Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Донесение генерала от инфантерии А. Н. Лидерса из Бухареста о состоянии турецкой армии.

1849 г.

/Л. 1/ Министерство Военное.

Канцелярия Министерства.

Отделение 1.

В С. Петербурге.

10 Мая 1849 г.

№ 429.

Е. пре-ву Е. Е. Ризенкампфу

Милостивый Государь,

Егор Евстафьевич.

По поручению Г. Военного Министра, имею честь препроводить при сем к Вашему Превосходительству, рапорт Командира 5-го пехотного Корпуса от 16-го Апреля № 56, со сведениями о состоянии Турецких войск, для хранения с подобными сведениями в Департаменте Генерального Штаба.

Примите, Милостивый Государь, уверение в моем совершенном почтении и преданности

(подпись).

/Л. 2/ Военному Министру Господину Генерал-Адъютанту и кавалеру Князю Чернышеву

Командира 5-го пехотного корпуса Генерала от Инфантерии Лидерса

Рапорт.

На основании предписаний Вашего Сиятельства от 30 прошлого Декабря и 31 Января № 1880 и 935, имею честь представить некоторые сведения о Турецкой армии, собранные чрез доверенных лиц, посылаемых в разные части Турции, и Консульского агента нашего в Андрианополе. Собственно от /Л. 2 об./ Турецких военных, здесь находящихся, трудно иметь какие-либо сведения, ибо большею частью они сами не знают о составе армии, а знакомые с сим предметом, по врожденной подозрительности и недоверчивости, боятся сообщить что-либо удовлетворительное.

Из всех полученных сведений оказывается, что особенного движения в Турецкой армии не заметно. Повсеместный недостаток в средствах и послабления в управлении соделывают ничтожными все меры предписываемые из Константинополя. Можно сказать, что Турция находится в изнеможении. Бедность доходит везде до высшей степени.

Между Греческим народонаселением Турецких провинций заметно большое волнение. В Македонии, Эпире и Тессалии много Греческих эмиссаров /Л. 3/ старающихся в особенности возмущать против Турции горских капитанов, бывших начальников Клефтов и Паликаров, имеющих наследственную должность, вроде надзирателей по уездам. В последнее время они получали жалованье от Турецкого правительства. Все Греки, обитающие Турцией, вполне уверены что вскоре возгорится война между Россией и Оттоманской Портой.

Генерал от Инфантерии

Лидерс

№ 56.
16 Апреля 1849 г.
Бухарест

/Л. 4/ Сведения о Турецкой армии.

Турецкая армия простирается от 120 до 150 тысяч человек регулярного войска. Она расположена частью в Европейских провинциях и Константинополе, где находится и главное военное управление, частью в Азиатских областях государства. В Румелии один только корпус и некоторые команды в разных частях Булгарии.

Состав войск.

Турецкая армия состоит из 5 действующих и 5 резервных корпусов:

1-й корпус составляет гвардию, под командою Мехмета Решид паши. Главная квартира в Константинополе, а части расположены в Смирне, Кутае, Магнезии и других местах малой Азии.

/Л. 4 об./ 2-й корпус под начальством военного Министра. Главная квартира в Константинополе; отряды содержат гарнизоны в малой Азии т.е. в Конии, Костемунии и Юргате, частью в Ускюпе, в Албании и на острове Крите. Из сего же корпуса составлены были гарнизоны в Андрианополе, Тырнове и Шумле, но теперь они поступили в отряд занимающий Валахию.

3- корпус Румелийский, под начальством Емина Паши, имеет главную квартиру в Монастыре (Битолии). Зависящие от него гарнизоны рассеяны по разным местам Албании, в Сербском Белграде, Ниссе и Силистрии. В Софии находилась часть кавалерии, но она командирована в Валахию.

4-й корпус Анадольский, под командою Решида Паши. Главная квартира /Л. 5/ в с. Харпут, имея гарнизоны в Диарбекире, Мардине, Ерзеруме, Карсе и других местах Азиатской Турции.

5-й корпус Аравийский, под командою Намик Паши. Главная квартира в Дамаске; содержит гарнизоны в Алепе, Бейруте и других местах того края.

Резервные корпуса состоят в ведении поименованных выше командиров:

1-й в Никомедии, расположен в малой Азии.

2-й в Константинополе, гарнизоны его расположены большею частью в малой Азии; отряд пехоты и кавалерии занимал Андрианополь, но ныне находится в Валахии.

3-й в Монстыре (Битолии); кроме гарнизонов в Албании и Салонике, части оного находятся в Шумле и Софии.

/Л. 5 об./ 4-й в Сивасе и Анатолии.

5-й в Ираке, недавно сформированный и состоящий под командою Авди Паши.

Наконец некоторые отряды находятся в Триполи, в Африке, и в Кандии, Турецком Архипелаге.

