|
ОТРЫВКИ О ТУРЦИИ (Продолжение. См. "Сын Отечества", 1821 г., часть 72, № 36, стр. 97-115) 2. Об улемах. Улемы или законники, по влиянию своему на турецкий народ, и по свойству занимаемых ими должностей, судей и жрецов, в правлении теократическом, после Султана составляют важнейшую отрасль государственных властей. Сперва, изложим мы состав, должности, преимущества и способы, на которых основывается все их политическое существовать. Сословие сие разделяется на два класса: на блюстителей закона и жрецов: почти никогда не случалось, чтоб кто из них переходил из одного класса в другой. Должности сословия улемов первоначально состояли в исполнении обрядов религии и в отправлении судопроизводства, ибо у мусульман Алкоран служит основанием всех законов религиозных, равно как гражданских и политических. Но как одному человеку невозможно было выполнять трудных обязанностей блюстителя правосудия, и в тоже время отправлять обременительное богослужение магометанской веры, то [22] необходимость заставала разделить сии должности, столь между собою различима. Кадии или судьи составили отдельное от иманов или жрецов сословие, занимаясь исключительно правосудием и толкованием законов. Кадии, будучи вправе требовать значительных сумм за тяжбы, подлежащие их суду, весьма обогатились. Иманы, получая скудное жалованье из доходов мечетей, коими не они управляют, остались в бедности. Сие обстоятельство причиной, что класс жрецов стоит ниже сословия судей, и что последнее привлекло к себе всех улемов пронырливых и честолюбивых. Иманы непременно приобрели б перевес, какой легко могут иметь жрецы у суеверной и непросвещенной нации, если б муфтий, как начальник их сословия, не удержал за собою исключительного права определять ко всем духовным должностям. Притом обыкновение избирать для службы церковной воспитанников, которые показывают мало способностей, понятливости и ревности к наукам, а прочих удерживать для дел гражданских, было причиной того, что класс жрецов стал гораздо ниже класса судей не только богатством, но познаниями к умственным средствами. [23] Улемы-законоискусники, чувствуя важность должности жрецов, несовершенно отреклись от оной, но при некоторых случаях лично отправляют сопряженные с ней обязанности. Для утверждения за собою сего преимущества, муфтий один имеет право совершать молитвы при двух важнейших случаях в жизни Турецких Султанов: при восшествии их на престол и при кончина, и оба жреца Сераля, хотя происходят из класса иманов, по принадлежат к числу первых, чиновников Правительства. Все Османли имеют право вступать в сословие улемов; но молодые люди, назначенные для сего звания, должны наперед пройти учебный курс под именем софтов или пациентов в метрессах или училищах богословских и юридических, учрежденных при больших мечетях в главных городах Империи. Сии воспитанники чрез несколько лет подвергаются нестрогому испытанию в знании Алкорана, арабского языка и пении всенародных молитв; потом они могут быть определяемы служителями мечетей; но вступив однажды в должность жрецов, не могут иметь другой цели, и должны окончить жизнь свою в сем низшем сословии улемов. [24] Софты, назначаемые к судебной части, должны продолжать свое учение, и после многих испытаний и продолжительного ожидания, получают наконец звание мулазимов: это есть низшая степень в классе блюстителей закона. Мулазимы могут быть кадиями или судьями и наибами или помощниками судей. Мулазимы, отличившиеся познаниями, дарованиями и хорошим поведением, или пользующиеся благосклонностью сильных покровителей, могут получить титло мюдера или доктора, но для сего должны провести семь лет в утомительном искусе; по прошествии сего времени подвергаются они последнему испытанию в присутствии муфтия. Сей первосвященник один имеет право раздавать почетное титло мюдера, без которого нельзя занимать первых мест в Государстве. Дети главных улемов освобождаются от сих околичностей, по несправедливому и противному сущности Османского Правления злоупотреблению, вкравшемуся от послабления Султанов. Воспитанные в отеческом доме, они часто получают титло мюдера на десятом году возраста своего, и по старшинству достигают первой степени в сем сословии не имея 40 лет [25] от рождения. Дети Визирей и знатных чиновников Порты иногда получают сие отличие по особенной благосклонности Султана и носят наименование Бей-мулл; но сии последнее примеры бывают редки, между тем как привилегии детей мулл, независимо от благосклонности Государя, по законным правам произвели наследственною аристократию. Константинопольские мюдеры разделяются на 10 разрядов или разных степеней, из коих самая высшая называется Сулимания. Только те улемы, кои достигли сей последней степени, возводятся на главные достоинства в правлении. Мюдери провинциальные не могут равняться с Константинопольскими, и имеют только право на получение места муфтия в провинции или профессоров в училищах правоведения. Право старшинства соблюдается с некоторой строгостью только в первых степенях чиноначалия мюдеров; по воле муфтия нередко составляется правильный список