|
СВИНЬИН П. П. ОПИСАНИЕ АФОНСКОЙ ИЛИ СВЯТОЙ ГОРЫ (Из записок Пав. П. Свиньина, служащее продолжением статьи: Воспоминания о плавании российского флота под командой вице-адмирала Сенявина в водах Средиземного моря.) 1807 года марта 20 штиль и сильное течение из Солунского залива принудили нас (Корабль Ретвизан, под начальством контр-адмирала Грейга) кинуть якорь, расстоянием не более трех верст от Святой горы, и стать, так сказать, во владениях ее, ибо обширная тень, отделявшаяся от вершин — и покрывшая прелестным сумраком зеленеющиеся на ней рощи, клубящиеся сребристой пеной быстрые реки, белокаменные монастыри и златые луга — далеко еще за нас простирались в необозримость [42] морскую. Нельзя было нарочно выбрать лучшего для нас расстояния, чтоб величественная гора сия представилась в выгоднейшем и превосходнейшем виде: — удаление ослабило бы живость предметов, а приближение скрыло бы чело ее, покрытое вечными снегами. Я не сводил с нее глаз и чувствовал себя прикованным к шканцам. Почтенный и любезный Алексей Самойлович (Контр-адмирал Грейг) также не мог быть равнодушен к сему зрелищу и разделял мое восхищение! Какое перо может изобразить захождение солнца, ныне нами виденное, — когда яркие лучи его постепенно спускались с белизны снегов на мрачные леса, с лесов на рощи, с рощей на башни, с башен на кремнистые берега, с берегов на море и — там потухали в бездне; когда бледная луна заступила место яркого светила и облекла все предметы таинственным светом и тьмой; когда огни, подобно метеорам, мелькали в кельях отшельников!... Сердце невольно стремится познакомиться с предметами, [43] являющимися в столь очаровательном виде. Но где почерпнуть сведения о святых местах сих? В каком путешественнике найти разыскания о драгоценностях, священных для христианина и историка, напоминающих высокие добродетели, пламенную любовь к Богу и ближнему! Удивляюсь, как Шатобриан, быв недавно столь близко мест сих, не посвятил несколько дней на описание Афонской горы? — русским даже непростительно не знать ее: издревле монастыри здешние имели сношении с Россией, и я совершенно уверен, что в здешних монастырских архивах находится много грамот и других памятников — неоцененных для отечественной нашей истории. К счастью на корабле Ретвизан находился грек, который несколько раз был на богомолье на Афонской горе. Мы посадили его подле себя, и с жадностью слушали наималейшие подробности. Начну повествование с отдаленных веков (Следующие сведения я имел случай неоднократно поверять и пополнять; особливо обязан в сем случае почтенному отцу Иаанникию, находящемуся ныне учителем в Кишиневской Семинарии. Он 8 лет жил на Святой горе по разным монастырям, и сделал замечания, показывающие его наблюдательный дух и основательные познания.). [44] Афонская гора и в самой глубочайшей древности отличительно уважалась всеми народами, особливо Еллинами, и посвящена была Аполлону, коего капище стояло на том мраморном верху, которой красуется ныне сооруженной ни нем церковью Преображения Господня. Отовсюду стекался сюда народ поклоняться Аполлону, и получать чудесные ответы и предсказания. Жрецы тучнели от жертв, и храмы наполнялись сокровищами. Но лучи благотворной, истинной Христовой веры ниспроверг веками основанные капища, и направил на путь истины народ, гордившийся своей слепотой. — Пресвятая Богородица, по вознесении Господнем, отправилась из Иерусалима с возлюбленным учеником Христовым Апостолом Иоанном на Кипр, к воскресшему из мертвых Лазарю, бывшему тогда там [45] Епископом; по воле Божьей противным ветром с кораблем приплыла к берегу горы сея, бывшей тогда царством идолопоклонства. Неисповедимой силой народ влекся отовсюду к морскому берегу и ожидал встретить, сам не зная, что-то приятное.... Вдруг является величественная Жена, окруженная лучезарным блеском; с первым взором народ узнает Царицу Небесную, Матерь Искупителя человеков, и всей душой клянется ей в верности. В минуту истреблялись идолы и капища, и Матерь Божья в награду усердия, приняла Афонскую гору под святой покров свой. Небесная благодать ясно ознаменовала с тех пор места сии: ничто не могло поколебать твердости в вере и благочестия обитателей святой юдоли сей: ни муки, ни притеснения папистов, ни грабежи и убийства варваров во время Царя Михаила