|
ИГНАТИЙ ЛОЙОЛА
ВЫДЕРЖКИ ИЗ ОБЩЕГО ЭКЗАМЕНА
НАИВАЖНЕЙШЕЕ ИЗ ТОГО, ЧТО ДОЛЖЕН ЗНАТЬ ВСЯКИЙ ЧЕЛОВЕК, ЖЕЛАЮЩИЙ ВОЙТИ В ОБЩЕСТВО ИИСУСА 53. Да изложат кандидатам изначальный замысел тех, кто впервые объединились в этом Обществе: в Общество принимают лиц, уже освободившихся от мирских уз и решивших целиком посвятить себя служению Богу — в той или иной монашеской корпорации; в соответствии с этим все желающие вступить в Общество должны, до того как начать послушническую жизнь в одном из Домов или Колледжей [Общества], раздать все свое имущество, отказаться от наследства и прочих ожидаемых благ и распорядиться ими, прежде всего освобождаясь от долгов и прочих обязательств, если таковые имеются, — и в этом случае они должны действовать без промедления. В противоположном случае они должны употребить свое имущество на добрые и благочестивые предприятия соответственно написанному: “...расточил, раздал нищим” (Псалом 111, ст. 9; 2 Посл. к коринфянам, гл. 9, ст. 9), и словам Христа: “Если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим, и следуй за Мной” (Еванг. от Матфея, гл. 19, ст. 21). Они могут распределить свое имущество по своему благорасположению, исторгая из своей души всякий помысел когда-либо вновь овладеть им. 61. Каждый вступающий в Общество, следуя совету нашего Господа Христа — “Кто оставит отца [и так далее]”, должен сказать себе, что он оставил своего отца, свою мать, своих братьев, своих сестер и все, чем он обладает в мире; также он должен исполниться уверенности, что именно к нему обращены слова: “Кто не возненавидит отца своего и матери <...> притом и самой жизни своей, тот не может быть моим учеником” (Еванг. от Матфея, гл. 19, 29; Еванг. от Луки, гл. 14, ст. 2б). [130] Итак, да приложит он усилия к тому, чтобы потерять всякую плотскую привязанность к своим близким; и да преобразит ее в духовное родство, возлюбя их единой любовью, какую требует данная нам заповедь любви милующей, — [и да совершит это] подобно человеку, умершему для мира, отвергнувшему себялюбие и живущему единственно ради нашего Господа Христа, Которого да почитает и за родителей, и за братьев, и за все, что [есть] в мире сем. 63. Ради великого восхождения в духе и особенно ради глубочайшего самоуничижения и смирения, следует вопросить кандидата: поистине ли согласен он с тем, чтобы все его проступки, ошибки и все, что исходит от него, и все, что заметят в нем, доводились до сведения старших — кем-либо, дознавшим об этом не из исповеди; итак, поистине ли согласен он, как и другие, содействовать исправлению ближнего и своему собственному через взаимное обличение, в должной любви и милосердии, дабы помочь взаимному возрастанию в духе, особенно тогда, когда — ради вящей славы Господа Бога — к этому их призовет настоятель, отвечающий за них. 81. Если они желают следовать путям Общества, они получат пищу, питие, одежду, обувь и ложе бедняков. И да исполнятся они уверенности в том, что в Обители обладание наибеднейшим довлеет его глубочайшему самосовлечению и его величайшему духовному благу и содействует утверждению между всеми равенства и умеренности. Первые члены Общества познали нужду и даже нищету. Итак, те, кто приходит после них, должны по возможности продвинуться столь же далеко, как их предшественники, и даже еще дальше, в подражанье нашему Господу. 82. Братья, принесшие [четыре] обета [profes], братья, принесшие [три] обета [coadiutor] и, если настоятель сочтет это полезным, обучающиеся послушники, одобренные Обществом и принесшие первые обеты <...>, — все они, до принесения своих обетов, должны также, подобно первым спутникам [Игнатия], на протяжении трех дней — в определенные часы — просить милостыню у ворот ради любви к нашему Господу Богу. Итак, вопреки обычным человеческим представлениям, братья смогут — в служении и прославлении Бога — еще более смириться и еще более духовно возрасти, воздавая славу Его Божественному Величию. Итак, они окажутся более подготовленными вновь повторить это, когда от них этого потребуют или когда они почувствуют необходимость или полезность этого, чтобы отправиться в любую часть света по повелению или указанию Верховного Викария Господа нашего Иисуса Христа, либо во имя его и того, кто в это время будет возглавителем Общества. Ибо наш обет требует от нас [131] подготовленности и внутренней расположенности совершить все то, что нам повелят, — совершить это в урочное время — ради нашего Господа, не ожидая и не испрашиваю какого-либо вознаграждения в этой преходящей жизни, но постоянно уповая на ту жизнь, которая во всех отношениях вечна по Владычному и Божественному Милосердию. 83. Тем не менее, когда наступает время смирения и самоотречения, когда необходимо выполнять самую простую и черную работу, например готовить пищу, убирать помещения и прочие занятия, следует с полной готовностью выполнять именно то, к чему ты испытываешь наибольшее отвращение, если бы тебе было приказано выполнить такую работу. 84. Тот, кто идет на кухню готовить или помогать повару, должен с полным смирением подчиняться повару во всем, что касается его работы, и неизменно оказывать ему полное послушание. Если же он поступит по-иному, то создаст впечатление, что тем более он не окажет послушания и любому настоятелю. Ибо истинное послушание смотрит не на того, кому оно оказывается, но на Того, во имя Кого оно совершается; и если оно совершается исключительно ради нашего Творца и Господа, тогда оно относится к Нему — Господу всех. Следовательно, нет никакой необходимости размышлять, о ком идет речь: о поваре или настоятеле обители или о том, кто отдает приказ, ибо, по здравом рассуждении, подчинение оказывается не им и не ради них, но исключительно Богу и только ради Бога, нашего Творца и Господа. 