В Андрианополе содержит ныне гарнизон гвардейский пехотный полк в 3000 человек; сверх сего находится 400 человек конницы и до 200 артиллеристов, оставшихся здесь от разных команд по болезни или другим причинам.

Каждый корпус состоит из пехоты, кавалерии и артиллерии, которые имеют особых начальников под главным начальством Пашей командующих корпусами.

Действующий корпус состоит из одной пехотной и одной кавалерийской /Л. 6/ дивизий, т.е. из 6-ти полков пехоты, каждый в 4-х батальонном составе, и 4 полков кавалерии, по 6-ть эскадронов. Штат батальона пехоты в 900, а эскадрона кавалерии в 220 человек, но войска бывают всегда некомплектны.

Артиллерия состоит из 3-х полков и в каждом из них 18 конных и 72 пеших орудий. Всего орудий 270. Она приписана к корпусам.

Всех войск разных наименований рассеянных по Европейской Турции полагается от 60 до 80 тысяч человек, из коих собственно в Румелии и Булгарии едва ли найдется 29 т. человек.

Артиллерийское училище, равно как и главный начальник артиллерии и арсенала, в Константинополе. Без сомнения артиллеристы /Л. 6 об./ занимаются там теоретическим и практическим учением, но в провинции, даже сие последнее, весьма редко.

Относительно начальников вообще можно сказать, что многие из старых Пашей получили назначение по гражданской части и замещены в войсках новыми, ничем особенным еще не отличившимися. В Турецкой армии мало еще Пашей и Штаб-Офицеров знающих совершенно военное дело; недостаток таких офицеров доказывается тем, что в более важных обстоятельствах Турецкое правительство обращается к познаниям и опытности Немецкого Ренегата, Омер Паши, командующего ныне отрядом в Валахии.

Одежда.

Одежда пехоты, кавалерии и /Л. 7/ артиллерии, почти единообразна: куртки и панталоны зимою синего сукна, летом в пехоте панталоны белые; фес красный с медною бляхою; обувь – глубокие башмаки.

Кавалеристы и артиллеристы отличаются в одежде тем только, что у них спереди на куртке шнурки подобно нашим гусарам.

Вооружение.

Вооружение пехотного солдата состоит из ружья со штыком и сумы на портупее; кавалериста из сабли, пары пистолетов в кубурах, пики и штуцера.

Лошади.

Лошади в кавалерии дробные и слабые; в артиллерии покрупнее и лучше содержаны.

Внутреннее состояние.

У людей выправка дурная. Состояние обмундировки и аммуниции большею частью весьма посредственное; военного духа нет; между солдатами и офицерами /Л. 7 об./ равенство.

Снабжение войск.

Войска снабжаются оружием, аммуницией, одеждою, обувью, патронами и снарядами из Константинополя.

Жалованье им высылается частью из Константинополя, частью получается прямо из доходов провинций в местах расположения полков и команд. Сие последнее часто замедляется и порождает жалобы солдат.

Продовольствие войск, в провинциях производится местными властями на счет казенных сборов, по ежедневным требованиям и под квитанции командиров. Таким точно образом продовольствуются войска в походе. В местах где сие неудобно имеются подрядчики.

Для кавалерии на зимние м-цы /Л. 8/ заготовляется ячмень и солома, но и то не везде и не всегда; весною на 40 дней лошади выпускаются на подножный корм.

Провиантские магазины находятся быть может в Константинополе, в Румелии и Булгарии их не имеется, исключая крепостей, но и сии пополняются только во время войны.

Главный арсенал, пороховой и литейный заводы в Константинополе.

По крепостям имеются артиллерийские запасы; в Андрианополе они в малом количестве.

Для перевозки тяжестей некоторые полки, особенно кавалерийские, имеются своих мулов, но большею частью взимают подводы у обывателей.

Таким образом перевозятся /Л. 8 об./ иногда орудия и пороховые ящики, для сбережения казенных лошадей, не только в гористых местах но и на равнинах.

При каждом полку находятся врачи и лазарет. Постоянный госпиталь в Андрианополе на 150 больных, в Константинополе он в большом размере; в Монастыре (Битолии) предполагалось устроить госпиталь, но неизвестно приведено ли предположение в исполнение.

Там где войска расположены по казармам, как в Константинополе, Андрианополе и по крепостям, внутренний порядок соблюдается. В городах и селах где нет казарм и где войска помещаются в ханах (заежжих домах), и за недостатком оны у обывателей, /Л. 9/ часто бывают беспорядки и своеволие, так как дисциплина не соблюдается с должною строгостью.

Срок службы.

Рекрутской набор производится ежегодно во всем государстве, не исключая Румелии и Булгарии; он делается не по очереди а по жребию. Христиан берут только из приморских мест для флота.

