Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ГУРЬЯНОВ И.

РУССКИЙ В ЦАРЬГРАДЕ,

или

историческое, топографическое и статистическое обозрение Константинополя и его окрестностей,

с описанием Дивана, важнейших, должностей, пышных восточных титулов как Султана так и первых его чиновников, различных празднеств и церемониалов Сераля, многих примечательных обыкновений Турков и с кратким обозрением взятия Царьграда Магомедом Вторым в 1453 году.

Собранное

Иваном Гурьяновым.

МОСКВА.

В Университетской Типографии.

1828.

______________________

ПЕЧАТАТЬ ПОЗВОЛЯЕТСЯ

с тем, чтобы по отпечатании представлены были в Цензурный Комитет три экземпляра. Москва, Августа 14-го дня 1828 года.

Цензор и Кавалер Сергей Глинка.

 

Его Превосходительству,

милостивейшему государю

Моисею Ивановичу

Корпенкову,

господину генерал-майору и орденов: Св. Анны 1 го класса, алмазами украшенной, Св. Великомученика и Победоносца Георгия 3 го класса, Св. Равноапостольного князя Владимира 3-й степени, золотой шпаги с надписью: за храбрость, и Королевско-Прусского Красного Орла 2 го класса кавалеру.

в знак совершенной благодарности и почтения посвящает

Иван Гурьянов [5]


РУССКИЙ В ЦАРЬГРАДЕ

Нет сомнения, что во всякое время полезно и приятно знать точное и подробное описание какой-нибудь земли или Государства, тем более такого, которое и сограничит с нашею Родиною, и состоит в каких-либо близких соотношениях. – По настоящему положению отечества нашего Турция конечно заслуживает внимания каждого Россиянина преимущественно по обстоятельствам военным. Там Августейший Монарх наш, там развевают отечественные наши знамена, там родственники, братья, друзья и соотечественники наши карают гордых и пожинают неувядаемые лавры.

Здесь предлагаем соотечественникам нашим не подробное описание всей Османской Империи, но одного её столичного города, города, бывшего, некогда столицею знаменитой [6] Греции, славному в веках минувших и священному по вере Христианской, имевшей в оном, хоругвь своего владычества.

Прежде нежели приступим к. описанию Константинополя и его окрестностей1 посмотрим на самое местоположение Булгарии – театра нынешней войны – на Дунай, и на горы Балканские, составляющие важную, естественную защиту Порты Оттоманской.

Река Прут отделяет Владения Российские от Молдавии и Валахии, платящих Султану дань.

От Молдавии и Валахии отделяется область Турции Булгария рекою Дунаем, имеющем начало свое в Германии (в Шварцвалдене, лежащем в Великом Герцогстве Баденском ) и многими рукавами впадающем в Черное море. В нее впадают реки Сава, протекающая по [7] Сербии, Серет, протекающий по Молдавии и Прут.

Река Дунай, вступая в Турецкую Империю, становится обширною рекою, и образуя большие острова, течет еще быстрее близ Туртуктая; река сия имеет только 1000 шагов, левый берег весьма полог и болотист2; правый или нагорный (со стороны Булгарии) повелевает противуположным; скалы и крепкий глинистый грунт оного образует местами стены, к коим примыкают лощины. Пустыни не обделанные перемешаны здесь с виноградниками, обильно произрастающими и простирающимися на несколько верст по Булгарскому берегу Дуная.

Самая Булгария и особенно часть оной, лежащая далее за Дунаем, не весьма благословенна: глубокие долины, весною заливаемые, а в летний [8] зной иссыхающие, вредят лугам и неспособны к земледелию; вода нездорова и только одно тщательное содержание водопроводов и выкопанных прудов, облегчаешь, способы жизни тамошним обитателям.

Главный город Булгарии есть София; другие суть: Варна, крепости Видин, Рущук, Силистрия, Туртуктай, Мачин, Тульча и другие, менее значительные.

Из естественных оборон Турции по Дунаю конечно есть хребет Балканских гор: оные горы именовались в древности Фракийскими или Гемус; нынешнее название с Турецкого языка означает высокие горы; именуются также Эмине от мыса, коим оканчиваются оные к Черному морю. К Северу соединяются оные с Динарскими Альпами, идущими от Австрийской Кроации вдоль рек Савы и Дуная до города Софии, что в Булгарии. Цепь гор сих тянется от границ почти Булгарии с Румелиею вдоль Чёрного моря до устья [9] Босфора или пролива Константинопольского: северный скат оных обращен к Черному морю, а южный к Мраморному; сей последний, занимая большое пространство, имеет и большую покатость; скат гор, к Чёрному морю совершенно безлесен, а между разными отрогами к Чёрному морю имеются лощины, из коих главнейшие Кила и Долмус-дере.

Вообще хребет сей походит, как в рассуждении кряжа, произведений растительного царства и возвышенных равнин его, на горы Вогезские, при Кейзврлаутерне; проход чрез оные затруднителен по ненаселенности и дикости места; обыкновенная дорога чрез горы идет на Шумлю, крепость значительную, именующуюся ключом к Балканам и Турецкими Термопилами.

В Шумле, окружённой отрослями Балкана в виде подковы, и имеющей 30 000 жителей, соединяются дороги из Рущука, Силистрии, [10] ИзмаилаДунаяВарны и многих других пунктов; равным образом от Тырнова чрез Осман-Базар и других главных долин Булгарии; здесь пути сии соединясь, расходятся по разным направлениям чрез горы в область Румелию (Ромила) к Константинополю.

Подошва Балканских гор начинается милях в 10 (50 верстах) от Дуная.

Главнейшие хребты гор суть: Родопе (Деспототаг), проходит к Ю. мимо Адрианополя и теряется в долинах Фракийских, или Румелийских, и три следующие отрога: 1-й отделяет Мраморное море от западной долины Сладких Вод; левый отделяет Воспор от восточной долины тех же Сладких Вод, а третий тянется к заливу, составляющему Константинопольскую гавань.

При истоках восточной речки Сладких Вод, между деревнями Балче-Кеюи и Буюк-дере цепь Балканов возвышается; отсюда [11] простираются многие долины в противных направлениях, примыкая или к Черному морю, или к Босфору, или к гавани Константинопольской.

Главнейшие мысы, образуемые берегами, начиная от Черноморского устья, суть: Фанараки-Карибджа, Телли-Талиак, Ени-Кеюи, Румили-Гисар, Орта-Кею, и Пера и оконечность Сераля. Главнейшие из долин, лежащих между ними, суть: Карибдже, Румили-Кавали, Сариери, Буюк-дере, Истения, Балта-Лимани, Орта-Кеюи и Бешик-Таш. – В двух больших долинах, примыкающих к Константинопольской гавани, текут две довольно значительные речки, Сладкими водами именуемые.

