|
ИГНАТИЙ ЛОЙОЛАДУХОВНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ230 СОЗЕРЦАНИЕ РАДИ ОБРЕТЕНИЯ ЛЮБВИ Вначале необходимо обратить внимание на два обстоятельства. 231 Во-первых, любовь следует вкладывать более в дела, нежели в слова. Во-вторых, любовь заключается во взаимном общении сторон; то есть — любящий дает любимому и преломляет с ним то, что имеет, или часть того, что имеет, или то, что может [соделать для него], и взаимно — любимый любящему; так, если один имеет знание, то дает его другому, его не имеющему; если же кто [имеет] почести или богатство — делится ими с другим. Молитва: обычная молитва. 232 Первое вступление: Представление места; здесь увидеть себя предстоящим Богу, Господу нашему, ангелам и Святым, ходатайствующим за меня. 233 Второе вступление: Просить о том, чего желаешь; здесь просить о внутреннем познании множества благ, полученных от Бога, дабы, познав их, во всех них ты смог бы возлюбить [Его] и служить Его Божественному Величию. [484] 234 Первый пункт: Вспомнить полученные благодеяния — создания, искупления, и дары, по отдельности [мне] данные, взвешивая с глубокой любовью все, что сделал для меня Господь, Бог наш, и сколько Он мне дал из того, что имеет; и, кроме того, как тот же Господь желает дать мне Себя Самого, насколько может, по Своему Божественному изволению. И затем подумать, [углубившись] в себя, разбирая [сообразуясь] с разумом и справедливостью, что я должен буду со своей стороны предложить и дать Его Божественному Величию; именно: все, что мое, и меня самого вместе с этим, и, как желающий принести с великим чувством, [сказать]: — Возьми, Господи, и прими всю мою свободу, мою память, мой разум и всю мою волю — все, что имею и чем обладаю; Ты даровал мне все сие — Тебе, Господи, их возвращаю; все Твое, распоряжайся им по Твоей воле; даруй мне любовь Твою и благодать, сих будет мне достаточно. 235 Второй пункт: Рассмотри, как Бог обитает в творениях — в стихиях, даруя им бытие, в растениях, даруя им произрастание, в животных, даруя им чувства, в людях, даруя им разумение; и во мне самом, даруя мне бытие, жизнь, чувства и разумение; и, кроме всего прочего, претворяя меня в храм Свой, ибо я был создан по Образу и Подобию Бога Всевышнего. И вновь размысли в самом себе, соответственно сказанному в первом пункте, или каким-либо другим образом, который тебе покажется наиболее подходящим. 236 Третий пункт: Заметить, как Бог действует и трудится ради тебя во всех вещах, сотворенных на лице земли, являясь как бы тружеником в небесах, в стихиях, в растениях, в злаках земных и так далее, даруя им бытие, [и] [485] сохраняя [их], даруя им произрастание, чувства и так далее. Затем обратись мыслью в себя. 237 Четвертый пункт: Рассмотреть [следующее] —как все блага и дары нисходят свыше, так моя ограниченная сила происходит от наивысшей и бесконечной силы свыше; и таким же образом праведность, доброта, благочестие, милосердие и так далее, подобно тому как от солнца исходят лучи, из источника — струи и тому подобное. В заключение обратиться мыслью в себя, как было сказано выше. Окончить Беседой и Отче наш. 238 ТРИ ОБРАЗА СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ Первый образ молитвы относится к десяти заповедям, к семи смертным грехам, к трем силам души и к пяти чувствам тела; этот образ совершения молитвы является не каким-либо видом или родом молитвы, но скорее формой, методом и неким Упражнением для подготовления души, дабы она возрастала и дабы ее молитва стала угодна Богу. 239 Сперва нужно совершить равноценное тому, что указано во втором добавлении второй Недели, а именно: прежде чем начать молитву, необходимо обрести покой в мыслях, — совершать это сидя или прохаживаясь, как тебе покажется лучше, размышляя о том, куда я иду и зачем; и это добавление должно соблюдаться в начале всякого способа совершения молитвы. [О ЗАПОВЕДЯХ] 240 Затем совершается как бы подготовительная молитва: например, следует просить Господа Бога о благодати [486] познания, в чем я согрешил в десяти заповедях, и о благодати помощи, чтобы исправиться на будущее, просить также о совершенном уразумении этих заповедей, чтобы лучше их хранить ради прославления и восхваления Божественного Величия. 241 Для первого образа совершения молитвы следует рассмотреть и продумать то, как я хранил и в чем нарушал первую заповедь. Приму за правило [следующее]: буду размышлять над этим в течение времени, достаточного для прочтения трех Отче наши трех Богородице Дево; и если в это время найду какое-либо свое прегрешение, буду просить прощения и отпущения этой вины и прочту Отче наш. И таким способом пройду каждую из десяти заповедей. 242 Следует отметить, что если кто-либо в размышлении дойдет до заповеди, против которой обычно не грешит, то нет необходимости, чтобы задерживался на ней в течение всего указанного времени: но, сообразуясь с большим или меньшим нарушением той или иной заповеди, необходимо согласно этому задержаться на ней, чтобы произвести испытание; таким же образом поступают относительно смертных грехов. 243 Останавливаясь так на всех десяти заповедях, каясь в своих грехах и испрашивая у Господа Бога благодати и помощи для исправления, закончить Беседой с Господом Богом, сообразно содержанию [Упражнения]. [О СМЕРТНЫХ ГРЕХАХ] 244 Что касается семи смертных грехов, то после [указанного] добавления совершается подготовительная [487] молитва— способом, уже указанным, с тем изменением, что здесь речь идет о грехах, которых нужно избегать, а там шла речь о заповедях, которые надлежит сохранять. Подобно предыдущему, здесь сохраняется порядок и правила, уже указанные, а также беседа. 245 Чтобы лучше познать свою виновность в смертных грехах, нужно также рассмотреть им противоположные добродетели, и, чтобы вернее избежать этих грехов, нужно принять решение и постараться стяжать эти семь противоположных добродетелей и через святые Упражнения в них укрепиться. 246 [О ТРЕХ СИЛАХ ДУШИ] При [размышлении] о трех силах души нужно сохранять тот же порядок и правила, как и при [размышлении] о заповедях, совершая соответствующее дополнение, подготовительную молитву и Беседу. 247 [О ПЯТИ ЧУВСТВАХ ТЕЛА] Что касается пяти чувств тела, то [здесь] сохраняется все тот же порядок, изменяется лишь содержание. 248 Тот, кто в пользовании своими чувствами хочет подражать Господу нашему Христу, пусть поручит себя в подготовительной молитве Его Божественному Величию; а после рассмотрения каждого чувства прочитает Богородице Дево или Отче наш; если бы кто захотел в пользовании чувствами подражать Пресвятой Деве, то пусть поручит себя Ей в подготовительной молитве, дабы Она испросила эту благодать у Своего Сына; а по рассмотрения каждого чувства пусть прочитает Богородице Дево. [488] 249 ВТОРОЙ ОБРАЗ СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ состоит в созерцании смысла каждого слова молитвы 250 То же добавление, что в первом способе молитвы, сохраняется и во втором. 251 Подготовительная молитва должна быть соотнесена с лицом, к которому обращено моление. 252 Второй образ совершения молитвы состоит в [следующем]: Стоя на коленях или сидя, сообразно тому, что каждый найдет для себя более удобным, а так же тому, что каждому больше подходит в смысле благоговейного настроения, закрыв глаза или же устремив их в одно место и не обращая их по сторонам, произнести слово Отче; и задержаться на нем столько времени, сколько необходимо для обретения присущих ему смыслов, подобий, ощущений и умилений; и так же поступай относительно каждого слова Отче наш или какой-либо другой молитвы, выбранной для совершения этим способом. 253 Первое правило: Указанным образом в течение целого часа следует пройти всю Молитву Господню; по окончании ее пусть прочтет обычным образом — Богородице Дево; Верую; Душа Христова; Радуйся, Царица. 