|
«ВАКФ-НАМЕ» ИБРАГИМА БЕЯ ИЗ КНЯЖЕСТВА КАРАМАН Вакуфное землевладение, при котором земли принадлежали высшему мусульманскому духовенству и основателям вакуфов, получило распространение на мусульманском Востоке в VIII в. Термин «вакф», или «вакыф», означает «стояние», «остановка», «изъятие», а в юридической терминологии значит посвящение какого-либо имущества или земли в пользу благотворительного учреждения. Посвящение земли или имущества рассматривалось в мусульманском праве как совершение «доброго» дела. Вакуфы бывали двух типов. К первому типу относились те, учредитель которых терял навеки всякие права на пожертвованное имущество или земли, а ко второму — те вакуфы, учредитель которых имел право получать часть дохода, оговоренную в грамоте об учреждении вакуфа. В Анатолии вакуфное землевладение получило распространение сначала при сельджуках, а затем при турках-османах. Султаны, члены их семьи, везиры, крупные феодалы дарили большие земельные участки с находившимися на них селениями и недвижимым и движимым имуществом в пользование религиозным институтам, которые их эксплуатировали под видом оказания «помощи» бедным слоям населения. По существу же, вакуфы являлись орудием эксплуатации населения высшим духовенством и их основателями. В мусульманских государствах высшее духовенство принадлежало к числу крупнейших феодалов, жестоко эксплуатировавших крестьян и ремесленников. В противоположность владельцам тимаров (ленов) держатели вакуфов не несли военной службы и освобождались от уплаты налогов. Кроме того, вакуфы не могли отчуждаться в собственность государства. Поэтому в период разложения Османской империи (XVII-XVIII вв.) крупные феодалы часто отдавали свои земли и имущества под покровительство различным благотворительным учреждениям, ограждавшим их имущества и земли от всякого произвола и посягательств султанов. Вакуфы, как правило, являлись экономически мощными учреждениями стран мусульманского Востока. Кроме земельных участков, они владели также недвижимым и движимым имуществом, например, домами, торговыми помещениями, лавками, мельницами, банями, садами, виноград- никами и крупным и мелким скотом. В Мерзифоне в XVII в. вакуф существовал на доходы от 365 селений. Под полями, садами, лугами и лесами его было около 4487 гектаров земли. Этот вакуф имел 105 голов мелкого скота, а также 100 лавок, 5 мельниц 1. Зарождение вакуфов в Османском государстве, как свидетельствуют памятники материальной культуры и данные летописцев, относится к периоду [76] правления султана Орхана (1326-1358 гг.), который в 1348 г. основал вакуф в городе Бруссе 2. В 1349 г. в городе Изнике была построена Хамзой беем мечеть и учрежден вакуф. В том же году шейхом Постинташем, прибывшим при султане Орхане в Бруссу из Хорасана, был ocнован вакуф и построена мечеть. После смерти шейха Постинташа султан Мурад I (1358-1389 гг.) в память ого имени построил в городе Енишехире мечеть и основал вакуф. Последующие годы вакуфы были основаны в Билсджико, Изнике, Бруссе, Галлиполи и в других городах 3. Вакуфы основывались даже в местах с немусульманским населением. Там рабочую силу составляли главным образом военнопленные, труд которых мало отличался от труда рабов 4. Кроме того, на вакуфных землях использовался труд немусульманского населения,составлявшего значительную часть крестьянского населения Анатолии в XIV в. Ибн-Баттута, путешествовавший по Анатолии в период правления султана Орхана, упоминает названия селений, и в каждом из них имелся только один мусульманский