Обозрев горы Европейской Турции, посмотрим и на противулежащий Азиатский берег.

Цепь Вифинских гор, находящаяся между южным берегом Черного моря и Никомидийским заливом от горы Булгурлу, простирается [12] по Азийскому берегу Воспора и оканчивается возвышением господствующим над источником Кара-кулак. От сей цепи отделяющиеся отроги образуют, на берегу Черного моря мысы Рива и Юмбурна; у Черноморского канала, Фанараки, Пориас, Филь-Бурну и Маджар-Бурну, а на берегу Воспора; Канлидже-Кенюи, Кандильи и Скутари.

Между мысами Рива и Юмбурну протекает небольшая речка, известная у древних под именем Ребас; отсюда произошло название долины и речки Рива.

Из долин, лежащих на скате гор, обращенном к Воспору, значительнейшие: долина Султана, Чибунла, две долины, примыкающие к берегу ниже замка Анадолийского или Анадоликавака и наконец долина Иставрос, берущая начало свое в горе Булгурлу, находящаяся в 3/4 часа пути от города Скутари. [13]

Мраморное море, известное у древних под именем Пропонтиса, имеет 50 миль (150 верст) длины и 25 (75 верст) ширины; море сие, отделяя Европу от Азии, соединяется с Егейским или Архипелажским морем проливом Дарданельским, а с морем Чёрным проливом Константинопольским.

От Шумли до Константинополя считается 86 часов езды3. – Большая дорога ведёт долиною чрез Праводы, город довольно значительный. Здесь начинается собственно горная дорога чрез Балкан, где первою станциею служит город Айдос, замечательный по теплым ключам своим и находящийся в трёх переходах от Шумли; в двух переходах от Айдоса лежит уж Румилийский город Факи, где оканчивается цепь гор Балканских и откуда начинается страна более [14] приятная, возделанная и удобопроходимая; но удивление поражает путешественника, когда, приближаясь к Константинополю – толь знаменитой Столице, встречает он страну дикую и малонаселенную. Почти все окрестности древней Византии или Царьграда не возделаны и не имеют значительных селений; всё кажется пустынею вокруг обширного города, который по выгодному своему положению сделался средоточием торговли всего мира.

Константинопольская гавань состоит из большого залива, находящегося при впадении Воспора Фракийского в Мраморное море. Залив сей имеет в длину 3668 саженей, а в самом широком месте (от так называемой лестницы Топ-Ханы оконечности Сераля) 458 саженей. – Глубина залива такова, что самые большие корабли могут приставать у обоих берегов.

Гавань Константинопольская прикрыта от всех ветров, из коих Северный и Южный почти, одни [15] господствуют на Воспоре. – Более двух третей года дуют здесь Северные ветры и умеряют жары, которые в сей широте были бы несносны; Южные же ветры смягчают зимнюю стужу. Не смотря на то, стужа сия продолжается даже весною, что и заставляет Турков говорить в аллегорическом смысле, что зима и лето держатся за руку; здесь дует еще северо-восточный ветр (Кара-Ели): оный в одно мгновение переменяет теплую и почти жаркую погоду на стужу и снег. – При Северном ветре приходят в Константинополь корабли из Чёрного моря, а при Южном из Мраморного, Архипелага и Средиземного.

Длина Константинопольского пролива, считая от оконечностей Халкидона и Сераля до Европейского и Азийского маяков на Чёрном море, полагается 15.300 тоазов; ширина оного различна; важнейший поворот его находится в заливе Буюк-дере и разделяет весь Воспор на две [16] части: 1-я от Черного моря до деревни Буюк-дере; а 2-я между залива Буюк-дере и деревни Ени-Кеюи. 1-я часть, направляющаяся от Северо-запада к юго-востоку именуется Черноморским каналом; 2-я между залива Буюк-дере и оконечностью Сераля есть собственно Воспор Фракийский или Константинопольский пролив.

Подъезжая к Константинополю от Архипелажского моря и обошед мыс Св. Стефана, видишь сперва мраморную башню, стоящую на углу Семибашенного замка, а потом уже Константинополь, коего архитектура, для нас новая, поражает удивлением; видишь необыкновенные здания и пёстрые Азиатские одежды; Сераль близ Азийского берега на правой руке; малый Архипелаг, в древности именуемый Демонезом (острова Гелиес), а ныне острова Принцев; здесь, при входе в Босфор, кажется, Европа соединяется с Азиею, приближаешься и видишь их разделёнными каналом, на котором [17] так сказать растёт лес мачт с развевающимися разноцветными вымпелами и флагами всех Держав; невольно останавливается взор на сей великолепной картине.

Город Константинополь лежит под 41° 1' 27" Северной широты и 20° 35' долготы; Восточные жители именуют его Константиния или просто Константина; Турки, называют Истамбол или Стамбол (т. е. в городе), а Валахи и Болгары Царьград. – Сей город построен Императором Константином Великим на месте древней Византии в 330 году и получил название по имени своего основателя.

От времени своего основания до 1453 года Константинополь был столицею Восточно-Римской Империи, а с 1453 доныне есть столица Турецкого Султана. Город сей находится в области или провинции (Ром-или) Румелии на берегу Мраморного моря и на Юго-западном конце Фракийского пролива, отделяющего Европу от Азии; расположен [18] в виде огромного амфитеатра на двух скатах горы, образующих семь холмов подобно Римским (почему и именуется некоторыми как Рим, седьмихолмием).

План Константинополя есть треугольник с выдавшимися боками и тупыми углами на конце; северный бок оного примыкает к пристани, южный к Мраморному морю, а основание сего треугольника или западная сторона (самая длинная) обращена к твердой земле, и описывая несколько выдавшуюся линию, простирается от пристани к Югу до Мраморного моря.

Самый город отделяется гаванью от его предместий на Европейской стороне, именно от Галаты, Топ-ханы, Перы, Кассум-Паши, и предместия Св. Димитрия, а проливом от предместия Скутари, находящегося на Азийской стороне, и составляющего почти отделённый город.

Первое приятное впечатление, которое произведут в страннике [19] множество ярко вызолоченных глав, яблоков и полумесяцев на мечетях и минаретах, возвышающихся над огромными зданиями, составляющими с первого взгляда нечто величественное, – исчезает с первым шагом в город: – взорам странника представляются здесь улицы узкие, грязные и скатистые; большая часть домов суть низенькие деревянные строения без плана и вкуса, и мазанки; пёстрая окраска домов скоро утомляет зрение и на одних только публичных зданиях, каковы: бани, каравансераи или постоялые домы, чертоги богатейших граждан, мечети и минареты, любопытный взор странника может остановиться; но и в сих зданиях виден вкус Восточной пышности, хотя помещение в приличных местах колонн из мрамора, гранита или порфира и превосходит, по-видимому, недостаточные познания Турков в архитектуре. [20]

Самый город, кроме предместьев, имеет 2 1/2 Немецкие мили в окружности, а с предместиями 12 или 84 версты.