254 Второе правило: Если случится кому обрести в одном или в двух словах Молитвы Господней богатый материал для размышления, вкус и утешение, то пусть не старается [489] идти далее, хотя бы уже кончалось [положенное] время, когда же оно кончится, прочитать оставшуюся часть Молитвы Господней обычным образом. 255 Третье правило: Если кто на одном или двух словах молитвы Господней задержится на целый час и на другой день захочет вернуться к той же молитве, то пусть прочитает обычным способом слова, [уже разобранные], и начнет размышлять (созерцать) со слова, непосредственно следующего, способом, данным во втором правиле. 256 Нужно заметить, что, окончив Молитву Господню в один или несколько дней, таким же способом следует рассмотреть Богородице Дево и другие молитвы, дабы некоторое время пребывать в Упражнении совершая одну из них. 257 Другое примечание. По окончании молитвы нужно обратиться к тому Лицу, к которому она была направлена, и в немногих словах просить благодати и добродетели, в которых ощущаешь наибольшую потребность. 258 ТРЕТИЙ ОБРАЗ СОВЕРШЕНИЯ МОЛИТВЫ Ритмичное произнесение молитвы Добавление то же, что для первого и второго образа совершения молитвы. Подготовительная молитва — как при втором образе [совершения молитвы]. Третий образ совершения молитвы состоит [в следующем]: соразмерно дыханию молиться умственно, произнося в это время слова Молитвы Господней или иной молитвы, которую читаешь, так чтобы произносить по одному слову, [имеющему самостоятельное значение], между последовательными вдохами; и в течение этого времени [490] обращать особое внимание на значение этого слова, или на Лицо, к которому оно обращено, или на свое ничтожество, или на разницу между величием того Лица и моим ничтожеством; и таким образом прочитать остальные слова Отче Наш, а затем иные молитвы, например: Богородице Дево; Душа Христова; Верую и Радуйся, Царица. Их следует прочитать обычным способом. 259 Первое правило: Если на другой день или в другой час [того же дня] кто-нибудь захочет таким образом молиться, то пусть прочтет Богородице Дево мерным способом, а прочие молитвы — обыкновенным, и так постепенно поступит с иными молитвами. 260 Второе правило: Если кто захочет увеличить пребывание в ритмичном образе моления, может [последовательно] прочитать все вышеупомянутые молитвы или часть их, следуя способу ритмичных вдыханий, как было указано выше. 261 ТАЙНЫ ЖИЗНИ ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА Примечание. Во всех следующих тайнах слова, идущие после двоеточия, взяты из Евангелия. Для каждой тайны в большинстве случаев дано три пункта, чтобы облегчить упражняющемуся размышление или созерцание. 262 О БЛАГОВЕЩЕНИИ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ повествует святой евангелист Лука, гл. 1, ст. 26—38 Первый пункт Ангел Гавриил, приветствуя Владычицу нашу, извещает Ее о зачатии Христа Господа нашего. Ангел, войдя к ней, сказал: Радуйся, Благодатная... И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына. [491] Второй пункт: Ангел скрепляет сказанное Владычице нашей, извещая ее о зачатии святого Иоанна Крестителя: Вот и Елизавета, родственница твоя... и она зачала сына в старости своей... Третий пункт: Владычица наша ответила ангелу: Се, раба Господня, да будет Мне по слову твоему. 263 О ПОСЕЩЕНИИ ВЛАДЫЧИЦЕЙ НАШЕЙ СВЯТОЙ ЕЛИЗАВЕТЫ повествует святой евангелист Лука, гл. 1, ст. 39—56 Первый пункт: Когда Владычица наша посетила Елизавету, тогда святой Иоанн Креститель, пребывая во чреве матери, почувствовал присутствие Владычицы нашей: Когда Елизавета услышала привет Марии, взыгрался младенец во чреве ее, и Елизавета исполнилась Духа Святого, и воскликнула громким голосом, и сказала — благословенна Ты в женах, и благословен плод чрева Твоего. Второй пункт: Владычица наша отвечает благодарственной песнью: Величит душа моя Господа. Третий пункт: Пробыла же Мария с нею около трех месяцев и возвратилась в дом свой. 264 О РОЖДЕСТВЕ ХРИСТА, ГОСПОДА НАШЕГО, повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 1—14 Первый пункт: Владычица наша и обручник ее Иосиф идут из Назарета в Вифлеем: Пошел также и Иосиф из Галилеи... в Вифлеем... записаться с Марией, обрученной ему женою, которая была беременна. Второй пункт: Родила Сына Своего первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли. Третий пункт: Внезапно явилось многочисленное воинство небесное... взывающее: Слава в вышних Богу. [492] 265 О ПАСТЫРЯХ повествует святой евангелист Лука. гл. 2, ст. 8—20 Первый пункт: Рождество Христа. Господа нашего ангелом объявляется пастухам: Возвещаю вам великую радость, ибо ныне родился вам... Спаситель. Второй пункт: Пастухи идут в Вифлеем. И, поспешив, пришли и обрели Марию и Иосифа и Младенца, лежащего в яслях. Третий пункт: Возвратились пастухи, славя и хваля Бога. 266 ОБ ОБРЕЗАНИИ ГОСПОДНЕМ повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 21 Первый пункт: Обрезание Младенца Иисуса. Второй пункт: Дали Ему имя Иисус, нареченное ангелом прежде зачатия Его во чреве. Третий пункт: Возвращают Младенца Матери Его, Которая страдала, взирая на кровь, истекшую из [ран] Ее Сына. 267 О ТРЕХ ЦАРЯХ-ВОЛХВАХ повествует святой евангелист Матфей, гл. 2, ст. 1—12 Первый пункт: Три царя-волхва, следуя за звездой, пришли поклониться Иисусу, говоря: Мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. Второй пункт: Поклонились Ему и принесли дары. И, пав, поклонились Ему и ...принесли Ему дары: золото, ладан и смирну. Третий пункт: Познав во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою. [493] 268 ОБ ОЧИЩЕНИИ ВЛАДЫЧИЦЫ НАШЕЙ И СРЕТЕНИИ МЛАДЕНЦА ИИСУСА повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 22—39 Первый пункт: [Мария и Иосиф] приносят Младенца Иисуса во храм, дабы представить Его Господу как первородного, и приносят за него две горлицы или двух птенцов голубиных. Второй пункт: Симеон, придя во храм, взял... и сказал: Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром. Третий пункт: Анна, подойдя, славила Господа и говорила о Нем ожидавшим избавления Израиля. 269 О БЕГСТВЕ В ЕГИПЕТ повествует святой евангелист Матфей, гл. 2, cm. 13—15 Первый пункт Ирод хотел умертвить Младенца Иисуса и поэтому велел убить младенцев; но до их избиения ангел призвал Иосифа бежать в Египет: Встань, и возьми Младенца и Матерь Его, и беги в Египет. Второй пункт Иосиф направляется в Египет: Он встал... ночью и пошел в Египет. Третий пункт: И там был до смерти Ирода. 270 О ТОМ, КАК ХРИСТОС, ГОСПОДЬ НАШ, ВОЗВРАТИЛСЯ ИЗ ЕГИПТА повествует святой евангелист Матфей, гл. 2, cm. 19—23 Первый пункт: Ангел извещает Иосифа, дабы вернулся в землю Израилеву: Восстань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву. [494] Второй пункт: Он встал... и пришел в землю Израилеву. Третий пункт: Так как в Иудее царствовал Архелай, сын Ирода, то удалился в Назарет. 271 О ЖИЗНИ ХРИСТА, ГОСПОДА НАШЕГО, ОТ ДВЕНАДЦАТИ ЛЕТ ДО ТРИДЦАТИ повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 51—52 Первый пункт: Был послушен родителям своим: преуспевал в премудрости, и возрасте, и любви. Второй пункт: По-видимому, занимался ремеслом плотника, как на это указано у святого евангелиста Марка (гл. 6, ст. 3): Не плотник ли Он? 272 О ПРИШЕСТВИИ ДВЕНАДЦАТИЛЕТНЕГО ХРИСТА ВО ХРАМ повествует святой евангелист Лука, гл. 2, ст. 41—45 Первый пункт: Христос, Господь наш, когда Ему исполнилось двенадцать лет, пришел из Назарета в Иерусалим. Второй пункт. Христос, Господь наш, остался в Иерусалиме и об этом не знали родители Его. Третий пункт: Три дня спустя они нашли Его во Храме, сидящим среди учителей и общающимся с ними; а когда спросили Его родители, где Он был, то Он им ответил: Или вы не знали, что должно Мне быть в том, что принадлежит Отцу Моему. 