дом, принадлежавший ставленнику султана 5. Целый ряд дошедших до нас вакуфных актов 6 позволяет утверждать, что положение крестьян, живших на вакуфных землях, было более тяжелым, чем положение крестьян в поместьях феодалов. Крестьяне, обрабатывавшие земли, передаваемые вакуфу, превращались фактически в крепостных вакуфа. Вакуфы очень часто присоединяли общинные крестьянские земли к своим владениям. Это вызывало особую ненависть крестьян как к держателям вакуфов, так и к духовенству, которая приводила к антифеодальным крестьянским вооруженным выступлениям. Наиболее полным документом раннего периода об основании вакуфов является акт Ибрагима бея из княжества Караман 7, который в 1432 г. основал вакуф в городе Ларенде. Ниже приводится перевод с сокращённого турецкого текста акта Ибрагима бея 8. * * * Акт начинается с традиционного мусульманского предисловия, в котором говорится, что люди будут вознаграждены или наказаны на том свете в зависимости от их добрых или дурных дел, и что путь человеку указывают священные книги. Далее документ сообщает, что Караман оглу Ибрагим бей с молодых лет посвятил себя добрым делам, науке и познанию истины и, вдохновленный изречениями пророка, - принял решение учредить в городе Ларенде имарет (вакуф). ЗЕМЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ И ТЕРРИТОРИИ, ВНЕСЕННЫЕ СО ВСЕМИ ЗДАНИЯМИ В АКТ ИМАРЕТА Ибрагим бей возводит мечеть с одной стороны имарета; расположенного в восточной части города, в местности, называемой Егун-Дивар, и с другой стороны имарета он обязался построить общественную кухню. Право пользования этой кухней предоставляется всем без исключения . путешественникам независимо от их сословия, имущественного положения [77] и происхождения. Кроме вышеуказанных зданий, он должен был построить специальное помещение для чтения корана и здание школы для чтецов корана. Границами имарета служили с одной стороны владения наследником Мукбиллум Мухаммеди 9, с другой стороны — река Караман-чай, с третьей стороны — долина, называемая Сакия, и вакуф, принадлежащий Рахиме хатун Ханикахины, с четвертой стороны, владения эмира Мустафы 10 сына Махмут бея из Алайя и владения покойного Джеляль-эд-дин Мустефи 11. Имарет был основан за чертой города Ларенде в местности, называемой Ёгун-Дивар. Ибрагим бей возвёл для этого благотворительного учреждения следующие здания и отвел нижеследующие участки: 1. Семь частей (из 17) мужской и женской городской бани, расположенной в квартале под названием Силекей, две стороны бани граничат с улицей, а обе другие стороны с участками ахи Али, сына Кечечи, ахи Мелека. 2. Половина старой бани, принадлежавшей паше 12 и находящейся на улице Агырджа города Ларенде. Баня эта граничит с трех сторон с улицей, а с четвертой с владениями шейха Исмаила сына переплетчика и позолотчика. 3. Известная в городе под названием Чардаклы-хамам баня, расположенная вблизи моста Гази-Алп 13. Эта баня граничит одной своей стороной с улицей, другой стороной с медресе и садом хаджи Ала-эд-дина и — с кварталом Керим-эд-дина. 4. Местность, известная в Ларенде под названием «Акреб», граничащая с участком наследников хаджи Чекиджи и с другой стороны с государственными землями и имением Тадж-эд-дина, а также с частным имением н участками ахи Махмуда, сына ахи Али. 5. Имения и земельные участки, охватывающие ряд деревень и полей. Самыми крупными среди них являются селение Калынахур и деревни Казылджа-Кей, Каяджик, Арта-Виран. На земельных участках находятся поля селения Кафир-Виран, Биледжик, Чаблак, а также поля, принадлежащие селениям Едже, Кучук-Биледжик. Эта территория простирается до поля Срымджа, Диплендик, Кыпык и Бадаху-Висмил. Далее эта территория доходит до большой речной долины и простирается вплоть до моста Ташап. Она охватывает также деревни: Юваджик, Фасылджик, Балчыкхисар и доходит до деревни Эмре 14. 