Укрепления самого Константинополя маловажны: оный окружен с двух сторон вдоль берегов моря и гавани одною частью из кирпича, частью из тесанного камня стеною с башнями, а с третьей, со стороны твердой земли, тремя параллельными между собою стенами, одна от другой в 17 или 18 футов расстояния; пред ними выкопан ров в 20 футов ширины и от 12 до 15 футов глубины; ров сей выложен камнем; башен всех 548; ворот с твёрдой земли 6; со стороны Мраморного моря 7, а со стороны пристани 13 кроме маленьких. – Предместия не ограждены ничем; но местами еще существует старая стена, построенная Греками или Генуезцами.

С Юго-западной стороны, недалеко от моря, находится окружённый стеною Семибашенный замок [21] или Эдикуль: сначала имел он в стенах своих семь башен, потом восемь, но из них в 1764 году разрушены землетрясением четыре, а в 1766 еще одна.

По другую сторону канала Сладкой Воды находится предместье или отдельная часть города Кассум-Паши; оно заключает в себе жилище Капудан-Паши или Великого Адмирала, начальника всего Турецкого флота. Цейхгауз, корабельная верфь, место для галер и тюрьма для султанских невольников, которых занимают здесь тяжкою работою.

Предместье Галата примыкает почти к Кассум-Паше; оно окружено особенною стеною, лежит против Сераля подле канала, проведённого из Чёрного моря, довольно обширно, имеет множество каменных домов и служит местопребыванием Европейских купцов; здесь во всём приметна Европейская образованность.

Далее вверх по берегу канала лежит предместье Топ-хана, получившее [22] сие название от находящегося здесь литейного завода.

Выше Галаты и Топ-ханы находится предместье Пера, где живут Европейские Посланники.

Недалеко оттуда, близ кладбища для Европейцев, на горе большое предместье Св. Димитрия, населённое большею частью Греками.

Почти посреди канала, на скале выстроена Башня Леандрова, служащая крепостью и тюрьмою для преступников.

Предместье Скутари находится на Азийском береге, довольно обширно и составляет почти отделённый рынок.

В Константинополе считается мечетей 5000, Греческих церквей 23, Армянских 3, Русская 1, Католических 9, общественных бань 130, Народных Школ 1300, Высших училищ, находящихся при мечетях, одиннадцать.

Здесь обучаются более 1600 молодых людей на счет Султана для [23] занятия духовных мест и мест Гражданской службы4.

Публичных Библиотек 15, из коих в каждой не менее 2000 томов; но это всё рукописи, а печатных книг вовсе нет; Караван-сераев 4, Математическое и Навигационное училище 1, Турецкая типография одна, Армянская, Еврейская и Греческих всех 6, множество Кофейных домов, убранных в Китайском вкусе и странно расписанных.

К числу Кофейных домов принадлежат Териан-Ганы или лавки, где продается опиум; сюда собираются люди всех состояний и проводят здесь большую часть дня, а большею частью вечер; принимают несколько пилюль опиума, запивая водою и дожидаются опьянения, заменяя тем вино, запрещённое Кораном; [24] (не взирая, однако же на постановление закона веры, дервиши-монахи, простой народ, солдаты и матросы пьют вино и напиваются пьяны). Опиум приготовляется разнообразно и даже роскошно; так называемый маджун есть смесь опиума с маком, частью сабура, амбры, шоколада и мускатного ореха. Действие маджуна сильнее; его обыкновенно держат и продают в коробочках, а употребляют по два и по три раза в день с полрюмкою воды или с кофе.

Кроме вышеписанных зданий по всему Константинополю находится множество общественных фонтанов, при коих поделаны отгородки для омовения, что составляет у Турков, одну из обязанностей, предписываемых верою.

Между зданиями Константинополя, особенно достойны примечания:

1-е Сераль. Под сим названием не должны мы полагать, как многие думают, Жилище жен и наложниц Султана; отнюдь нет: это дворец [25] Падишаха или Великого Султана, но не огромные чертоги, а собрание жилых строений, бань, мечетей, киосков, садов и даже кипарисных рощей. – Расположенный на юго-восточной стороне, он имеет прекраснейшее местоположение: из оного открывается вид на Никийский залив, на Азию, и особенно на Скутари; к северо-востоку на прелестные окрестности канала, проведенного из Черного моря и на предместья Топ-хану, Перу и Галату, расположенных на горах как на искусственных насыпях; таким образом составляя как бы отдельный городок, он окружен стеною, защищаемою башнями и примыкающею к городской стене, обращенной к гавани. – Здесь-то собственно заключалась древняя Византия. – Высокие стены Сераля уставлены пушками, из коих стреляют во время выезда Султана для прогулки и при торжественных случаях; но ежели дан будет один только выстрел, то это знак, что свершилась казнь [26] над одним из государственных преступников. – Кровли Сераля сделаны из свинца, а верхние украшения, как-то яблоки, полумесяцы и пр. вызолочены. Ворот всех девять, но главные, носящие, подобно Османовым, название Порты, превосходнее прочих; пред ними с одной стороны прежде бывший Софийский Собор, а с другой прекраснейший водомёт. – Вороты сии ведут к первому неправильному и худо вымощенному двору, на котором с левой стороны находится монетный двор, а с правой конюшни, большая больница и другие разные строения, занимаемые Придворным штатом; здесь же находится и Придворная мечеть. – Величина двора сего около 1000 шагов; далее другие вороты и также охраняемые Капиджиами5оные ведут на другой двор, которые менее и красивее первого. Строения разнообразны и некоторые украшены колоннами; в средине двора [27] прекрасный ключ, осенённый шелковичными деревьями и кипарисами; важнейшее из зданий сего второго двора есть Диван.

За сим двором находится третий двор, заключающий собственно так называемый Сераль6; сюда позволяется входишь одним только Туркам, и то только тем, кои принадлежат ко Двору или именно к оному требуются. Посланники проходят из Дивана в приёмную залу Султана чрез крытый ход, по чему как жилище Султана, так и его гарем и другие части сего внутреннего двора никому неизвестны; – наружный же вид представляет множество больших неправильных строений, покрытых свинцом; сады и рощи составляют приятную противуположность с полуготическими восточными строениями дворца сего.

2-е. Эски-Серай7 находящийся в середине города, построен Магомедом II. Сюда запираются жены [28] и невольницы умершего Султана, чтобы вечно оплакивать кончину его.