273 О КРЕЩЕНИИ ХРИСТОВОМ повествует святой евангелист Матфей, гл. 3, cm. 13—17 Первый пункт Христос, Господь наш, попрощавшись с благословенной Матерью Своею, пришел из Назарета к реке Иордану, где находился Св. Иоанн Креститель. [495] Второй пункт: Святой Иоанн совершил крещение Христа Господа нашего; [но сперва] отказывался от этого, считая себя недостойным крестить Его; Христос же Ему сказал: Оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду... Третий пункт: Дух Святый нисшел на Него и был с неба глас Отца, свидетельствующий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение. 274 ОБ ИСКУШЕНИИ ХРИСТА [В ПУСТЫНЕ] повествуют святой евангелист Лука, гл. 4, ст. 1—13 и святой евангелист Матфей, гл. 4, ст. 1—11 Первый пункт: Христос после крещения удалился в пустыню, где постился сорок дней и сорок ночей. Второй пункт: Он был трижды искушаем врагом: И приступил к Нему искуситель и сказал: если Ты —Сын Божий, скажи, чтобы камни сии сделались хлебами... Бросься вниз... Все это дам Тебе, если, павши, поклонишься мне. Третий пункт Ангелы приступили и служили Ему. 275а О ПРИЗВАНИИ АПОСТОЛОВ Первый пункт: По-видимому, святой Петр и святой Андрей были призваны трижды; сначала к некоторому познанию [Христа], что следует из свидетельства святого Иоанна, гл. 1, [ст. 38—41]; потом к некоему [нерешительному] следованию за Христом, с намерением вернуться к тому, что оставили, как об этом говорит святой Лука, гл. 5; в-третьих, к следованию за Христом, Господом нашим, навсегда (Матфей, гл. 4, ст. 18—20; и Марк, гл. 1, ст. 16—18). Второй пункт: [Он] призвал Филиппа, как сказано у святого Иоанна (гл. 1), и Матфея, о чем смотри у него самого (гл. 9). [496] Третий пункт: Призвал остальных апостолов, об особом призвании которых Евангелие не упоминает. 275б И еще надо рассмотреть иные три обстоятельства: во-первых —насколько апостолы были необразованны и низкого сословия; во-вторых—достоинство [служения], к которому они были столь милостиво призваны; в-третьих — дары и благодати, коими были возвышены над всеми отцами Нового и Ветхого Завета. 276 О ПЕРВОМ ЧУДЕ, СОВЕРШЕННОМ НА БРАКЕ В КАНЕ ГАЛИЛЕЙСКОЙ, повествует святой евангелист Иоанн, гл. 2, ст. 1—11 Первый пункт: Христос, Господь наш, был приглашен со своими учениками на брак. Второй пункт: Матерь обращает внимание Сына на недостаток вина, говоря: вина нет у них; и приказывает слугам: что скажет Он вам, сделайте. Третий пункт: [Христос] превратил воду в вино и явил славу Свою; и уверовали в Него ученики Его. 277 [О ТОМ], КАК ХРИСТОС, ГОСПОДЬ НАШ, ИЗГНАЛ ИЗ ХРАМА ПРОДАЮЩИХ повествует святой евангелист Иоанн, гл. 2, ст. 13—23 Первый пункт: Сделав бич из вервия, [Христос] выгнал из храма всех торгующих в нем. Второй пункт: Он опрокинул столы и рассыпал монеты богатых менял, бывших во храме. Третий пункт: Бедным, продающим голубей, сказал кротко: Уберите это отсюда и дом Отца моего не делайте домом торговли. [497] 278 О НАГОРНОЙ ПРОПОВЕДИ ХРИСТА повествует святой евангелист Матфей, гл. 5, ст. 1—12 Первый пункт: Обращаясь отдельно к возлюбленным Своим ученикам. Он говорит им о восьми заповедях блаженства: Блаженны нищие духом, кроткие, милостивые, плачущие, алчущие и жаждущие правды, чистые сердцем, миротворцы, изгнанные за правду. Второй пункт: Побуждал их хорошо пользоваться своими талантами: Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного. Третий пункт: Объявляет себя не нарушителем закона, а его исполнителем, объясняя заповеди не убивать, не прелюбодействовать, не клясться и о любви к ближнему: Я говорю вам — любите врагов ваших, благотворите ненавидящим вас. 279 [О ТОМ], КАК ХРИСТОС УСМИРИЛ МОРСКУЮ БУРЮ, повествует святой евангелист Матфей, гл. 8, ст. 23—27 Первый пункт: В то время как Христос Господь наш почивал на море, поднялась великая буря. Второй пункт: Ученики, испугавшись, разбудили Его; Он же упрекнул их за слабую веру, которая была у них, и сказал им: Что вы так боязливы, маловеры? Третий пункт: Запретил ветрам и морю, да перестанут, и они перестали, и настала тишина на море, и люди дивились этому, вопрошая — кто это, что и ветры и море повинуются Ему? [498] 280 [О ТОМ], КАК ХРИСТОС ШЕЛ ПО МОРЮ, повествует святой евангелист Матфей, гл. 15, ст. 22—23 Первый пункт: Христос, отпустив народ, взошел на гору, и приказал ученикам Своим войти в лодку, и, оставшись один, начал молиться. Второй пункт: Лодку било волнами, Христос же пришел к ней идя по воде; и ученики думали, что это призрак. Третий пункт: Христос сказал им: Это Я, не бойтесь; [тогда] святой Петр, Его повелением, пошел к Нему, идя по водам, и, усомнившись, стал тонуть; но Христос, Господь наш, спас его и упрекнул его за маловерие, потом вошел в лодку, и ветер утих. 281 [О ТОМ], КАК АПОСТОЛЫ БЫЛИ ПОСЛАНЫ НА ПРОПОВЕДАНИЕ, повествует святой евангелист Матфей, гл. 10, ст. 1—16 Первый пункт: Христос призывает возлюбленных Своих учеников и дает им власть изгонять бесов из человеческих тел и исцелять всяческие болезни. Второй пункт: Наставляет их осторожности и терпению: Вот Я посылаю вас, как овец среди волков; итак, будьте мудры, как змии, и просты, как голуби. Третий пункт: Поучает их, каким образом надо путешествовать: Не берите с собою ни золота, ни серебра; даром получили — даром давайте. Указал им содержание проповедей: Ходя же, проповедуйте, говорите, что приблизилось Царство Небесное. 282 ОБ ОБРАЩЕНИИ МАГДАЛИНЫ повествует святой евангелист Матфей, гл. 7, ст. 36—50 Первый пункт: Магдалина, неся в сосуде миро, входит в дом фарисея, где Христос возлежал за столом. [499] Второй пункт: Стоя за Господом, у ног Его, она начала орошать ноги его слезами и отирать волосами головы своей, и целовала ноги Его, и мазала миром. Третий пункт: В то время как фарисей осуждает Магдалину, Христос защищает ее, говоря: Прощаются грехи ее многие за то, что она возлюбила много... Ей же сказал: Вера твоя спасла тебя, иди с миром. 283 [О ТОМ], КАК ХРИСТОС, ГОСПОДЬ НАШ, НАКОРМИЛ ПЯТЬ ТЫСЯЧ ЧЕЛОВЕК, повествует святой евангелист Матфей, гл. 14, ст. 13—21 Первый пункт: Когда уже стало поздно, ученики просят Христа, дабы отпустил народ, который был с Ним. Второй пункт: Христос. Господь наш, велел апостолам принести хлебы, [которые у них были], и повелел народу возлечь на траве, и прияв [хлебы], благословил их и преломил и подал их ученикам, ученики же — народу. Третий пункт: И все ели и насытились; и набрали оставшихся кусков двенадцать коробов полных. 284 О ПРЕОБРАЖЕНИИ ХРИСТОВОМ повествует святой евангелист Матфей, гл. 17, ст. 1—9 Первый пункт: Христос, Господь наш, взяв с собой возлюбленных учеников своих Петра, Иакова и Иоанна, преобразился [перед ними], и просветилось лице Его, как солнце, одежды же Его стали белы, как снег. Второй пункт: Он беседовал с Моисеем и Илией. Третий пункт: В то время, когда святой Петр говорил о том, что хорошо поставить здесь три шатра, раздался с неба глас, глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный... Его слушайте. Ученики, услышав сей глас, испугались и пали ниц; Христос же, Господь наш, коснулся их и сказал: Встаньте и не бойтесь... никому не сказывайте о сем, доколе Сын человеческий не воскреснет из мертвых. [500] 285 О ВОСКРЕШЕНИИ ЛАЗАРЯ повествует святой евангелист Иоанн, гл. 11, ст. 1—45 Первый пункт: Марфа и Мария сообщают Христу, Господу нашему, о болезни Лазаря; узнав о ней, Христос задерживается на два дня, чтобы чудо было еще более явным. Второй пункт: Прежде чем воскресить его, Христос требует от обеих, чтобы они имели веру: Я есть воскресение и жизнь; верующий в Меня, если и умрет, — оживет Третий пункт: Иисус прослезился и, сотворив молитву [Отцу], воскресил Лазаря, повелевая: Лазарь, иди вон. 286 О ВЕЧЕРИ В ВИФАНИИ повествует святой евангелист Матфей, гл. 26, ст. 6—13 Первый пункт: Господь находится на вечере в доме Симона прокаженного, вместе с Лазарем. Второй пункт: Мария изливает миро на главу Христа. Третий пункт: Иуда возмущается, говоря: К чему такая трата [мира]? Но Господь снова заступается за Магдалину, говоря: Что смущаете женщину; она доброе дело сделала для Меня. 287 О ВЕРБНОМ ВОСКРЕСЕНИИ повествует святой евангелист Матфей, гл. 21, ст. 1—17 Первый пункт: Господь посылает учеников привести ослицу и осленка, говоря: Отвязав, приведите ко Мне; и если кто скажет вам что-нибудь, отвечайте, что они надобны Господу, и тотчас пошлет их. [501] Второй пункт: Господь сел на ослицу, покрытую одеждами апостолов. Третий пункт: Народ вышел навстречу, постилая на пути одежды и ветви деревьев и восклицая: Осанна Сыну Давидову! благословен грядущий во имя Господне! Осанна в вышних. 