Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

РУССКАЯ ПОТАЕННАЯ СОЦИАЛЬНАЯ УТОПИЯ XVIII ВЕКА

В процессе выработки социалистических идеалов активная роль принадлежала социальным утопиям, которые создавались народом и которые получили отражение частично в художественном фольклоре, частично в народной публицистике, не попавшей в печать. История потаенной рукописной народной литературы и публицистики XVIII века еще далеко не разработана. Для создания ее полной картины не хватает многих звеньев. [93]

В настоящей статье речь пойдет об одной не изданной русской социальной утопии конца XVIII века, распространявшейся тайно в списках, которая вносит весьма существенные дополнения б разработку названной темы. Общая характеристика содержания этого произведения была дана в ценной статье Л. Велика и Ю. Кононова 1, а также в одной из моих работ 2. К сожалению, это произведение еще не подверглось должному изучению ни со стороны формы, ни со стороны содержания. Остается не раскрытой идейная и жанровая связь его с литературой того времени. Первым шагом к всестороннему изучению этого произведения должно явиться издание его текста.

На основании сохранившейся секретной переписки следует считать, что публикуемая утопия была обнаружена при следующих обстоятельствах.

Рукопись исходит из тюрьмы Соловецкого монастыря.

20 июля 1797 года соловецкий архимандрит Иона написал архангельскому военному губернатору И. Р. Ливену письмо, в котором сообщил, что содержащийся в соловецком монастыре арестант Алексей Еленский подал ему 26 июня 1797 года «письменную тетрадь». «Я, — писал Иона, — прочитавши ее, нашел в ней содержание, в противность божиему и государственным узаконениям, прямо клонящееся к возмущению и вольности народной» 3.

Далее Иона добавляет: «На вопрос мой объявил он, Еленский, мне наедине словесно, что сия тетрадь прислана к нему от камердинера Захара Константиновича. .. А за сим отозвался он мне наедине ж, что знает он и хочет открыть мне какой-то важный секрет, которого, однако, я не принял от него и по испытывал в том его нисколько» (л. 30).

По поводу указанной тетради завязалась переписка. Губернатор Ливен препроводил письмо Ионы вместе с тетрадью непосредственно Павлу I. В рапорте от 24 июля 1797 года Ливен писал: «Приемля смелость поднести у сего к высочайшему вашего императорского величества усмотрению отношение ко мне соловецкого архимандрита с приложением доставленной ему от содержащегося в Соловецком монастыре арестанта Алексея Елонского бумаги, являющей безрассудную до крайности дерзость, неистовство и коварность сочинителя» (л. 28).

Павел I не придал большого значения присланному сочинению, может быть, отчасти потому, что в нем о самом Павле говорится в сочувственных тонах. О решении царя сообщает его статс-секретарь Д. П. Трощинский в письме к генерал-прокурору Сената А. Б. Куракину от 4 августа 1797 года следующее: «Его императорское величество, получив рапорт от г. генерала инфантерии и архангельского военного губернатора Ливена с приложением бумаг из Соловецкого монастыря, высочайше повелеть мне соизволил препроводить оные к вашему сиятельству, с тем однако ж, чтоб никакого из того не делать дальнейшего употребления» (л. 27).

Кто такой Еленский?

Обстоятельства, при которых Еленский был отправлен в Соловецкий монастырь, кратко изложены в письме управляющего кабинетом Екатерины II В. С. Попова к кн. А. В. Куракину от 28 февраля 1797 года, где он пишет: «В мае месяце 1794 года живший здесь поляк Еленский по вступившему от капитана Цибульского допросу взят был по повелению блаженной памяти государыни императрицы под стражу, найдены у него возмутительные манифесты и он, по сделании допросов, хотя и подлежал дальнейшему исследованию, но в рассуждении просьбы и желания его принять греческий закон и заключиться в монастырь для содержания под присмотром, что и исполнено» (л. 21).

На допросе в 1794 году Еленский показал, что он происходил из Литвы; в июле 1790 года приехал в Петербург. «Я есть Иосиф Еленский, — заявил он. — Отец мой был Михайло Еленский, судья городской велькомерской в Литве; там я родился в деревне Свенторечий» (л. 77).

При переходе в православие Еленский принял имя Алексея. Он не был автором публикуемой здесь рукописи и, передавая ее архимандриту Ионе, выступал как доносчик, стремившийся к облегчению собственной судьбы. В 1801 году Еленский был амнистирован, вернулся в Петербург, обращался к Александру I с разными «подданническими» прожектами, связался с какими-то сомнительными лицами из секты скопцов и, наконец, был выслан из Петербурга по указанию Александра I в Спасо-Евфимиевский суздальский монастырь «под неослабный надзор» (ч. II, л. 179).

Автором публикуемой утопии является русский человек, скрывший свою фамилию. Он происходил, по-видимому, из северных районов. В тексте произведения [94] превалирует крестьянский говор Архангельско-Олонецкого края 4. Архангельский морской порт, частые поездки с рыбой в Москву и другие города, постоянное общение с русскими и иностранными купцами и мореходами значительно расширяли кругозор населения этого района, способствовали повышению грамотности и общей культуры. С отдаленных времен Архангельско-Олонецкий край имел торгово-экономические связи с демократическим Новгородом. Живая торговая связь с Москвой внесла в простонародный говор жителей этого края московский элемент, но вторжение его не уничтожило элементов говора новгородского. На основании сохранившихся письменных памятников XVIII века в церковно-монастырских библиотеках Холмогор, Архангельска и в библиотеке Выговской старообрядческой пустыни братьев Денисовых можно наблюдать в ном характерное сочетание новгородского и московского наречий с умеренным преобладанием первого.

Такое сочетание новгородского и московского наречий присутствует в языке автора рассматриваемой нами утопии.

Для иллюстрации приведем несколько примеров: благовесть (благо, все хорошее, полезное; блазнить — соблазнять, привлекать), Балтыцкое море, веце (веке), вси (все), вонькой (зловонный), знак (след), значит (разуметь), колико (сколько), напоследок (после того, в конце), недельный (напрасный, ненужный — «недельные войны»), иевинник (целомудренный), навсе (навсегда), ослушливый (непослушный»), обще (общее), послушливый (послушный), прокормежник (кормилец)» разбогатитьс-я (разбогатеть), спортить (испортить), стеги (дороги), суродованный (искалеченный).

Автор утопии хорошо знаком с книгами религиозного содержания, особенно библией. Это отразилось и на его речи, в которой соединены библейские выражения с особенностями местного, северного говора. Он причисляет себя к раскольникам, «приверженным к богу староверам благочестивым». О своей приверженности к расколу автор публикуемой утопии неоднократно упоминает в своем произведении: упрекает никоновцев, например, за то, что они в союзе с дворянством «переменили веру, спортили древние книги», произвели на «истинных православных християн гонение».

В некоторых случаях он советует придерживаться старообрядческих нравов и обычаев, например требует, чтобы во время присяги помещиков новому народному правлению присягающие держали два пальца правой руки так, как складывали их на молитве старообрядцы.

Из текста произведения видно, что автор его был человек из народа, по несомненно достаточно начитанный. В рукописи есть ссылки на труды польских историков — свидетельство того, что он знал польский язык. За свои политические убеждения подвергался репрессиям, находился в тюрьме Соловецкого монастыря.

Публикуемое произведение состоит из пяти глав. Открывается оно революционным воззванием к пароду. За этим воззванием следуют проект присяги нового царя народу, написанный от имени царевича Павла, образец присяги помещиков, письмо к Екатерине II, призывающее ее немедленно отречься от престола; наконец, инструкцтя-наказ о проведении всенародного обсуждения проекта нового закона. Композиция произведения, при некоторой кажущейся фрагментарности, логически продумана и отличается внутренней целостностью.

Автор утопии не преодолел сентиментальной проповеди «всеобщей христианской любви». В его произведении, особенно в первой главе, присутствует христианская идея «возмездия». Правда, эта идея представлена им в необычной форме. Он полагает, что всевышний покарал народы не вообще за грехи, а «за грехи архиереев, книжник<ов> и фарисеев, что не приняли Мессии истинного». В дальнейшем изложении и анализе конкретного исторического материала в его утопии на первый план выступают проблемы социального характера. Это критика крепостного права и всех общественных институтов России того времени.