Палеолога, — ничто не могло принудить их к оставлению сих мест; напротив: подкрепляемые силой Божией, сохранили они Христову церковь, яко невесту непорочную. [46] Афонская гора в древности известна еще тем, что один знаменитый ваятель предлагал Александру Великому гигантское предприятие: сделать из нее его статую, таким образом, чтоб на каждой руке выстроить по городу, а между ногами провести море и соединить Архипелаг с Адриатикой. Гора сия есть высочайшая во всем Архипелаге. Можно смело вышину ее положить до 5 верст перпендикулярно от поверхности морское; в окружности своей имеет она сто пятьдесят итальянских миль, а в длину от Македонского перешейка до оконечности мыса шестьдесят миль. В 20 верстах с моря она явственно представляется взгляду. Больших монастырей на Святой горе считается 20, в том числе 2 славянских и 18 греческих; при каждом из них находятся по одному и более скитов. Монастыри сии расположены большей частью по покатости горы до самого моря, один над другим, так что издали представляют огромную лестницу, ведущую на небеса, коих касается гордое [47] чело сей громады. Со стороны морской или Лемноса, начиная от Лавры Святого Афанасия Афонского, суть следующие монастыри: 1) Каракал, 2) Филофей, 3) Ивир, 4) Котлумуш, 5) Ставроникита, 6) Пандократор, 7) Вадопед, 8) Силомен и 9) Хилиндар. По другую сторону хребта, с полудни против Солуня тем же порядком: 1) Скит Святой Анны, (Скит сей величиною своей к чиноположением превосходит многие монастыри, но по особому некоторому порядку в жизни монашествующих принадлежит к классу скитов) 2) Монастырь Св. Павла, 3) Дионисият, 4) Григорият, 5) Симопетр, 6) Кеиропотам, 7) Пантелеймон, (называвшийся прежде русским) 8) Ксенофор, 9) Дохияр, 10) Констамонит и 11) Зограф. Замечательнейшие из монастырей суть следующие: 1) Протат, 2) Лавра Святого Афанасия Афонского, 3) Ивир, 4) Вадопед, 5) Хилиндар, 6) Зограф и 7) Кеиропотам. 1) Протат, Протатон или Прот значит первенство. Церковь Протат находится на месте, называемом Карея. О построении ее господствует разногласие: греки утверждают, [48] что она выстроена в 335 году Царем Константином Великим или первым, во имя Успения Пресвятой Богородицы, и потом сожжена Иулияном Отступником в 362 году. Сие предание основывают на черных пятнах, подобных копоти, кои почитают следами того пожара. Из жития же святого Афанасия Афонского явствует, что церковь Карейская построена иждивением Льва Патрикия, во время царствования Романа (Лев был брат Никифора Воеводы, бывшего в последствии Царем Греческим). Сначала церковь сия, с бывшими при ней кельями, называлась Карейской Лаврой. При ней жил Протов (так назывался игумен Протата) коему были подчинены, как греческими Царями, так и патриархами Константинопольскими, игумены всех прочих монастырей, на Афонской горе находящихся. Сие видно из хранящейся там грамоты греческого Царя Емануила, писанной на пергаменте. В ней сверх сего помещены все уставы, чины и обыкновения Афонской горы, и запрещение входа в нее женщиннам и безбрадым. [49] Каждая обитель, в знак своего повиновения, ежегодно подавала Проту положенное пособие, и трижды в год, как-то: на праздник Рождества Христова, на Пасху и на Успение Пресвятой Богородицы, со всех монастырей собирались монахи в Карейскую Лавру. В это время все приобщались вместе Святых Тайн, и вкушали общую трапезу, но со времени чрезвычайного размножения монастырей, обычай сей пресекся, и ныне положение Лавры сей есть следующее: при Корейской церкви находится главное присутственное место, называемое Мелаги-Меси т. е. большая средина. Судилищу сему подведома вся Афонская гора. В нем присутствуют четыре советника, избранные в сие достоинство из четырех различных монастырей согласием всей Афонской горы, из самых почтенных и достойных мужей. Они называются Назирами. Здесь присутствует также и турецкий чиновник Ага, из звания Бостанжиев. Надобно заметить при сем, что с самого покорения турками Царяграда, Афонская гора Магометом I была [50] подарена Бостанжи-Паше, и с тех пор составляет собственность сего достоинства. Подати или оброки гора платит ему 89 пунг, т. е. 40.000 левов и дает жалованье и содержит вышеупомянутому Аге Бостанжи-Паши для наблюдения порядка. Кроме того Афонская гора платит большую подать Солунскому Паше, находясь в