288 О ПРОПОВЕДАНИИ ВО ХРАМЕ повествует святой евангелист Лука, гл. 19, ст. 47—48 Первый пункт: [Христос] учил ежедневно во храме. Второй пункт: Окончив проповедь, Он возвращался в Вифанию, так как в Иерусалиме не было никого, чтобы принять Его. 289 О ТАЙНОЙ ВЕЧЕРИ повествуют святой евангелист Матфей, гл. 26, ст. 20—30; святой евангелист Иоанн, гл. 13, cm. 1—30 Первый пункт: Христос вкушает пасхального агнца со Своими двенадцатью апостолами и предвещает им Свою смерть: Истинно говорю вам, что один из вас предаст Меня. Второй пункт: Начав со святого Петра, Он умыл ноги своим ученикам, даже Иуде. Петр же, видя величие Господа и свое собственное ничтожество, не хотел соглашаться, говоря: Господи! Тебе ли умывать мои ноги? Но апостол Петр не знал, что Господь этим давал пример смирения; и потому Иисус сказал: Ибо Я даю вам пример, чтобы и вы делали то же, что Я сделал вам. Третий пункт: Господь установил святейшую жертву Евхаристии, в знак своей великой любви, говоря: Примите, ядите. После вечери Иуда вышел, чтобы продать Христа, Господа нашего. [502] 290 О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ВЕЧЕРИ ДО САДА ВКЛЮЧИТЕЛЬНО, повествуют святой евангелист Матфей, гл. 26, ст. 30— 46; святой евангелист Марк, гл. 14, ст. 27—42 Первый пункт: Господь, совершив вечерю и воспев песнь, отправился к горе Елеонской со своими учениками, полными страха. И оставил восемь из них в Гефсимании, сказав: Посидите тут, пока я пойду, помолюсь там. Второй пункт: Взяв с собой святого Петра, святого Иакова и святого Иоанна, трижды молился, говоря: Отче Мой! если возможно, да минует Меня чаша сия; впрочем, не как Я хочу, но как Ты. И, быв в борении, прилежнее молился. Третий пункт: И пришел в такой страх, что сказал: Душа Моя скорбит смертельно. — И кровью потел столь обильно, что святой евангелист Лука говорит: и был пот Его, как капли крови, падающие на землю, что заставляет предполагать, что одежды Его были полны кровью. 291 О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ САДА ДО ДОМА АННЫ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО, повествуют святой евангелист Матфей, гл. 26, ст. 47—58, 69—70; святой евангелист Марк, гл. 14, cm. 43—54 и 66—68; святой евангелист Лука, гл. 22, cm. 47—57 Первый пункт: Господь попускает Иуде поцеловать Его; и быть взятым, как разбойник, теми, которым сказал: Как будто на разбойника вышли вы с мечами и кольями взять Меня. Всякий день бывал Я с вами в храме и уча — и вы не брали Меня. — Когда же Он сказал им: Кого ищете? — враги Его пали ниц. [503] Второй пункт: Апостол Петр ранил одного из слуг первосвященника, но кроткий Господь сказал ему: Возврати меч твой в его место, — и исцелил рану слуги. Третий пункт: Христа, оставленного учениками, ведут к Анне, где святой Петр, следовавший за Ним издалека, отрекся от Него первый раз; Христа же служитель ударил в щеку, говоря: Так отвечаешь Ты первосвященнику? 292 О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ДОМА АННЫ ДО ДОМА КАИАФЫ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО, повествует святой евангелист Матфей, гл. 26, ст. 57—75 Первый пункт: Связанного Христа ведут от дома Анны к дому Каиафы; святой Петр дважды отрекается от Него; но, когда Господь взглянул на него, то он, выйдя вон, плакал горько. Второй пункт: Господь всю эту ночь оставался связанным. Третий пункт: Державшие Его связанным издевались над Ним, ударяли Его, закрывали Ему лицо, давали пощечины и спрашивали—прореки нам, Христос, кто Тебя ударил? — и тому подобные кощунства творили над Ним. 293 О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ДОМА КАИАФЫ ДО ДОМА ПИЛАТА ВКЛЮЧИТЕЛЬНО, повествуют святой евангелист Матфей, гл. 27, ст. 1—2, 11—26; святой евангелист Лука, гл. 23, cm. 1—5, 13—25; святой евангелист Марк, гл. 15, cm. 1—15 Первый пункт Все множество иудеев ведет Его к Пилату, перед которым обвиняют Его, говоря: Мы нашли, что Он совращает народ наш и запрещает давать подать кесарю. [504] Второй пункт: После этого Пилат снова вопросил Его и затем еще раз, а затем сказал: Я не нахожу никакой вины в этом Человеке. Третий пункт: И предпочтен был Ему Варавва разбойник: закричали все, говоря — не Его, но Варавву. 294 О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ДОМА ПИЛАТА ДО ДОМА ИРОДА, повествует святой евангелист Лука, гл. 23, ст. 6—11 Первый пункт: Пилат послал Иисуса Галилеянина к Ироду, правителю Галилеи. Второй пункт: Ирод много расспрашивал Его с любопытством, но Он не ответил ему ни слова, хотя книжники и фарисеи не переставали обвинять Его. Третий пункт: Ирод со своими воинами, унизив Его, облек Его в белую одежду. 295 О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ДОМА ИРОДА ДО ДОМА ПИЛАТА, повествуют святой евангелист Матфей, гл. 27, ст. 26—30; святой евангелист Лука, гл. 23, ст. 11—26, 32; святой евангелист Марк, гл. 15, ст. 15—20; святой евангелист Иоанн, гл. 19, ст. 1—6 Первый пункт: Ирод отослал Его обратно к Пилату, и поэтому Ирод и Пилат стали друзьями, прежде же были во вражде друг с другом. Второй пункт: Пилат взял Иисуса и предал на бичевание, а воины сделали венец из терния, возложили на главу Его, и облекли в ризу багряную, и подходили к Нему, говоря: Радуйся, Царь Иудейский, и били Его по ланитам. Третий пункт: Вывел Его Пилат на всеобщее обозрение; тогда вышел Иисус в терновом венце и в багрянице, и сказал им Пилат — се, Человек! — и, когда увидели Его [505] первосвященники, то закричали, говоря — распни, распни Его! 296 О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ ДОМА ПИЛАТА ДО РАСПЯТИЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО, повествует святой евангелист Иоанн, гл. 19, ст. 13—22 Первый пункт: Пилат сидя, как судья, предал им Иисуса на распятие, после того как иудеи отреклись от него, как от своего царя, говоря — нет у нас царя, кроме кесаря. Второй пункт: Христос нес крест на своих плечах, и так как не мог его нести, то принудили Симона Киринейского, да несет его вслед за Иисусом. Третий пункт: Распяли Его между двумя разбойниками, установив [на кресте] надпись: Иисус Назорей, Царь Иудейский. 297 О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ НА КРЕСТЕ, повествует святой евангелист Иоанн, гл. 19, ст. 23—37 Первый пункт: Христос на кресте произнес семь слов — молился за распявших Его, простил разбойника, поручил святого Иоанна Матери Своей и Свою Матерь святому Иоанну, громко произнес слова: Жажду— и дали Ему желчь и уксус; сказал, что Он оставлен Отцом; сказал: Совершилось! — и еще: Отче, в руки Твои предаю дух Мой. Второй пункт: Солнце померкло, камни раскололись, могилы открылись, завеса храма разорвалась надвое — сверху донизу.
