52. ДОНЕСЕНИЕ X. ДЕ ЛИРИА X. Б. ДЕ ОРЕНДАЙНУ
Москва, [июнь (июль) 1730
г.] 1
Милостивый государь.
В письме от 30 мая прошлого года я сообщал в. с-ву,
что будет весьма затруднительно основать
мореходную и торговую компании
на условиях, изложенных здешним правительством,
по причине отсутствия человека, пообещавшего
оказать мне свое содействие и
выехавшего из этой страны, но тем не менее я
попытаюсь найти другое доверенное лицо, дабы
сделать это.
Сегодня могу сообщить в. с-ву, что, хотя
я и действовал с наивозможнейшей осторожностью,
чтобы выполнить поручение е. в-ва с наибольшей
точностью, мне не удалось это сделать так, как
хотелось бы. Хотя при дворе и есть люди, которые
могли бы заняться осуществлением этого проекта,
они не видят возможности осуществить его в тайне.
По этой причине я не воспользовался их услугами,
памятуя о королевском приказе вести дело весьма
скрытно и со всей возможной осторожностью, дабы
при дворе не могли заподозрить, что наше
королевство горячо желает завязать торговлю с
данным государством. Напротив, я веду дело таким
образом, чтобы министры этого двора первыми
завели разговор со мной об этом.
Видя, что не удается основать такую
компанию, я задался целью разузнать у лиц,
сведующих в торговых делах (но так, чтобы они не
могли узнать, с какой целью я это делаю), какие
товары наше королевство могло бы вывозить из
этой страны и какую выгоду от этого иметь. Я
узнал, что корабельный лес, доски для палубного
настила, парусина, пенька, корабельная оснастка,
ворвань и рыба, если их покупать у голландских,
гамбургских и даже английских купцов, стоят
гораздо дороже, нежели в России, как это явствует
из прилагаемой мною записки.
Помимо упомянутых товаров Россия
торгует сибирским железом (лучшим в Европе и
очень дешевым), конопляным и льняным маслом,
лесными орехами, скипидаром, разного рода рыбой,
льняным полотном, паклей, щетиной. Испания
нуждается во всех этих продуктах и покупает их у
других стран, которые, как правило, вывозят их из
России, чтобы потом продать нам с выгодой для
себя.
Россия нуждается в следующих товарах
из Испании: винах, анисовой водке, миндале, изюме
и т. д. [137]
Завязать торговлю с Россией можно
двумя способами: либо это делается и
финансируется непосредственно короной, либо
создается компания в Бискайе.
Первый способ не представляется мне
плохим, поскольку е. в-во мог бы ежегодно посылать
три или четыре груженных товарами легких фрегата
в Архангельск, снабдив их известной суммой
мексиканских дублонов (так как таможенные
пошлины в России выплачиваются либо дублонами,
либо риксдалями). Продав свои товары, они могли бы
взять те товары, в которых имеется потребность у
нашей короны, оплатив их по ценам, которые были бы
установлены в торговом договоре с Россией.
Это дало бы короне три преимущества:
во-первых, возможность значительной экономии за
счет прямых закупок; во-вторых, возможность
покупать непосредственно в стране отборный
товар; в-третьих, позволило бы готовить моряков,
поскольку совершенно очевидно, что для
подготовки моряка одно путешествие из Испании в
Архангельск даст больше, чем четыре путешествия
в колонии. Действительно, портовые сборы в
Архангельске на 2,5 % больше, чем в С.-Петербурге.
Тем не менее этот порт мне представляется более
подходящим, чем порт С.-Петербурга: во-первых, по
причине экономии на транспортных расходах;
во-вторых, погрузка там будет обходиться гораздо
дешевле; в-третьих, нет нужды проходить через
Зунд и платить пошлину; в-четвертых, страхование
там стоит дешевле, чем в С.-Петербурге; и, в-пятых,
мореплавание в Северном море гораздо легче и
безопаснее, чем в Балтийском.