пределах Македонии, которая ему подчинена. К крайнему разорению сего места служит то, что подать сия неограниченна, и зависит от требований Паши. Сумма сия никогда не бывает менее 200.000 левов в год, а весьма часто составляет гораздо более. При получении приказа о высылке денег, собираются в Протате Эпитропы, назначаемые каждым монастырем горы Афонской. Судя по важности требования, они располагают плату по частям на все монастыри и келии (эпитропы собираются, и по всякому общественному делу, касающемуся до всей Святой горы). Когда соберутся деньги в Протатскую кассу, один из Назиров отвозит ее в Солунь к Паше. Не мяло терпит Афонская гора и от морских разбойников, которые [51] вооруженной рукою, выходят на берег, собирают деньги, съестные припасы и проч. Ага должен также исполнять решения Назиров, кои имеют власть налагать пени и наказания за преступления не только на духовных, но и на светских людей, живущих там для торговых дел. При сем Протате или суде для рассылок имеется определенное число слуг, называемых Сейменами, которые служат из жалования и имеют сверх того доход: каждый виновный из судившихся, обязан заплатить Сенмену, посланному за ним, некоторую сумму на чоботы (сапоги.) Для жительства Эпитропов, во время собрания в Протате, каждый монастырь имеет в Карее свой особый двор. Назиры, равно как и Ага, переменяются через каждые три года. По прошествии сего времени, общим согласием избираются из других четырех монастырей другие четыре Назира, а новый Ага присылается из Константинополя. В Карее каждую субботу бывает торг или ярмарка, на которую монашествующие [52] сходятся со всех сторон, и приносят на продажу плоды садов своих или изделия, как-то: резанные из кости и дерева кресты, иконы, ложки и проч. печатные эстампы, изображающие святых, и многие другие вещи, ибо между монашествующими находятся почти всех родов ремесленники. Отец Иоанникий уверял меня, что в продолжение восьмилетнего пребывания своего на Святой горе, ни разу не видал он, чтоб кто-нибудь из монашествующих возвратился с ярмарки, не продав своего товара: сему причиной великое число поклонников, беспрестанно пребывающих здесь, и Таксидиоты (странствующие монахи), которые скупают все изделия Святой горы, дабы развозить их по Греции, Сербии и России. Воображаю, как должны быть любопытны сии собрания в Корее! Сколь часто видишь первенствовавших Святителей — патриархов, митрополитов, епископов, приходящих сюда закупать припасы для недельного продовольствия, и смиренно возвращающихся с [53] бременем на плечах в уединенные хижины свои! Никакая земная пышность не отличает их теперь! Ничто не напоминает их величия! И нередко случается, что скромный старец, приходивший сюда сего дня с котомкой своей, назавтра получает воззвание на престол Патриарший. Так точно вызван отсюда в Константинополь на прошедшей неделе славный по учености своей патриарх Григории, сосланный сюда в Ивирский монастырь по зависти греческих князей. Ныне находятся кроме его на Афонской горе два другие патриарха: Прокопий, живущий в Вадопеде и Анникий в Котломуте. При сем надобно заметить, что все архиереи Константинопольской Патриархии усыновлены в котором-нибудь из Афонских монастырей; во-первых: большей частью на престолы сии вызываются здешние иноки, из коих весьма многие принадлежат к княжеским и лучшим греческим фамилиям, во-вторых: всякий, посвященный в архиереи, поставляет долгом ехать в Святую гору, и присоединяется к числу братий того [54] монастыря, который ему понравится, вносится в список братии, й по возможности всегда помогает той обители. Оставляя по старости или по другим обстоятельствам Епархии свои, притекают Святители в монастыри сии — провести в спасении души остатки дней своих. Протатская церковь ныне управляется вышесказанными Назирами. В ней служат погодно иеромонахи, которым дается квартира и жалованье. Доходы сей церкви весьма значительны, ибо к ней принадлежит много келий, как на самой Карее, так и в отдаленности от нее, с которых она получает эмбатик, т. е. дань. В Молдавии также есть монастыри, подчиненные Протатской церкви, в том числе славная обитель Трех Святительская в Яссах. Пав. П. Свиньин (Окончание следует) Текст воспроизведен по изданию: Описание Афонской или Святой горы // Сын отечества, Часть 34. № 2. 1817 |
|