Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ВОЛНЕНИЯ КРЕСТЬЯН ПЕРМСКОЙ ВОТЧИНЫ ВСЕВОЛОЖСКИХ

В 1796-1797 ГОДАХ

Спад крестьянского движения, наступивший после подавления крестьянской войны под руководством Е. И. Пугачева, в 1796-1797 гг. сменился новым подъемом антифеодальной борьбы, вызванным дальнейшим ущемлением интересов крестьянина помещиком. В этот период крестьянское движение охватило 32 губернии 1, в том числе и Пермский край. Уральские крестьяне, значительная часть которых была занята вспомогательными работами на горных заводах, находились в очень тяжелом положении и были готовы в любую минуту подняться на борьбу.

Первым по времени и наиболее ярким проявлением этого были волнения, происходившие в декабре 1796 – январе 1797 гг. в ряде ведомств вотчины крупнейших уральских земельных магнатов и горнозаводчиков Всеволожских, расположенных в бассейне реки Обвы. Их вызвали непомерность заводской барщины и злоупотребления приказчиков. Вместе с тем крестьяне выдвигали требование перехода под «коронное управление», т.е. освобождения из-под власти помещика-заводчика. Несколько тысяч крепостных отстаивали свои требования с оружием в руках. Угроза разрастания восстания и распространения его на соседние вотчины испугала губернские власти, и они прибегли к решительным и крутым мерам. Волнение было подавлено войсками. [255]

Несмотря на то, что первые сообщения об этом выступлении появились еще в дореволюционный период 2, ни один относящийся к нему документ никогда не был опубликован. Обошли его своим вниманием и составители сборника «Крестьянское движение в России в 1796-1825 гг.» 3, не включившие дату такого крупного волнения даже в хронику крестьянского движения. Настоящая публикация имеет целью хотя бы частично восполнить этот пробел 4.

Все публикуемые документы извлечены нами из фонда 1 департамента Сената, находящегося в ЦГИА СССР, и представляют собою рапорты Сенату Пермского губернского правления и пермского губернатора К. Ф. Модераха о ходе восстания и его подавлении. Составленные на основе донесений земского исправника и офицеров, руководивших расправой с крестьянами, они довольно подробно излагают ход событий, хотя, разумеется, интерпретируют их с официальной точки зрения.

Рапорт губернского правления в Сенат от 8 января 1797 г., в котором говорится о начале волнения, в делах нами не обнаружен. Некоторое представление о нем дает рапорт от 14 января, в котором кратко пересказывается содержание предыдущего.


№ 1

1797 г. января 14 –

Рапорт Пермского губернского Правления правительствующему сенату об отправке воинской команды для подавления выступления крестьян вотчины Всеволожских

От 8 числа сего генваря здешнее правление Правительствующему сенату имело честь донести о вышедшем вотчины господина лейбгвардии коннова полку ротмистра Всеволожского от крестьян неповиновении и, что для усмирения и для приведения их в должное помещику повиновение отправлена с прапорщиком Ларионовым воинская команда. А ныне оной Ларионов и обвинской земской исправник секунд-майор Шаманов присланными в сие правление рапортами доносят, что во исполнение указов сего правления за приведением в послушание неповинующихся крестьян с воинскою командой Обвинской округи в село Зюкайское прибыли они вообще 7-го. А 9 числа сего месяца собравшимся по повестке упоминаемого Всеволожского крестьянам человекам около тысячи чинили [256] довольные увещания и, хотя сперва по истолковании им закона, некоторые и делали ослушания в непризнании своего господина, но наконец все единогласно согласились быть у оного в должном повиновении, равно и все работы, на них определяемые, исправлять безотрицательно обязались, в чем и подписками утвердили, объясняя сверх сего, что как не все еще явились чинившие ослушание, то и остались они до собрания оных, и что впредь происходить будет, доносить непреминут. О чем Правительствующему сенату губернское правление сим и доносит, с тем, что начинщики ослушания к поступлению с ними по законам отосланы будут куда следует.

Карл Модерах

ЦГИА СССР, ф. 1341, оп. 1, д. 130, лл. 220-320 об.
Подлинник.

№ 2

1797 г. января 22 –

Рапорт Пермского губернского правления правительствующему Сенату о нападении крестьян на воинскую команду и об отправке новых воинских команд в район волнения

Здешнее губернское правление Правительствующему сенату от 14 числа сего генваря имело честь донести, что Пермской губернии вотчины покойного господина действительного тайного советника и кавалера Всеволожского крестьяне, выйдя из повиновения и не пошли исправлять заводские работы, а потому для приведения их в послушание отряжена с должным наставлением воинская команда; и что собравшиеся в селе Зюкайском, принадлежащем тому ж господину Всеволожскому, толпа крестьян около тысячи человек 9 числа сего месяца по довольно чинимым им увещеваниям наконец уговорены были исполнить их обязанность, в чем и подписками утвердили.

