|
ДАВЫДОВ В. П. ПУТЕВЫЕ ЗАПИСКИ, ВЕДЕННЫЕ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ НА ИОНИЧЕСКИХ ОСТРОВАХ, В ГРЕЦИИ, МАЛОЙ АЗИИ И ТУРЦИИ В 1835 ГОДУ. ПРИБАВЛЕНИЕ ОПИСАНИЕ РИСУНКОВ ХРАМА СВЯТОЙ СОФИИ В КОНСТАНТИНОПОЛЕ. Из всех достопримечательных памятников, воздвигнутых в Константинополе после упадка художеств, храм Св. Софии, сооруженный Императором Юстиананом, был самый огромный и самый великолепный. Прекрасный его план, счастливая форма в фасаде и удивительнейшая внутренность, украшенная резьбою, дорогими мраморами и тончайшею мозаикою, придавали ей такое великолепие, что Император Юстиниан, войдя туда в первый раз по совершенном ее окончании, столь был изумлен, что от восхищения воскликнул: “я победил Соломона!” Магомета второй по завоевании Константинополя обратил храм Св. Софии в мечеть, которая служила примером для всех прочих мечетей, украшающих ныне Константинополь. С сего времени мозаичные иконы Святых, коими были украшены стены своды и самой алтарь, [338] сокрылись от взоров: турки их заштукатурили, и покрыли беловатой краскою; однако, жене смотря на сие, великолепие внутренности храма Св. Софии не истребилось: ибо изламитяне не только оставили на своих местах все редкие и драгоценные мраморы, употребленные Юстинианом, но к общему удивленно и мозаичные изображения двух шестикрылых серафимов, украшающих те паруса под куполом, кои обращены на Запад; и сверх сего, мусульмане прилагали большое попечение о сохранении богатейшего купола, состоящего из лучезарных мозаических лучей, украшенных звездами, Андреевскими крестами и прочими тончайшими украшениями. Касательно наружности храма Св. Софии, магометане сделали в оной многие изменения: в начале они приделали чрезмерной толщины контрафорсы около стен и около полукруглых куполов с Восточной и Западной сторон; потом уничтожили огромный двор, или Атриум, обнесенный в одно время портиками, кои были украшены колоннами из порфира и других редких мраморов; и наконец застроили сие место турбами на подобие маленьких приделов, в коих турки погребают ныне бренные остатки юных князей мусульманских; и таким образом обезобразили [339] наружность храма до такой степени, что она вовсе не соответствует великолепию внутреннему. Представив при сем рисунки внутренности храма Св. Софии в нынешнем ее положении, и рисунки плана и фасада с возобновленными портиками от Атриума, за необходимое себе поставляю сделать здесь следующее дополнительное описание. Храм Св. Софии в первоначальном его быту состоял из трех главных частей: в первой части находился огромный квадратный двор, или Атриум, который со всех сторон был окружен портиками, пилястрами и колоннами различных мраморов, и мозаиками с изображением различных икон. В средине одного из портиков, обращенного к западу, находились Святые Ворота; а в средине самого Атриума воздвигнута была колоссальная конная статуя в честь Императора Юстиниана; кроме сей статуи Атриум был обнесен деревьями, и между ними находились фонтаны, в коих первоначальные христиане прежде вступления в храм обмывались. Вторая часть состояла из преддверия, где помещался народ, который по уставу первоначальной церкви не мог присутствовать в самом храме, и наконец часть третья состояла из самого Дома Божия, заключая в оном один [340] алтарь: ибо многочисленные алтари и приделы были введены гораздо позже. Внутренность Св. Софии почти квадратная, коей длина 38 сажень 2 аршина и 13 вершков, ширина 32 сажени 1 аршин и 15 вершков и наконец высота от пола до самого верха купола 25 сажень и 13 вершков. Церковь сия разделена внутри на 3 отделения: на среднее и два боковых; среднее или главное простирается от пола до самого купола в один этаж, а два боковых имеют над собою верхние галереи, для помещения женского пола, который по обряду первоначальных христиан не мог присутствовать в богослужении с мужеским. Храм сей покрыт в середине сферическим куполом с сорока окнами кругом, купол сложен для легкости из пемзового камня, а внутренность его украшена мозаикою, как было сказано выше. Четыре столба из травертина, обложенные кругом порфирами, восточными алебастрами, крепкими камнями и прочими дорогими мраморами, поддерживают огромный купол. Сверх столбов возвышаются четыре колоссальные арки с полного центра, к коим с восточной и западной сторон примыкаются овальные купола; а с северной и южной проделаны [341] в стенах по четырнадцати окон с каждой стороны, кои сообщают таинственный свет церкви; с диагоналей сих арок подходят паруса под самый барабан купола, украшенные шестикрылатыми серафимами, из коих два находящиеся на парусах близших к алтарю, сохранились до сих пор. Между столбами поддерживающими купол, и в других частях нижнего этажа находятся 36 круглых колон различных размеров и с различными капителями; сверх сих капителей сведены арки, коих промежутки украшены кругами из порфира; между ними, по черному полю, иссечены тончайшей работы орнаменты из белого мрамора; арки сии покрыты карнизом с железными сверху перилами, и выкрашены. Выше сего находится другой этаж с 60 колоннами, меньшего размера: этаж сей украшен подобно нижнему. Два ряда колон, образуя галереи в два этажа, не только дают церкви вид живописнейший, но вместе с сим увеличивают ее до такой степени, что многие путешественники не верят, что храм Св. Софии гораздо менее базилики Св. Петра в Риме. Сие происходит от того, что архитектор Михел Анжело, употребив повсюду в своей Базилике колоссальные деталии, уничтожил на вид ту чрезмерную огромность, которую она [342] имеет в сущности; напротив того в храме Константинопольскою, архитектор Антимио, противоположностью мелких деталей с величиною целого, дал вид Св. Софии гораздо огромнее, чем она есть в самом деле. Вслед за изложением описания храма Св. Софии, обязанностью поставляю здесь сказать, что исключая неисправных рисунков, публикованных в контурах в самом мелком виде Дюраном и Аженкуром, не было никаких других изображений сего храма. Художники встречая беспрестанно от турков затруднения, когда желали проникнуть во внутренность сего храма, не имели способа составить до сих пор верных рисунков в большом размере для вящшего изъяснения деталей памятника, заслуживающего всеобщее внимание, как по своей древности, так равно по красоте истинно Византийской архитектуры, которая, можно сказать, есть тип для сооружения церквей христианских, подобно как род живописи времен возрождения художеств есть тип для святых икон. Архитектор Николай Ефимов. Текст воспроизведен по изданию: Путевые записки, веденные во время пребывания на Ионических островах, в Греции, Малой Азии и Турции в 1835 году. Том 2. СПб. 1839 |
|