Третий пункт: Хулят Его, говоря: Эй! разрушающий храм... сойди с креста; разделили одежды Его; из Его бока, пронзенного копьем, истекла кровь и вода. [506] 298 О ТАЙНАХ, СОВЕРШИВШИХСЯ ОТ КРЕСТА ДО ПОГРЕБЕНИЯ ВКЛЮЧИТЕЛЬНО, повествует святой евангелист Иоанн, гл. 19, ст. 38—42 Первый пункт: Христос был снят со креста Иосифом [Аримафейским] и Никодимом, в присутствии Его скорбящей Матери. Второй пункт: Тело было отнесено ко гробу, помазано ароматами и погребено. Третий пункт: Была поставлена стража. 299 О ВОСКРЕСЕНИИ ХРИСТА, ГОСПОДА НАШЕГО, И О ПЕРВОМ ЯВЛЕНИИ ЕГО Христос явился Пресвятой Деве Марии: хотя Священное Писание об этом не говорит, но можно это считать сказанным, когда повествуется о явлениях Его многим другим; Священное Писание предполагает, что мы имеем разумение, так вопрошая: Неужели вы еще не разумеете? (Матфей, гл. 15, ст. 16.) 300 О ВТОРОМ ЯВЛЕНИИ повествует святой евангелист Марк, гл. 16, cm. 1—11 Первый пункт: Ранним утром идут ко гробу Мария Магдалина, Мария Иаковлева и Саломея и говорят между собою — кто отвалит нам камень от двери гроба? Второй пункт: Они видят отваленный камень и ангела, который глаголет [им] — Иисуса ищете Назарянина, распятого; Он воскрес. Его нет здесь. Третий пункт: Христос явился Марии Магдалине, оставшейся у гроба, когда другие уже отошли. [507] 301 О ТРЕТЬЕМ ЯВЛЕНИИ повествует святой евангелист Матфей, гл. 28, ст. 8—10 Первый пункт: Эти Марии исходят из гроба со страхом и радостью великой, желая возвестить ученикам Воскресение Господа. Второй пункт: Христос. Господь наш, явился им на пути, сказав: Радуйтесь. Они же, приступив, припали к ногам Его и поклонились Ему. Третий пункт: Иисус сказал им: Не бойтесь; пойдите, возвестите братьям Моим, чтобы шли в Галилею, и там они увидят Меня. 302 О ЧЕТВЕРТОМ ЯВЛЕНИИ повествует святой евангелист Лука, гл. 26, ст. 9—12, 33—34 Первый пункт: Святой Петр, услышав от жен о Воскресении Христа, поспешил ко гробу. Второй пункт: Войдя во гроб, увидел одни пелены, коими обернуто было Тело Христа, Господа нашего, и ничего больше. Третий пункт: В то время, когда святой Петр размышлял о случившемся, явился ему Христос; посему апостолы свидетельствовали: Господь истинно воскрес и явился Симону. 303 О ПЯТОМ ЯВЛЕНИИ повествует святой евангелист Лука, гл. 24, ст. 13—33, 35 Первый пункт: Явился ученикам, которые шли в Эммаус и беседовали о Христе. [508] Второй пункт: Он упрекает их, доказывая по Писаниям, что Христос должен был умереть и воскреснуть: О, несмысленные и медлительные сердцем, чтобы веровать всему, что предсказывали пророки! Не так ли надлежало пострадать Христу и пойти в славу Свою? Третий пункт: По их просьбе Он остановился здесь [в Эммаусе], а затем, причастив их, стал невидим. И они, возвратившись, сообщили апостолам о том, как познали Его в причастии. 304 О ШЕСТОМ ЯВЛЕНИИ повествует святой евангелист Иоанн, гл. 20, cm. 19—23 Первый пункт: Ученики, кроме святого Фомы, были вместе — страха ради иудейского. Второй пункт: Явился им Христос, хотя двери были заперты, и, став посреди их, сказал: Мир вам. Третий пункт: Подает им Духа Святого, глаголя им: Примите Духа Святого... кому простите грехи, отпустятся им. 305 О СЕДЬМОМ ЯВЛЕНИИ повествует святой евангелист Иоанн, гл. 20, ст. 24—29 Первый пункт: Святой Фома, не уверовавший, так как не был при предыдущем явлении, сказал: Если не увижу... не поверю... Второй пункт: Восемь дней спустя Иисус снова является им [апостолам], когда двери были заперты, и говорит святому Фоме: Подай перст твой сюда и посмотри... и не будь неверующим, но верующим. Третий пункт: Святой Фома обретает веру и восклицает: Господь мой и Бог мой! — Христос ему отвечает: Блаженны не видевшие и уверовавшие. [509] 306 О ВОСЬМОМ ЯВЛЕНИИ повествует святой евангелист Иоанн, гл. 21, ст. 1—17 Первый пункт: Иисус является семи своим ученикам, которые в продолжение всей ночи ловили рыбу и ничего не поймали; но, закинув сеть по Его приказанию, не могли вытащить сети от множества рыбы. Второй пункт: Благодаря этому чуду святой Иоанн узнал Христа и сказал святому Петру: Это Господь. Петр же бросился в море и пришел ко Христу. Третий пункт: Христос дал им есть часть печеной рыбы и мед в сотах. Петру, после троекратного вопроса о любви, [Он] поручил овец своих и сказал ему: Паси овец Моих. 307 О ДЕВЯТОМ ЯВЛЕНИИ повествует святой евангелист Матфей, гл. 27, cm. 16—20 Первый пункт: По приказанию Господа ученики идут к горе Фавор. Второй пункт: Христос является им и говорит: Дана Мне всякая власть на небе и на земле. Третий пункт: Посылает их в мир проповедывать, глаголя: Идя, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа. 308 О ДЕСЯТОМ ЯВЛЕНИИ повествуется в Первом Послании к коринфянам, гл. 15, ст. 6—7 Потом явился более нежели пятистам братий в одно время. [510] 309 ОБ ОДИННАДЦАТОМ ЯВЛЕНИИ повествуется в Первом Послании к коринфянам, гл. 15, ст. 7 Потом явился Иакову. 310 О ДВЕНАДЦАТОМ ЯВЛЕНИИ Явился Иосифу Аримафейскому, как [о том] можно благочестиво полагать и читать в Житиях святых. 311 О ТРИНАДЦАТОМ ЯВЛЕНИИ повествуется в Первом Послании к коринфянам, гл. 15,ст. 8 По вознесении явился апостолу Павлу: После всех явился и мне как некоему извергу. Явился также душою святым Отцам в преисподней, а после того, как вывел их оттуда, и по соединении своей души с телом неоднократно являлся ученикам и беседовал с ними. 312 О ВОЗНЕСЕНИИ ГОСПОДА НАШЕГО ХРИСТА повествуется в Деяниях апостолов, гл. 1, ст. 1—12 Первый пункт: После того как в продолжение сорока дней Христос являлся апостолам, соделывая многие доказательства и знамения, и беседовал с ними о Царствии Божием, Он приказал им ожидать в Иерусалиме обещанного Святого Духа. Второй пункт: Возвел их на гору Елеонскую, и в присутствии их вознесся, и облако закрыло Его от очей их. Третий пункт: В то время, когда смотрели они на небо, ангелы сказали им: Мужи Галилейские, что вы стоите и смотрите на небо? Сей Иисус, вознесшийся от вас на небо, придет таким же образом, как вы видели Его восходящим на небо. [511] ПРАВИЛА для ощущения и распознавания различных движений, возбуждаемых в душе; хороших, чтобы их принимать, и дурных, чтобы их отбрасывать. Эти правила наиболее подходят для первой Недели 314 Первое правило: Тем, кто идут от одного смертного греха к другому, враг обыкновенно представляет мнимые прелести, заставляет воображать чувственные наслаждения и роскоши, дабы сильнее удержать и углубить таковых в пороках и в грехах. У этих же лиц добрый дух действует обратным образом: возбуждая в них угрызения совести, повергает их в смущение и сожаления и дает им ощутить возражения разума. 315 Второе правило: У тех, кто тщательно очищаются от грехов и в служении Богу нашему идут от хорошего к лучшему, добрый и злой дух действуют противоположно первому правилу: злому духу свойственно грызть, возбуждать печаль и ставить преграды, заставляя душу беспокоиться по поводу ложных соображений, дабы не продвинулась вперед. Доброму же духу свойственно внушать отвагу, силу, утешения, слезы, вдохновения и покой, облегчая все и устраняя препятствия, дабы [душа] все более и более преуспевала в добром. 316 Третье правило: О духовном утешении. Называю утешением состояние души, когда в ней пробуждается некое [512] внутреннее движение, от чего она начинает воспламеняться любовью к Творцу и Господу своему; и вследствие этого не может любить никакой твари на земле ради нее самой, но только во Творце всех. Это бывает также и в том случае, когда слезы, источаемые душой, побуждают ее— через раскаяние в своих грехах, или страданиями Господа нашего Иисуса Христа, или чем иным, относящимся непосредственно к Его служению и славе, — к любви к Господу. Наконец, называю утешением всякое увеличение веры, надежды и любви и всякую внутреннюю радость, призывающую и привлекающую к предметам небесным и к спасению души, соделывая ее покойной, умирённой во Господе и Творце ее. 317 Четвертое правило: О духовной оставленности. Называю оставленностью все противоположное утешению, о чем изложено в третьем правиле; а именно — помрачение души, ее волнение, влечение к вещам низким и земным, беспокойство по поводу разных искушений и напастей, побуждающих к неверию, оставление без надежды, без любви; когда душа видит себя вполне ленивой, равнодушной, опечаленной и как будто отлученной от Творца и Господа своего. Ибо как утешение противоположно оставлен-ности, так и мысли, возникающие от утешения, противоположны мыслям, рождающимся от оставленности. 