3-е. Османия (мечеть) прежде бывшая церковь Св. Софии или Сошествия Св. Духа, построенная еще Императором Иустинианом, длиною в 270 футов, а шириною 240, находится при главных воротах Сераля. Никто кроме Мослимов или Музульман не может входить в мечеть сию без особенного дозволения Султанского. План здания сего составляет крест; впоследствии делаемые пристройки и поправки обезобразили сие древнее здание, но купол, как образец прекрасной и смелой архитектуры, ещё цел; помост храма сделан из порфира и змеикового камня: оный покрывается всегда коврами.

4-е. Четыре минарета, построенные Селимом II, заслуживают внимание того, кто пожелает иметь точное сведение о пышном вкусе Турков.

Кроме сего здесь славнейшие мечети суть: Селима, Махмуда, Ахмеда, [29] Солимана, Баязета и Султанши Велиды, матери Магомеда VI.

Выше сего сказано уже, что Константинополь расположен на хребте горы и скатах оной, образующих семь холмов; на самом возвышенном месте города пролегает главная улица, называемая Диванною. – На одном из семи холмов находится Сераль и Софийская мечеть, на втором мечеть Османа, на третьем мечеть Солимана, прозванного Великолепным, здание сие, построенное на высочайшем из семи холмов, находясь между множества домов, больших общественных строений и высоких деревьев, представляет прекрасный вид.

Сей третий холм соединяется с четвертым, замечательным для любопытствующих любителей древности водопроводом, построенным Императором Валенцием.

Здешние фабрики доставляют сафьян, бумажные, шелковые и полотняные ткани, ковры, чепраки портфели, ружья, луки и стрелы, золотые, серебряные вещи и шитье. – [30] Между Турками есть красильщики, рещики на камне, искусные бриллианщики и другие мастера; – торговля производится на Ханах (рынках) и базарах (ярмарках), где встречаются купцы разных, наций Турецкой Империи. – Базары суть большие каменные строения с устроенными лавками; один из таковых называется Миср-Хачре (Египетский рынок), где продаются товары, привозимые только из Каиро, особенно минералы и лекарственные припасы; на базарах отличаются лавки тканей, галантерейных вещей и книг или лучше сказать рукописей Турецких, Арабских и Персидских. – Ремесленники живут особыми улицами, по мастерствам отдельно, одни только скорняки, сапожники и делатели трубок рассеяны по всему городу.

Торговля Константинопольская значительна и преимущественно находится в руках греков, армян и жидов; из Европейских народов, именуемых здесь общим именем [31] Франков, торгуют Италианцы, Русские, Англичане и Французы. –

К числу предместий Константинопольских надлежит отнести селение Эйуб с мечетью, где новый Султан торжественно перепоясывает меч Османа, каковой обряд заменяет Европейское коронование; – село Буюк-дере служит летним местопребыванием Европейским Посланникам, имеющим здесь дачи в Восточном вкусе.

Примечательны кроме сего селение Белград, куда также выезжали на лето Посланники и которое теперь по причине вредного воздуха оставлено; селение Фон-дукли с замком; Дульмах-бахче (огород дынь) с великолепными Султанскими чертогами в Китайском вкусе и селение Бетих-шат с пышным загородным дворцом, который в 1816 году потерпел много от пожара.

Мы сказали уже выше сего, что Константинополь выстроен весьма дурно и тесно, от чего часто бывают [32] пожары; при необыкновенной тесноте жилищ, Турки весьма не радят о чистоте как в домах, так и на улицах, где на всяком шагу встречаются кучи сору и дряни, гниющих от палящих лучей солнца. Турки не заботятся об очищении сих нечистот но полагаются на дождь, который и в самом деле иногда смывает нечистоту в канал и море, и на собак, которые здесь не принадлежа никому, стадами блуждают по улицам и пожирают выливаемую кровь и выбрасываемые кости и падаль; Мусульмане почитают животных сих нечистыми и весьма остерегаются дотрагиваться до них, полагая однако же за священное стараться об их продовольствии. Вороны, коршуны и другие хищные птицы, обще с собаками расхищая нечистоты, способствуют очищению улиц, и вот одна из действительнейших причин часто свирепствующей здесь язвы. [33]

Отличительно характерною чертою Турков есть фатализм или слепая вера в неизбежность судьбы, который делает их толь беспечными во всём, что они не только не стараются образовать себя подобно Европейцам в просвещении, но даже и в улучшении своей домашней жизни: Турок есть верный отпечаток тех диких Азийских народов, которые, не имея оседлости почитали всякую страну своею землею, переходили с места на место, разбивали кочевья свои и скоро снова искали себе новых привольных мест для жилища.

«Турки, говорит Принц де Линь – есть народ, отличающийся противуположностями: храбры и трусы, деятельны и ленивы, развратны и набожны, чувствительны и преданы утехам, напыщены и грубы, неопрятны и чистоплотны, имеют в одной комнате и розу, и мертвую кошку» – Откуда же такая противуположность? от гордости – наследии [34] предков, их, тех страшных завоевателей, которые под правлением Османов, Солиманов и Мухамедов нигде, не встречали препоны мечу своему, и от фатализма, свойственного всем диким и необразованными народам!

Турки – продолжает де Линь, имеют некоторое сходство с Греками, а более с Римлянами; они важны и любят покой подобно сим последним; туники и туфли доказывают то, что обе нации не любили прогулки. – При входе в Константинополь нельзя не удивиться повсеместному молчанию и при том в таком многолюдном городе. С первой встречи можно узнать Турку по его надменному виду и богатому платью, и в противуположность тому видим Жидов, Армян и даже Греков с печальными и, подобострастными лицами: сейчас увидишь, что первые господа земли сей, а другие рабы, и рабы угнетённые. [35]

Во всём Константинополе две площади, из коих одна, известная под названием Атмейдана8, имеет длины 250, а ширины 150 шагов; по одну страну её мечеть Ахмета, а по другую дом сумасшедших, которых держат здесь весьма хорошо, но не пользуют, ибо почитают сумасшествие благим даром небес. На площади: Атмейдан виден обелиск в 60 футов, перевезенный из Фив в Египет, а оттуда сюда; здесь же в прежние времена производилась известная народная игра Джерид9.

Всякое искусство и ремесла подчинены здесь особым правилам: – с восходом солнца все лавки и рабочие открываются, а при наступлении ночи запираются; праздников, в которые бы прерывалась работа или закрывались ряды – нет, кроме двух дней Байрама. – Всем подданным Султана Магометанского закона [36] позволено производишь торговлю произведениями страны, или художества; многочисленные караваны и множество судов привозят и отвозят товары; Греки, Армяне и Жиды также участвуют в торговле, но с платежом подати более Турков – таково состояние внутреннего производства торговли; внешняя же торговля почти вся в руках иноземцев. – Османы или Турки, по закоренелому предрассудку, не любят путешествовать по землям Христианским.

