке произведёт на той земле посев, то пусть он платит ресм-и земин, а ресм-и кышлак тогда пусть с него не берут. Всякий, живущий на зимовке, платит ресм-и кышлак до трех лет. А если он остается там более трех лет, то пусть с него взимается ресм-и беннак.

15. Разъяснение о налоге ресм-и асийяб

С мельницы, действующей круглый год, пусть взимается 60 акче налога ресм-и асийяб, с действующей 6 месяцев — 30 акче, с действующей 3 месяца — 15 акче.

16. Разъяснение о дештибани

Если чей-нибудь скот зайдет на засеянное поле и причинит ему ущерб, то после того как будет взыскано возмещение за ущерб, владельца скота пусть накажут пятью палочными ударами и возьмут с него 5 акче. Однако за все сразу (макту) пусть не берут.

17. Разъяснение об ыргадийе с горожан

С горожан ресм-и ыргадийе не взимается, [но] с каждого дома женатого взимается 12 акче ресм-и беннак и холостого — 6 акче ресм-и мюджерред. [68]

18. Разъяснение о ресм-и шахнеги

В старом дефтере было записано, что некогда взималось по одному киле с каждых двадцати киле под названием ресм-и шахнеги. Как только измерялся урожай, сипахи и люди санджакбея брали на прокорм 5—10 лошадей и таким образом ослабляли райятов. Так как это было противно закону, оно было отменено. Но вместе с тем записано, что до тех пор, пока деревня не произведет обмера урожая, необходимо выдавать корм одной лошади сипахи и кормить одного человека.

19. Разъяснение о пошлине бадж-и убур и тамагават

...С огородников на основе ушра назначены владельцу земли [положенные доли] бехре.

(Параграфы 19—27 содержат постановления, относящиеся к рыночным и ввозным пошлинам. — А.Т.)

28. Разъяснение о штрафах

Кому принадлежит райят, тот с него и взимает штраф. Санджакбей пусть не вмешивается под тем предлогом, что [это произошло] в городе. Половина штрафа с реайи принадлежит владельцу тимара и половина — санджакбею. Если же [райят] из свободного тимара, то даже и второй половины [санджакбей] пусть не трогает. Разве лишь в том случае, [когда виновный] заслуживает наказания. [Право] осуществления наказания принадлежит санджакбею. Подлежащего наказанию не увозят в другое место, а наказывают в соответствии с его виной тут же. С наказанного взимать штраф не следует.

...Взимание штрафа с владельца тимара противоречит закону. Наказанием для них является порицание и выговор. А если проступок значителен, то лишение их поста. Если же по закону и обычаю окажется так, что они подлежат наказанию, то пусть это будет осуществлено лишь после донесения [ко двору].

29. Разъяснение относительно джизьи с идолопоклонников

Ввиду того что взимавшаяся ранее с кяфиров упомянутой ливы джизье была [слишком] велика, среди них возникли противодействия [этому], и они, говорят, жаловались, что их бедность и разорение достигли крайних пределов. [По жалобе] к подножию трона было доложено, что на каждую душу было назначено 40—60 акче хараджа и с той поры так взималось. Тем, что собирали харадж не только с тех, кто обложен государственной казной, но и с [69] несовершеннолетних мальчиков, а также со многих умерших кяфиров, разорено было множество деревень. Тогда прибыл высочайший ферман, который предписывал, чтобы отныне, помимо хараджа, взимаемого в пользу казны, эмин и кятиб на свои издержки пусть берут лишь по одному акче и большее количество денег, взимаемых якобы за подписи судьи, чтобы не брали. Так и было записано в дефтере.

30. Разъяснение относительно буйволов

В старом дефтере записано, что раньше с каждого буйвола взималось 12 акче. Потом это было отменено. И только во времена кяфиров на деревни была наложена дань — манту. В других деревнях с тех, за кем записан ресм-и беннак, более того пусть не взимается. Ранее еще и с овец-маток взимались какие-то сборы. В прежнем дефтере записано, что теперь назначен налог адет-и агнам.

31. Разъяснение относительно племен ливы Мосул

С местных племен упомянутой ливы взимается 1 овца с каждой сотни, с новопришедших племен — еще 1 овца в качестве зекята. Султанские войска, прибывающие в упомянутую ливу, как во внешнюю общину, пусть в соответствии с законом берут по 2 акче, но не более.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.