318 Пятое правило: Во время оставленности никогда не нужно делать перемены, но сильно и неуклонно стоять при намерении, которое имелось в день, предшествующий этой оставленности, или во время предыдущего утешения. Ибо как в утешении ведет нас и советами своими направляет дух добрый, так в оставленности — дух злой, коего советы не могут указать пути к какому бы то ни было благому решению. 319 Шестое правило: Хотя во время оставленности мы не должны изменять наши решения, все же весьма полезно [513] внутренно измениться перед лицом такой оставленности; например, прилежнее молясь, размышляя, усиленно испытывая совесть и более усердно предаваясь покаянию. 320 Седьмое правило: Пребывающий в оставленности, пусть думает, что Господь, испытания ради, предал его естественным или природным его силам, дабы сопротивлялся разным побуждениям и искушениям врага; ибо сопротивляться он может с помощью Божьей, которая никогда его не оставляет, хотя он ее ясно не чувствует, так как Господь отобрал у него великое рвение, большую любовь и сильную благодать, оставляя, однако, благодать, достаточную для вечного спасения. 321 Восьмое правило: Пребывающий в оставленности должен прилагать усилия к тому, чтобы сохранить терпение, так как оно противостоит грядущим напастям, и помышлять о том, что вскоре будет утешен, если всеми своими силами будет бороться с оставленностью, как о том сказано в Шестом правиле. 322 Девятое правило: Есть три главные причины, в силу которых мы впадаем в оставленность. Первая [— наказание], ибо мы бываем холодны, ленивы и небрежны к своим Духовным Упражнениям, и так по нашей вине удаляется от нас духовное утешение. Вторая [— испытание], ибо Богу угодно, чтобы мы испробовали свои силы: чего мы стоим и далеко ли продвинемся в Его служении и восхвалении, будучи без помощи обильных утешений и великой благодати. Третья [— поучение], дабы мы получили точное и истинное познание и осведомление и внутреннее чувство того, что не в наших силах обрести или удержать: большую набожность, напряженную любовь, слезы или какое бы то ни было духовное утешение, но что все это дар и милость Господа, Бога нашего; и чтобы мы не строили себе жилище у [514] другого, и не возносились умом, впадал в гордыню или тщеславие, приписывая себе набожность или прочие следствия духовного утешения. 323 Десятое правило: Находящийся в утешении пусть размышляет о том, как он будет поступать в оставленности, которая затем последует, и пусть запасается для этого времени новыми силами. 324 Одиннадцатое правило: Находящийся в утешении пусть старается смириться и принизить себя насколько может, думая о своей незначительности [слабости] во время оставленности, будучи лишенным [ощущения] благодати или утешения. И напротив, находящийся в оставленности да не забывает, что многое может сделать с [помощью] благодати, так как она достаточна для сопротивления всем его врагам, если он обратится за помощью к Господу и Творцу своему. 325 Двенадцатое правило: Враг наш похож на женщину, ибо проявляет слабость, когда мы оказываем сопротивление, и силу, когда предоставляем ему возможность действовать. Действительно, это свойство женщины: когда она ссорится с мужчиной, то падает духом и убегает, если мужчина оказывает ей решительное сопротивление; и наоборот, если мужчина начинает падать духом и обращается в бегство, гнев, месть и злоба женщины становятся неистовы и безмерны. Подобным же образом и нашему врагу свойственно ослабевать, падать духом и отступать со своими искушениями, когда совершающий духовное делание решительно противостоит его искушениям, совершая противоположное его наущениям. И напротив, если упражняющийся начинает в искусительной брани страшиться и падать духом, тогда на земле нет более жестокого зверя, чем враг рода человеческого, который с великим лукавством тщится исполнить свое проклятое намерение. [515] 326 Тринадцатое правило: Кроме того, он действует подобно соблазнителю, таится и не желает быть обнаруженным. Действительно, соблазнитель, который злонамеренными словами прельщает некую дочь почтенного отца или супругу хорошего мужа, желает, чтобы его слова и уговоры оставались в тайне. И наоборот, он проявляет великое неудовольствие, когда дочь отцу или супруга мужу открывает его соблазнительные речи и превратные намерения, так как без труда понимает, что уже не сможет завершить начатое дело. Подобным же образом, когда враг человеческого рода внушает праведной душе свои хитрости и наущения, то и желает, и алчет того, чтобы она принимала и сохраняла их в тайне. Но когда она открывает их просвещенному духовнику или иному духовному лицу, знающему его хитрости и злобу, то это ему весьма не нравится, так как понимает, что не сможет завершить начатое злодеяние, потому что его хитрости стали явными. 327 Четырнадцатое правило: Кроме того, он ведет себя как некий вождь на войне, желающий победить или ограбить [какой-нибудь город]. Ибо как вождь и предводитель войска, начиная осаду, стремится узнать силы и план осаждаемого места и ведет приступ с более слабой его стороны, так и враг человеческого рода обходит душу, выслеживает со всех сторон ее добродетели, богословские, основные, нравственные [богословские добродетели: вера, надежда, любовь; основные: благоразумие, справедливость, умеренность, мужество. — Прим. перев.], и с которой стороны находит нас более ослабленными и лишенными оружия для нашего спасения, с той стороны и нападает и старается одержать победу. [516] 328 ПРАВИЛА относительно того же предмета, для более совершенного распознавания духов; они более подходят для второй Недели 329 Первое: Богу и Его ангелам свойственно, в их воздействиях [на душу], даровать истинную радость и духовное веселие, удаляя всякую печаль и скорбь, производимые врагом. Наоборот, врагу свойственно вести борьбу с этим веселием и духовным утешением, используя лживые соображения, тонкости и постоянные обманы. 330 Второе: Один только Господь, Бог наш, может дать душе утешение без предшествующей причины, ибо только у Творца есть право входить в душу, выходить [из нее] и производить в ней побуждения, привлекая ее всецело к любви Своего Божественного Величия. Я говорю: без причины, без всякого предшествующего ощущения или познания какой-либо вещи, посредством которой это утешение могло бы возникнуть через [собственное] действие нашего ума или воли. [517] 331 Третье: Причиной утешения может быть как добрый ангел, так и злой, но для противоположных целей: добрый для успеха души, чтобы возрастала и шла от хорошего к лучшему; злой же ангел — для противоположного, чтобы затем привлечь ее к своему превратному намерению и лукавству. 332 Четвертое: Злому ангелу, преобразующемуся в ангела света, свойственно вначале идти в том направлении, в каком движется верная душа; чтобы в конечном счете склонить ее двигаться в своем [то есть противоположном] направлении; так, он внушает мысли добрые и святые, соответствующие этой праведной душе, но потом мало-помалу старается достичь своей цели, вовлекая душу в свои сокрытые обманы и превратные замыслы. 333 Пятое: Мы должны строго следить за последовательным ходом мыслей; и если начало, середина и конец их во всем хороши, то есть направлены лишь к одному добру, — это признак доброго ангела. Но если в ряду мыслей, внушенных ангелом, в чем-либо видна вещь злая, или отвлекающая, или менее хорошая, чем та, которую душа прежде намеревалась совершить, или если что-нибудь ослабляет душу, или делает ее беспокойной и удрученной, отнимая у нее мир, тишину и спокойствие, которые она до этого имела, то это явный признак происхождения этих мыслей от злого духа, врага нашего преуспеяния и вечного спасения. 