В письме к Екатерине II автор утопии так суммирует свои выводы о периоде ее царствования: «... в сии годы управления и царствования ва<шего> вели<чества> злой дух всеял семена свои в России — богумерзкие и нетерпимые, а именно: блудодеяния, публичные и бесстыдные, гордость, бедных и нищих презрение, неповинных по тюрьмам мучения, судебных мест умножение, а в них справедливости ни за полушку, ибо везде гордых антихристов звание, помещиков и дворян, господ заняли должности, характером и душею бессовестные, глупые, несправедливые, жадные чужого, возмутители спокойствия, воры, татья, убивцы, лихоимцы, блудники и протчие подобные сему, начав от кабинецких персон, министров, окружающих ваше величество, сенаторов, наместников, губернаторов, прокуроров, разны<х> членов и до подьячих, но на [всех] нет ни единого честного и неповинного, и естьли где определился честной человек и сделал отзыв по законам и справедливости, то в сей час отрешили и в заточение услали». [95]

Страницы, содержащие беспощадные обличения пороков чиновников, наместников и министров, написаны в духе радищевского «Путешествия», особенно главы «Спасская Полесть», в которой Истина, странница Прямовзора, говорит царю о его слепоте и заблуждениях.

Автор утопии считает, что несправедливая власть помещиков должна быть уничтожена. Для решения этого вопроса он предлагает два пути. Первый — бескровный, рассчитанный на добровольное отречение Екатерины II от престола в пользу своего наследника Павла Петровича.

Помещики также добровольно должны отказаться от всех своих сословных привилегий и дать в этом подписку.

Обоснование этого бескровного пути автором написано в духе проекта об освобождении крестьян, содержащегося в главе «Хотилов» книги Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву».

Но автор утопии, так же как и Радищев, по-видимому, мало надеялся на добрую волю помещиков. Он предусматривал и второй путь, путь народного восстания, с неизбежными при этом насилием и жестокостью. Й здесь он повторяет аргументацию Радищева, которая содержится в главе «Хотилов».

«А естьли паче чаяния, — пишет он в письме к Екатерине II, — яко господа наморяются его величество не допустить до владения царством и ваше величество еже согласитесь к сему беззаконию, то господь бог, творец неба и земли, яко правильной судья, попустит и свидетелем есть, что звания дворянского обоего полу во всей империи знаку не останется, вся земля кровию обагрена будет...»

Автор утопии также воскрешает в памяти пугачевщину, но это было не просто стремление лишний раз напугать царицу, хорошо помнившую народную расправу с помещиками в годы пугачевского движения. Он предлагал ряд конкретных мер по подготовке народного восстания. Эти меры им были указаны в инструкции о проведении всенародного обсуждения проекта нового закона.

Был составлен также план созыва всероссийского съезда народных представителей для выработки и утверждения нового закона. Такой съезд намечался на 1 сентября 1796 года. До созыва этого съезда план предусматривал подготовить народ к решительным действиям, провести читку манифеста свободы во всей империи.

Чтобы ободрить агитаторов, в инструкции было сказано: «И хотя многих переловят, и хотя будут держать в заключении, после освободятся и награждены будут от народа».

Главное в рассматриваемой утопии — заключенная в ней политическая и социальная программа. Она сформулирована в 30 пунктах и включена в текст проекта царской присяги. Новый император обязан был полностью принять ее и вместе с народными представителями провести в жизнь. Вот главные пункты этой программы:

1. Новое общество будет обществом равноправных граждан. В нем все трудятся, никто не присваивает себе плодов чужого труда. Тунеядцы строго наказываются.

2. Прежние законы гражданские уничтожаются, а новые будут выработаны самим народом.

3. Административное деление для удобства управления государством останется прежним.

4. Церковь отделяется от государства, и этим обеспечивается свобода совести и вероисповедания.

5. Земля, какому бы ведомству она ни принадлежала, без всякого выкупа передается народу.

6. Должно быть введено всеобщее бесплатное обучение.

Такова в общих чертах политическая и социальная программа рассматриваемой утопии.

Ряд пунктов этой программы (уничтожение сословий, установление равноправия всех граждан, отделепие церкви от государства, бесплатное обучение детей, передача земли без выкупа народу) сохраняли свою актуальность в течение многих десятилетий. Они предвосхищали политические и социальные требования Чернышевского и социал-демократов. В. И. Ленин в статье «К деревенской бедноте. Объяснение для крестьян, чего хотят социал-демократы», написанной в 1903 году, говорил: «Социал-демократы требуют, чтобы были уничтожены сословия, чтобы все граждане государства были совершенно равноправны... Очень важное улучшение для всего народа, а для деревенской бедноты особенно, состоит в даровом обучении детей, которого требуют социал-демократы... Только даровое и обязательное обучение всех детей может избавить народ хотя бы отчасти от теперешней темноты. А деревенская беднота особенно страдает от темноты п особенно нуждается в образовании».

Относительно свободы вероисповедания В. И. Ленин писал в этой же статье: «Социал-демократы требуют далее, чтобы каждый имел полное право исповедовать какую угодно веру совершенно свободно. Только в России да в Турции из европейских государств остались еще позорные законы против людей иной, не [96] православной веры, против раскольников, сектантов, евреев... Все веры, все церкви должны быть равны перед законом» 5.

Не менее актуальными были для своего времени и другие пункты программы рассматриваемой утопии. В частности, большое тактическое значение имела постановка вопроса об отношении восставших к дворянству.

Во время пугачевщины крестьяне, руководствуясь чувством мести, вешали и расстреливали большую часть своих господ. «Прельщенные грубым самозванцем, — писал Радищев, — текут ему во след, и ничего толико нежелают, как освободиться от ига своих властителей; в невежестве своем другаго средства к тому неумыслили, как их умерщвление. Нещадили они ни пола ни возраста. Они искали паче веселие мщения, нежели пользу сотрясения уз» 6.

В рассматриваемой утопии найдено иное решение вопроса. В ней разъясняется, что чувство мести должно уступить место благоразумию во избежание излишнего кровопролития. Лишь в тех случаях, когда помещики окажут упрямство и сопротивление восставшему пароду, их следует заключить в тюрьмы. Дворянству таким образом открывался путь жить по законам, которые собрание народных представителей выработает для всех граждан России.

Данное произведение, интересное прежде всего как памятник народной демократической публицистики, не было единичным явлением в русской потаенной и рукописной литературе. Его предшественниками явились в XVII веке «прелестные» письма Ивана Болотникова и Степана Разина, в XVIII — «Плач холопов», а также целый ряд других произведений подобного рода, распространявшихся в подпольной рукописной литературе. В частности, опубликованные мною стихотворения «Коль царям бывает война полезна» и «Вирши о горькой судьбе» 7, или опубликованная Т. А. Мартемьяновым песня, созданная в 1789 году крепостным живописцем кн. Н. С. Долгорукова 8. В одном из рукописных сборников, например, имеется характерная для того времени сатира на наместничество, которая начинается такими стихами:

Ежели государев наместник
Будет на взятки прелестник,
То и Губернское правление
Возьмет на то стремление.

Сыщет и Казенная палата,
Чем быть богата.
Также и Уголовная
Не будет в том прекословная.

Гражданской и Магистрат губернской
Не погнушаются страсти мерзкой.

В заключение автор приходит к следующему выводу:

Генерально всех тех мест,
Коих и числа здесь несть,
Председатели и заседатели
Только человеческой плоти объедатели.

Такие ж точно воры
Стряпчи и прокуроры,
Уездные начальники
И капитаны и исправники 9.

В жанровом отношении данная утопия продолжает традицию зажигательных манифестов, указов и прокламаций, вышедших в свое время из стана Пугачева. И по языку она стоит очень близко к пугачевским манифестам, которые оказывали огромное эмоциональное воздействие на массы, будучи «удивительными образцами народного красноречия, хотя и безграмотного» (Л. С. Пушкин). [97]

Историки пугачевского движения отмечали выдающееся влияние пугачевских манифестов, написанных от имени руководителя движения его «литературными сотрудниками», на различные слои населения и называли их «страшною приманкою для народа».

