|
ИНКВИЗИЦИЯ В ИСПАНИИ Публикуемые ниже документы по истории инквизиции в Испании характеризуют деятельность этого учреждения в период, называемый в истории “новой инквизицией”. В этот период в Испании установилась абсолютная монархия в результате объединения Кастилии и Арагона под властью Фердинанда, короля Арагона, и его супруги Изабеллы, королевы Кастилии. Для укрепления королевской власти в условиях феодального строя и в специфических условиях Испании, где был очень силен религиозный фанатизм, королевская власть нуждалась в поддержке римско-католической церкви, пользовавшейся громадным влиянием в широких кругах испанцев. Преследование еретиков, мавров и евреев было вызвано рядом причин. Ереси не только колебали авторитет римско-католической церкви, но представляли собой угрозу и для светской власти, так как значительная часть ересей являлась идеологической формой борьбы угнетенных классов против духовных и светских феодалов. К XVI веку авторитет римско-католической церкви значительно пошатнулся благодаря реформации в Германии, влияние которой проникло и в Испанию, считавшуюся оплотом римско-католического вероисповедания. В приводимом здесь отчете и мемориале об ауто-да-фе 1559 года указывается на “составы преступления” приговоренных к сожжению и другим наказаниям еретиков. Они разделяли “лютеранские ереси и мнения проклятого ересиарха Мартина Лютера”. Растущее влияние “лютеранской ереси” вызвало во всей Европе, где еще сохранилось господство римско-католической церкви, стремление со стороны реакционных кругов всеми мерами противодействовать влиянию реформационных идей. Все эти обстоятельства привели к реорганизации инквизиции в постоянно действующее учреждение с кадрами квалифицированных богословов и со строго централизованной системой. Фердинанд и Изабелла нуждались не только в том, чтобы ослабить мятежных феодалов своим планом централизации государства и установления абсолютизма. Они были кровно заинтересованы и в обуздании всякого сопротивления, в том числе и в виде ересей, также подрывавших авторитет государственной религии, являвшейся идеологической Опорой королевской власти. Для достижения своих целей Фердинанд и Изабелла использовали реорганизованную инквизицию. Как указывает Маркс, “... благодаря инквизиции церковь превратилась в самое несокрушимое орудие абсолютизма”. Фердинанду и Изабелле удалось путем ряда маневров добиться полной независимости инквизиции в Испании от римского папы. В булле папы Сикста IV 1 ноября 1478 г. было установлено, что состав инквизиционных судов Испании определяется королевской властью. От нее же зависят назначение и смещение инквизиторов. В 1481 году был учрежден “святой трибунал”, а затем должность главного инквизитора с высшим советом при нем (супрема), руководившим деятельностью всех судов. Особой жестокостью прославился главный инквизитор Торквемада. За 15 лет его деятельности было сожжено 8220 еретиков и приговорено к другим наказаниям около 89 326 человек. Документы, приводимые здесь, показывают наиболее мрачные стороны деятельности инквизиции: пытку как средство добиться признания обвиняемого (“царица доказательств” в инквизиционном процессе) и ауто-да-фе, характеризующее жестокость и лицемерие церкви, которая передавала осужденных еретиков светской власти, так как “милосердие” не позволяло-де церкви приводить самой в исполнение смертные приговоры (ecclesia abhorret ab sanguine). Публикуемые документы взяты из книги С. Г. Лозинского “История инквизиции в Испании”, СПб., 1914, стр. 469—477. Текст воспроизведен по изданию: Хрестоматия памятииков феодального государства и права стран Европы. М. Гос. изд. юр. лит. 1961.
|