Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

Описание Стамбула.

(См. предыдущ. Кн. В. Е. стран. 297 - 305)

(Окончание.)

Стамбул вмещает в себе 14 мечетей Императорских, 200 мечетей обыкновенных и более 300 часовен Турецких (местжы). Первые почти все стоят отдельно каждая среди площади обширной, отличаясь куполами своими и минаретами, коих при мечети находится по три и по четыре. Есть при мечетях надгробные шатры, вкоих лежат бренные останки основателей; во круг сих молитвенных храмов расположены богадельни, коллегии, школы, библиотеки. Мечети обыкновенные сооружаемы были Визирями, [118] Пашами или же матерями Султанов, и оне украшениями своими уступают первым. Вообще все мечети более или менее походят на знаменитый храм Св. Софии, великолепнейший пред всеми. Св. София есть древнее святилище Христианства, сооруженное при Императоре Иустиниане Анфемием Траллийским, которому помогал Исидор Милетский; она расположена в виде креста Греческого; долгота ее от запада к востоку 270 стоп, а широта от юга к северу 240; при ней находится два преддверия, и внутрь ее входят девятью дверьми из бронзы. Особенно удивляются в ней главному куполу, отменно плоскому, и не меньше того галлерее, из 67 колонн состоящей; в числе их находится 8 порфировых, которые в свое время привезены были из Рима, где служили оне украшением храму Солнца, и 6 колонн из зеленого ясписа, взятых из Дианина Ефесского храма.

Мозаический пол из порфира и verde antico весь закрыт дорогими коврами. Четыре минарета, принадлежащие к сей мечети, стоят отдельно и удивляют легкостию своей архитектуры. После Св. Софии, знаменитейшею почитается мечеть Ахмеда III, [119] одна в целой Империи имеющая шесть минаретов; за нею следуют Солимания, мечеть Султана Селима и проч. Некоторые из сих мусульманских храмов были в старину Греческими или же украшены остатками памятников древности. Кроме того, в городе считается двадцать три церкви Греческие, весьма незначительные (некоторые из них уже разрушились), 9 Католических церквей, 3 Армянские, 6 монастырей Католических и множество домов молитвенных. Фонтанов столько же почти, сколько улиц; все украшены со вкусом, снабжаются свежею влагой посредством отличных водопроводов, между коими преимущество принадлежит закрытому каналу, сооруженному Валентом, как прекрасному памятнику древности.

Изо всех водохранилищ древних заслуживают быть упомянутыми два, именно водохранилища Константина и Филоксена, коих своды поддерживаются прекрасными столбами; последнее, которое теперь служит местом для прядения шелка, украшается 212 мраморными столбами изящной работы. Бань общенародных считается 130; все одинаковой архитектуры с малыми куполами. [120]

Есть множество базаров и безесшынов (?), из камня или кирпича сделанных. Большйо базар, построенный Магометом II 1462 года, значительнее всех прочих. Именем Аврет-Базара называется торжище, где продают невольниц: вход в него весьма затруднителен для Европейцев. Есть множество кофейных домов, устроенных в Китайском вкусе; многие магазины наполнены товарами. Замечательно, что каждая часть промышленности занимает особое место или даже целую улицу. Кроме больниц, принадлежащих к мечетям Султанским и которые большею частию предназначены для сумасшедших, можно найти еще и других несколько; сюда принимаются больные без различия наций. Во всех вообще упомянутых больницах устройство незавидное, и присмотр очень плох за недужными. Стамбул изобилует коллегиями и школами публичными, но в однех лишь Коллегиях, к мечетям Султанским принадлежащих, безмездно воспитывается юношество, предназначенное к сословию Улемов. - Из тридцати библиотек всех замечательнее Серальская; прочие содержат в себе тысячи по две рукописей, большею частию примечаний к [121] Алкорану и объяснений на сию книгу. Промышленность ограничена тесными пределами; состоит она большею частию в прядении шелка и в фабричном производстве, а именно; в делании шелковых и бумажных материй, оружия, разных цветов сафьяну и некоторых предметов ежедневной потребности. Нет ни одной монуфактуры огромной, ни одной рабочей для изящных художеств. Берега моря изобилуют рыбою до невероятности: водятся тунец, скат, морские фазаны, устрицы и проч. Рыболовством занимаются весьма прилежно. - Город, по причине своего счастливого положения, служит как бы местом складки для всех товаров Европейских и Азиятских, и он все еще занимает значительную степень между торговыми городами. Европейцы вывозят оттуда наиболее шерсть, отчасти бумагу хлопчатую, кофе, воск, шкуры заичьи, букбаум, мед, некоторые лекарства, малое количество оперменту и проч.; а туда привозят превосходные меха, хлеб, олово, некоторые изделия фабрик, на пример тонкие сукна, полотна, ситцы и проч.