6. Половина невыделенного удела местечка Акрабад, который охватывает местности: Кызыл-Килисе, Дудгуму и Эрдаусе-Кышлагы. Этот удел с четырех сторон граничит с деревнями Илисыра, Пусала, Елетере, Ягмурлар, Караджалар и граничит с полем Сыныкахир. 7. Половина невыделенного удела, называемого «Хан», знаменитого хана Пинкал оглу Хаджи Вели. Этот удел окружен с двух сторон улицами, торговой мануфактурной лавкой и жилым кварталом. 8. Базарная площадь, находящаяся в Ларенде. 9. Виноградник Хаджа-Лулу, расположенный в районе Чакалыджа- Ахур в Ларенде.[78] Его окружают улицы и государственные земли, а также земельный участок, принадлежащий Сунгур ага Ибрагими. 10. Деревня Эфра в окрестностях города, по окраинам ее расположены деревни Ики-Килисе, Чавуш, Гердельсон. 11. Вся пригодная для обработки земля в районе Емек-Суван, принадлежащая Ларенде, на границах ее находятся земельные участки Ахмеда, река и государственные земли. 12. Вся пригодная для обработки земля в районе Кой, принадлежащая Ларенде и граничащая с владениями Натидже хатун Эмирахур Юсуф, с местностью, называемой Сулу, частью долины, принадлежащей Мукбиллум Мухаммеди, и с рекой. 13. Все виноградники, принадлежавшие Хаджи Юсуфу вблизи кладбища Кади в Ларенде, которые граничат с двух сторон с дорогами и с двух сторон с невозделанными землями. 14. Весь виноградник сына хаджи Ала-эд-дина, расположенный близ города, и мельница Бекиредже, которая является государственной собственностью. 15. Вся невыделенная половина удела Бекиредже, мельница в Ларенде, расположенная вблизи нового моста, окруженная со всех сторон дорогой. 16. Невыделенная половина удела мельницы, называемой мельницей Хаджи, которая находится в Ларенде и граничит с одной стороны с дорогой, с другой — с ущельем Сиджук, с третьей — с рекой Гази и с четвертой — с владением Матар-оглу. 17. Ряд деревень, расположенных против имарета вблизи Ларенда, граничащих с трех сторон с этим имаретом и с четвертой стороны с владением наследника Мукбиллул Мухаммеди. 18. Деревня, называемая Вираплы-Салур, находящаяся в долине Конии и граничащая с деревнями Сарачлар, Афшар, Салур и полем Мелике. 19. Деревня Балканда близ Бейшехира, граничащая с деревнями Ерташ, Канлуджауз, Обрук и Кешк. 20. Деревня Умранлар около Бейпынара, которая граничит с деревнями Достбей, Чадыр-агач и Обрук. 21. Деревня Ишыкпынар около Бейшехира, граничащая со старым руслом реки и деревнями Курупынар, Каяпынар. 22. Деревня Шемседдин, которая граничит с деревней Гурджу, горой и рекой Генчлу, Гёксу в округе Мут. Вышеперечисленные объекты, а также указанные в акте земельные участки, поля, оросительные каналы и поместья со всем, что к ним принадлежит: доходами, получаемыми с них, жителями, долинами, горами, лугами, деревьями, реками, камнями, склонами, дорогами и всей утварью, дверями, источниками, водами, оросительными каналами, со всеми прочими своими внутренними и внешними правами отныне превращаются в имущество вакуфа и не могут быть проданы, подарены, заложены и завещаны. УПРАВЛЕНИЕ ИМУЩЕСТВОМ ВАКУФА Управление имуществом вакуфа пожизненно остается в руках учредителя. После его смерти управление переходит к потомкам учредителя. Управление