334 Шестое: Когда мы откроем врага человеческого рода и опознаем его по “змеиному его хвосту” и по дурной цели, к которой он нас приводит, то тогда полезно тому, кто им был искушаем, сейчас же восстановить последовательность [518] добрых мыслей, им внушенных, и их начало, и как мало-помалу враг соделал так, что заставил нас отойти от сладости и духовного радования, в которых [душа] пребывала, и привел ее к превратному своему замыслу. Итак, этот опыт, воспринятый и усвоенный, да поможет нам впредь избегать обычных козней [врага]. 335 Седьмое: У тех, кто идет от хорошего к лучшему, добрый ангел касается души тихо, легко и мягко, как капля воды, проникающая в губку; злой же ангел дотрагивается грубо, с шумом и беспокойством, подобно тому как капля воды падает на камень. У тех же, кто идет от плохого к худшему, вышеупомянутые духи прикасаются к душе противоположным образом. Причина тому — расположение души к этим ангелам — или отрицательное, или согласное; когда отрицательное, то входят [эти] духи с шумом и потрясением, так что вход их заметен; когда же согласное — то входят тихо, как в собственный дом и в открытую дверь. 336 Восьмое: Когда утешение приходит без [предшествующей] причины, то, хотя в нем и нет обмана, ибо происходит от самого Господа, Бога нашего, как о сем сказано [во втором правиле]; однако духовный муж, одаренный от Бога этим утешением, должен очень заботливо и прилежно разбирать и различать между временем самого утешения и последующим временем, когда душа еще сохраняет теплоту и насыщенна благодатью и плодами прошедшего утешения. Действительно, в это последующее время душа по собственным, ей привычным соображениям и из заключений, вытекающих из ее идей и суждений под влиянием доброго или злого духа, часто принимает разные решения и советы, которые не были ей даны непосредственно Богом, Господом нашим; и поэтому прежде, чем полностью соглашаться с ними и исполнять их, надо их весьма старательно разобрать. [519] 337 ПРАВИЛА, которые надо соблюдать при распределении милостыни 338 Первое: Если я одариваю родителей, или друзей, или любимых мною лиц, то я должен руководиться четырьмя соображениями, о которых отчасти было сказано, когда речь шла о выборе. Прежде всего, любовь, побуждающая меня и заставляющая давать милостыню, должна исходить свыше, от любви к Богу, Господу нашему. Итак, с самого начала я должен сознавать, что моя большая или меньшая любовь к ним есть [любовь] Бога ради и что причина, по которой я их люблю более других, коренится в Боге. 339 Второе: Хочу представить себе некоего человека, мною не виденного и мне не знакомого, и, предполагая, что желаю ему совершенства в исполнении обязанностей и в его состоянии, применю к самому себе тот способ, которым, согласно моему желанию, он [этот человек] руководствовался бы при отыскании средней меры в распределении милостыни для наибольшей славы Бога, Господа нашего, и большего совершенства души; и, поступая так, точно сохраню правило и меру, которые пожелал бы другому и которые считаю соответствующими большей славе Божьей и совершенству души. [520] 340 Третье: Хочу представить, что я при смерти, — способ и меру, которые желал бы тогда применить к обязанности [моего] служения другим, применю теперь и, руководясь ими, буду поступать так же в моих раздаяниях. 341 Четвертое: Размышляя, каким я увижу себя в Судный день, глубоко продумаю, что бы я тогда хотел иметь исполненным в данном моем служении или в использовании его благ, и правило, которое желал бы тогда видеть исполненным, применю теперь. 342 Пятое: Когда кто-либо чувствует склонность и влечение к лицам, которым желает помочь, пусть несколько воздержится и хорошо продумает эти четыре предыдущих правила, проверяя и испытывая ими свое желание; и пусть не дает милостыню, пока сообразно этим правилам не удалит и не отбросит своей неупорядоченной привязанности. 343 Шестое: Нет никакой вины в приятии [материальных] благ от Господа Бога и в их распределении, когда кто-либо призван Господом Богом к такому служению. Все же в том, что касается определения количества и меры того, что мы используем для себя из тех благ, которые предназначены для раздачи другим, скрывается возможность злоупотребления и вины. Следовательно, благодаря вышеизложенным правилам можно исправить свою жизнь и свое состояние [служение]. 344а Седьмое: Согласно как уже высказанным рассуждениям, так и многим другим, всегда лучше и безопаснее в том, что относится к самому себе и к содержанию своего дома, [521] возможно более себя ограничивать и лишать и ближе подходить к наивысшему Пастырю, Образу и Правилу нашему, то есть ко Христу, Господу нашему. Сообразно с этим учением на Третьем Карфагенском Соборе (на котором присутствовал святой Августин) постановлено и определено [следующее]: епископское имущество должно быть дешевым и убогим. 344б То же самое нужно соблюдать при всех условиях жизни, и состояниях, сообразно положению, соблюдая меру. Что касается семейной жизни, то здесь имеем пример святого Иоакима и святой Анны, которые делили свои доходы на три части: первую отдавали бедным, вторую — на нужды храма, третью оставляли себе для поддержания себя и своей семьи. 345 Для ощущения и опознавания беспокойств совести и наущений нашего врага помогут нижеследующие замечания 346 Первое: Обыкновенно мнительностью (scrupulum) именуют то, что происходит из собственного нашего суждения и воли, а именно, когда я считаю грехом то, что не есть грех, например, когда кто-либо наступит случайно на две крестообразно сложившиеся соломинки и по собственному суждению считает себя согрешившим. Это есть собственно ошибочное суждение, а не настоящее беспокойство совести. 347 Второе: После того, как я наступил на такой крест, или после того, как подумал или сказал или сделал что-либо иное, мне приходит извне помысел, что я согрешил, а с [522] другой стороны, представляется, что не согрешил, и все же при этом ощущается беспокойство: то есть в одно и то же время я сомневаюсь и не сомневаюсь — это и есть настоящая мнительность и искушение, внушаемые врагом. 348 Третье: Первым родом мнительности, упомянутым в первом замечании, нужно весьма гнушаться, так как это подлинное заблуждение; но второй [род мнительности], из второго замечания, в течение некоторого времени весьма помогает душе, предающейся Духовным Упражнениям; так как весьма очищает и омывает ее, отлучая ее от всякого подобия греха; по слову святого Григория [Двоеслова]: добрым душам свойственно усматривать вину даже там, где нет никакой вины. 349 Четвертое: Враг внимательно присматривается к тому, является ли душа грубой или тонкой, и если она тонкая, то старается сделать ее еще более тонкой и довести ее в этом до крайности, дабы легче ее возмутить и погубить. Например, если видит, что душа не допускает не только смертного греха, но и отпустительного или тени добровольного греха, тогда враг, видя, что не может заставить душу впасть во что-либо имеющее хотя бы подобие греха, старается заставить ее видеть грех там, где его нет; например, в каком-либо слове или малейшей мысли. Если же душа груба, враг старается ее сделать еще грубее. Например, если до сих пор она пренебрегала простительными грехами, то он старается сделать так, чтобы она пренебрегала и смертными грехами, и если прежде хотя немного заботилась о грехах, то теперь — чтобы заботилась еще меньше или вовсе об этом не заботилась. 350 Пятое: Душа, желающая преуспевать на духовном пути, должна всегда поступать противоположно тому, как [523] поступает враг; а именно, если он старается сделать душу грубее, она должна стремится сделать себя тоньше; если же он стремится довести ее до крайней тонкости, то душа должна утвердиться в середине, дабы чувствовать себя вполне спокойной. 