Если будет признано целесообразным
осуществить эту идею, нужно иметь в Архангельске
торгового консула или агента, человека знающего,
который должен ко времени прихода наших фрегатов
закупить и держать на складах все товары для
отправки в Испанию, а также оказать содействие в
продаже тех товаров, которые будут доставлены
фрегатами.
Бесспорно, что если бы в Архангельске
был консул или агент, то можно было бы
зафрахтовать там голландские и гамбургские
флейты 2, которые
могли бы доставить эти товары в Испанию. Но это
связано с очень большим риском, так как не может
быть сомнений в том, что эти две державы сделают
все возможное, чтобы подорвать торговлю, которая
нанесет такой ущерб их собственной. Они могли бы
добиться этого сравнительно легко, если бы мы
воспользовались их флейтами и грузовыми судами,
топя их или чиня им задержки, как они это уже
неоднократно делали по отношению к тем странам,
которые пытались вести торговлю, пользуясь
кораблями голландцев.
Можно было бы также заключить контракт
с Государственным адмиралтейством в
С.-Петербурге, в котором оговаривались бы
количество и цены на основные товары,
поставляемые ежегодно, а также сроки, в которые
их необходимо поставить. Это дало бы два
преимущества: во-первых, у голландцев уже не было
бы воз [137]можности
скупать все товары и тем самым завышать на них
цены в соответствии с их торговой политикой;
во-вторых, у адмиралтейства было бы больше
возможностей для того, чтобы направить свои суда.
Кроме того, наличие контракта, определяющего
цены на товары, в большей степени учитывало бы
интересы е. в-ва.
Вторым способом ведения торговли с
Россией было бы создание компании в Бискайе,
которая на свой страх и риск занималась бы
торговлей, ведя дела с подходящим для этой цели
банкирским домом. Новая компания «Карсакас»
могла бы взять на себя ведение торговли Россией,
для чего ей следовало бы также взять в свои руки и
китобойный промысел, которым жители Бискайи
занимаются каждый год, и заниматься и тем и
другим одновременно.
Вместо 10 или 12 судов, которые ежегодно
отправляются на промысел китов, должны будут
отправляться 14 или 16. После того как будут забиты
три-четыре кита, четыре корабля отправятся в Колу
3 или Архангельск,
чтобы переработать этих китов, которых после
переработки едва хватит, чтобы заполнить трюмы
одного судна. Остальные три корабля возьмут
необходимые товары, которые производятся в
данной стране: рыбу и рыбопродукты, масло и т. д., а
также другие русские товары, приготовленные для
этого контрагентами согласно распоряжениям,
полученным от компании в Бискайе.
Для ведения промысла останутся 10 или 12
судов, и если по окончании его у них будет время,
они зайдут в Колу или Архангельск; если нет, то
они вернутся сразу в Испанию.
Причина, по которой я предлагаю
выделить четыре судна из тех, что ведут промысел
китов, чтобы забрать товары, заготовленные в Коле
или Архангельске, заключается в том, что если они
отправятся в эти порты после окончания промысла,
то им, вероятно, придется провести там зиму, так
как лед появляется очень рано, и в октябре они уже
не смогут выйти в море.
Если будет принято решение
осуществить одно из этих предложений, необходимо
заключить с российским двором торговый договор и
установить пошлины на торговлю товарами и
изделиями той и другой стороны. Это все, что мне
удалось выяснить по вопросу об установлении
торговых отношений с этой страной. Наш государь
изъявит свою монаршую волю в этом деле.
Опубл.: CODOIN. — Vol. 93. — Р. 242—244.
Комментарии
1 Донесение
опубликовано без указания даты, но может быть
отнесено только к 1730 году, поскольку письмо, о
котором идет речь в начале текста, датируется 30
мая 1729 г. Это письмо опубл.: Семнадцатый век. — Кн.
2. — С. 178—179.
2 Флейт — тип торгового голландского
судна XVI—XVIII веков.
3 Так в тексте. Видимо, имеется в виду
Кольский п-ов.