Срок службы в строю пять лет, после чего солдат поступает на семь лет в Редиф, т.е. в милицию на подобие наших бессрочно отпускных. Нижние чины поступившие в Редиф обязаны ежегодно собираться в губернских городах для ученья, но постановление сие не везде и весьма редко исполняется. Турецкое правительство в прошлом году намерено было собрать Редиф и употребить оный на службу, но сбор не /Л. 9 об./ состоялся и даже число людей не приведено в известность. Ныне же правительство изыскивая средства к образованию у себя запасного войска, определило собрать Редиф.

Летом в мирное время одни войска Румелийского корпуса, в Монастыре, выходят в лагерь, в облегчение обывателей у коих они квартируют по недостатку казарм. По крепостям и в Андрианополе войска остаются круглый год в казармах. Для проходящих только команд выставляются временно палатки и снимаются немедленно по миновании надобности.

Крепости и некоторые примечательные пункты.

Большая часть крепостей находится в небрежном во всех отношениях состоянии. Достойно примечания то, что люди для крепостных орудий определяются обыкновенно /Л. 10/ не из строевых артиллеристов, а из местных жителей, пользующихся за сие некоторым изъятием из общих повинностей.

Виддин. Укрепления в дурном положении, фашины пониже стен к стороне Дуная почти обрушены, но крепость снабжена значительным количеством пушек. С речной стороны имеется три батареи, каждая в 30 орудий. В крепости только до 200 человек регулярного войска, составляющих гвардию Паши. На расстоянии одного пушечного выстрела от Виддина, находится на возвышении маленькое укрепление с 20 орудиями, производящими перекрестный огонь с бастионом на левой стороне крепости. Завладев этим укреплением, /Л. 10 об./ взятие самого города не представляет уже больших затруднений.

Торговля в совершенном упадке, все отрасли управления в бездействии, в городе нечистота превосходящая всякое описание. Жители находятся в ожидании чего-то необыкновенного, и сам Паша по-видимому разделяет это мнение: прежде он много занимался торговыми оборотами, а ныне не захотел принять несколько выгодных предложений, сделанных ему некоторыми Греческими Шкиперами.

Силистрия. Ямы окружающие крепость засорены, они имеют в ширину и в глубину по 10 футов. На укреплениях, приходящих в ветхость, имеется 12 батарей, состоящих каждая из 10 пушек, /Л. 11/ из коих впрочем многие не имеют даже лафетов и негодны к употреблению. Кроме крепостных орудий есть 7 других для обучения артиллеристов.

Регулярных войск в крепости нет, иррегулярные, число коих простирается до 2 т. человек, составлены из обывателей, получающих жалованье только в военное время. Службу артиллерийскую исправляют попеременно обыватели города, получающие по 10 турецких пиастров в месяц и остающиеся на службе по 6-ти недель в год. Они состоят под начальством одного Юз-баши (сотника) регулярных войск, а прочее время года занимаются извозом и рыболовством. Они же смотрят за порядком в городе и состоят в ведении земской полиции.

/Л. 11 об./ Они находятся на своем продовольствии, но в военное время получают от правительства не только пищу но и двойное жалованье.

Посреди города находятся казармы для 500 человек и два провиантских магазина, но те и другие теперь пусты. Сверх того, два арсенала в коих имеется до 5000 заржавленных ружей со штыками, пороховой погреб с незначительным количеством пороха и около 4000 ядер разного калибра. Начальствующий городом и уездом, Ибрагим Паша, человек несведущий и жестокий.

Татар Пазарджик, в расстоянии 18 часов от Силистрии, местечко замечательное тем только, что каждую пятницу приезжают туда на рынок ремонтеры правительства для покупки лошадей /Л. 12/ для армии.

Вообще дорога от Силистрии до Варны опасна по причине разбоев и без проводника от правительства путешествовать невозможно.

Варна. Стены окружающие крепость в дурном состоянии. Со стороны твердой земли имеется ров и 4 батареи, каждая в 10 пушек; с морской стороны столько же батарей, а сверх того, насупротив Варны, с левой стороны батарея в 12 пушек.

Прислуги при орудиях 300 человек; они имеют, кроме крепостных орудий, 11 пушек для обучения.

Вне крепостных стен, имеются две хорошо выстроенных казармы, в коих может поместиться до 8000 человек, но ныне они пусты.

/Л. 12 об./ Подле казарм был лазарет, сгоревший в нынешнюю зиму. Посреди города находится пороховой магазин, заключающий в себе 500 ящиков с порохом, каждый весом в 10 ок, недавно присланных из Константинополя. Там же имеется много свинца в слитках и ядер; хранившиеся же в том магазине патроны в прошедшем году отвезены в Валахию.

Ныне регулярного войска нет, но уверяют, что ожидают из Константинополя 4000 человек. Тамошний Паша занимается исключительно торговлею на собственный счет.

