|
О янычарах.Звание янычар есть наследственное. Турки, и большая часть их, записываются в любой полк, чтобы иметь право пользоваться особенными выгодами, сопряженными со званием янычарским. Сии особенные выгоды состоят в том, что янычар бьют палками по спине, а не по подошвам, как делают с другими, - и еще в том, что их не сажают на кол, но просто удавливают в потребном случае. Янычарских полков считается сто один; Султан записан в первом. Число их не определяется. Желающие являются в войске, и служат охотниками. Каждой янычар, определившийся в роту, в первые годы молодости своей повинен быть слугою артели. Каждая артель имеет своего капрала, которого повеления исполняет в точности. [220] Ученики или молодые янычары носят кожаной пояс с двумя медными напереди дощечками, которые крючком застегиваются. Они разъезжают дозором, имея при себе палки, в знак того что отправляют должность по службе; ибо при них нет никакого оружия. Заметивши беспорядок имеют право взять под караул беспокойных людей, и даже бить их своими поясами, ежели встречают сопротивление. После ученичества, которое продолжается до тех пор, пока усы выростут, их производят в чины; тогда они имеют полное право именоваться янычарами, и делают на руке у себя знак, показывающий, к которому полку принадлежат. Луна ест знак первого полку. Сбережение знамен у янычар в честь не вменяется; напротив того потеряние котлов поваренных почитается величайшим несчастием для полку и лишением чести. Янычар в праздничное время носит высокую шапку войлочную с длинным и широким лоскутком материи, которая висит назади и закрывает спину до половины; надо лбом сделана кожаная готовальня для вкладывания деревянной ложки. Ни один честной янычар не [221] выходит на улицу без своей ложки; равно как Европейской солдат всегда носит при себе тесак или штык свой. Хотя янычары и почитаются лучшею пехотою в Империи, однакож у кого из них есть лошадь, тот садится на нее, и спокойно едет подле своей роты. Такая смесь конных людей с пехотными есть одна из главнейших причин всегдашнего беспорядка в сем войске. Спаги составляют конницу, и разделяются на шестьнадцать полков. Они владеют поместьями, и могут оставлять их в наследство детям своим мужеского пола; ежелижь не имеют детей, то начальник располагает поместьями по своему произволу. Правила службы их не так строги как янычарские. Они охотнее соглашаются потерять котлы нежели знамена. - Пушкарей считается несколько тысячь; между ними есть и такие, которые, быв научены Французскими Офицерами, умеют проворно действовать огнестрельным орудием. Бомбардиры имеют у себя особого начальника, и подобно спагам пользуются доходами с богатых поместьев, содержа на своем иждивении определенное число [222] других бомбардиров. Но люди сии не искусны в своем деле, и не умеют выгодно действовать теми орудиями, которые им вверены. Из охотников пеших и конных составляются многие корпусы под управлением начальников, ими самими избранных на военное время. Они не берут никакого жалованья от правительства, и на походе не снабжаются припасами. Пришедши в стан получают паек янычарской, и при дележе добычи не забывают требовать себе доли. У Турков одинакая одежда не в употреблении; разные корпусы отличаются головными уборами один от другого. В Турции по чалме узнают, кто какое ремесло отправляет, кто какое звание имеет в обществе, и проч. (С Франц.) Текст воспроизведен по изданию: О янычарах // Вестник Европы, Часть 35. № 19. 1807 |
|