Мобильная версия сайта |  RSS
 Обратная связь
DrevLit.Ru - ДревЛит - древние рукописи, манускрипты, документы и тексты
   
<<Вернуться назад

ФРАНЦУЗЫ В РУССКОЙ АРМИИ В 1793 ГОДУ

ИЗ ФОНДОВ АРХИВА ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Со времен Петра I Россия привлекала к себе многочисленных иммигрантов из стран Западной Европы, надеявшихся обрести здесь благополучие, найти применение своим, по тем или иным причинам не востребованным на родине, способностям. Среди иностранцев - искателей счастья в России, помимо определенного числа авантюристов, было множество мастеровых людей, земледельцев, учителей и воспитателей, ученых, художников, архитекторов, профессиональных военных, внесших заметный вклад в развитие, историю и культуру России.

В царствование Елизаветы Петровны (1741-1762), питавшей известную слабость ко всему французскому, заметно усилился приток иммигрантов из Франции. Эта тенденция продолжалась и при Екатерине II, которая приняла значительное число французов, бежавших после 1789 г. из охваченной революцией Франции. Одно время в Митаве находился даже двор графа Прованского, провозгласившего себя Людовиком XVIII после гибели в Париже королевской семьи — его брата, Людовика XVI, королевы Марии-Антуанетты и малолетнего дофина, посмертно объявленного легитимистами Людовиком XVII.

Казнь 21 января 1793 г. Людовика XVI произвела столь сильное впечатление на Екатерину II, что императрица, как свидетельствовал ее личный секретарь А.В. Храповицкий, "слегла в постель и больна, и печальна" 1. Оправившись от потрясения, она приказала разорвать все контакты с Францией и привести к присяге всех французов, находившихся к тому времени на территории Российской империи. Французские подданные, оказавшиеся в 1793 г. в России, обязаны были подписать документ, осуждающий злодеяния революции, и поклясться на Святом Евангелии в верности Божьей милостью ниспосланной королевской власти. Все, кто отказывался от принятия присяги, подлежали депортации в трехнедельный срок за пределы России. Таков был смысл высочайшего Указа от 8 февраля 1793 г. 2 Предусмотрительная императрица приказала опубликовать в газетах имена всех французов, принявших присягу, дабы избежать возможных недоразумений.

Как свидетельствуют архивные документы, в начале 1793 г. в России проживали 2424 француза. В подавляющем большинстве они осудили революцию и подтвердили верность Бурбонам. Лишь 18 человек отказались "учинить присягу", после чего были выдворены из империи 3. [117]

Среди присягнувших оказались 39 французов, служивших в то время в русской армии 4. Из приводимого ниже списка видно, что французы служили практически во всех видах вооруженных сил России - в пехоте, кавалерии и артиллерии (сухопутной и морской), как в столичных гвардейских полках, так и в отдаленных гарнизонах, в том числе в Сибири. Некоторые из них принимали участие в войне России с Турцией и Швецией, а кое-кто навсегда связал свою судьбу с новой родиной. Так, можно предположить, что упоминаемый в публикуемом списке прапорщик Конногренадерского полка Ге являлся прадедом (или дедом) знаменитого русского художника Николая Николаевича Ге (1831—1894) и его младшего брата Ивана Николаевича Ге (1852—1893), известного в свое время писателя и драматурга.

Публикуемый документ, хранящийся в фонде "Внутренние коллежские дела" Архива внешней политики Российской империи (АВПРИ), проливает свет на большую и многоплановую тему "Французы на службе России".

П. П. Черкасов


СПИСОК

Учиненной в Военной коллегии

о находящихся в службе Ея Императорскаго Величества

французской нации генерал-майоре, штаб, обер и унтер-офицерах,

кои по силе имяннаго 793-го, Февраля 8-го Указа приведены к присяге

Инженер генерал-майор Дешардон, с женой и сыном

Витебскаго пехотнаго полку подполковник Деманже

Разсыпной крепости комендант и премьер-майор Марисаль

Елецкаго пехотнаго полку секунд-майор Иван Роберт

Астраханскаго гарнизона плац-майор Деверзе.