Земледелие хотя и не в цветущем состоянии, но достаточно для продовольствия, хотя могло бы быть и лучше, если б алчность и притеснения Пашей отдаленных провинций от Константинополя не угнетали жителей.

Вообще противуположность Турков с Европейцами поразительна: или важная набожность, смешанная с пышною гордостью, или дикое зверство суть отличительные черты всех Турецких физиономий; [37] строгое наблюдение Ал-Корана почитается высшею добродетелью и простирается даже до безделиц; из мяс употребительны Турками только баранина и ягнятина; – говядина редко готовится к столу; дичина во всеобщем употреблении; не смотря однако же на сие, между Турков мало охотников, особенно на зверя. – Рыба употребляется охотнее всех мяс; кушанья их суть: растения и корни, приготовляемые в безвкусных супах, пироги, молочное, сахарное печенье и плоды.

Мясо всякого рода так переваривается или пережаривается, что для разрезывания не нужно ножей, вилки также не употребляются; общественные обеды не известны во всём Востоке; мужчины обедают всегда одни между 10-го и 11-го часа, а ужинают при наступлении ночи; женщины и дети имеют также свои особые столы; если и случится иногда собрание родственников к обеду, то и тогда беседа не превышает пяти человек; в дурную [38] погоду обедают в домах, а в хорошую на открытом воздухе и без церемонии: невольники приносят всё кушанье и ставят на низенький медный столик, весьма хорошо вылуженный – гости и хозяин садятся вокруг поджав ноги и едят, последуя примеру хозяина, руками; но к кушанью, делаемому из срацинского пшена, подаются ложки. – Питье употребляется или чистая вода, или род кваса, делаемого из разных фруктов.

Относительно умственного образования о Турках можно сказать, что многие из них умеют читать и писать – высшее же сословие занимается и науками, но без выбора, так на пр. География по Птоломею, а в Физике и Естественной Истории по Аристотелю. Однако же в рукописях есть довольно хорошие сочинения и дельные. Право учености преимущественно принадлежит в Турции сословию улемов или Правоведцев, из коих замещаются все как духовные так и гражданские [37] должности во всём государстве10. Сюда, кажется, можно безошибочно отнести и сословие Коджалов11, которое есть наивыгоднейшее из всех других, достающих хлеб руками своими, и почтенное. – Внутреннее убранство домов отличается простотою. За неупотреблением стульев, поделаны вокруг стен софы, вышиною в полфута, а у иных стелятся матрацы; постелей служат им перины, которые расстилаются в той же комнате, которая служит приёмною и столовою, а у Греков, Армян и Жидов и женщины спят в той же комнате. – Каминов и печей в домах также не строят; греются же следующим образом: медная или глиняная жаровня ставится под стол, накрытый до полу со всех сторон коврами; кругом сего стола, называемого тандур, ставятся скамьи, и желающие греться подсовывают [40] ноги свои по пояс под стол. – Жаровня называется Мангал.

Без сомнения, таковой образ жизни обще с силою фатализма есть беспрекословная причина неопрятности и нечистоты и, кажется, сообразно с сим предписывается Туркам священными законами омовение: они омываются пред пятью молитвами в день, пред обедом и ужином и после оных, и даже пред всяким вкушением пищи; к сему следует прибавить, что добрый Мусульманин омывается после каждого прикосновения к животному и часто ходит в бани, где моется уже со всею роскошью Сибарита.

Женский пол в Турции, по человечеству, заслуживает истинное сожаление: они невольницы в полном смысле сего слова; они живут отдельно от покоев мужа и нередко взаперти в покоях, которых окна никогда не могут быть обращены на улицу, а всегда на двор; а ежели и есть у них устроенные на улицу, то оные отменно высоко [41] сделаны и заграждены решёткою, никогда и никто не может посещать их, кроме ближайших родственников, и то во время праздника, по случаю свадьбы или родин. Женщины хорошего состояния никогда не выходят из дому – а если по крайней необходимости и выходят, то закутавшись в покрывалы и не смея взглянуть ни на кого; равным образом и ни один мужчина не смеет пристально смотреть на проходящую женщину, тем менее остановить её, под опасением строгой ответственности пред судом и даже сильных побоев на самой улице от посторонних; но и здесь, при всей строгости закона, женщины умели найти средство удовлетворить и суетности своей и веселию: вход в бани им не только не возбраняется, но ещё и предписывается часто; там то они назначают приятельницам свидание, делают обеды, веселятся, нередко, утешаются музыкою и Китайскими тенями в продолжение дня; – в таковые [42] назначенные для женщин дни бани уже запираются и любопытство со стороны мужчин считается преступлением против закона.

Простой народ по мере нужд своих изъемлется из всех сих строгостей; – прелюбодеяние наказывается жестоко и даже смертью.

Закон позволяет Туркам трояким образом жениться. Турнефор говорит справедливо, что Турки или женятся, или нанимают жен, или покупают их. – Закон не позволяет Мусульманам иметь более 4-х жен, но наложниц позволяет иметь столько, сколько позволит состояние. Одни Султаны присвоили себе право иметь 7 жён, что называется Каден. – Они пользуются большими доходами и именуются по степеням 1-я, 2-я, 3-я и т. д., все прочие женщины Гарема именуются Одалиски; та из жён Султана, которая родит первая сына, называется Кахесси Султанша; прочие: Султанша Валесси, а мать царствующего Султана: Султанша-Валида. [43]

Наследник престола воспитывается в Гареме между Одалисками в Кафесе12; до Солимана I наследники воспитывались для управления: им давалась область в Азии; а как от сего произошло то, что наследник, вступивший на престол, владел жизнью братьев и власть сию употреблял во зло, почему Солиман и определил воспитывать сыновей в Гареме. Теперь изнеженное и рабское воспитание делает их неспособными властвовать: все знания их ограничиваются чтением Корана и увеличенных летописей Империи. Всякого рода гимнастические упражнения им запрещены и вместо того, по предписанию Корана, их учат какому-нибудь ремеслу или механическому искусству. – Дочери Султана выдаются за Визирей или других сановников; рождённые от них дети мужеского пола по закону [44] должны быть задушены тотчас после рождения. –

Обряд свадеб состоит в следующем: жених никогда не может видеть своей невесты, но берет её по словам родственниц или знакомых; когда родители согласятся между собою и назначат цену, которую обязан подарить жених невесте, тогда делается опись всему имуществу невесты и будущий супруг с отцом или ближайшим, родственником будущей супруги, едут к Кади засвидетельствовать статьи брачного договора. В день свадьбы13 невеста одевается в лучшее платье, украшается каменьями и жемчугами (которые иногда на сей раз и занимают), белится, румянится, чернит брови (а в других местах красит руки и ноги чёрною, а ногти жёлтою краскою); грудь увешивается монетами, а волосы убирает цветами, перевитыми [45] жемчугом. Таким образом наряженная, сидя на возвышенной софе, она соблюдает обыкновение сего случая: опускает или совсем закрывает глаза во всё то время пока приглашённые женщины веселятся, поют или играют на инструментах, ночью родственницы жениха и знакомые приходят с факелами и шумною музыкою за невестою и отводят ее в дом её супруга, где, посадив на софу, особенно приготовленную опрыскивают духами.

