|
ПУКВИЛЬ Обычаи, поверья и предрассудки нынешних Греков. (Окончание.) Дети растут без присмотра, единственно под влиянием Природы благодетельной. Но достигши известного возраста, мальчики отдаются в школу для науки чтению и письму, под руководством не слишком граматных учителей, которые однако же отнюдь не кажутся юношеству пугалами в печальных одеждах и не вооружены батогами, как будто бы надлежало иметь дело со стадом невольников. По действию ли инстинкта, по рассудку ли, признано за полезное возбуждать в юношах охоту к учению грамате и с любовию наставлять их в законе веры; таким образом стараются усыпать розами путь сухой и жесткой. Убеждение, которое древними причисляемо было к Грациям, председательствует и у нынешних Греков при публичном учении, конечно весьма [61] далеком от совершенства, но достойном всякого уважения; ибо посредством его Христиане получают необходимые сведения, дабы чувствовать преимущества религии. И сему-то простому учению обязаны Греки тем неоцененным счастием, что с гордостию называют себя поклонниками Креста Господня, и отвращаются от благ временных, ежедневно предлагаемых им за требуемое отречение от веры праотеческой. Таким образом Грек со дней юности видит пред собою путь Иисуса Христа, которой отверзает очи народа, как говорит Тертуллиан, дабы уведал он истину; таким образом Грек отметается заблуждения, коего господство имеет основанием своим невежество и гордость, сродную человеку. Вот почему Грек, будучи бедным и несчастным, всегда привязан к обрядам своей веры, которую заставили его полюбить с младенчества тем, что взорам его представляли красоту ее небесную. Праздники ежегодно возобновляющиеся, сопровождаемые увеселениями, суть истинно дни счастия для Грека. Врата церковные украшаются тогда цветами; Грек подходит к святилищу с благоговением в сердце, но вместе и с радостию на лице - с радостию, которая [62] напомнить всякому, что Бог Христиан есть Бог благости. Наконец, вера Греков ознаменована печатью их климата, в котором везде встречаются зрелые плоды подле цветов душистых. Девицы не столько сведущи, как юноши; им не должно знать грамоте и оне растут перед глазами своих матерей. Приучаемые с малолетства к покорности, оне участвуют в заботах по хозяйству. Доля их - терпеть; потому-то с ними никогда не говорят об удовольствиях свободы: знакомить их с такими понятиями значило бы готовить для них запас тоски и грусти. Каждая из девушек имеет для себя один прекрасной день в целой жизни - ето день брака. Праздник свадебный, равно как и во времена древние, есть обряд весьма важный у Греков, и каждой из них чрезвычайно дорожит залогом чистоты девической. Родители, которые ни на минуту не спускают дочерей с глаз своих, единственно имеют в виду сию непорочность; не смотря на то, мысли последних далеки от целомудрия, вменяемого им в непременную [63] обязанность. Етому впрочем виною нескромность отца и матери - нескромность, свойственная нравам первобытных народов, у которых зачатие, возрождение, плодовитость и бесплодие называются просто без оговорки словами, изгнанными из словаря благопристойности. Каждая Гречанка в етом отношении уже с испорченным сердцем выходит из состояния девического, и ее добродетель была бы в не малой опасности без помощи решеток и без надзора служительниц, обыкновенно состоящих под ведомством свекрови. Не стану перечислять всех посольств и взаимных посещений, предшествующих сговору и обручению, ни обрядов, которые надлежит исполнить прежде свадьбы; в противном случае я должен был бы говорить о банях, об очищениях и о многих других затеях, исчисленных Св. Августином (De civitate Dei). Вера вступает в права свои не прежде как по пришествии новобрачных к олтарю, обыкновенно учреждаемому в доме невесты. Служитель истинного Бога, сам будучи и отцем и супругом, воссылает [64] мольбы к Небу о плодородии новой четы, возлагает брачные венцы на жениха и невесту, и после присоединяется к обществу. Все идут в дом к жениху, имея в руке по миртовой ветви; дорогою поддерживают новобрачную при ее изнеможении. Есть множество чудесных способов очищать молоко у женщин, или снабжать оным скудных кормилиц - дело превеликой важности, тем более что почти все матери сами кормят грудью. Говорить ли также о составе для напитков, которыми привлекают в любовь к себе, об гаданье обычном между взрослыми девицами, наконец о средствах сохранить свежесть и красоту пола, которого жизнь, по словам Иппократа, есть болезнь продолжительная? Ах! жизнь Греков еще хуже продолжительной болезни. Каждой день, живучи на земле скорби, подобно Антиохийцам, когда разрушили они статую Феодосия, каждой день подданные трепещут, страшась гнева Государя своего, которой чужд народу. Каждой день вопрошают друг друга: Кто взят в минувшую ночь? Кто был брошен в темницу или бит лозами? Кого предали [65] казни (Иоанн. Злат. Бес. II)? Ибо явиться перед судилище Проконсулов есть то же что и быть осужденным. Повсюду ужас; одна лишь вера, точно как и во времена Златоуста, подкрепляет народ в его бедствиях. Да престанут же путешественники оскорблять народ несчастный, да воздержаться от бесчеловечных насмешек и да не укоряют его унижением! - (Из Пуквиля.) Текст воспроизведен по изданию: Обычаи, поверья и предрассудки нынешних греков // Вестник Европы, Часть 154. № 9. 1827
|
|