Капитаны пехотных полков

 

Дероже

Козловскаго (полка) - Депуль

Ростовскаго - Барлам.

Драгунских

Кинбурскаго - Деваль-Нобль

Иркутцкаго - Ригонье

Сформированнаго в Москве Мушкатерскаго 1-го баталиона - Десионер.

[118] Ротмистры Карабинерных полков

Ригскаго - Алексей Дебуль

Тверскаго - Деантремонт.

Порутчики

Артиллерийских Гребных баталионов - Амвросий Офрейн

Ростовскаго Карабинернаго - Иван Делет.

Подпорутчики Пехотных полков

Лейб-Гранадерскаго - Дерош

Псковскаго - Деруфини

Тверскаго Карабинернаго - аудитор Бирк.

Адъютанты

Штаба генерал-майора Исленьева – Депиньей

Кинбурскаго Драгунскаго - Жилбер

Конногранадерскаго Военнаго ордена - прапорщик Ге.

Кадеты

Лейб-Кирасирскаго – Бешов

Таврическаго Конноегерскаго - Осип Банк

Иркутцкаго Драгунскаго - Барбиш

Астраханскаго Гранадерскаго - Иван Буже.

Сержанты Артиллерийских Гребных баталионов

 

Муа

Юг

Белозерскаго пехотного полку - Евтевни.

Конноегерских полков вахмистры

Таврическаго - Денис Банк

Переяславскаго - Деворен

Таврическаго - ротный квартермистр Мартын Банк

Сформированнаго в Москве Мушкатерскаго 1-го баталиона фуриер Желева

Ендестейн

Астраханскаго Гранадерскаго - капрал Федор Моро

Сибирскаго корпуса доктор Диабол.

Штаб-лекари баталионные

Артиллерийских Гребных - Сергиле, с женою

Тверскаго гарнизоннаго - Критьян

Жирард

Козловскаго пехотнаго полку лекарь Редер

Находящийся у полковника Тараканова во услужении Петр Лильпон.

Подлинной подписал Померанцов

Мартынов

АВПРИ. Ф. Внутренние коллежские дела. On. 2/1. Д. 1293. Л. 215-216; подлинник, рус. яз.


Комментарии

1 Дневник А.В. Храповицкого: с 18 января 1782 по 17 сентября 1793 года. М., 1901. С. 246.

2 Указ от 8 февраля 1793 г. с приложением текста присяги впервые опубликован Д.А. Ростиславлевым и С.Л. Туриловой. См.: Cahiers du Monde russe. 1998. JuilI.-sept. № 39 (3). P. 304-317.

3 Ростиславлев Д.А., Турилова С.Л. Французы в России в 1793 году // Ibid. P. 300.

4 Из дела, хранящегося в АВПРИ, "О французах в России, учинивших присягу по силе императорского указа от 8 февраля 1793 г.", - исследованного Д.А. Ростиславлевым и С.Л. Туриловой, следует, что всего в русской армии в начале 1793 г. служили 50 французов. Остается невыясненным, по какой причине 11 французских подданных, состоявших на российской военной службе, не присягали весной 1793 г. Можно предположить, что в момент принятия присяги кто-то из них был болен, кто-то успел перейти в российское подданство, а кто-то принял присягу позднее. Известно также, что в ряде случаев от присяги освобождались те из французов, которые пользовались безусловным доверием императрицы, главным образом представители французских аристократических семейств.

Текст воспроизведен по изданию: Французы в русской армии в 1793 г. // Россия и Франция XVIII-XX века. Вып. 3. М. Наука. 2000

Еще больше интересных материалов на нашем телеграм-канале ⏳Вперед в прошлое | Документы и факты⏳

Главная страница  | Обратная связь
COPYRIGHT © 2008-2024  All Rights Reserved.