89. Во время болезни должно оказывать полное послушание не только духовникам, дабы они наставляли душу, но с не меньшим смирением, и врачам и братьям милосердия, дабы они наставляли тело. Действительно, первые трудятся ради совершенного духовного здоровья, а вторые — ради полного телесного здравия. Равным образом больной должен проявлять великое смирение и великое терпение, дабы посетители и те, кто говорят и общаются с ним, получили не меньшее назидание во время его болезни, нежели тогда, когда он пребывал в полном здравии, и все это ради вящей славы Господней. Рассматривая вещи в свете нашего Господа, нам представляется необычайно важным, — перед лицом божественного Величия, — чтобы у настоятелей была полная осведомленность о тех, кто им подчинен; это необходимо для того, чтобы они могли лучше ими руководить и лучше их наставлять и, учитывая их суть, лучше водительствовать ими на пути Господнем. [132] 92. К тому же, будучи более осведомленными относительно их внутренних и внешних дел, они смогут также лучше, с большей заботой, с большей любовью и с большим попечением помогать им и охранять их души от искушений и опасностей, с которыми они могут столкнуться в будущем. Более того; мы должны быть готовыми, в силу нашего обета и образа жития, идти во все части света каждый раз, когда мы получим повеление от Верховного Понтифика или от нашего непосредственного возглавителя. Дабы должным образом осуществлять эти миссии, посылая тех, а не других, возлагая одну задачу на одного, а другую на иного, не только весьма важно, но основополагающе, чтобы настоятель был полностью осведомлен о влечениях и настроениях тех, за кого он несет ответственность, а также и о недостатках и грехах, которые ранее им были присущи и к которым они более подвержены и более влекомы. Он должен учитывать все это, ибо тогда он сможет лучше управлять ими, не подвергая их — свыше их сил — опасности и усталости, превышающим те, какие они могли понести с любовью в нашем Господе. Наконец, настоятель [благодаря этому] сможет достойным образом, сохраняя в тайне все то, что стало ему известно, направлять и осуществлять все необходимое и полезное для вселенского тела Общества. 101. Также следует обратить внимание приступающих, придавая этому великое значение и важность перед нашим Творцом и Господом, на то, что в духовной жизни они извлекут великую помощь и пользу в полной, а не только частичной ненависти ко всему тому, что мир любит и объемлет, и в приятии и устремлении всеми силами ко всему тому, что Христос наш Господь возлюбил и объял. Подобно тому как мирские, следующие за миром, любят и с великой настойчивостью стремятся к почестям, известности, славному имени, вызывающему почтение у людей — согласно учению мира сего, так и те, кто шествует в духе и поистине следует Христу нашему Господу и любят и настойчиво стремятся к противоположному, то есть желают облечься в одеяния и багряницу Господа из чувства любви и почитания, которые принадлежат Ему по праву. И до такой степени, что, не впадая в оскорбление Божественного Величия и не вводя в грех ближнего, они желают претерпеть несправедливости, лжесвидетельства, бесчестие, быть принятыми за умалишенных и считаться таковыми (не давая к этому никакого повода), и все это ради своего желания хоть в чем-нибудь уподобиться нашему Творцу и Господу Иисусу Христу и подражать Ему — облачаясь в его одеяния и багряницу, так как и сам Он облачился в них ради нашего великого духовного блага и дал нам образ для подражания, дабы во всем том, что для нас посильно, по его [133] милости и благодати, мы желали подражать и следовать Ему, ибо Он есть путь, ведущий людей к жизни. Итак, приступающего должно вопросить, испытывает ли он влечение ко всему этому, столь спасительному и столь плодотворному для совершенства его души. 102. Если же в силу человеческой слабости и беспомощности он не ощутит в себе эти столь пламенные стремления к нашему Господу, тогда следует вопросить его, испытывает ли он хотя бы малейшее желание ощутить их в себе; и если он утвердительно ответит, что у него действительно есть стремление к этим столь святым устремлениям, тогда должно вопросить его — дабы это стремление осуществилось наилучшим образом: решился ли и готов ли он при необходимости принять и терпеливо страдать, по благодати Божьей, всякую несправедливость, насмешки, оскорбления, сопряженные с багряницей нашего Господа Христа, как и все прочее подобного рода, — или от какого-либо насельника обители, или какого-либо члена Общества (в котором он желает послушаться, смиряться и достичь жизни вечной), или же от какого-либо постороннего человека, — в жизни сей не воздавая злом за зло, но добром за зло. Дабы вернее достичь такой степени совершенства, столь драгоценной для духовной жизни, величайший и важнейший долг каждого заключается в стремлении — в нашем Господе — к большему самоотречению и постоянному самоумерщвлению — насколько это доступно человеку. Наш же долг — споспешествовать (в той мере, в какой Господь дарует нам Свою благодать) приступающему ради Его вящей славы и вящего прославления. Текст воспроизведен по изданию: Собеседования первых отцов // Символ. № 26. 1991
|