|
О возможных следствиях предприятий Алия, Паши Яннинского. Одним из достопамятнейших происшествий нашего времени есть мятеж могущественного Паши Яннинского, которой, как говорят некоторые известия, даже принял Христианскую веру и торжественным воззванием приглашает всех Греков сражаться под его знаменами прошив Мусульманов. Яннина, или Янна, иначе Иоаннина, есть город на пределах Епира, лежащий близь горы Пинда, что к Фессалии. В нем живут богатые купцы Греческие. Не льзя было бы исчислить всех следствий для Европы, даже для всего просвещенного мира, когда бы Христианство одержало верх над Исламизмом в Турции Европейской, хотя бы даже Яннинский Паша проложил к тому дорогу. Прекраснейшие из всех в целом свете [298] области, бывшие некогда колыбелью всего изящного и благородного, снова могли бы сделаться убежищем для многочисленных сынов Европы, обнищавших и угнетенных. Но борьба сия была бы конечно весьма тягостною; ибо дух Исламизма есть источник всех политических злоупотреблений в оных областях. Коран, сия книга, которая могла бы смягчить нравы Магометанские, ибо почитается источником законодательства и политики, есть не только соплетение бессмысленных фраз и надутых выражений, не только собрание самых смешных басней, но с тем вместе еще он беспрерывно проповедует отвратительнейшее изуверство, говорит беспрестанно о безбожных, о неверных, о врагах Бога и пророка и т. д. Поставленный выше всяких сомнений, он утверждает, что возведет на небо всех тех, которые в него веруют и за него сражаются. Могаммед провозгласил себя слугой Божиим, чтобы отклонить от себя все виды своекорыстия; в разных местах Корана он даже проповедует и терпимость: но как дорого покупается ета добродетель, сие очень хорошо можно видеть в сочинениях недавно умершего Волнея, предложившего сведения о судьбе Христиан в Сирии, - сведения, по которым судить можно об их [299] состоянии и в прочих областях Оттоманских. Различие вер, говорит сей писатель, имеет там весьма вредные следствия для гражданского общежития. Мусульмане и Христиане взаимно поступают между собою как с неверными, отпадшими, нечестивыми; одни других ненавидят и ведут беспрерывную войну между собою. Известно, к чему способна необузданная чернь при закоренелых своих предрассудках; простой же народ в Турции неполагает себе границ по сему предмету, и чтo всего хуже, правительство, вместо чтобы прекращать и усмирять сии беспокойства, обыкновенно поддерживает их своим пристрастием. Волней описывает все притеснения, каким подвержены там Христиане, и показывает, до какой степени простирается взаимная ненависть, коей следствия приметны во всех классах народа. Самой бедной Мусульманин непозволит себе приветствовать Христианина ласковым словом, и последний должен быть весьма еще доволен, если неслышит от Турка обыкновенных названий: неверный! отступник! собака! Из всего етого видно, какие препоны полагает фанатизм успехам образованности Европейской, и нечего тому дивиться, что Буонапарт, бывши в Египте, назвался последователем Корана (??). мысль новых писателей о расширении границ [300] Европы и о присоединении к ней Турции Европейской - ета мысль едва ли может быть произведена в действо посредством одного только оружия, пока Исламитский фанатизм не ослабеет. Напротив того с бoльшим удобством достигнуть можно етой цели, когда Магометанские вельможи (правители, владельцы областей) будут привлечены на сторону Христианства, и когда всепожирающий фанатизм потушится смягчением нравов. Обращение Алия Паши в Христианскую веру должно почитать весьма важным к тому шагом - разумеется, если подтвердится известие о сем событии (*). Всякие другие в сих странах завоевания, какие ни были бы предприняты Европейцами, по видимому, имели бы только лишь разорительные последствия. Жители востока может статься более, нежели как думают об них, склонны к принятию, лучшей образованности к низвержению тягостного ига, под которым они изнемогают. (С Нем.) Текст воспроизведен по изданию: О возможных следствиях предприятий Алия, Паши Яннинского // Вестник Европы, Часть 112. № 16. 1820 |
|