вакуфом и его имуществом передается самому честному из сыновей из рода Ибрагим бея Караман оглу, а после смерти этого сына его детям, внукам и правнукам. Если род Караман оглу Ибрагим бея прекратится, то правитель и кадий должны назначить на эту должность достойного, честного и благочестивого человека. [79] РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ДОХОДОВ С ИМУЩЕСТВА ВАКУФА Доходы, получаемые вакуфом, в первую очередь используются для ремонта и всевозможных улучшений самого вакуфа, а затем они используются для ремонта бань, мельниц и прочей недвижимости. Остающаяся часть доходов употребляется для оплаты штатных чтецов корана, чтецов молитв, муэдзинов и служащих имарета, а оставшиеся после всего этого средства поступают на улучшение стола проживающих в имарете бедных и одиноких. КОЛИЧЕСТВО ИЗГОТОВЛЯЕМЫХ ПОРЦИЙ Количество изготовляемых порций во время каждой варки пищи, как для знатных, так и для бедных, должно быть определено в зависимости от количества столующихся. Изготовляется во всяком случае не менее 100 и не более 200 порций. Следовательно, в имарете должно столоваться но менее 100 и не более 200 человек ежедневно. Пища подается два раза в день, а в случае необходимости и чаще. РАСХОДОВАНИЕ ОСТАЮЩИХСЯ СРЕДСТВ Если после вышеприведенных расходов еще остаются средства, то они сохраняются управляющим имарета для приобретения новых объектов дохода. Если представится возможность для приобретения такого объекта, которым владеет частное лицо, то таковой должен быть приобретен. СЛУЖАЩИЕ И ПОЛУЧАЕМОЕ ИМИ ЖАЛОВАНИЕ Учредителем было отдано еще следующее распоряжение: в дарульхуффазе [помещение для чтения корана] должно состоять на службе 12 чтецов корана. Для каждого из них ежегодно установлено жалование 225 дирхем акча серебром [дирхем в монгольский период стоил 12,5 коп. золотом]. Один из них является чтецем молитвы (имам) в имарете и должен возносить вместе с народом молитвы в день 5 раз. Чтец молитвы принадлежит к секте ханефи и должен быть достойным занимаемой должности. Кроме того, он должен обладать необходимыми знаниями для того, чтобы отвечать на все могущие возникнуть вопросы, связанные с текстом читаемой молитвы. Второй из числа 12 чтецов молитвы служит в мечети в качестве муэдзина. Он должен обладать необходимыми для должности знаниями. Если один из чтецов молитвы по праву шариата или в силу гражданского права не в состоянии выполнить обязанности чтеца молитвы, то эта обязанность возлагается на других лиц. Этот закон относится в равной мере также к чтецам корана и муэдзинам дарульхуфаза. Чтец молитвы имам получает ежегодно 225 дирхем акча серебром. Его доход составляет 450 дирхем акча серебром в год 15. Муэдзин получает наравне с имамом сверх жалования 225 акча за чтение корана. Его доход в год составляет 374 акча серебром. Остальные 10 чтецов корана должны собираться ежедневно вместе с дарульхуффазе имарета и каждый из них обязан прочесть из корана 300 строк, всего 30 тыс., т. е. все содержание корана. Всякое вознаграждение за чтение корана чтецы обязаны отдавать учредителю вакуфа. [80] Управляющий имуществом вакуфа получает за свой труд десятую часть дохода. Из вышеперечисленных 12 чтецов корана один назначается смотрителем (кетхудалык) над всем имуществом вакуфа. Этот смотритель получает ежегодно 750 дирхем акча чистым серебром и ежегодно 30 муд 16 ярового ячменя. Далее, одни из 12 чтецов получает звание толкователя корана и ему вменяется в обязанность толкование корана и обучение хадиса 17 и тефcира 18. После