Так, этот жанр народной публицистики, рассчитанный на широкую читательскую аудиторию, явился самым популярным и действенным видом потаенной литературы. Пугачевское движение было разгромлено, но жанр указов и манифестов продолжал развиваться. Он оказал значительное влияние и на сатирическую народную рукописную литературу. Например, в рукописном сборнике 1789 года, составленном пугачевцем Василием Буниным, содержится сатирическая стихотворная повесть о петухе, написанная в жанре правительственных документов 10.

Публикуемая утопия не только дополняет круг названных произведений, по она значительно расширяет существовавшее представление о русской потаенной литературе второй половины XVIII века. Она позволяет исследователям пересмотреть некоторые прежние концепции развития русской утопической литературы того времени и дает ценный материал для постановки новых вопросов. В небольшой вступительной статье я не имею возможности остановиться на всех возможных аспектах изучения этого произведения. Отмечу кратко только некоторые из них.

1. До сих пор распространение утопической литературы в России второй половины XVIII века некоторые исследователи связывали главным образом с развитием масонского движения и масонской литературы. Данная утопия вносит существенные коррективы в сложившийся взгляд. Она была создана человеком, который не имел никакого отношения к масонству.

2. Автор утопии, как я уже отметил, причислял себя к раскольникам.

В нашей науке существует мнение, что якобы утопические произведения русского раскола XVIII века не сомкнулись с социально-политическими исканиями русских просветителей XVIII — начала XIX века. И этот вопрос нуждается теперь в пересмотре.

В публикуемой утопии отразилась идеология крестьянской демократии, ярким выразителем которой в России объективно являлся Радищев. Выше я отмечал несомненную связь утопии с «Путешествием из Петербурга в Москву». Пушкин называл книгу Радищева «сатирическим воззванием к возмущению». С таким же правом мы можем отнести эту характеристику и к данной утопии.

При сравнении «Путешествия» и рассматриваемой утопии, которые внешне как будто ничем между собой не соединены, но по сути дела стоят близко друг к другу в силу антикрепостнического содержания, обнаруживается своеобразное явление: «стыковка» на границе, разделявшей народную рукописную публицистику с печатной художественной демократической литературой.

Автор утопии не называет источников, которыми он пользовался в своей работе, но их не слишком трудно обнаружить, просмотрев тогдашнюю антикрепостническую литературу. Для освещения истории зарождения и развития крепостного права в России, например, он опирался на коллективный труд «Новейшее повествовательное землеописание...», изданный Обществом друзей словесных наук, членом которого являлся Радищев. Труд этот был начат еще в конце 1780-х годов, первое уведомление о его подготовке было напечатано в декабрьской книжке журнала «Беседующий гражданин», которую проводил через цензуру Радищев 11. Отпечатан он был в двух томах в 1795 году, когда Радищев находился уже в ссылке.

Для нас особенно интересен раздел книги, посвященный описанию России, поскольку в нем наиболее ощущается влияние Радищева. В этом разделе неоднократно отмечается, что крестьяне в России в древние времена были вольными, что они не были прикреплены к помещичьей земле и могли по своей воле переходить от одного помещика к другому. «Невольные же были тогда одни только пленники и потомки их, коих помещик имел право духовною в наследие детям своим, рядною в приданое за дочерью укрепить, и постороннему продать» 12.

То же внимание к этому известному историческому факту мы встречаем и в рассматриваемой здесь утопии.

«Новейшее повествовательное землеописание...» вскоре после выхода в свет было запрещено по распоряжению Екатерины II, но какая-то часть экземпляров все же проникла в народ.

Утопия была создана в период острейших революционных событий во Франции и в Польше. Эти события не прошли мимо сознания ее автора. Он был знаком с польской революционной прокламацией 1794 года, распространявшейся среди [98] польских повстанческих отрядов. Прокламация содержит в себе развернутую боевую программу действий польских революционеров. Автор русской утопии переписал из нее ряд пунктов в свое произведение, творчески переработав их применительно к условиям российской действительности. Самый же текст польской прокламации был изъят у него в тюрьме вместе с рукописью его утопии.

Вопрос о влиянии и филиации освободительных идей периода буржуазных революций конца XVIII века является довольно сложным. Эти идеи и формы антифеодальной агитации переходили из одной страны в другую, взаимообогащались и трансформировались соответственно национальным особенностям каждой страны. Польский текст, использованный русским автором, был создан под влиянием событий французской революции, которые горячо обсуждались польскими революционерами в 1794 году в варшавском Якобинском клубе. Не случайно Екатерина II, прочитав польскую прокламацию, отметила, что в ней «по примеру французов сравниваются все состояния в Польше, достоинства же и чины уничтожаются» (л. 107).

До сих пор исследователи, изучавшие русскую потаенную демократическую литературу конца XVIII века, не ставили ее в связь с революционными декларациями, созданными французскими и польскими революционерами. Приведенные мною факты указывают на то, что такая связь существовала. Здесь намечается чрезвычайно интересный аспект изучения взаимодействия русской потаенной литературы с революционной литературой Запада.

Несмотря на то, что в данной утопии имеется немало наивного, противоречивого, слабого, идущего от религиозного сектантства, она несомненно имеет определенную историческую ценность.

Утопия публикуется по рукописи, хранящейся в Центральном государственном архиве древних актов (ф. Госархива, p. VII, оп. 7, д. № 2849, ч. лл. 31-40), с сохранением орфографии подлинника. Рукопись нисана на 10 листах большого формата (всего 20 страниц) коричневыми чернилами на бумаге кремового цвета четким почерком, местами переходящим в полуустав. Бумага имеет водяные знаки 1794 года.

Рукопись именуется «подлинником». На обороте одного из листов сделано следующее примечание: «Доношу, что из сего подлинника пущено в мир 243 копии в местах, известных вам, а оные ж копии с прошлого 1789-го года также немало уже родили». Из этого примечания следует, что данное произведение было сочинено еще в 1789 году. По-видимому, в датировке допущена описка, или сделано это сознательно по каким-то неизвестным нам соображениям. Судя по водяным знакам на бумаге, рукопись не могла быть написана ранее 1794 года.


[ВОЗЗВАНИЕ К НАРОДУ]

Благовесть исраилю российскому, то есть приверженным к богу староверам благочестивым.

Молитва начальная

О господи боже наш, всемогущи<н> и неностижимы<й> творче и строителю всех благ, сколь ты справедлив, столь и милосерд, возри на малое число исраиля твоего и помилуй желающих быть твоими, помоги сполнить повеление твое. И, соединя вси миряне сердца, мысли и слова, с усердием будут возклицать: милосерд господь бог наш во всех силах своих.

Из священной гисторыи

Яко в ветхом завете Авраама, Исаака, Якова, Моисея, Давида и протчих спасал господь бог народ исраильской ради воплощения сына своего господа и бога и спаса нашего Иисуса Христа, то есть милосердия своего.

Тако росийской народ ради воскресения и отыскания истины господней спасал ж от разных бедствий. Начав из древних от введения в Росию християнской веры, князя Владимира, царей Ивана и Алексея, императора Петра и протчих, а ныне видим уже сей российской народ страшнее, храбрее и пространнее расселен не в пример всем еуропейским государствам (а прежде они все стыдились с Россиею союз иметь); так ныне Россия прославилась, как исраильской народ при царе Соломоне (после которого смерти надвое разделилось государство). Напоследок воплощений спасителя нашего Исуса Христа не осталось и знаку даже царства еврейского за грехи архиреев, книжник<ов> и фарисеев, что не приняли Мессии истинного, за то ныне едва скитаются евреи в разных государствах мерзкою вонею заражены, единственно ради уличения народ беззаконной.

Рим, некогда страшный и всем почти миром завладевший, за перемену православной веры потерял славу, а ныне едва слышно об нем, и токмо населен народом, отверженным Исус<ом> Христом, то есть архиреями, книжниками и фарисеями.

Греция великая и славная за перемену закона и несоблюдение заповедей божиих, за несправедливость, за небратолюбие потеряла владение государства, и [99] исчезла Греции слава, и даже спасителя нашего господа Исуса Христа возлюбленные места и стеги его дражайшего хождения остались под владением не християн, столь гнусны и мерзки сделались очам господа и бога нашего Исуса Христа християне, что недостойны владеть благодатными местами.