А от 16 и 18 числ сего ж месяца получены донесения от обвинского земского исправника Шаманова и прапорщика Ларионова с присылкою при первом начинщиков ослушания осми человек, которые уже и законному суждению преданы.

Как при чинении им первого увещевания, крестьяне кричали, что они нового своего помещика гвардии ротмистра Всеволожского своим владельцом не признают и налагаемых на них заводских и других работ, по отягощениям якобы от приказчиков, исправлять не хотят, а признают себя принадлежащими коронному управлению, то нужно было и протчих не бывших при сем увещевании собрать. Чего ради и посыланы нарочные к сельским начальникам, дабы собрали их, равно и тех, которые более таковое делали неповиновение, и сих последних представили бы под стражу.

Но посланные доносили, что крестьян в селениях нет, а якобы все уехали в господские работы, первоначальные ж ослушники куда отлучились, неизвестно. Между тем, нарочно приехавший сивинских деревень земской пищик объявил, что есть крестьян небольшое собрание в деревнях Рыжковых и Макарят, для чего и отправился туда капитан-исправник секунд-майор Шаманов с командою, состоящей в 83 человеках для разведования и забрания начальствующих в непослушании. Но не доехав до деревни Макарят, отстоящей от села Зюкайского в 18 верстах, из потаенных мест вдруг выбежало крестьян по примечанию до двух тысяч человек, которые, не ожидая увещеваниев напали на команду сильною рукою и, принудив отступить, ранили при том из оной стрелами четырех человек, семерых, захватя, прибили дрекольем, у восми отняли ружья с прибором. [257]

По каковому донесению, дабы наиболее сие зло не распространилось, отряжены туда по назначению господина, правящего должность правителя губернии, из оставшей здесь военной команды еще 50 человек с одною пушкою да служилых Осинской округи башкирцов 500 человек, и для увещевания тех крестьян в случае крайнего их упорства и для приведения в должное послушание силою и действием воинской команды направлен верхнего земского суда заседатель секунд-майор Зверев, яко испытанный и продолжавший службу в полевых полках, з достаточным наставлением.

Учредя сие во всем на изображенном основании, приняты деятельнейшие меры, и в разсуждении находящихся как в Обвинской, так и в других Пермской губернии округах, и исправляющих таковую ж работу помещичьих крестьян, дабы и со стороны оных равного ослушания не произошло, прикомандировав в губернский город Пермь из красноуфимских казаков 500 человек, да таковое ж количество приказано нарядить и иметь во всякой готовности в Осинской округе из служащих башкирцов. О чем Правительствующему сенату губернское правление донеся, непреминет и впредь о последствиях сего дела доносить же.

Карл Модерах.

ЦГИА СССР, ф. 1341, оп. I, д. 130, лл. 183-184.
Подлинник.

№ 3

1797 г. января 31 –

Рапорт и. д. правителя Пермской губернии Правительствующему сенату о подавлении выступления крестьян

Пермское губернское правление Правительствующему сенату от 22 числа сего месяца имело честь донести: какие мною предприняты были меры к усмирению неповинующихся крестьян гвардии ротмистра Всеволожского.

А сего месяца 30 числа верхнего земского суда от заседателя секунд-майора Зверева получил я рапорт, что по прибытии его 21 числа Обвинской округи в село Зюкайское, принадлежащее тому ж Всеволожскому, и по принятии в свое командование отряженной туда воинской команды, посылал он неоднократно к тем ослушникам, собравшимся во множестве в селе Кызвенском, отстоящем от села Зюкайского в 25 верстах, нарочных для увещевания. Но они не внимая оного, угрожали напротиву того нападением. Почему по прибытии к нему 25 числа из Осинской округи командированной башкирской команды состоящей в 500 человеках, и вознамерился он итти в село Кызвенское для приведения тех крестьян в должное повиновение. А, между тем, и опять отправил к ним двух нарочных для употребления последних средств к увещеванию их, кои возвратясь доставили к нему от крестьян письмо, требующее чтобы он господин Зверев прибыл к ним в село Кызвенское с одним товарищем, а команду оставил в селе Зюкайском. Наконец 26 числа послал к ним с нарочным уведомление с тем, чтоб крестьяне для личного с ним объяснения прислали к нему от себя выбранных мирских людей а егда не пришлют но останутся в своем упорстве, то в таком случае принужден будет привести их к должному повиновению силою оружия, на каковой случай и будет дожидать от них решительного ответа.

