Турки снова лишились Египта, едва успев
овладеть им. Арнауты и Мамелюки взяли Каир,
Дамиетту, и осаждали Александрию, где
заключались остатки Турецкой разбитой армии; но
победители вдруг сняли осаду и должны были
спешить на встречу к новому, опасному неприятелю.
Абдул Вехаб [319] торжествует,
вопреки Константинопольским известиям о его
мнимом поражении; он владеет и Меккою и Мединою;
собрал уже 200,000 воинов под своими знаменами, и
написал к Улемам и знаменитым жителям Каира, что
он идет в сию столицу древних Калифов, желая
восстановить трон их, уничтожить
злоупотребления Магометанской религии и
воцарить с собою правосудие; что жители Каирские
не должны страшиться его, когда они добровольно
ему покорятся; но что в случае малейшего
сопротивления гибель и смерть ожидают их...Сей
новый пророк имеет дар убедительного
красноречия, не терпит наружной пышности,
запрещает употребление вина и любит равенство.
На голубых и белых знаменах его изображены слова:
Бог истинный есть Бог единый. Проповедуя
новый закон свой, он держит в руке копье; собрал
уже великие сокровища, и предает смерти всех,
которые не хотят верить его учению. Музульмане
говорят, что Абдул Вехаб есть упоминаемый в
Алкоране пророк, который должен заступить место
Магомета и преобразовать Религию. Другие [320] утверждают, что он хочет
соединить все известные Веры, и сделаться как
духовным, так и светским начальником двух частей
мира; а некоторые думают, что сей удивительный
человек есть - Французский Экс-Иезуит, долго
живший в Аравии... Достойно замечания, что ныне
все революции света приписываются тайному
влиянию Франции. Пасвана-Оглу считали Агентом
Парижских Якобинцев; между Беями, новыми
завоевателями Египта, ищут Консульских Офицеров;
уверяют, что в армии Китайских мятежников есть
Французы: следственно и Вехаб должен быть
Республиканцем!... Как бы то ни было, но Магометова
Религия находится в такой же опасности, как и
самая Оттоманская Империя. Все имеет век и предел
свой. Нравственные и политические революции
свойственны земному шару не менее физических; но
одно время бывает гораздо богатее ими, нежели
другое.
Текст воспроизведен по
изданию: Известия и замечания // Вестник Европы,
Часть 11, № 20. 1803
|