Оставив все нещастья и приключения древние российские, довольно вспомнить помощь непостижимого творца в соединении всех княжеств российских в едино царство, в отвержении податей тартарый кримской платимых, от которой дозволения даже корона российская зависила, в распространении России взятием Казани, Астрахани, Сиберый, в присоединении Малороссийских княжеств, Киева, Смоленска, Стародуба, Чернигова и протчих городов малороссийских от Польши, в взятии Рыги, Ревеля, Нарвы, Вибурха и протчих земель от шведа и обладанием Балтыцкаго моря, нынешнего ж века в взятии великой Тартарый Кримской и в обладании Черным морем, в присоединении Белороссии, Украины и польской великой части Королевства Польского и немалой части Бисарабии Цариграской от турка, все сие помощь божия устроила, подвиги российские вспомоществовало его непостижимое милосердие единственно ради исраиля российского, хотя он поныне в пренебрежении и попрании был, но всегда угождал и угождает господу богу своему, за что непостижимый, умиляясь над оным, возобновляет первое бытие и умножает свой исраиль.

Конечно, никто иначе не должен разуметь и не может, яко помощею божиею сие устроено и благодатию его свыше посланною царям российским исполнено; однако сколько надобно ценить и за то господа бога вышнего, благодарить, столько следует и помнить о том, коликое число крови, любезные россияне, ваших праотцев, дедов, прадедов, отцов, братии и сыновей пролито до нынешнего времени, не тысящ, не милион, но несшисленные милионы людей (кроме денежных расходов) стоит вам сие распространение и, естли бы оценить на ден<ь>ги от начала потерю, смело можно ценить во всей России всякой ступень земли рубль, то сие рассмотрев, надобно крепко оборонять от неприятеля, дабы одной пяди не потерять земли и ни единого шагу владения российского. Но, можеть быть, думаете или и сказываете, почто имеем сильно оборонять отечество, естли не получаем награждения все, а только некоторые недостойные люди получают. На сие я вам истинну божию открою и докажу, что вы были недостойны за многие погрешности пред господом богом получать награждение до нынешнего времени; отныне, естли повинитесь воли и повелению его вышнему, удостоитесь получать, а ежели не соедините сил ваших, то еще наступающей век будете под игом работы в неволи.

Яко господь бог — творец всех благ от начала устроения народа российского, а паче от принятия веры християнской во всяком веку (то есть в столетие) шесть лет от меннитого благословения России определил, а враг человеческой, злой дух, успевал (попущением божиим) затмить благодать божию, а сильнея вкоренял зло, дабы народ российской истинной благодарности вышнему творцу не воздал, то в следующем открывать глаза (повелением непостижимого милосердия), где ваше награждение общее, как ваш разум в затмении; и всего зла, вкоренившегося в России, истинную картину представляю вашим глазам.

Прежде от воплощения господа и спаса нашего Исуса Христа принявшие закон християнской по оному поступали; не было звания в народе дворянского, ни крестьянского (как в евангелии и поныне значит). После как стали християне удаляться от заповедей Нового завета, то господь бог, наказывая народ, стал попускать, что люди людьми себе подобными стали владеть, яко скотами в многих государствах, что и в России от четырех веков сие появилось таким образом. Как Россия была непросвещена, тогда смежные государства, желая взятием России попользоваться, делали неприятельские нападения. Россия наставлением божиим всегда оборонялась войною; в то военное время за отличную храбрость некоторым воинам, за небытием денег, жаловали цари землю, с тем дозволением населять оную пленными людьми и оброки себе получать.

Между тем последовал неурожай хлеба, за ним голод. Тогда богатые люди исходатайствовали у царя указ, дозволяющей землю продавать и покупать жалованную царями, а людей, естли кто в голоде прокормит, должны отработывать прокормёжникам, и буде бы пожелали некоторые добровольно остаться, навсегда при- писаться за прокормщиком дозволяется (с платежем государственных податей). А как тогда было человеколюбие в народе, многие бедные люди записывалися за богатыми, и так достаточные люди, имея за собою людей и собственную землю, стали называться владельцами, после помещиками, напоследок дворянами, и как прежде было обыкновение честных людей выбирать в судьи и в придворные вельможи, а с храбрых воинов в начальники военные, так после из звания дворянского, хотя и нечестных людей, в вельможи, в судьи и в военные начальники стали набирать, яко же ученых в грамоте их званию довольно было, то и церковные чины они занимали.

И как время по времени они усилились, разбогатились, стали гордиться и должны были по воле духовных чинов и вельмож даже и цари поступать, везде они успевали в пользу свою на войнах чины получать; в отечестве <в> награждение за все благополучие церквям и дворянам цари имение роздавали, крестьян [100] записывали, и что народ нсучоной выдумал в пользу отечества, то дворянин получил награждение, и начали называться благородными, после и господами, что дошло ныне до высокопревосходительства, княжеского и графского сиятельства; и так усилившись, многих царей истребляли, разные неспокойствия в отечестве делали, сами воцарялись; и нещисленные неспокойствия и непорядки от духовных чинов и дворянских столь происходили, что и до нынешнего времени они ж находятся, и чуть не всю Россию господа в крепость себе взяли и всеми выгодами и народом завладели; и тако подобные люди созданием от господа бога за глупость предков и за грехи по большой части в России находим (чево в протчих государствах вовсе нету) звание крестьян, холопов, мужиков, каналиев, ительмов, скотов и протчих мерзких именований. Вот где вам награждение за пролитую кровь предков ваших и вашу собственную, за распространение России и за все устроение в отечестве, за прогнание неприятелей и протчия услуги ныне. В столь пространном государстве Российском от своих неприятелей, в отечестве происшедших, от разных нападков и излишнего угнетения не можете сохраниться, должны искать защиты и сохранения здравия и жизни в чужих государствах, с которыми припуждены вы воевать; там спокойствие находите, там и по желанию и наставлению духа святого спокойно господа бога — творца неба и земли хвалите. Так дворянской чин успел завладеть народом российским, переменить веру, спортить древние книги, произвесть на истинных православных християн гонение, мучение, ужас; и вспомнить, сколько за сие народа погублено, селений истреблено и сколько еще и ныне в гонении, в пренебрежении и заточении истинных християн православных, староверов находится; и все сие в духовном и гражданском чине дворяне находящиеся творили и творят: всякий, сие читая, подумайте, чево еще дворяне не довершили и зла в отечестве тте сделали, разве чево в аде не было, то нет в России. Например, ваша сила Россию распространила, вашею кровью Российская земля куплена и что только ни устроено и сделано — города, флоты, армию и все, что тти есть, вашими руками устроено. Вашим потом цела вся Россия питается и кормится, от неприятелей сохраняется отечество, а вы за посеение себе хлеба на пропитание дорого должны за кусок земли заплатить и даже по смерти за погребение тела, за место должны заплатить. Сколько ж помещики или господа ваши съедают напрасно ваших трудов, сколько, рассердись за лошадь или па ково-нибудь, человека убил, за собаку человеку жизнь отнял, за недозволение на блуд помещику дочери или жены не один убит, что так погублено ваших братий невинно миллионы наберутся. А сколько в каторге, в неволе, в заточении находится неповинных людей, счислить нельзя. Сколько ж выгнали господа за границу — все края, все царства наполнены российского народа, а в Россию кто пришел, разве которой из виссльницы сорвавшись или вовсе худых свойств, которой ушол из своего отечества, избегая наказания, пришел к нам. Без слез и рыдания нельзя думать о ваших горестях, а что ж спытать вам сие упомянутое и вящше сего.