Между тем родственники и другие молодые люди, убрав жениха также в лучшее платье, с музыкою выходят к мечети; там, соверша молитвы, жених возвращается с одними уже родственниками домой, где отец его, или старший из родни препровождает его к супруге; – молодые остаются одни; повивальная бабка или старая родственница подаёт ужин и прислуживает; пока муж сидит за ужином, жена стоит пред ним с [46] покорностью, потом подает умывальник, полотенце, трубку и кофе, тогда прислуживающая удаляется и молодые остаются одни. –

На другой день возобновляется пир и веселье у каждого из молодых особо; ни жених, ни невеста не принимают участия в играх.

Второй образ бракосочетания состоит просто без обрядов, в договоре обеих сторон и в засвидетельствовании Кади (судьи); – оный весьма редок.

Наконец в-третьих Турки покупают на особо устроенном рынке невольниц, большею частью Грузинок и Черкешенок, которые, по справедливости, суть первые красавицы в мире.

Времяпрепровождение и занятия Турков состоят в том, чтобы сидеть, поджав ноги, курить табак, пить кофе, употреблять опиум, играть в шашки и шахматы, говорить о новостях или слушать сказочников, смотреть на фокус-покусников, заниматься с шутами, [47] которых всякой богач имеет по нескольку, увеселяться смотря на плясунов по веревке, или на борцов, а преимущественно на Китайские тени: – вот все занятия и увеселения Турков.

Кроме сего Турки собираются и доныне в большом количестве в окрестностях Константинополя на удобных долинах для играния в Джерид. Игра сия современна еще Магомеду и производилась прежде на Константинопольской площади Атмейдан; оная состоит в следующем:

Несколько всадников, вооружённых тупыми деревянными метательными копьями, скачут в обширном круге, один за другим; задний старается ударить впереди едущего своим копьем и ударивши, в ту же минуту поворачивает лошадь. То же делает и передний. – Надобно удивляться проворству, с каким они наносят удары друг другу и избегают им наносимых. Кинувший метательное копье, с быстротою [48] молнии нагибается к земле, чтобы избежать направляемого удара.

Невольники и слуги принимают живейшее участие в играх господ своих. Забывая о собственной опасности, они бросаются под копыта коней, чтобы подать лежащее на земле копье господам своим.

Сия рыцарская или наездническая забава бывает сопряжена и с опасностью: Юсуф-Паша, участвуя в оной, лишился глаза.

Выше сего говорено уже было о гордости и пышности Турков; сообщаем теперь в дополнение, что пышность есть постановление самых законов Магомедовых, относящихся к придворному этикету; оными в точности определяются аудиенции, празднества Султанские, выходы и прочее, и всё с подробным церемониалом. Магомед Завоеватель царствовал с 1451 по 1482; Солиман Законодатель с 1520 по 1566 и многое дополнил как в узаконении, так и в церемониалах на разные [49] случаи; в сих последних означены не только платья и чалмы чиновников и служителей, но материя, обшивка и даже подкладка.

Таким образом от самого Султана и до последнего звания мещанина, Турки наблюдают, по мере их состояния, пышность и гордость; возьмем в пример титулы, а потом посмотрим на церемониалы и празднества, и везде увидим сих некогда грозных для Европы пришельцев одинаковыми.

Титул Селима III в начале мирного трактата в Систове 1791 года.

Я, служитель Государства и областей славнейших, и стран и городов счастливейших, служащих Киблою14 миру и великим жертвенником роду человеческому, а именно: Мекки достопочтенной, Медины знаменитой, Иерусалима [50] Святого в котором заключается священная ограда мечети Алаксса (Храм Соломона); Государь трех больших столиц, предметов зависти всех Царей земных, а именно: Истамбола, Эдрены и Бруссы, Государь земного рая Сирии, Египта единственного и несравненного, всей Аравии, Африки, Барки, Кайревана, Галеба, Ирака Арабского и Персидского, Лаассы, Дилема, Ракка, Моссула, Шерсола, Диарбекра, Сулькадрижа, Эрзерума, Сиваса, Адны, Карамана, Вана, Мавритании, Абиссинии, Туниса и обоих Триполисов, Кипра, Родоса, Крита, Мореи, моря Белого и Черного, с их островами, и берегами, областей Анатолии и Румелии, Багдада – жилища благоденствия, земли Курдов и Греции, Турции и Татарии, Черкасии и Кабардерии, Грузии и Дешт-Кипчака, всех городов и поколений, зависящих от Татарии, всей Боснии, Белграда – дома святой войны, Сербии со всеми её крепостями и замками, всей Албании, Валахии и Молдавии [51] с их дорогами и крепостями, я, правосудный Падишах15 и победоносный Шегиншах16 бесчисленных мест и городов, Султан, сын Султана Хакан, сын Хакана17, Султан Селим, сын Хана, сын Султана Мустафы Хана сына Султана Ахмета Хана, я, Шах, коего диплом на верховную власть подписан блистательным именем обладателя двух частей света, и коего Халифский патент украшен великолепным титулом обладателя двух морей.

Титул Визиря, в том же трактате

Достопочтеннейший Визирь, советник, заслуживающий величайшие похвалы, на коего возложена обязанность управлять народами, устроивающий дела Государственные с редкою [52] прозорливостию, учреждающий важнейшие выгоды человеческого рода и всегда достигающий своей цели, полагающий основания Царства и его благоденствия и утверждающий столпы его великолепия и высокого его жребия; возносящий на высочайшую степень славы первого из всех Царств, и правящий степенями Халифатства, Юссуф-Паша, осыпанный милостями своего Повелителя, величайший из Визирей, достопочтеннейший Генералиссимус, полномочный, неограниченный (да продлит Бог его счастие и да процветет его власть).

Титул Муфтия.

Мудрец, высший всех глубочайших мудрецов, превосходный из всех людей превосходнейших, умеющий разрешать все сомнения о вере и оканчивать все споры, ключ к известиям истины, блестящий фонарь сокровищ познаний. [53]

Праздники Турков и церемониалы.