высших степеней, в случае выбора кандидатов, назначенных для занятия должностей кади-аскера и муллы 1-го и 2-го класса. [26] Два Кадия-Аскера, Ромелии и Анатолии, Стамбул-Кадизи иди судья Константинопольский и муллы городов Мекки и Медины, Адрианополя, Бруссы, Дамаска, Каира, каждого из трех предместий столицы (Галлаты, Скутари и Эюба), Иерусалима, Смирны, Алеппо, Лариссы и Салоники, суть главные чиновники государства: они составляют семнадцать судилищ, и равняются между собою по старшинству или по особенной случайности. Судилища сии состоят не только из статных чиновников, кои не могут долее года оставаться в своей должности, но из всех тех, кои управляли уже одним из сих судилищ, и с правом вторичного избрания удерживают почести прежнего своего достоинства. Число членов сего разряда простирается до ста человек: начальник, их старший Кади-Аскер Ромелии, известен под именем Рейс-Улема. Оно пользуется великими почестями и преимущественно получает место муфтия. Кади-Аскеры Ромелии и Анатолии имеют начальство над кадиями иди судьями, один в Европе, другой в Азии, и определяют кадиев на все убылые места в своих округах. Первый, имея округ гораздо обширнейший и власть разбирать дела, [27] относящиеся до казенных доходов, берет преимущество пред своими товарищами. В Турции есть закон, по которому Кадии сменяются в должностях в конце 18 месяца со времени вступления их в оные, для того, чтобы они не успели приобрести местного влияния, которое может быть опасным или невыгодным для Правительства. Сей закон умножает только силу и богатство Кади-Аскеров: они беспрерывно выбирают новых судей, и от сих частых перемен получают многие выгоды. Пять главных чиновников Сераля, хотя не отправляют судебных должностей, однако ж, почитаются принадлежащими к сему первому разряду Правительства, и могут достигать высших достоинств. Они суть Ходжа или учитель Султана, Геким Баши или первый врач, Мунеджин-Баши или начальник астрономов и астрологов, и двое Гункеар-Имана или священника Султанов. Муллы десяти городов Багдада, Боснии, Мераша, Софии, Белграда, Антаба, Кушай, Иконии, Филиппополя и Диарбекира составляют второй разряд чиновников в Правительстве. В числе их находятся мюдеры, кои, не полагаясь на благосклонность начальников своего сословия, не имеют [28] терпения дожидаться возведения на высокую степень Сулимании. Их поприще ограничено. Они не могут надеяться перейти из сею второго разряда, отправляют должности только один год и после сменяются, подобно, как и в высшем разряде. Мы видали, что мюдеры, вне столицы воспитанные, могут поступать только на места муфтиев в провинциях или профессоров в метрессах. Сии муфтии в своих округах отправляют должность, великого муфтия: им принадлежит истолкование законов, но как решению их подвергаются неважные дела, то и не имеют они значительного политического влияния, и по чину своему подчинены бывают Кадию провинции. Разные классы улемов и непроницаемые преграды, их разделяющие, кажется, должны б были предполагать некоторую зависимость или право переноса дела из судилища кадиев в судилище мулл и Кади-Аскеров; но все сии правители, равно как и Наибы (допускаемые в сословие судей под именем мулазимов, и посредством ежегодных взносов покупающие у мулл и Кадиев право отправлять вместо их судебные должности) разбирают и решат гражданские и уголовные дела окончательно, и [29] в тоже время занимают должности нотариуса и полицейского пристава. Суд их производится весьма скоро. Истец и ответчик лично защищают свое дело: показание двух свидетелей достаточно для решения дела и убеждения судей. Сия опрометчивость и мздоимство судей и свидетелей часто бывают причиной несправедливых решений. Духовенство разделяется на шеиков, хиатибов, иманов и муэззинов. Первые отправляют должность проповедников. Хиатибы определяются для смотрения за мечетями и отправляют молитвы только по пятницам; иманы совершают ежедневные обряды религии, а муэззины сверху минаретов или колоколен сзывают мусульман к молитве. Все, принадлежащие к мечети, определяются из низших классов метресс; назначение и повышение их зависят от муфтия; побуждаемые выгодами и привычкой, они не признают никакой другой над собой власти, кроме сего главного жреца. Муфтий есть наместник Султана в исполнении духовной его власти, также как Великий Визирь относительно светской. Сии два верховные чиновника Империи имеют равное достоинство и [30] занимают одну степень. Они один из всех чиновников государства, получают должность свою на целую жизнь. Муфтий есть оракул закона: все новые узаконения и постановления совершаются с его согласия. Он разделяет законодательную власть Султана и участвует в правлении посредством своих фетф или законных решений. Великий Визирь напротив того есть не иное что, как творение личной милости самодержца, и существует только по его благосклонности. Смерть всегда, почти бывает пределом его величия, между тем, как муфтий может страшиться только низвержения и ссылки. (Продолжение следует) Текст воспроизведен по изданию: Отрывки о Турции // Сын отечества, Часть 74. № 47. 1821
|
|