Устроили господа множество судебных мест, разделили на наместничества, на уезды, а что в них судебных членов и всякой, кроме жалованья, имеет доходу втрое против жалованья, а спросить, с ково грабют — ежели не с крестьян, ремесленных людей, мещан и купцов. По всем судебным местам устроены воинские команды, ково кораулют — крестьян, дабы не разжились, состояния своего не поправили, дабы съедать и грабить их. На сие устроено, вить нету внутри неприятеля иного, кроме господ, судей и всего звания благородного; из них один убьет человека, а другой, заседающей в суде, убивцу покрывает, а крестьян в каторгу за их злодеяния посылают, умноживши себе чинов. На крестьян, мешчан и купцов подати несносные налагают, дабы казны доставало на жалованье. Очистили крестьян из имения, обирают их плачевные труды; очистили и казну, ввели государство в долги во всех иностранных государствах, столь великие суммы заняты, что нельзя уплатить, и делают совет продать все имение казенного ведомства, дабы не было казенных крестьян, а было бы господское или помещичье, тем паче дворянство укрепить, и господам, и не царям Россиею владеть и пользоваться ею.

PI дабы когда-нибудь народ не пришел в чувствие, сами затевают нарочно войны недельные; и хотя помощею божею войны российские побеждают неприятелей, однако всегда завоеванные города и земли возвращают им, потому что их благородия на войне получают в награждение казенное имение и при замирании от неприятеля получают довольные подарки, а отечество до основания разоряют войнами.

Сделали между собою господа совет и присягою скрепили, дабы род царской мужескаго полу истреблять, а женской пол царствовал бы всегда, что в пользу свою могут делать, а не в пользу отечества и всего народа. Армию в бедности и изнурении содержат ради того, чтобы в слепом повиновении своем солдатов бедных содержать и властны были бы их невинно (в противность артикулов) мучить. Словом сказать, все судебные места без справедливости, все должности без порядку, все казны разворованы и злым употреблением наполнены.

Так то кровью вашею государство устроеное во ничто обратилось. Точно все сие в России ныне поселилось, что некогда было в великой Греции, за что потеряно царство. Не миновала бы и Россия сего жребия, естьли бы не иераиля [101] российского молитвы, то есть совершенных мужей, по науке евангелия поступающих староверов; выслушав их молитвы, милосерд господь бог в непостижимости своей сделал определение в окончании нынешнего столетия все зло в отечестве истребить, народ российской к правоверию весь возвратить, даже и иноплеменников много присоединить, прославить и умножить исраиль свой. Никона патриарха, яко недельные, порядки церковные и обряды веры уничтожить. Императора российского одново властителя и повелителя иметь, так господь бог назначил и, конечно, сбудется. Россия до 1800-го года в шесдесят милионов мужеского полу умножится, изо всех земель россияне возвратятся и разного народу наполнится. Яко обетованная земля, все словянские народы по гисторыи Нарушевича к России присоединятся, подати облегчатся, пошлины торговые и все уничтожатся, и в будущем веце вся Россия будет строением каменная, столь обогатится, и вся старая Греция и святые моста, стег господний будут состоять под владением Российского государя. Воистину сбудется. Аминь.

Всякой грамотной християнин видит и знает из священного писания, что господь бог не царей, не князей назначил в апостолы, но из бедных людей, рыбарей и ремесленных, яко и сам господь спаситель наш Исус Христос в древоделии упражнялся и всему народу труды благословил, тако ж де и сию благовесть божию в приведение в действо простому народу господь бог повелевает, а не архиереям, книжникам и фарисеям, яко не под светлою ризою и щегольством хранится благодать божия — исраиль его возлюбленной под рубищем простой одежды и чистосердечием человека.

Надобно быть твердой веры и крепкой надежды с искренною любовию к богу, полагаясь на милосердие непостижимого творца в том, яко к распространению веры християнской между многими апостолами назнаменовал господь бог наш Исус Христос Петра верховным, Павла избранным сосудом своим, которые, первой немалое число людей християнской веры научил, а второй с вторицею седьмь крат приумножил проповедью, данною от бога хрпстиян.

Так господь бог российскому исраилю дал прежде императора Петра, который все порядки благоразумные и полезные отечеству устроил. Художества и пауки в пел. Армию регулярную и флот военной основал и соседственным дворам храбрость свою показал, а немалую пользу отечеству принес, словом сказать, из закоснелости весь народ российской извлек. Касательно до совершения благодати непостижимого, народу российскому назначенной, сие наследнику его к сполнению оставлено, то есть императору российскому Павлу, который, яко избранной сосуд, по глаголу божиему должен весь народ российской из крепостей освободить, во всех народах славянских воцариться и в любви божией и ближняго закон веры устроить и справедливость учредить; и завоюет Польшу, Курляндию, Пруссию, Саксонию, Венгрию, Чехию и протчие, но не пролитием крови, а произведением благополучия и проповедью благодати божией, яко ниже окажется.

ПРИСЯГА ЦАРСКАЯ

Аз, Павел первый, император и самодержец всея Великия и Малыя и Белыя России и царь всех народов славянских, клянуся господу богу, творцу неба и земли и всех видимых и невидимых вещей и всеми священнейшими тайнами непостижимого милосердия его в том, что повеленное и назначенное мне от господа бога, непостижимого творца, народ весь российской и славянской из крепостей освободить, дворянство уничтожить, весь народ поровнять по заповедям божиим на любви господа бога и ближнего своего, яко сам себя; справедливость, правосудие и закон веры утвердить; старую веру, яко от апостолов святых подано християнам, по новому завету устроить, распри церковные, между християнами заведенные, уничтожить; армию на основании добродетели расположить, жалованье умножить в сухопутной и флотской армии на всех морях; судебные места нынешние все уничтожить, всякое зло изкоретшть, добродетель ввести и насадить виноград; все чины военные и штатские, кроме армейских налицо служащих, естли не поспорят, уничтожить; равномерно достоинства и кавалеры вычернить, по пунктам, ниже означенным, поступить не медля ни мало имею. А буде противно сему стану поступать, да накажет господь бог в нынешнем на теле и чести, в будущем житие на душе преданием геене вечной (и протчее, и протчее).

1-е. Закон божий по истинным глаголам божиим господа и спаса нашего Исуса Христа в евангелии означеннькмж по науке и заведению християнской веры святыми апостолами, собрав россиян честных мужей, совершенных християн, из староверов, и призвав греков и латынников, умеющих евангелие читать и знающих толковать, яко первейшим предметом утвердить, устроить и тем распри народные, вразумительно растолковавши, всем уничтожить и всех помирить.

2-е. Императорская власть над народом по заповедям божиим устроится, мужеской пол всегда царствовать (а женской никогда) будет, так господь бог повелевает.

3-е. Все звания дворянские, господские, графские, княжеские вовсе уничтожатся (кроме царской фамилии), и отныне впредь никогда (где бы наше царство [102] ни распространялось) не будет <ни> крестьянина, ни дворянина, ни помещика под смертною казнью, а будут три сорта народов: земледельцы первые, ремесленые вторые, купеческие третьи, и они все между собою равные, и из них умные люди будут везде с царем присутствовать.

4-е. Законы гражданские, без числа умножившиеся от разных царей, и уже множество недельных находится, все уничтожатся, а в силу евангелия новые советом всего народа устроятся.

5-е. Деньги золотые, серебрянные, медные весом, яко при великом Петре были биты, произведутся, ассигнации уничтожатся, вместе и векселя с судебными местами и со всеми присудствиями предадутся вечному уничтожению, начав от сенатов до нижних судов, а останутся разделенные места на губернии, наместничества и уезды ради полезного распоряжения народов, в которых один суд совестной всех будет разбирать (сие устроится согласно с народом).

6-е. Почти во всей империи на крепком основании и починка дорог установится.

7-е. Церкви не предаются никакому разорению, а токмо, начав от архиереев до последнего свещенника и монаха, всем огьемлется жалованье, а должны жить от собственных трудов и милостины.

8-е. Земля, яко от непостижимого творца создана племени человеческому в пользу общую, та<к> да никто не будет платить за землю никому; кто где пожелает селитися, дозволится, токмо не сделал бы обиды ближнему своим поселением; на сие будет смотрение и ограничение.

9-е. Все руды полотые, серебренные, медные, железные дозволяются обществу народному заводить и делать во всех местах, где кому покажется, без обид ближнего, и имеющие серебро, золото и медь могут деньги делать в государевом монетном заводе, с платежем завода и мастерам, и казенные все заводы упомянутых сортов отдадуются обще народу.

