Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

О Вагабисах.

(Взято из Английского автора.)

Секта Вагабисов почти за сто лет перед сим, была заведена одним Арабом, по имени Шаик-Магомедом, сыном Абдула-Вагаба, от которого и получила она свое название. Шаик-Магомед, вздумавши сделать реформу в Магометанской вере, вступил в союз с Ебн-Саудом, владетелем Дерфага, главного города в провинции Нуюддее. Стараниями Ебн-Сауда и преемника по нем, сына его, Абдула Ацея, соединявших в себе власть духовную и светскую, новая секта распространялась с такою невероятною быстротою, что ныне религия Вагабисов господствует на всем полуострове Аравии.

Правила етой секты, по оригинальности своей, достойны замечания. Последователи оной, согласно с Турками, признают бытие единого Бога, а Магомеда почитают его пророком; но они никак не верят тому, чтобы верховное Существо разделяло, или могло разделять с кем либо из смертных свое могущество: и так приписывать пророку Магомеду, святым, или Иманам какую либо власть над делами человеческими, или ожидать от них помощи в снискании будущей блаженной [64] жизни, по их мнению, есть оскорбление самого Божества. В вероисповедании своем и в последовании учению Корана держатся они ясного буквального смысла сей священной книги, признают неверными тех Магометан, которые отступают от оного, и считают непременным долгом - каждого такого неверного преследовать вооруженною рукою. Гласный догмат их веры состоит в том, что все титла, все знаки почестей, оказываемые людьми себе подобным, противны Богу; ибо Он один только достоин называться именем высоким. Верный Магометанин, говорят они, следуя учению Корана, должен до тех пор вести брань со всеми неверными, пока они необратятся к истинной религии, или пока несогласятся платить дани, налагаемой на всех неверных священною книгою, и пока недадут обещания свято исполнить предписываемые ею обязанности, то есть ходить в платье из грубой материи, никогда неездить верхом и нежить в богатом доме. Далее утверждают они, что одни те только общественные подати могут почитаться законными, которые установил Магомед; что всякая клятва именем сего пророка или именем Али должна подлежать наказанию, как преступление, ибо произносящий оную призывает людей сих как бы во свидетели своих сокровенных [65] помышлений, которые известны единому только Богу. Сооружение великолепных гробниц почитают они некоторым родом идолопоклонства, и потому думают, что разрушать гробницы святых Магометан в Аравии и Персии, а убранства и украшения оных употреблять на нужды земных жителей, есть дело весьма богоугодное. Плакать по умерших также считается у них за грех; - ибо, говорят они, если покойник был доброй мусульманин, то душа его верно будет наслаждаться в раю, и друзья его должны радоваться сему счастию; если же бездельник, то он нестоит того, чтобы по нем проливать слезы. Вагабисы непринимают ни одного из тех изречений, которые Турки прибавили к своему Корану и почитают существенною его частию. Они верят только учению, первоначально содержавшемуся в сей книге, которую, по их мнению, Магомед, отлично любимый Богом человек, получил непосредственно с неба.

Они наблюдают важнейший обряд Турецкой религии - обрезание, почитая его однакож за одно, введенное издревле, похвальное обыкновение, а не за непременный долг веры.

Главнейший догмат, отличающий Вагабисов от Турков, состоит в мнимом праве убивать и грабить всех тех, кои [66] отступают от правил их веры. Магометанин, непринимающий религии Вагабисов, по мнению сих варваров, несравненно более виновен нежели христианин и самой даже последователь Моисеева закона.

Успехи в распространении секты Вагабисов за десять лет пред сим были столь быстры, что Турецкое правительство находилось в великом замешательстве. Вагабисы опустошили многие принадлежащие Магометанам святые места, овладели священными городами Меккою и Мединою, ограбили в Нуюфе и Кербелаге гробницы Али и сына его, и заняли многие важные гавани на берегах Черного моря. Завоевания сии были тем страшнее для Турков и тем выгоднее для новой секты, что Вагабисы нещадили никого, кто только был с ними не одной веры, или кто не хотел тотчас объявить себя последователем оной. Долго оставались тщетными ревностнейшие усилия Турецкого правительства совершенно истребить Вагабисов: они после каждого поражения восставали с новыми силами. Наконец в половине 1815-го года Али Магомед, Наместник Египетский, выступив сам в поход, отнял не только у них священные города Мекку и Медину и возвратил занятые ими гавани при Черном море, но и завоевал главный город [67] Вагабисов, Тарабе, по весьма упорном с их стороны сопротивлении.

Претерпевши совершенное поражение, они были прогнаны до самых границ своих владений. Главная цель похода Али-Магомедова была та, дабы с завоеванием священных городов привесть в безопасное состояние торговые сообщения, которые в продолжение нескольких лет на море и на сухом пути были беспрестанно прекращаемы сими разбойниками. Достижение сей цели и счастливое исполнение столь важного предприятия доставили громкую славу Наместнику Египетскому, когда он в первый раз, после двухлетнего отсутствия, явился в своей столице.

(Из Минер. - У.)

Текст воспроизведен по изданию: О Вагабисах // Вестник Европы, Часть 90, № 21. 1816

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.