прочтения одной десятой части корана на eгo обязанности лежит интерпретация прочитанного, и за это он получает 375 дирхем чистым серебром. Повар, приготовляющий в имарете пищу получает ежегодно 10 муд пшеницы и 300 дирхем серебром. Уборщики и метельщики все вместо получают ежегодно 25 муд пшеницы и 450 дирхем серебром. Оба привратника и смотритель кладовых ежегодно получают 20 муд пшеницы и (500 дирхем серебром, и слуги, зажигающие лампы и свечи, получают ежегодно 225 дирхем серебром. ИНВЕНТАРЬ ИМАРЕТА В инвентарь имарета входят: 30 тканных ковров (среди них 6 больших), покрывала, вязаные ковры и молитвенные коврики. Далее к инвентарю относятся 4 больших медных котла, 4 медных чана, 2 миски, называемые в акте по имени Бехрапи, а также 50 медных кувшинов, 50 медных мисок, 4 сковородки, 4 различных ложки, 4 подушки и перины и т. д. ПЕРЕЧЕНЬ ОБЯЗАННОСТЕЙ УПРАВЛЯЮЩЕГО И СЛУЖАЩИХ ИМАРЕТА На обязанности управляющего лежит постоянный контроль над деятелыюстыо служащих. Он должен следить за тем, чтобы они исполняли свои обязанности добросовестно. 1. Управляющий (мутевелли) должен следить за тем: исполняют ли добросовестно свои обязанности имамы, муэдзины, чтецы корана и молитв. Если управляющий установит, что вышеуказанные лица манкируют своими обязанностями, то он должен первый раз сделать предупреждение, во второй раз — пригрозить вычетом из жалования и в третий раз — привести эту угрозу в исполнение. В случае если эти меры не имели должного воздействия, управляющий должен уволить провинившегося и заменить его другим лицом. 2. Те же правила применяются в отношении привратника. Слуги, обязаны: чистить двери в имарете, убирать комнаты, молитвенные залы и прочие помещения имарета. Они обязаны выносить мусор, своевременно расстилать ковры и половики. Привратники должны ежедневно отпирать и запирать ворота имарета и охранять его от воров. Управляющий обязан контролировать работу слуг и привратников. За небрежное отношение к своим обязанностям они подлежат увольнению. Управляющий не должен оскорблять тех из служащих, которые добросовестно исполняют свои обязанности и не дают повода к взысканиям. Он должен обходиться с ними вежливо, прилично и милостиво. ОБ УЧЕНЫХ И ШЕЙХАХ, ОСТАНАВЛИВАЮЩИХСЯ В ИМАРЕТЕ В случае прибытия в имарет высоких гостей, шейхов, ученых управляющий обязан встретить их, предоставить им лучшие помещения и проследить [81]за тем, чтобы они были хорошо и быстро обслужены. Срок пребывания в имарете — три дня. Лошади и прочие домашние животные, пригодные для верховой езды, должны быть обеспечены овсом и ячменем в изобилии. ДРУГИЕ УСЛОВИЯ УЧРЕДИТЕЛЯ ВАКУФА 1. Управляющий имарета, шейх, имам, муэдзин и обслуживающий персонал должны быть людьми, достойными доверия. Кроме того, они должны иметь твердый характер: бесхарактерные и безнравственные люди, могущие посягнуть на имущество имарета, на службу не должны приниматься. 2. В священные ночи берат [ночь откровения пророка Мухаммеду его пророческой миссии] и регаиб [ночь зачатия пророка Мухаммеда] имам, муэдзин, чтецы корана, кроме их постоянного жалования, получают еще по одному флорину за чтение каждой ночной молитвы. 3. Для чтецов корана, имама, муэдзина, а также для одиноких и бедных в течение ночи берат и регаиб и двух ночей байрама изготовляется 50 батман [1 батман колебался от 2,5 до 10 кг] халвы. 4. Из доходов, полученных благодаря выгодному помещению свободных средств, оставшихся от расходов вакуфа, низкооплачиваемым служащим в имарете должно выдаваться пособие. Это поощрит служащих к аккуратному выполнению возложенных на них обязанностей и освободит их от забот. 