10-е. Серебро казенное, находящееся по всем наместничествам, столовое и в протчих сделках, равномерно и деньги наличные из казенных палат и всех судебных мест благоволит народ без утайки все государю доставить.

11-е. Яко армия нужна ради защищения отечества и спокойствия общенародного, то на морях, всех России принадлежащих, флоты укрепятся и сухопутные две армии от востока до юга Константиновская, от юга до запада Александровская, и всем воинам рядовым, флотским и сухопутным, жалованье определяется в месяц деньгами по рублю на старом пайке и крупах и обмундировка нужная прибавится. Солдаты рядовые должны не более в службе быть, яко дватцать четыре года, при отставке всякому награждение 300 руб. и после, яко обыватель, общенародные должен будет подати платить и какой пожелает род жизни избрать — земледельчей. ремесльной или купеческой, властен будет. Ранены на войне солдаты без службы но уездам будут жить на всем готовом, пище и одежде, казенном.

12-е. Несмотря ни на какое лицо из честных, постоянных и умных людей, грамотных или неграмотных, по показанию поведения товарищей из солдат жребьями будут избираться капралы и унтер-офицеры, а из них то же жребьям офицеры, знающие совершенно службу, а буде бы в военное время рядовой солдат чем отличился, то в обер- и штаб-офицеры будут производиться. Офицерам то же из казны мундиры и вся амуниция и экипаж назначится, тоже лаек получать будут солдатской. Жалованье обер-офицеру вдвое против солдата, штабу вдвое против обер-офицера; в отставку офицеры токмо штаб отпускаться будут, обер не отставятся; отставным офицерам награждение в подати государевой из души мужескаго полу по два рубля в казну в год должны будут платить всякого звания люди, кроме единой персоны государя и военнослужащих, пока в службе. А в сумму общенародную тоже со всякой души мужескаго полу по рублю всякой год должны будут платить.

13-е. Государь из государственной казны должен армию и флот содержать и политические дела, а из суммы общенародной награждение отставным солдатам и офицерам, на содержание школ, на пропитание бедных людей, вдов, сирот и прот- чие надобности общенародные употребятся деньги.

14-е. Школы во всех уездах, в деревнях, селах, монастырях должны быть; учить обоего пола юных людей грамоте, а имянно, дабы всякой знал силу Новаго завета, то есть евангелие и апостолы. Мужеской же пол военной дисциплине, дабы всякой мальчик умел ружьем делать и все артикулы, что следует солдату, арифметику и протчее полезное людям.

15-е. Бывшим помещикам и в великом достоинстве поныне находящимся, ежели не будут иметь на пропитание денег собственных, то из народной суммы умеренно жизнь их содержать без отличия, яко человек, равной всем.

16-е. По истечении 12 лет от устроения благодати божией, ежели кто из юных людей обоего пола окажется неумеющим грамоте, те после смерти без погребения на поля на съедение псам пометаны будут, и навсегда сей закон строго будет наблюдаем.

17-е. Женити младенцов 16<-ти>, девиц 13 лет, дабы тем честность наблюсти, и ежели непорочны браком тех лет сочетаются и не осквернят блудом ложа своего, [103] их дети будут почитаны благородными (то есть честнорожденными), а по времени весь народ сие звание (ежели господь благословит) будет иметь.

18-е. Блудодеи, пьяницы, обманщики и тому подобные преступники, хотя бы и из богатых или заслуженных людей общенародных, будут наказываться бритием начисто головы обоего пола и ничем не покрывать головы и в собрание честных людей никогда не впускать их, за первой раз на несколько лет, а после и по смерть сие пятно иметь на себя.

19-е. Всякого звания людей по секретным и явным делам и даже всех преступников и убивцев из заключений тюрьм, неволи всех навсе освободить и на полю выпустить в общество народное почесть тотчас при открытии благодати господней.

20-е. Во время открытия благовести да никто из народа не будет мстительной, хотя бы и сущих варваров помещиков своих не убивать и не мучить, ибо бог на убивцах строго взыщет; должны беречися пролития крови, а ежели который будет упрям, заключить, а только от них присягу и подписки брать по образцу здесь показанному от обоего пола.

21-е. Яко их имение движимое, деньги и протчее имущество бывших помещиков, собранное из слез невинных людей, и в городах построенные домы или из таких же доходов, то из народа при удалении их от власти да никто не прикоснется такового имения и не сделает им грабежа, пусть неправильное собрание им самим будет в погибель, а ежели кто прикоснется, будет жестоко богом наказан.

22-е. В должностях находящихся во всех судебных местах разных чинов людей беспоместных то же присягою и подписками обязывать их, дабы какового вреда не сделали, в разные места разделить между народ<ом> по деревням их, а которые женаты, тем де людям, у них находящимся, под стражу отдать, при сем случае благодати божией да всяк потщится сущим своим варварам и злодеям .добро творити, ласково обходитися, дабы почувствовали любовь ближнего, человеколюбие, и пусть сами стыдятся прежней своей гордости н преступления заповедей божиих; отняв у них власть, такую сладость доставить им.

23-е. Все пошлины — рыбные, соловые, винные и протчие уничтожатся, а только от торгующих и купечества самая малая пошлина в суму народную нааначится, из которой суммы им же самим в приключении каком нибудь и в упадке выдаваться будет в помощь.

24-е. Ежели кто, имея довольные заводы золотые, серебренные и медные, будет иметь довольно сих материялов, то за границу прежде не продавать, а спросить у государя, буде в казну не надобны будут, тогда дозволится продать.

25-е. В казне останутся заводы лошадиные, ружейные, пушечные, пороховые, суконные и протчие, что армии и двору надобно, а протчие все обще народу отдается, и сии ж упомянутые заводы всем дозволяются содержать, а именно пороховые.

26-е. На судей казнь за несправедливость и лихоимство установится; одно главное судебное место при государе будет Кабинет на 12 експедиций разделен, в котором Сенат, Военная коллегия, Синод и все главные места заключаются.

27-е. Яко из начала всегда в Росии был народ жестокосерден, то и ныне может быть между добрыми людьми и таковых свойств, то ради оных вооружить армию против китаев, киргисцов и протчих тамошних народов диких и противу Персии, дать им все нужное военного снаряду, и определятся им ученые люди, которые будут проповедовать евангелие тем народам, и они великое богатство общее народу откроют, и все таковых свойств, дабы в отечестве не делали зла, отзыв сами сделают, и без презрения они в ту армию определятся; равномерно из народа и армии и флотов преступники и злонравные люди туда же будут определением посылаться, но между тем надеемся, что в наступающем веце всяк почтится быть честным россиянином.

28-е. Будет заведение дабы, кроме северной части, во всей империи разные овощные плоды в пользу и выгоду всего общества были бы сажены и заведены, чтоб Россия всем изобильна была.

29-е. Всякого исповедывания християнские домы, яко то римские католические, лютеранские, кальвинские, армянские, кирхи, да не будут поруганы, ни разоряемы, ниже обидимы ничем до времени окончания благовести, даже татарские мечети, еврейские школы и те сохранны останутся, а после государь сам с людьми избранными докажет им благодатью божиею, что они сами своего отвергнутся, а к истине присоединятся, токмо не должны их россияне огорчать, а паче им ни малейшей обиды не делать грабежем.

30-е. Хотя в сих пунктах и не упомянуто все, что нужно быть устроено в империи Российской, однако будто уверены все, что вообще со всем народом государь все надобности и нужды учредит и ограничит всем вся, а весь закон всому народу, гражданскому и воинскому, в доставлении правосудия и спокойствия всем предел<ам> на дванадцати листах заключится, так и кратко, дабы всякой человек, умея евангелие и зная должность християнскую, знал бы наизусть право человека и закон царской, вообще народу изданной, и никак впредь не будет [104] указами умножаться закон в подобие нынешнего многозакония, то вовсе уничтожится и истребится.