Праздник Байрама (тебрикижд) в конце великого поста иди Рамазана, есть род придворного большого торжества. В последние пять дней Рамазана великие Государственные чиновники церемониально посещают друг друга. В шестой день Султан дает торжественную аудиенцию, на которой все служащие при Дворе, какого бы чина ни были у от Великого Визиря до последнего поваренка д допускаются к целованию руки Султана. День оканчивается обедом, разными играми и пушечною пальбою, и всё это происходит во внутренности Сераля.

День рождения Магомета празднуется 12-го числа месяца Ребиулеввела, празднуется в мечети Ахмета. Султан, в сопровождении всего Двора, отправляется в сию мечеть, слушает похвальную речь Магомету и в честь его поет гимны по-Арабски и Турецки; в тоже время [54] торжественно вручают ему ответ Меккского шерифа на письмо, с которым Султан ежегодно отправляет подарки в Мекку с большим караваном. При конце церемонии Султан раздает кафтаны или почетные платья трем главным певчим, Рейс-Эффендию (министру иностранных дел) и Кизляр-Агасси (начальнику чёрных евнухов), который только в сем случае является публично.

Праздник посещения одежды Магометовой бывает 5-го числа Рамазана. Султан также в сопровождении всего Двора входит в сей день в залу Императорских сокровищ, где сохраняется чёрное платье из верблюжьей шерсти, которое, как говорит предание, носил Магомет; его вынимают из сорока оболочек, сделанных из драгоценнейших материй, и дают целовать всем присутствующим.

К числу собственно придворных праздников принадлежит день рождения Султана, бракосочетание [55] Принцесс крови, и день восшествия на престол.

Согласно с сим пышен, многочислен и разнообразен придворный штат, разделенный на внешний и внутренний.

Внешний придворный штат составляют чиновники, служащие собственно Султану, а внутреннего штата придворные служат собственно в гареме. Первыми командует Капу-Агасси или начальник белых евнухов, вторым Кизляр-Агасси или начальник черных евнухов; Капу-Агасси (обер-гофмейстер Султана), имея обязанность охранять особу Государя, всегда и везде ему сопутствует, выключая только того времени, когда Султан ездит на охоту. Подчинённый ему штат состоит из камердинеров, казначеев, мундшенков, кастелянов, слуг, кухни18, конюшни, [56] Султанского сада19, соколиной охоты, иманов, лекарей, хирургов, астрономов, профессоров , секретарей и Капиджи-Пашей или комиссаров, которые препровождают к Султану иностранных Посланников на публичные аудиенции и отвозят Визирям или Пашам Султанские фирманы как с извещением о милости, так и с приказанием лишит их жизни или места.

Гвардейский корпус Сераля также подчинён Капу-Агасси. Его составляют: Капиджи или привратники внешних ворот, числом до 5000; садовники, гребцы, артиллеристы, бальтиджи (дровосеки), солаки стрельцы или телохранители – четыре роты по сту в каждой), пеики (отборные люди из всей гвардии до 30 человек, отличающиеся богатыми мундирами), чауши (швейцары), мулеферраки (гоф-фурьеры), [57] немые, употребляемые для исполнения сокровенных смертных приговоров, карлы, шуты и музыканты.

Весь внешний Двор составляет около 10.000 человек, из коих некоторые пользуются особенными преимуществами и благосклонностью Султана; таковы поверенные (мабейнджи), имеющие исключительное право подавать Султану просьбу (арс-агалары); стремянные, поддерживающее стремя, когда Султан садится на лошадь и Визирь плеча (култук везирлери), поддерживающий Султана, когда он садится на лошадь или в лодку.

Внутренний Двор Султана или Гарем находится под начальством Кизляр-Агасси, именующегося также Аге-дари-сеадет, т.е. Ага дома Блаженства; он надзирает за 400 черных евнухов, за жёнами Султана, за всеми людьми, находящимися в их услугах, заведывает всеми человеколюбивыми заведениями и доходами мечетей; будучи в великой [58] доверенности у Султана, он назначает и меняет Министров и Губернаторов; надзирает за сыновьями Султана и имеет влияние на важные решения дел; – при чём следует заметить, что он раб и получает свободу только при выходе из Сераля. –

Великий Визирь есть первый из чиновников Порты и живой или видимый образ Султана; все его повеления почитаются исходящими из уст Государя. Великолепие, с каким он показывается в народе, соответствует важности его звания; дворец его именуется Высокая Порта – имя, которое означает и самое Правительство Османов. – Обряд производства в Великие Визири состоит в том, что или сам Султан, или по его приказанию Капиджилар-Киижасси (главный Каммергер), вручает новому Великому Визирю Государственную печать.

Диван или Государственный Совет собирается постоянно пять [59] раз в неделю во дворце Визиря; его составляют: Визирь Кадиаскеров или великих судей, Визирь Дефтердаров или Президентов и Вице-Президентов департамента финансов; Визирь Нишанджиев Статс-Секретарей; Киаги Бег20; Рейс-Ефендий21; Капутан-Паша22 и Чауш-Паша23.

В чрезвычайном заседании Дивана приглашаются Аги войск, Муфти и некоторые из Пашей, преимущественно Анатолийский и Румелийский.

Главный председатель Дивана есть Великий Визирь.

В следствие Исламитского закона значительным чиновником и можно сказать вторым по Визире есть Муфти или Шеик Исламизма и чин его весьма важен: Муфти [60] есть начальник всех судей, но сам никогда не исполняет судейской должности; он есть оракул или орган закона; он полагает решение во всех сомнительных случаях, – таковые решения его именуются фетва или фетши. – Муфти есть главный начальник корпуса улемов или Юрисконсультов.

Сей корпус весьма важен в Турции; он состоит из судей (Кади) и священнослужителей (Иманов).

Турецкие судьи разделяются на пять классов: Великих Молл, Малых Молл, Муфеттишей, Кадиев и Наибов.

Великие Моллы суть верховные судьи Румелии и Анатолии и судьи первостепенных городов; их 17.

Малые Моллы суть судьи 10 второстепенных городов.

Муфеттиши судят дела, относящиеся к богоугодным заведениям, к мечетям, и в случае нужды судят Великого Визиря, и Кизляр-Агасси. [61]

Кадии суть судьи прочих городов Империи; их числом 456.

Наибы или викарии употребляются в отсутствие Молл и Кадиев.

Духовные особы разделяются также на пять классов; они суть:

Шеики проповедуют каждую пятницу в мечетях; из них Шеики пятнадцати Султанских мечетей имеют над прочими преимущество, Хатибы каждую пятницу читают хутьбу т.е. публичную молитву о здравии Султана.