Не получа на сие никакого отзыва, 28 числа, отправя с командою при одном орудии из состоящих при нем обер-офицеров одного по обвинской дороге в состоящие от села Кызвенского в 12 верстах деревни, сам с таким же числом командою и с одною пушкою отправился в деревню Макаряты, отстоящую от села Зюкайского в осьмнадцати, а от села [258] Кызвенского в 7 верстах, где по причине застигшей его ночи, расположился остановиться. По полуночи в два часа означенные ослушные крестьяне на него во множественном числе вооруженною рукою напали, почему принужденным нашелся обороняться от них оружием, причем убито со стороны крестьян три, ранено пять человек, а с воинской стороны легко ранено: драгун один, пешей один, да казак один. Наконец оные крестьяне, склонясь на сделанные им предложения, обещали быть послушными.

В присланном 31 числа сего месяца рапорте доносит, что он, выступя из деревни Макарят 29 числа, того ж дня пополудни в 5 часу с командами в село Кызвенское прибыл благополучно без всякого уже от неповинующихся крестьян сопротивления, и сколько было в том селе крестьян, наиболее в сем неповиновении замеченных, взял под стражу и по допросе отправил в губернский город Пермь. Посланные ж команды за разведанием, что нет ли где собирающихся толпами крестьян, возвратившись назад донесли, что нигде таковых более не оказалось, главные ж начинщики сего ослушания разбежались, но для отыскания их отправлены нарочные.

Получа все сии донесения предписал я господину Звереву и Обвинской округи исправнику Шаманову, чтоб они, отобрав от тех в неповиновении бывших крестьян все оружие, какое у них найтится может, обязали их подписками о признании нового своего помещика, о бытии в должном у него повиновении и об отправлении возлагаемых на них повинностей. А, между тем, изследовались на законном основании в сем произшествий и виновные отосланы куда следует к законному суждению. Прикомандированным сюда в предосторожность из Красноуфимска казакам и приготовленным в Осинской округе башкирцам приказал я ныне отправлятся по прежнему в их селения, о чем Правительствующему сенату имею честь донести.

Карл Модерах.

ЦГИА СССР, ф. 1341, оп. 1, д. 130, лл. 221-221 об.
Подлинник.

№ 4

1797 г. февраля 6 –

Рапорт и. д. правителя Пермской губернии правительствующему Сенату об изъятии оружия у крестьян, аресте и розыске руководителей волнения

Правительствующему сенату от 31 числа изтекшего генваря имел я честь через нарочного донести о благополучном вступлении воинской команды, отряженной в Обвинскую округу для усмирения господина Всеволожского непослушных крестьян, в село Кызвенское, о зделанном при том от крестьян повиновении, и о моем распоряжении, а затем от 31 генваря, 1 и 4 числ февраля секунд-майор Зверев доносит мне, что от бывших в неповиновении крестьян орудие отбирается и по разведываниям ослушников в собраниях нигде более не оказывается и что большая часть тех крестьян отправилась уже действительно, как из рапортов мирских и сельских старост означается, к работам, а иные, хотя еще и не отправились, но просят высылкою их обождать на два или на три, доколе исправятся к продовольствию себя хлебом, а лошадей кормом. По исправлении ж обещаются выехав, работы на них возлагаемые исправлять безотговорочно. Из начинщиков же ослушания 4 человека сюда для законного суждения препровождены, а к сыску прочих прилагается старание, в протчем в тамошних местах и во всей Пермской губернии состоит благополучно, о чем Правительствующему сенату имею честь донести.

Карл Модерах.

ЦГИА СССР, ф. 1341, оп. 1, д. 130, л. 182.
Подлинник.


Комментарии

1. Н. Л. Рубинштейн. Крестьянское движение в России во II половине XVIII в. «Вопросы истории», 1956, № 11, стр. 47.

2. См. Е. П. Трифильев. Очерки из истории крепостного права в России. Царствование императора Павла I. Харьков, 1904.

3. Крестьянское движение в России в 1796-1825 гг. Сборник документов под редакцией С. Н. Валка. М., 1961.

4. Публикуемые документы частично использованы нами. См. В. В. Мухин. Волнения крестьян вотчины Всеволожских в 1796-1797 гг. Сб. «Из истории крестьянства и аграрных отношений на Урале». Свердловск, 1963.

Текст воспроизведен по изданию: Волнения крестьян пермской вотчины Всеволожских в 1796-1797 гг. // Уральский археографический ежегодник за 1970 год. Пермь. 1971

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.