5. Управляющий не должен сдавать в аренду более чем на три года поля и здания имарета, так как в противном случае таковые могут перейти в частные руки и отойти от вакуфа. 6. Управляющий должен быть благородным и человечным в обращении со слугами. Он обязан предоставлять аванс служащим, которые нуждаются в деньгах и не имеют возможности их одолжить. ХЛЕБ И МЯСО ДЛЯ ИМАРЕТА 7. Ежедневно раздается не менее 150 буханок хлеба. 20 буханок должны весить один батман рыночного веса, причем хлеб должен быть испечен из самого лучшего сорта пшеничной муки. Ежедневная порция мяса составляет 4 батмана рыночного веса. 8. Учредитель Ибрагим бей убедительно просит своих детей и родственников (имеющих отношение к вакуфу) в случае разрушения имарета, что неизбежно для всего земного, его вновь восстановить. При вторичном его разрушении, если восстановление окажется невозможным, разделить доходы с сохранившегося имущества имарета между его потомками, если таковых нет, то доходы имарета надлежит разделить между бедными и одинокими. 9. В этой последней части акта об учреждении вакуфа призывается проклятие неба на голову тех из владетелей, кадий, управляющих, которые не сумели сберечь благотворительные учреждения в сохранности. Далее в акте указывается, что он зарегистрирован в начале шеввала 835 г., т. е. десятого месяца лунного исчисления — в июле 1432 г. Дальше идет дополнение, сделанное Ибрагим беем в том же году после занесения акта об учреждении вакуфа в реестр. Дополнительно закреплено еще более 10 деревень и 10 земельных участков, садов, виноградников, 40 лавок и т. д. О том, что акт об учреждении вакуфа соответствует всем требованиям закона и занесен в реестр, подтверждает ученый Сирач Ибн Садриддин и кадий Ларенде Али ибн Мехмеди ибн Сулейман. Комментарии 1. Icmail Нusrеv. Turkiye koy iktisadiyati Ankara, 1934, s.164. 2. «Asik pasa Zade tarihi. Leipzig. 1929, стр. 42. 3. См. Ф. Ф. Тешнер в журн. «Der Islam», 1929, № 18, 1938, № 20. 4. См. M. F. Koprulu. Les origines de l'Empire Ottoman, p. 130-131. 5 «Voyages d'Ibn-Batoutah». Paris, vol. II, 1854, p. 324. 6. Cм. Vakiflar dergisi, sasii, Ankara, 1938. 7. Княжество Караман образовалось в 1256 г. из числа огузских племен, живших в Киликии. Свою самостоятельность это княжество сохранило до 1460 г. 8. Этот вакуфный акт с переводом на турецкий язык был опубликован проф. Исмаилом Хакки Узун Чаршылы-оглу в журнале турецкого исторического общества «Belleten», 1937, с.I, sayi I, стр. 56-127. 9. Мукбиллум Мухаммеди, очевидно, был телохранителем Мехмед бея из княжества Караман. (Подстрочные примечания принадлежат проф. Узун Чаршылык оглу. Примечания А. М. Шамсутдинова в тексте заключены в квадратные скобки). 10. Эмир Мустафа числится в списке лиц, засвидетельствовавших основание вакуфа. 11. Джелял-эд-дин Мустефи был министром финансов при сельджукском султане Гияс-эд-дин Кей-Хусреве. 12. Вероятно, Муса — родственник деда Ибрагима бея, т. е. он впервые употребил титул «паша». 13. Современное местечко Газали. 14. Упоминаемые в акте некоторые названия деревень сохраняются и сейчас. 15. Имам получает за чтение корана в мечети 225 акча и 225 акча за исполнение служебных обязанностей. 16. Муд — примерно 20 кг. 17. Предание об изречениях и действиях Мухаммеда. 18. Комментарии к корану. Текст воспроизведен по изданию: "Вакф-наме" Ибрагим-бея из княжества Караман // Краткие сообщения института востоковедения, Вып. XXII. 1958 |
|