123. ПИСЬМО ТОРГОВОГО ДОМА «ФРАНСИСКО ДЕ
МИЛАНС И К° X. ДЕ ФЛОРИДАБЛАНКЕ
Барселона, [18], 29 ноября
1780 г.
Ваше сиятельство, милостивый государь.
В связи с окончанием срока
существования общества, основанного в 1773 году в
С.-Петербурге нашим торговым домом 1,
в письме от 4 марта мы взяли на себя смелость
довести до сведения в. с-ва наше решение не
возобновлять деятельность упомянутого дома 2, поскольку дон
Антонио Коломби, управляющий этим домом 3, обязался своими
силами вести торговлю с Россией под нашей
протекцией и с помощью наших друзей, которые
будут обращаться к нему по вопросам закупки и
вывоза товаров из Российской империи на
различные рынки Средиземноморья. Но так как
целесообразность содержания в этой столице
торгового дома еще обсуждается, мы просим в. с-во
содействовать Коломби в том, чтобы ему позволили
продолжать прямую торговлю между Российской
империей и Испанией без посредничества
иностранцев, занимавшихся вывозом и ввозом
товаров обоих государств в течение многих лет.
Нынешняя война не позволяет
иностранцам перевозить вина из Испании в
С.-Петербург, равно как и ввозить русские товары в
наше королевство. Упомянутый Коломби писал нам,
что, судя по всему, ее и. в-во желает облегчить
дальнейшую торговлю, обещая освободить на время
войны корабли испанских подданных от пошлин на
ввоз вин в С.-Петербург. Возможно, что мера эта
распространится и на ввоз испанских вин в Херсон
— новый русский порт на берегу Черного моря. Как
бы то ни было, ходатайствуя за Коломби, мы имеем
на руках заказ русского купца Михаила Фалаева на
закупку всего груза красных и белых вин, а также
анисовой водки из нашей провинции. Они будут
погружены на русский корабль «Граф Никита» под
командованием капитана Кристиана Бандикса,
отплывший из Кронштадта, откуда он направится в
Кадис за грузом, а затем в порт Херсон. Кроме того,
Коломби намекал нам, что сейчас в Кронштадте еще
шесть русских судов упомянутого Фалаева и
другого купца, по фамилии Чупатов 4,
загружаются товарами, предназначенными для
Испании. Купцы намерены предоставить эти корабли
в наше распоряжение, чтобы мы загрузили их здесь
винами и анисовой водкой и направили в Херсон и
С.-Петербург. Однако Фалаев и Чупатов не знают,
сумеют ли они убедить капитанов этих судов [305] идти через Средиземное
море, ибо капитаны боятся попасть в плен к
жестоким корсарам. Выйти из создавшегося
положения можно при помощи военных кораблей е.
в-ва, которые в качестве конвоя могли бы
сопровождать русские суда в плавании по
Средиземному морю.
Таким образом, подданные нашего
достойнейшего монарха получили бы возможность
продавать в большом количестве товары, расширять
производство многих фабрик и вывозить множество
товаров из Америки, если русские для развития
торговли в Черном море стали бы закупать товары в
Испании, среди которых могли бы быть не только
вина, но и шелк, всевозможные виды сукна, шерсть
из Сеговии, индиго, кошениль, кампешевое дерево, а
также большое количество сахара, ввозимого
сегодня на острова Архипелага 5,
в Константинополь и т. д. марсельскими судами.
Зная постоянное стремление е. в-ва
всеми силами содействовать благополучию своих
подданных, мы надеемся, что если удастся убедить
русских направить упомянутые корабли к нашим
берегам за товарами для доставки их в Херсон либо
в С.-Петербург, то кораблям е. в-ва будут отданы
необходимые распоряжения по защите русских
судов от корсаров, чтобы русские и впредь могли
продолжать торговлю с Испанией через Черное
море, ибо нашему королевству в условиях нынешней
войны весьма важно иметь рынок сбыта в
С.-Петербурге.
Остаемся в ожидании, преданно уповая
на не раз уже доказанную на деле заботу в. с-ва об
интересах королевства и развитии торговли.
Молим Бога...
Франсиско де Миланc и К°
AGS. Estado, leg. 6.612. Подлинник, исп. яз.
Комментарии
1 См. док. 94.
2 Упомянутое письмо не обнаружено.
Однако свои соображения о причинах закрытия
торгового дома в Петербурге Милане излагал
Гримальди еще в 1776 году (док. 107) и Флоридабланке —
в 1777 году (док. 109).
3 Испанский купец, в 1785 году был
назначен испанским консулом в Петербурге.
4 См. док. 122.
5 См. ком. 8 к док. 109.