351 Шестое: Иногда благая душа, [хранящая] верность Церкви или учению ее предстоятелей, желает что-либо сказать или сделать во славу Господа Бога. Однако извне приходит мысль или искушение не говорить или не делать этого под предлогом того, что можно впасть в гордыню или иной порок и тому подобное. Тогда она должна направить ум свой ко Господу и Творцу своему, и если она увидит, что в этом долг ее служения, либо что это по крайней мере не противоречит ему, то должна поступить наперекор такому искушению, отвечая искусителю словами святого Бернара: не ради тебя я начал, и не ради тебя окончу. 352 Для правильного суждения, которое мы должны иметь, [находясь] в воинствующей Церкви, послужат нижеследующие правила 353 Первое: Отрешившись от всякого собственного суждения, надо иметь душу готовую и скорую на послушание во всем истинной невесте Христа Господа нашего, то есть Святой нашей Матери, иерархической Церкви. 354 Второе: Восхвалять исповедь перед иереем и причащение Святых Тайн, совершаемые ежегодно, а еще лучше каждый месяц или каждый день, соблюдая требуемые и подобающие условия. [524] 355 Третье: Восхвалять частое присутствование на Божественной литургии, а также пение гимнов, псалмов и продолжительных молитв в храме или вне его; также время, положенное для всякого богослужения и молитвы и всех канонических часов. 356 Четвертое: Весьма восхвалять монашество, девство и воздержание; также и брак, но менее, нежели предыдущие. 357 Пятое: Восхвалять монашеские обеты — послушания, нестяжания, целомудрия и другие добровольные обеты совершенства. И надо заметить, что, поскольку обеты относятся ко всему тому, что приближает [нас] к евангельскому совершенству, нельзя давать обеты того, что от него удаляет: например, [обет] стать купцом или вступить в брак и так далее. 358 Шестое: Восхвалять мощи святых — почитать их и молиться святым, [которым они принадлежат]; одобрять стояния (stationes), паломничества, индульгенции, юбилеи, крестовые походы и возжигание свечей в церкви. 359 Седьмое: Восхвалять церковные постановления, касающиеся постов и воздержания, например сорокадневный пост, посты “четырех времен года”, в кануны праздников, в пятницы и субботы; как и покаяние [епитимия] не только внутреннее, но и внешнее. 360 Восьмое. Хвалить рвение к созданию и украшению храмов, а также почитание икон ради тех, кого они изображают. [525] 361 Девятое: Наконец, восхвалять все повеления Церкви, быстро направляя ум к обретению суждения в их защиту и никоим образом не для борьбы с ними. 362 Десятое: Мы должны быть готовы одобрить и восхвалить как распоряжения и повеления наших предстоятелей, так и их поведение. Ибо хотя поведение некоторых из них малопохвально, однако нападки на них в публичной проповеди или в речи перед простолюдинами порождают скорее ропот и соблазн, нежели пользу; таким образом возбуждается народ против своих предстоятелей — светских или духовных. Насколько достойны осуждения обращенные к народу худые речи об отсутствующих начальствующих лицах, настолько может быть полезным сообщение об их поступках лицам, могущим применить средства для исправления. 363 Одиннадцатое: Восхвалять положительное и схоластическое богословие. Ибо учителям положительного богословия, например святому Иерониму, святому Августину, святому Григорию и другим, свойственно пробуждать в сердцах чувство любви к Богу, Господу нашему, и желание во всем служить Ему. Схоластикам же, как, например, святому Фоме, святому Бонавентуре и Петру Ломбардскому и другим, скорее, свойственно определять и объявлять вещи, необходимые для вечного спасения, в соответствии с нашим временем и для лучшего опровержения и выявления всех заблуждений и всех обманов. Схоластические учителя, принадлежа к позднейшим временам, не только плодотворно пользуются верным разумением Священного Писания и данными святых учителей положительного богословия, но и сами, будучи освещаемы и научаемы благодатью Божьей, черпают [526] помощь в Соборах, канонах и постановлениях святой Матери нашей Церкви. 364 Двенадцатое: Надо бояться делать сравнения между нами, еще живущими, и святыми, уже отшедшими, ибо от этого могут произойти большие заблуждения, например, когда говорят, этот больше знает, чем святой Августин, другой —выше или более свят, чем святой Франциск; или добротой и святостью превосходит Павла и так далее. 365 Тринадцатое: Чтобы во всем следовать истине, необходимо всегда быть расположенным верить, что то, что я вижу белым, черное, если иерархическая Церковь так определит; веря, что един Дух Христа, Господа нашего. Жениха, и Церкви, Его Невесты, Который нас наставит и направит ко спасению душ наших. Ибо тем же Духом Святым, Господом нашим, которым даны десять заповедей, управляется и направляется наша Матерь Церковь. 366 Четырнадцатое: Хотя верно то, что никто не может спастись, не будучи предопределен, и без веры и благодати, однако нужно быть очень осторожным в словах и прениях, относительно всего этого. 367 Пятнадцатое: Мы не должны о предопределении говорить много и как бы по привычке; но если некоторым образом, между прочим, об этом пойдет речь, то должно говорить так, чтобы народ не впал в какое-либо заблуждение, как это бывает, когда говорится: если уже предопределено, что я должен спастись или погибнуть, через мои добрые или злые дела, то это уже не может измениться; и отсюда, охлаждаясь, пренебрегают делами, приводящими души их ко спасению и к совершенству. [527] 368 Шестнадцатое: По той же причине нужно следить за тем, чтобы не говорили много о вере, возбужденно и без разбора и объяснения, подавая народу повод к небрежности и лени в исполнении добрых дел, будь то до получения веры, утвержденной любовью, будь то после. 369 Семнадцатое: Также мы не должны слишком пространно говорить и настойчиво подчеркивать действие благодати, чтобы не породить пагубного убеждения в уничтожении свободы воли. О вере и благодати можно беседовать, насколько это возможно, с Божьей помощью, ради вящего прославления Его Божественного Величия, но не так, и не такими приемами, особенно в наше столь опасное время, когда дела и свободная воля терпят ущерб либо ни во что не считаются. 370 Восемнадцатое: Выше всего надо ценить усердное служение Господу, Богу нашему, по [побуждениям] чистой любви; однако мы должны весьма хвалить чувство страха перед Его Божественным Величием; так как не только страх сыновний есть дело благочестивое и святое, но и рабский страх, когда человек не достигает лучшего и более полезного, может сильно помочь избавиться от смертного греха, и после того, как [человек] удалится от него, [он] сможет легко дойти до сыновнего страха, который всецело благоприятен и благоугоден Господу, Богу нашему, будучи неразлучно соединен с Божественной Любовью. МОЛИТВА Душа Христова, освяти меня. Тело Христово, спаси меня. Кровь Христова, напои меня. [528] Вода ребра Христова, омой меня, Страсти Христовы, укрепите меня. О благий Иисусе, услыши меня: В язвах Твоих сокрой меня. Не дай мне отлучиться от Тебя. От лукавого защити меня. В час смерти моей призови меня, И повели мне прийти к Тебе, Дабы со святыми Твоими восхвалять Тебя Во веки веков. Аминь. Anima Christi, sanctifica me. Corpus Christi, salva me. Sanguis Christi, inebria me. Aqua lateris Christi, lava me. Passio Christi, conforta me. О bone Jesu, exaudi me. Intra tua vulnera absconde me. Ne permittas me separari a te. Ab hoste maligno defende me. In hora mortis meae voca me, Et jube me venire ad te, Ut cum Sanctis tuis laudem te In saecula saeculorum. Amen (автором этой излюбленной молитвы святого Игнатия Лойолы считается блаженный Бернардин де Фелтре, францисканец, умерший в Павии в 1494 г.).
|
|