Путешественники разноречат в показаниях своих касательно числа жителей [122] в Стамбуле; Яков Даллавай считает их более 400,000; Оливье 500,000; а в 1815 году Генерал Андреосси 593,600. Народонаселение состоит из Турков, Арабов, Греков, Армян, Европейцев и Евреев: первые однакоже многочисленнее всех прочих, и живут как в самом городе, так и в предместиях. Они отправляют государственную службу или же занимаются торговлею. Греки, жившие прежде единственно в части города, называемой Фанари, близ порта, ныне обитают по всему пространству столицы; однакож там находится и теперь местопребывание Патриарха, двенадцати Епископов Синодальных, и знатнейших фамилий Греческих. До начала мятежей, Греки составляли шестую часть народонаселения; некоторые из них занимались торговлею, другие обучались врачебному искусству или же языкам чужестранным, чтобы со временем отправлять должность переводчиков (драгоманов); немалое число их было и в морской службе. Единственным примером Армян, которых полагать можно до 30,000 душ, есть торговля. Жиды, почти столь же многочисленные, живут с особой части города; они пускаются во всякие промыслы торговли и ремесл, [123] неисключая самых гнусных. В столице господствует тишина, непрерываемая на стуком карет, вовсе там неупотребляемых, ни шумом жителей, которые мало имеют взаимного сообщения между собою. Хотя все почти носят одинакую одежду; однако же Турки отличаются цветом головного убора и туфель, особым богатством наряда, важною поступью, всего же более гордым видом, представляющим разительную противуположность с робким и покорным положением тела других обитателей. Женщины выходят неиначе, как закрытые и в такой одежде, которая как можно менее привлекала бы внимание сторонних; обычай требует не приближаться к ним на улице. Европейцы, вообще почти живущие в Галате и Пере, теперь меньше прежнего подвержены оскорблениям от черни.

Климат в Стамбуле умеренный; воздух там вообще здоров, редко господствуют болезни, и люди пользуются долговечною жизнию. Но моровая зараза, приносимая из других частей государства, часто бывает виною гибели многих. Несколько раз были замечены сильные землетрясения. Пожары, случающиеся весьма нередко, истребляют [124] иногда целые части города. Полиция обязана хлопотать, чтобы столица всегда была запасена хлебом, и в нем редко терпят нужду: но та же полиция мало заботиться о средствах беречь здоровье жителей: очищение города от всякой дряни, выбрасываемой на улицы, она предоставляет попечению великого множества собак никому не принадлежащих и птиц хищных, пока остатки не уплывут с потоками дождя к пристани, в разных местах заваленной ими.

Окрестности Стамбула славятся красотою и разнообразием местоположений, равно как и множеством кладбищ, усаженных деревьями и похожими на прекрасные зверинцы. Турецкие кладбища отличаются от прочих как обширностию своею, так и великолепием надгробных памятников. Два кладбища, смежные с Перою, служат местом прогулок, откуда представляются взорам прелестнейшие виды. Вообще в окрестностях столицы почва мало плодородна; она лучше на берегах канала, возделываемых с особливым старанием.

Византия основана была начальником переселенцев из Мегары, по имени [125] Византом (Byzas). Спартанец Павзаний, после претерпенного поражения Ксерксом, распространил и усилил сей город. Много пострадав от вторичного нашествия Персов, Византия была покорена Афинянами. При господстве Римлян Веспасиан лишил ее свободы и присоединил к одной из провинций. Во время войны междоусобной она приняла сторону Нигера; Север, разорив ее в конец, расточил жителей. Константин, давший городу нынешнее имя, побужден быв конечно красотою местоположения, повелел выстроить ее вновь с неизъяснимым великолепием и в нем учредил столицу Империи. В последствии времени Константинополь был столицею Греческих Монархов даже до 1453 года, то есть до времени покорения оного Турками, под предводительством Магомета II.

(G. W.)

Текст воспроизведен по изданию: ОписаниеСтамбула // Вестник Европы, Часть 151. № 21-22. 1826

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2025  All Rights Reserved.