|
Н. И. БАХМЕТЕВЗАПИСКИ И ДНЕВНИК Н. И. БАХМЕТЕВАБахметевы — старинный дворянский род, известный с XVI в. Были среди них воеводы, стольники и даже комендант Петропавловской крепости Я. Х. Бахмиотов, соратник Петра I. Композитор Николай Иванович Бахметев (1807-1891) образование получил в Пажеском корпусе, после окончания которого в 1826 г. был зачислен в гвардейскую кавалерию. Участвовал в турецкой кампании 1828 г., после ратификации Адрианопольского договора в 1829 г. состоял при князе А. Ф. Орлове, назначенном чрезвычайным послом в Константинополь. Именно здесь Бахметев организовал свой первый оркестр. В военной службе Бахметев оставался до 1842 г. Выйдя в отставку в чине полковника, он поселился в своем имении в Саратовской губернии, где в течение долгого времени был избираем губернским предводителем дворянства. В Саратове он организовал хор из своих крепостных и оркестр, устраивал музыкальные вечера. После переезда в Петербург Бахметев продолжил свою музыкальную деятельность. В 1861 г. его назначили директором придворной певческой капеллы, где он оставался до 1883 г. С именем Бахметева связан казусный инцидент с П. И. Чайковским. Воспользовавшись правом цензуры, дарованным еще Екатериной II лично Д. С. Бортнянскому, он запретил исполнять на богослужении литургию П. И. Чайковского, только что изданную в издательстве П. Юргенсона. Запрет был отменен судом. Воспоминания Бахметева, написанные в 1887 г., охватывают период с 20-х до 80-х гг. XIX в. и посвящены, в основном, службе и светской жизни автора. К сожалению, Бахметев очень мало пишет о своей композиторской деятельности, между тем, его творчество было высоко оценено современниками 1. Как большинство композиторов, Бахметев начинал с сочинения романсов, небольших фортепьянных пьес и фантазий для скрипки. Критики отмечали певучесть, простоту и свежесть романсов Бахметева, они выдержали не одно издание 2, пелись в самых различных слоях общества. Среди инструментальных произведений композитора особенно выделялись симфония для фортепьяно соль-минор (1839 г.) и квартет для струнных инструментов ре-мажор (1868 г.). “Множество превосходных эффектов, необыкновенная звучность, полнота и красота гармонии, голосоведение, оригинальность концепции и формы — вот достоинства, которые заставили говорить об этом сочинении парижскую критику”, — так писал журнал “Музыкальный свет” (1878. № 9. С. 90) о песнопении Бахметева “Тебе Бога хвалим”, написанном 16 марта 1843 г. на день рождения первого сына композитора. Впоследствии, став директором придворной певческой капеллы, Бахметев целиком [243] посвятил себя созданию духовной музыки. Из 116 его произведений 52 — духовного содержания, в том числе: 17 песнопений на разные случаи, 9 “Херувимских”, 10 концертов, из которых 7 духовных и 3 четырехголосных, 29 причастных стихов на круглый год (духовно-музыкальные сочинения, исполняемые во время богослужения при причащении священников). В предисловии к изданию причастных стихов Бахметев изложил основной принцип, которым он руководствовался при создании своих сочинений: “Я убедился, что звуки должны изображать слова во всей силе их смысла, что доказывается изменением нашего голоса, когда говорим, ибо рассказ невольно одушевляется мыслью и предметами, так что если обратим на то внимание, то увидим, что мы едва несколько слов произносим однообразным звуком... <......> Чувствуя весь недостаток, происходящий от однообразия напева, я, по крайней мере сил моих, старался дать каждому стиху свое музыкальное значение, дабы изъяснить смысл речей звуками, более приближающимися к природе и доступными понятиями и чувствами каждого молящегося” 3. Помимо оригинальных сочинений в 1869 г. под редакцией Бахметева был издан новый “Обиход нотного церковного пения при Высочайшем дворе употребляемый”. [244] Воспоминания композитора хранятся в РГИА (Ф. 110011. Оп. 1. Д. 847). Авторская рукопись озаглавлена “Записки и дневник Н. И. Бахметева”). При публикации сохранены особенности авторского стиля и написания. Комментарии1. См.: Музыкальная библиография русской периодической печати XIX в. М. 1967. Вып. 3, 5, 6. 2. См.: Галлер К. Музыкальная библиография сочинений Н. И. Бахметева // Музыкальный свет. 1878. № 5, 6, 8, 9. 3. Металлов В. Очерк истории православного церковного пения в России. М. 1915. С. 107. Текст воспроизведен по изданию: Записки и дневник Н. И. Бахметева // Российский архив, Том XII. М. Российский фонд культуры. Студия "Тритэ" Никиты Михалкова "Российский архив". 2003 |
|