Иманы присутствуют при пяти ежедневных молитвах в мечетях и отправляют все обряды духовные, относящиеся к обрезанию мужеского пола, женитьбам и погребению.

Муэзины созывают криком своим на минаретах к молитве.

Каимы низший класс духовенства Мусульманского.

Каждая мечеть имеет одного Шейка, двух Хатибов, четырех Иманов, 12 Муэзинов и до 20 Каимов. [62]

Во всей Турции Эмиры составляют особый род; они суть потомки Магомета по женскому колену и имеют исключительное право носить зеленые тюрбаны; по мнению народа, они особенно покровительствуемы Богом и Магометом. – Начальник их называется Накибол-эшраф; он принадлежит к званию Улемов, есть родовой хранитель остатков праха Магомета, положенных в Серале и в особенности блюститель священной хоругви.

К духовному сословию принадлежат еще Дервиши или монахи, которые посвящают жизнь свою благочестивым размышлениям, и живут в обителях, построенных и снабженных набожными Мусульманами – их в Турции считается до 30 орденов. – Все таинство Дервишей состоит в знании семи таинственных имён Бога, применяемых к 7 небесам, семи землям, 7 морям, 7 цветам, 7 планетам, 7 металлам и 7 звукам. [63]

Искус для принятия в Дервиши продолжается 1001 день.

Дервиши в большом количестве сопровождают в военное время армию и молят Бога о покровительстве24.

О покорении Константинополя25.

Кровь невинных братьев еще дымилась на Магомете Втором когда вступал он на престол Османов (1451). В сие время Греция д славящаяся своими богатствами, растлилась уже в нравах. В Никоновской летописи повествуется о них уже следующее: – «Вельможи Греческие сияли пышною одеждою, но богатство повергло их в леность и они не хотели играть смертною игрою, т.е. ополчаться за отечество. Царь Константин был мудр, храбр и отважен; он готов был не сходить с воинского своего коня; но любители [64] роскоши, лености, ослепили его коварством своим и повергли воинство его в изнеможение».

«1453 года Магомет II, ободрённый успехами своих предшественников и обольщённый славою победы и корыстью, с 240 тысячами войск подступил к стенам Цареграда, сопровождаемый 200 галер и других мелких судов. –

Злополучный Константин Палеолог не мог противупоставить более 6.000 Греков, 3.ооо Венециан или Генуезцев и малого числа судов, Генуезцу Иоанну Юстиниани с 400 воинов вверена была защита Римских ворот.

Греки надеялись, что они будут безопасны с моря; но Магомет уничтожил и сию их надежду. Он приказал вытащить со стороны Галаты на землю 70 кораблей. Исполинский труд сей был исполнен и корабли явились на волнах морских. Магомет обещал воинам отдать город на трёхдневное [65] разграбление, а Муфти повестил пред приступом всеобщий пост.

Наступил грозный час: начался единовременный приступ на Константинополь со стороны Перы. Целый день продолжалась битва и ночь не прекратила ее. Успех Турков был очевиден. Увещания Константина остались тщетны: Генуезец Юстиниани, оставя защиту Римских ворот, сел на корабль и уехал, но встретил смерть в Архипелаге.

Палеолог, объятый отчаянием, умолял, чтоб кто-нибудь из приближенных поразил его мечом, но никто не хотел оказать ему горестной услуги. – Мгновенно сбросил он с себя царское одеяние, устремился с мечом в толпу врагов, врывавшихся в город, и пал под ударами мечей Османских».

Итак 1453 года 17-го Мая пала и рушилась Греческая держава. Яростные враги, овладевшие Царьградом, не щадили ни младенцев, ни жен, ни старцев. – Магомет потребовал [66] к себе богачей и допрашивал их об их сокровищах: они молчали, но слуги их возвестили победителю, где оные зарыты; тогда, по повелению Магомета, оные отрыты и истреблены; бывшие же обладатели оных пали под острием мечей. При сем случае Магомет сказал своим вельможам: – научитесь сим примером не щадить сокровищ своих, когда угрожает опасность Государю и отечеству. Падение отечества влечет за собою утрату имущества, свободы и жизни подданных.

Таким образом, Константинополь, основанный Константином Великим в 330 году по Р. X. на месте Византии, взят был Турками также при Императоре Константине, прозванном Палеологе, 1453 года Мая 17, и с ним вместе пала держава Греческая.

КОНЕЦ.


Комментарии

1. Мы руководствовались в сем Г. Гаммером в оригинале, Телеграфом, статьями, Conversation-lexicon и Voyage en Turquie par Bl.

2. При нынешней переправе войске наших при Сатунове, обязаны были вести до берега гать длинною в 5 верст.

3. Час пути в Турции считается по расстоянию, какое может пройти караван в сиe время; почему и полагается на два часа пути одну Немецкую милю или 7 верст.

4. Высшее училище при мечети Солимана I делает обучающимся последний экзамен и отсюда-то поступают или в Улемы (правоведцы  могущественное сословие в Турции, или в Кади, или в другие должности.

5. Смотри о Капиджиах ниже.

6. Турки называют его Серай т. е. замок.

7. Старый замок.

8. Греки называют её еще и поныне Гиподром.

9. См. ниже о Джериде.

10. См. ниже Диван, Муфти и Судьи.

11. Коджал, копеист или писец; их промысл переписывать рукописи и пр.

12Кафес называется комната Гарема, а собственно слово сие значит клетка, получившая название от решетчатых окон комнаты и всего Гарема.

13. День свадьбы никогда не может быть накануне пятницы, которая у Турков соответствует нашему воскресенью.

14Кибла или Кебле, страна, к которой Мусульмане обращаются во время своей молитвы.

15. Имя сие составлено из двух Персидских слов: пад значущего хранитель и шах Король.

16Шегин Шах или Шаган Шах Царь Царей.

17Хакан, титул владетелей Татарских.

18. Ежегодные расходы кухни Султанской при Магомете IV (1648–1687) простирались до миллиона пиастров, кроме припасов в натуре.

19. Главный надзиратель садов есть Бостанджи-баши или начальник Серальской стражи.

20. Министр внутренних дел.

21. Министр иностранных дел.

22. Великий адмирал.

23. Министр внутренней исполнительной власти или Полиции.

24. Статьи сии взяты нами большею частью из «Телеграфа» 1826 года.

25. Из «Русского Вестника» 1824 года.

Текст воспроизведен по изданию: Русский в Царьграде, или историческое, топографическое и статистическое обозрение Константинополя и его окрестностей, с описанием дивана, важнейших, должностей, пышных восточных титулов как султана так и первых его чиновников, различных празднеств и церемониалов сераля, многих примечательных обыкновений турков и с кратким обозрением взятия Царьграда Магомедом Вторым в 1453 году. М. 1828

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.