Отдается ныне всем читающим книги, евангелие, заповеди божии, ветхаго и новаго завета на расмотрение и уважение прилежное и рассудительное, сполняем ли мы повеления господа нашего Исуса Христа, а от правил его христовых християнами называемся, како же называться смеем християнами и ругать не християн, сами сущие несполнители христовых заповедей и тем не будучи истинными християнами, отваживаемся носить на себе столь великое звание християн, есть они в народе только очень мало и то в гонении, а ныне господь — непостижимой творец всех благ оприделил быть всем християнами, сию благовесть сполнивши и в действо приведши, да всякой человек с усердием постарается не в скором времени в действо произвести, ибо от начала России сия благовесть первая, а буде не послушаотся народ, тако погибнет, яко в потопе непослушавшие Ноя или евреи за Мессию истиннаго.

ОБРАЗЕЦ ПРИСЯГИ ПОМЕЩИКОВ

Аз (имя, отчество и фамилию) клянуся господу богу, творцу неба и земли, видимых и невидимых вещей, в том, что я, новинуясь повелению божиему, воли царской и общенародной, добровольно крестьян освобождаю из крепости. Землю, которою владел я поныне, в пользу общенародную вручаю, дворянства, чину, достоинства, звания господского отрицаюсь, яко мерзких и богу противных дел, которые ослеплением нашим были у нас в уважении и употреблении, а ныне, яко благодать божия воссияла, так, отрекшись вечно и невозвратно, мне, ни потомкам моим отзыва не делать, а только единое благословенное господом богом название народное иметь желаю, поступая по силе заповедей божиих, любить господа бога со всея души и крепости и ближнего, яко себя самого (и протчая), быть верным царю великому Павлу, во всем воли его повиноватися, что его величество к содержанию жизни ни назначит, быть довольну; всем богоугодным узаконениям подвергаюсь, братом всего народа российского зватися за честь почту, словом, что только ни сделаю и установлено в отечестве будет, всему не лицемерно повиноваться и послушливым быть имею; а естли в чем-нибудь сделаюсь ослушливым, неверным, лицемерным, то не довольно, что царское величество властны жизнь отнять, но и душа будет вечно проклята и не достигну благодати божией и не благословит бог всей жизни со всем родом и племенем и в будущей проклят буду во веки веков. Аминь.

Кто бы ни был владельцем — муж и жена, дочери, сыновья — все должны присягу подписать и присягати. Присяга на евангелии; два благословенные пальца держать правой руки, а в левой — всяк зажженную восковую свечу и распятие целовать; окончивши присягу и погася свечи, говорить должны сии слова: естли в мыслях и духе нашем какое коварство содержим, да погаснем и исчезнем так, яко сии свечи погасают и дым от них исчезает; и дунуть па свечу должны сами присягнувшие.

ПИСЬМО К ЦАРИЦЕ

Всемилостивейшая государыня.

Непостижимой строитель всего блага от щедрот своих дал вашему величеству царство Росийское в временное управление, в котором по благодати божией с природным вашим милосердием, кротостию и жаждою справедливости и лишние лета изволили царствовать.

Но в сии годы управления и царствования ва<шего> вели<чества> злой дух всеял семена свои в России — богумерзкие и нетерпимые, а именно: блуд одеяния, публичные и бесстыдные, гордость, бедных и нищих презрение, неповинных по тюрьмам мучения, судебных мест умножение, а в них справедливости ни за полушку, ибо везде гордых антихристов звание, помещиков и дворян, господ заняли должности, характером и душею бессовестные, глупые, несправедливые, жадные чужого, возмутители спокойствия, воры, татья, убивцы, лихоимцы, блудники и протчие подобные сему, начав от кабинецких персон, министров, окружающих ваше величество, сенаторов, наместников, губернаторов, прокуроров, разны<х> членов и до подьячих, но на [всех] нет ни единого честного и неповинного, и естьли где определился честной человек и сделал отзыв по законам и справедливости, то в сей час отрешили и в заточение услали.

Оные злые люди, управляя все должности во всех местах гражданских и воинских, какового зла не соделали, сколько невинно солдат, честных и неповинных людей до смерти замучили, убили, утопили, бедное жалованье удержали, выгоду отняли и в пище и одежде, а в народе крестьян сколько разными мучениями земле, огню, воде предали, сего исчислить невозможно, а сколько суродованых без глаз, без рук, без ног и разных членов мучится, сколько вдов плачевных, сирот угнетенных и обруганых, разоренных в убожество и нищету приведенных, сии то [105] нещастные на всяк день озеро слез наливают в России. Итак, господа и дворяне, напрасные войны затевая, християнскую кровь невинно проливают; из казны деньги испразднили, Россию в долг нещисленной ввергнули, народ в нищету привели, торговлю росстроили, подати и пошлины на народ и на торговлю наложили, деньги из отечества за границу провели, воровством серебро и золото на посуду переделали, бумажныя деньги ввели к вясчему разорению отечества. Расходы денег противу доходов втрое умножили, ибо из наместничества, где помещиков состоят имения, едва триста тысящ в год доходу, а на жалование в год расходу от семисот тысяч до милиона в инных губерниях составляется. А так много чинов, что иные, имея чин и получая довольное жалование, не знают и не сведомы, где их должность состоит, а только знают казенные палаты, откудова деньги взять; в армиях морских и сухопутных столь много офицеров сверхкомплетных, службы не разумеющих и пользы ни малейшей не делающих, а только воровать, блядовать, солдат невинн<ых> бить умеющих; и шефов, которые и не знают, где их полки, а только жалованье получают; и нещисленные непорядки до высочайшей степени дошли; помещики крестьян мучут, немалое число заграницу во все государства разгоняют, после, естьли которой по обманчивым манифестам возвратится в отечество и запишется в мещанство или в казенные крестьяне, казна и за сие должна помещику заплатить; а после и сие ж имение казенное подарено помещику за воровство и непорядки, якобы за услугу; салдаты бедные своею силою неприятелей побеждают, а офицеры, за кустом просидевшие, <в> награждение имения и денег получают; а как уже ныне недостает денег, советуют с публичнаго торгу все казенное имение продать; помещикам будут деньги на нужды и на уплату долгов государственных и будет спокойствие в отечестве, как не будет казенных крестьян, не будет опасности, а помещичьи в изнурении не осмелятся восстать противу помещиков; при том же платит казна помещикам жалованье и доставляет им все выгоды и сверх того изволит казна их оберегать, ибо по уездам и губерниям определены команды п гарнизоны воинские не ради казны бережения, а ради господ помещиков, чтоб во притеснении крестьяне которого варвара не убили. Итак, солдаты наружного неприятеля берегут, дабы отечеству не вредили, солдаты ж караулят внутренних воров и розбойников собственных, дабы им воровать и зло творить кто не помешал и им здоровья не вредил, берегут, яко трутнев в пчелах. Все сии непорядки, все несправедливости, которых и сотной доли не описал вашему величеству, под вашим скипетром родились, произросли и плоды выдали. Сделали господа участницею ваше величество всего зла, находящагося в отечестве, ибо вы соизволили все несправедливости своеручно подписать и царство двадцать лот незаконно в своих руках держать, ибо изволили присягать только на 14 лет, а то без царя 20 лет государство состоит; и все присяги незаконные, деланные вашему величеству, за то ж и не наблюдают присягнувшие, а сколько ж то зла в 20 летах произошло!

Услышал господь бог вопль, рыдания и пролитых слез невинно, умилосердился над исраилем своим и над нещастными людьми, невинно страждущими, не попуская инному наказанию, как бы следовало все царство, яко греческое, в чужие руки предать, сделал милосердное определение: во всей империи помещиков, дворян, господ и звание дворянское вовсе уничтожить, судебные места все истребить, корону царства от вашего вели<чества> отнять и законному наследнику Павлу Петровичу вручить за его многую терпеливость, народ весь великой империи без отлички поровнять и благословить сладкою жизнью во всем том, что можно лутшего сыскать во всем мире. Под скипетром Павла вся благодать господняя устроится, народу вдвое скоро умножится, и обладает <он> многими славянскими народами.

Потому извольте, ва<ше> ве<личество>, в самоскорейшем времени бесспорно корону вручить и на волю его величества свою старость положить, которой на основании божиих правил доставит.