По всему берегу Черного моря вообще не имеется ни регулярного войска, ни укреплений, ни пушек, ни провиантских магазинов. В /Л. 13/ каждом городе и местечке есть наместник Паши (Каймакам) который, управляя его именем и собирая подати, выдает жалованье солдатам, и затем рассчитывается с правительством.

Шумла. В самую крепость посланный не мог войти, потому что проводник его возымел подозрение и донес на него, но от посторонних лиц он узнал, что крепость и все батареи в хорошем состоянии. В Шумле имеются две казармы, в коих может поместиться до 6000 человек, разного рода склады и значительное количество пороху и ядер.

Андрианополь. Казармы в хорошем состоянии на 12000 человек. Подле них кавалерийские казармы для 2000 лошадей. В самых казармах /Л. 13 об./ лазарет, а между ими и конюшнями магазины для склада муки и ячменя и пороховой погреб, но все они пусты. Там же находится сарай для 40 пушек, но ныне их только 6-ть. В казармах, в настоящее время, помещены 3000 человек пехоты и 400 улан; они ненавидят начальника своего, одного Арабского Миралая (полковника), который с ними обходится весьма жестоко.

Главный начальник Андрианополя, Измаил-Паша, внук Али-Паши Янинского, весьма хорошо обходится с Христианами и любит их. Он весьма строг с Турками и не допускает разбоев. Из всех Пашей он один расспрашивал посланного подробно о Российских и Турецких /Л. 14/ войсках, расположенных в Валахии, не показывая ни малейшей ненависти к Русским. Когда присутствовавшие стали ему хвалить Турецкие войска, он пожал плечами и сказал посланному на Албанском наречии, самым простонародным выражением, что они никогда не будут в состоянии противостоять Русским.

Селименон, местечко, замечательное по суконной фабрике, с 500 работниками, в коей на счет правительства заготовляется до 70 т. локтей сукна для войск. Прежде делали там много пороху, но ныне некоторые только жители занимаются этим секретно.

Филиппополь. В сем городе находится 400 улан под начальством /Л. 14 об./ Измаил-Паши, самого небрежного и ленивого Турки. Кавалерийские казармы могут поместить до 1500 лошадей.

Тырново. Здесь стоят также уланы, числом до 800 с 4 пушками. Они делают частые ученья. Казармы в этом городе, как для конницы, так и для пехоты теперь перестраиваются в большом размере.

Рущук. Сия крепость имеет 12 батарей и арсенал, заключающий в себе 42 пушки и множество разного заржавленного оружия. Уверяют что продовольствие там заготовлено в значительном количестве; 14 пушек служат для обучения канониров, состоящих на том же основании как и в других крепостях. Небольшая казарма /Л. 15/ занята ныне 500 больных, перевезенных из Валахии. Утверждают, что из Константинополя и Битолии ожидают много войска. Пороху и ядер в Рущуке большое количество. 6-го Марта привезли из Константинополя 2500 ядер, 7-го числа Паша смотрел рекрут своего Пашалыка, числом 4000, предназначенных к отправлению в Битолию для замещения такого же числа старых солдат, которые имеют быть отправлены в Валахию для укомплектования находящихся здесь войск.

От Систова до Битолии (в Македонии) войск не имеется. В сем последнем городе находится 8-мь батальонов пехоты, каждый в 800 человек, которым ежедневно делают учения. Они все помещены /Л. 15 об./ в больших и хорошо выстроенных казармах, имеющих посредине лазарет. Число конницы простирается до 2000 улан. Артиллерия в Битолии состоит из 40 легких орудий. Прислуга регулярная, недавно прибывшая из Константинополя. Магазины там имеются как провиантские, так и другие в значительном количестве. Сверх того в Битолии есть большой арсенал со старым оружием, отобранным у жителей той страны в начале Греческой революции.

В Лариссе (в Тессалии) 4-ре батальона пехоты, 1000 человек конницы и 12 пушек. Провиантского магазина нет, а есть склад разных военных запасов.

По уверениям надежных лиц, по всей границе Греческого Королевства /Л. 16/ имеется регулярного войска до 8000 человек.

В Янине (в Эпире) 4-ре батальона пехоты, но кавалерии и артиллерии не имеется. В самой крепости, которая в хорошем состоянии, находится много орудий большого калибра, перевезенных туда еще во время Али-Паши.

В Арте, Превезе и Парге находится по одному батальону пехоты. Складов никаких не имеется.

В Софии (в Румынии), 5 батальонов пехоты, 2000 человек конницы и 12 пушек. Прислуга артиллерии регулярная, недавно прибывшая из Константинополя. В сем городе имеются магазины всякого рода с обильными запасами.

Генерал от инфантерии Лидерс

РГВИА. Ф. 450. Оп. 1. Д. 30.

Текст воспроизведен по рукописи.

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.