А естьли паче чаяния, яко господа намеряются его величество не допустить до владения царством и ваше величество еже согласитесь к сему беззаконию, то господь бог — творец неба и земли, яко правильной судья, попустит и свидетелем есть, что звания дворянского обоего полу во всей империи знаку не останется, вся земля кровию обагрена будет и вашему величеству скорбь будет терзать сердце, а ежели ж согласно с волею божиею будет вручена корона его величеству великому Павлу Петровичу, то сей благодати господней, освобождения народа из ига работы, почтется вашему вели<честву> половина щастья, и будет уметь народ ценить и обожать ва<ше> ве<личество>, яко матерь отца отечества, и знатное дворянство почувствует милость царскую, верно великой государь со всеми врагами своими поступит по науке господа Исуса Христа.

Сие народ российской, всех сил военных и земледельцов соединив сердца, мысли и силы, приняв повеление от непостижимого творца, имеет честь вашему вели<чест>ву поднести, ожидая желаемого благоволения, яко бы<в>шие подножия ног вашего величества.

Милосердной матери нижайшие почитатели. Наместничество Орловское.

И так подписывать — или армия, пли которой округи, или губернии, а имян не подписывать. [106]

[ИНСТРУКЦИЯ О ПРОВЕДЕНИИ ВСЕНАРОДНОГО ОБСУЖДЕНИЯ ПРОЕКТА НОВОГО ЗАКОНА]

Повеление от непостижимаго творца

Всякой человек, получа сию благовесть, да прочтет многие разы и уразумеет крепко волю божию и всеми силами и крепостию стараться должен, сколько возможно, поболее переписать и людям всем благовестить и рассылать, а сей оригинал, которому первому достанется, должен тот хранить у себя с уважением, а по устроению всего, тот человек, у ково будет находиться сей оригинал, появится к царю вместе и с сим подателем, или дети хранителя и иода толя, которые в народе российском много почтены и награждены будут; списывая, в заглавии надписывать: «Копия из подлинной благовести» да списать евангелие от Матфея — глава пятая, зачало первое на десять — и к сей благовести вначале положить и от Марка глава II-я, зачало 51-е.

Да изберите два или три мужа честных, невиновников, <к> женщинам не прикасающихся, мяса не идущих, от злого обоняния удаленных, да сии молятся на коленях ставши в сутки по три часа, по временам, расположенным от начала Христова. Да и всяк на молитву приклонит колена, дабы богу угодные дела честно «отворить, обиды не сделать ближнему, крови не пролить. Назначил господь бог время благовести сей всему народу от получения сего до будущего году 796-го по первое число сентября, дабы везде было известно во всей империи, а паче всего [по всем] командам воинским, в армии по всем полкам, во флоте по всем караблям и суднам, всем гарнизонам и козацким командам и всему народу во всех селениях, полякам, латышам в Риге, чухнам в Ревеле и Вибурхе; тем только о вольности народной, о уничтожении помещиков благовестить и о законе божием ничево не писать, после они согласятся и примут закон настоящей православней веры; ныне недостойны знать, и они сделают великое крови пролитие над своими помещиками.

Благовестить в столичных и губернских городах везде, на Дону, в Сиберии и во всех <местах>, а в тех местах, где только ни есть староверы, то им посылать, а они и никоновцам и всем дадут знать; давать в Курляндию через Ригу; дабы известие было дано так, <как> великой исраиль хранится российской, прежде, покамест во все губернии будет разослана благовесть, поосторожнее и потишея делать, яко апостолы делали, после публично будут благовестить, и хотя многих переловят, не будут бить, ни казнить ни единого, и хотя будут держать в заключений, после освободятся и награждены будут от народа. Паче всего крепко армию вразумить и внушить им, дабы, яко лишних грехов прикасяющиеся, не повернули орудия на свою братью и на свою кровь; однако ж господь бог не попустит им быть в закоснелости, уразумеют волю и милосердие божие над собою и всем народом российским. Ежели бы неприятели, окружающие Россию, на вождением дьявольским вооружились в сие время, покамест благодать божия не совершится, то из народа выслать охотник<ов>, до двухсот тысящ, в помощь армии и стать крепко противу неприятеля и неприятельским солдатам сообщить сию благовесть на пероводо их языка, то всяк неприятельской солдат повинится России, так господь бог завещает. Дождавшись 1-го числа сентября будущего года, должны изо всех мест с сею благовестию по одному человеку послать к его величеству Павлу Петровичу, дабы изволил прочесть и свое благоволение на сие подписать; и его величество но сделает отговора, помня, яко от нескольких лет господь бог его величеству чрез мужей избранных сие все благовестил, а что давно не принялся к произведению в действо, за то довольно сам есть наказан почти неволею, яко состоит под властию господ подданных своих.

И того ж 1-го сентября изо всех сторон от народа и от армии должны написать письма к ея величеству императрице (буде ещо жива) по прилагаемому образцу.

Что здесь написано и показано к благовести господнего повеления, то есть освобождения народа из неволи и работы, яко прежде Моисей освободил свой иераиль из земли египетския, из дому работы, так равно мерою ныне иераиль российской наставляет освободить весь народ из неволи.

Буде ж бы получа сие которой да не произвел вслух народу и ожесточил сердце неверствием, будеж отвержен, яко тот раб, талант закопав<ш>ий в землю.

Ежели бы усмотрели правильные мужи дарить духа святого каков недостаток в сей благовести к внушению народа, благословит бог украсить словами яснее и внятнее, от существа дела настоящего не удалясь только.

И ошибки в словах, здесь написан<н>ы<е>, вольно поправить, ибо сие не книжником пишется, из благовести ангельской.

После благовеста как освободятся все заключенные, из них появятся к царю богоугодники, которые все нужное по сим пунктам, касательно до закону божиего и веры святой, до справедливости, до хваления бога, по повелению божиему в силу евангелия на вере, надежде и любви устроют царю, царству и всему народу российскому и славянскому так, что ни есть на свете лутшего, все сие с благодатью божию вместится в России, яко ныне изо всего мира злоба в России господствует».


Комментарии

1. А. Белик и Ю. Кононов. Новый документ по истории русской общественной мысли конца XVIII века. «Вопросы истории», 1948, № 4, стр. 100-105.

2. Д. Бабкин. В. В. Капнист. Критико-биографический очерк. В кн.: В. В. Капнист, Собрание сочинений в двух томах, т. I, Изд. АН СССР, М.-Л., 1960, стр. 56.

3. Центральный государственный архив древних актов (далее — ЦГАДА), ф. Госархива, p. VII, оп. 7, д. 1849, ч. I, л. 30 (далее ссылки приводятся в тексте).

4. Общую характеристику говора Архангельско-Олонецкого края см.: А. Грандилевский. Родина Михаила Васильевича Ломоносова. Областной крестьянский говор. СПб., 1907, стр. 1-85 (Сборник Отделения русского языка и словесности им л. Академии наук, т. LXXXIII, № 5).

5. В. И. Ленин, Полное собрание сочинений, т. 7, стр. 169, 172-173.

6. А. Н. Радищев, Полное собрание сочинений, т. I, Изд. АН СССР, М.-Л 1938, стр. 320.

7. См.: Д. С. Бабкин. Процесс А. Н. Радищева. Изд. АН СССР, М.-Л. 1952, стр. 12; Д. С. Бабкин. А. Н. Радищев. Литературно-общественная деятельность. Изд. «Наука», М.-Л., 1966, стр. 109-110.

8. Т. А. Мартемьянов. Крепостное право в народной словесности. «Исторический вестник», 1906 сентябрь, стр. 867.

9. Рукописный отдел Института русской литературы (Пушкинский дом) АН СССР (далее — ИРЛИ), архив «Русской старины», книга, называемая «Когда что попалось».

10. ИРЛИ, 1.114.404/0-2-II.

11. См. об этом: Д. С. Бабкин. А. Н. Радищев. Литературно-общественная деятельность, стр. 163.

12. Новейшее повествовательное землеописание всех четырех частей света, с присовокуплением самого древнего учения о сфере, также и начального для малолетних детей учения о землеописании. Российская империя описана статистически, как никогда еще не бывало. Сочинено и почерпнуто из вернейших источников новейших лучших писателей, учеными россиянами. СПб., 1795, стр. 253.

Текст воспроизведен по изданию: Русская потаенная социальная утопия XVIII века // Русская литература, № 4. 1968

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.